↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal Онлайн
2 декабря 2023
Aa Aa
База. Канон. Основа основ. Три кита.

ТРЕХАКТНАЯ СТРУКТУРА

Схема, по которой строится большинство историй.

Это не тайное знание. Попробуйте на ходу сочинить простенькую сказку, а потом сравнить ее с пунктами, что я описала ниже. Велика вероятность, что вы в них попадете, даже не задумываясь о “правилах”. Почему? Потому что мы впитали эту структуру еще в детстве с теми же сказками. Не знаю, почему истории работают настолько схоже — даже захотелось углубиться в первопричины… Как узнаю — обязательно поделюсь ;)

Эта структура была зафиксирована еще в Древней Греции:

“Целое — то, что имеет начало, середину и конец”.
Аристотель, “Поэтика”.


Все, теперь вы все знаете :D

Ладно, все капельку сложнее (в той же “Поэтике”Аристотеля ). Но у меня хорошая новость: основы драматургии — не самая сложная и обширная область знаний. Чудеса начинаются, когда теорию применяют вкупе с другими талантами…

Сегодня хочу кратко описать самое-самое базовое — ТРЕХАКТНУЮ СТРУКТУРУ произведения. Возможно, для большинства новой инфы не будет, но без этого не двинуться дальше в нюансы и глубины :) Кстати, терминов для одних и тех же понятий немало, я буду использовать те, которые предпочитаю сама, но и альтернативные кое-где укажу.

Сразу предвосхищаю вопросы: “Так и больше никак?” “А обязательно ее использовать?” “А если я по-другому буду писать?” “Нет”. “Нет”. “Творите, как хотите” :D
Но сегодня сухие знания в лоб, никакого изящества, танцев и мошенничества.

АКТ ПЕРВЫЙ
Завязка или экспозиция

Задачи первого акта:

Экспозиция. Познакомить с героями / миром героев, его законами / обстоятельствами и контекстом / в каком месте герои находятся в их мире.
Задать конфликт. Обозначить противоборствующие стороны; они могут быть как разными людьми/существами/общностями, так и внутренними частями одного человека.
Дать толчок к действию. Это исполняет первое ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ, оно завершает первый акт и подводит ко второму.

Я называю эту часть “завязкой”, потому что, исходя из перечисленного, экспозиция — лишь одна из функций, пусть и важная. Вы точно знаете истории, где автор вываливает на вас факты о героях и мире. И вы точно знаете истории, где сразу начинается ДЕЙСТВИЕ. И это воистину мастерство, когда знакомство происходит через события, поступки, диалоги, а не описания. Для меня такой подход интереснее, потому я буду обозначать первый акт “завязкой”.

Первый акт завершается
ПОВОРОТНЫМ СОБЫТИЕМ (иногда “поворотным пунктом”, “перипетией”)
Таких событий в истории несколько, они поворачивают жизнь героя в другом, непредвиденном направлении. У него на пути возникает препятствие, челлендж, ему грозит опасность или беда, или появляются новые возможности, но дотянуться до них будет непросто.

АКТ ВТОРОЙ
или борьба / эскалация / конфронтация / развитие…

…а я человек простой, эту часть называю ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ :D

Задача второго акта:

Развить конфликт между двумя сторонами, проведя героев через путь, и подвести к кульминации. С каждым событием ставки повышаются, страсти накаляются. Сторона антагониста подкидывает все более сложные препятствия.

Посередине основного действия как правило происходит второе ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ, следом наступает кризис, приближается КАТАСТРОФА или третье ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ.

Завершается второй акт на пороге катастрофы, и его подхватывает третий.

АКТ ТРЕТИЙ

Даже не хочу мутить воду разными терминами. Развязка это и все тут :D

В этой точке конфликт разогнан до максимума, начинается КУЛЬМИНАЦИЯ. Это любая финальная драчка в боевике или фэнтези, самая острая драматическая сцена в мелодраме (“о нет, мы никогда не будем вместе”) или драме (“любимый уходит из жизни, как дальше быть”?)

КУЛЬМИНАЦИЯ — финальное столкновение сторон конфликта, которые мы обозначили в первом акте и которые выясняли отношения во втором. Пришла пора все порешать и поставить точку.

После столкновения разгребаем последствия. На вопросы, которые мы задали вначале, даются ответы, !которые! могут быть очень неоднозначные (сюда идут открытые финалы). Но зрители/читатели должны чувствовать, что они проделали этот путь не зря, получить удовлетворение (добро победило / теперь у них есть новый опыт, повод задуматься). Каким бы ни был финал, он ДОЛЖЕН БЫТЬ. Нужно обозначить точку, к которой мы пришли, даже если после этой точки еще ничего не заканчивается. А может и заканчивается.

Вот такие вот они — три акта в чистом виде.

КУБ В КУБЕ

В чем ценность этой схемы для любого сюжета: подобная схема применяется не только ко всей истории целиком. Если вы посмотрите на описание актов, вы отметите, что каждый из них состоит из: завязки - основного действия - кульминации - развязки. То есть в каждой части есть введение (новая информация), которое подталкивает к событиям, ведет к пиковой точке и последствиям. А если мы начнем делить на более мелкие сцены… то и там схема остается такая же.

То есть если вы пишете любую сцену, наполненную действием - можно брать на вооружение принцип трехактной структуры, и все будет зашибись :)

А по поводу “Только так и больше никак?” — от чего-то нужно оттолкнуться. Мое любимое: “выучив все правила, начни их нарушать”. Если мы хотим колдовать со структурой, следует как минимум знать, с чем мы колдуем.

Вот такая сегодня массивная, пусть и не очень оригинальная порция :) Я старалась коротко о главном.

Если вы прочитали и для вас это было ценно/полезно/интересно — не поскупитесь на ми-ми-мишку, так вы дадите мне об этом знать ;) Ну и приглашаю к обсуждению в комментах!
2 декабря 2023
3 комментариев из 20
Яросса Онлайн
Pauli Bal
Яросса
Могу эту историю разобрать в разборе))) Ты ее предлагала. Я ее читала, но детали не помню... А пока задолжала отзывы на конкурсе, и второй разбор меня ждет))
Можно ее... Я из тех предложенных не могу выбрать! >_<
Pauli Bal Онлайн
Яросса
Прости, твоя работа только восьмая 😭😭 в общем, как доберусь, посмотрю))
Яросса Онлайн
Pauli Bal
Яросса
Прости, твоя работа только восьмая 😭😭 в общем, как доберусь, посмотрю))
Да, я помню, что очухалась, когда поезд уже почти ушел. Так что восьмая - это даже лучше, чем я предполагала))
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть