Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #Борис_Годунов #Два_лика_власти
"Смутное время! Призрак свободы на коне, Кровь по колено, Словно в каком-то диком сне..." (В.А.Кипелов "Смутное время") "В России две напасти, Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти" (В.А.Гиляровский) Решил не останавливаться на достигнутом. Недавно я решил еще раз перечитать трагедию А.С. Пушкина "Борис Годунов". Оказалось, что я крайне мало понимал это произведение. Мне всегда казалось, что это произведение про отношение народа к власти и про бунт. Теперь я понимаю его несколько глубже. Но обо всём по порядку. Внешняя канва, внешний пласт произведения рассказывает нам о правлении Бориса Годунова и о начавшейся Смуте, о Григории Отрепьеве и взятии Лжедмитрием I власти "на Москве". Внешняя канва - исторический "детектив", связанный с противостоянием двух фигур - царя Бориса Годунова и Григория Отрепьева. Интересно, что этот "первый план" произведения показывает, что фигуры царя и самозванца весьма схожи. Одного из них (царя) волнует то, какой ценой была им получена власть (здесь Пушкин следует версии о том, что Годунов виновен в смерти царевича Дмитрия). Соответственно, "царю с нечистой совестью" противостоит честолюбивый Отрепьев, мечтающий о царской власти. Но и он не лишён внутреннего конфликта. Ради своей власти он вынужден отказаться от подлинных чувств. Вокруг него - одни только подпевалы и интриганы и даже Марина Мнишек, которую он любит, почти отвергает его, как только он раскрывает ей душу. Это - первый план поэмы, где нам раскрывают один из ликов власти - одиночество. Царя Бориса Годунова никто не понимает, он в сущности оторван не только от народа, но и от боярского слоя. Он - никому не интересен в качестве человека. Он - царь, этим всё сказано. "Народ" - т.е. толпы на площади тоже воспринимают Бориса прежде всего как царя. Юродивый, человек из народа, обвиняет Бориса Годунова в том, что он "царь Ирод" и в убийстве Дмитрия. Царь разражается в трагедии длинным монологом о несправедливости народной любви, дескать, тиран Грозный её имел, а он её лишён. То же самое мы видим у самозванца. Кто-то из простых людей его искренне любит, очарованный им. Но дворяне и окружение в основном просто используют, ради того, чтобы возвыситься. Марина Мнишек презирает Лжедмитрия за то, что тот открывает ей душу, но как только он угрожает ей тем, что её накажут и бросает, что сам добьётся власти, тут же она грубо льстит ему и говорит, что с людьми надо обращаться именно так. Вообще для поверхностного взгляда тут может показаться, что народ воспринимается как покорная, безгласная толпа, которая играет роль массовкм. На самом деле, замысел Пушкина куда глубже. Сквозь всё произведение мы видим одну и ту же, назойливо и несколько настырно повторяющуюся, мысль автора - все кругом лицемеры. Лицемерят бояре, славя царя вслух и рассуждая о том, чтобы его свергнуть, лицемерит царь, скрывая от всех свои душевные муки, лицемерят люди из народа, заставляющие себя плакать "от умиления" и трущие ради этого луком глаза, лицемерит Отрепьев, выдавая себя за царевича Дмитрия, лицемерит Басманов, давая царю слово и нарушая его и так далее и так далее. Перед нами раскрывается чудовищная сцена повальной моральной коррупции общества, страшной ситуации, в которой участвуют всё, кроме разве что Пимена, отрекшегося от всего земного и детей Годунова (которые просто предстают перед нами как простодушные жертвы истории). Все друг друга предают, но при этом делают вид, что друзья. Отрепьев начинает свой путь к самозванству тем, что объявляет перед ищущей его стражей вместо себя самозванцем другого человека. Страшно же это всё тем, что выхода практически нет. Пушкин показывает, куда общество ведёт этот путь, а он ведёт к преступлению. Убиты царица и наследник Годунова. Но в этот момент, как мне кажется, Пушкин предлагает нам поверить в небольшое чудо. То самое сценическая фраза, которая записана, но не произнесена в конце "Народ безмолвствует" оказывается не тем, чем все её считают. Это не признак того, что народ безгласно терпит. Это признак того, что народ постепенно начинает осознавать глубину собственного морального падения, своего собственного бездействия перед лицом этих всеобщих интриг и лицемерия власть имущих. Последние реплики в трагедии были произнесены не стихами, а прозой (умышленный приём Пушкина): "Мосальский -Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. -Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует. Конец." Да, это действительно "конец". Конец той лжи и лицемерию, в котором существовали царь Борис и самозванец. До толпы начинает доходить простая истина "бояре доигрались и мы тоже". Лицемерие и ложь, как показывает Пушкин - были в конце рассеяны, достаточно было ещё одного злодейства - и всё стало ясно. Второй лик власти - лицемерие, оказался временным. Выздоровление русского общества (хотя впереди еще годы Смуты) началось именно там. Первые семена недоверия к охватившей верхи системы лжи и лицемерия были проявлены именно там. От гибели царевича Дмитрия до убийства Годуновых общество, по мнению Пушкина, жило в состоянии духовной слепоты. После этого, оно резко разделилось на продолжающих играть в "игру престолов" русских бояр и простой народ, тот самый народ, который выдвинет в 1611-12 гг. Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского на авансцену истории. В общем, главные уроки Пушкина - власть, полученная "неправедно", "несправедливо" - делает одиноким. А еще любую власть окружает повальное лицемерие приближенных, которое может захватывать и всё общество. И вот тогда общество, пропитанное этим вторым, ядовитым ликом, оказывается совсем в шаге от огромной пропасти. Думаю, что даже анархист Кропоткин не мог бы так показать наиболее отвратительные черты государственной власти, как это сделал Пушкин в "Борисе Годунове". 13 мая 2023
4 |