Коллекции загружаются
#Хаяо_Миядзаки #Мальчик_и_птица #отзыв #многабукав
Итоговый фильм Хаяо Миядзаки «Как вы живете?» («Мальчик и птица») достоин того, чтобы прийти в кинозал именно так, как хотел автор: с чистым сердцем и при полном отсутствии ожиданий. Каждый спойлер, который вы словите до просмотра, отберет у вас часть сказки. Но человек слаб. А иногда еще и труслив. Я боялась потеряться в смыслах и концепциях, заблудиться в переплетении миров и отсылок, поэтому жадно собирала трейлеры, клипы и отзывы. О чем горько пожалела в кинозале. Поэтому вам такого не советую. По итогам двукратного посещения кинотеатра (премьерный с дубляжом CPI и через три дня сеанс с оригинальной озвучкой и субтитрами) я, пожалуй что впечатлена. Это самое близкое слово, которое мне удалось подобрать. Лучший ли это фильм мэтра? Не уверена. Но это безусловно лучшее, что можно было подарить в конце долгого творческого пути своим зрителям, своим наследникам и своим идейным противникам:) Дальнейшие описания, размышления и предположения предназначены либо для тех, кто уже сходил в кино, либо не внял увещеваниям, либо не собирается смотреть принципиально, но хочет знать, в чем там дело)) Попытаюсь обойтись без глобальных спойлеров, но ничего не гарантирую. Миядзаки как всегда непрост, изобилует отсылками, иносказаниями, плевать хотел на сценарий и обычную логику, и вообще, он своим фильмом разговаривает с внуком, а десятки миллионов зрителей по всему миру – это так, побочный эффект, поэтому не буду говорить, что все поняла. Это будет неправда, причем очевидная. Там еще копать и копать))) Но у меня сложилось свое целостное и яркое впечатление. Сюжетная линия фильма развивается в двух мирах. В реальности Японии второй Мировой войны, где приходится жить мальчику Махито (который во многом списан с самого Миядзаки), и в некоей метафизической реальности таинственной Башни. На третий год войны погибает мать Махито. В 44-м они с отцом уезжают из Токио в большое поместье. Кроме сестры матери Махито, в поместье доживают свой век семь старых служанок и несколько стариков. Махито тяжело переживает, что отец собирается вновь жениться. Ему самому все еще снятся кошмары о маме, сгорающей в огне. Он не хочет ходить в сельскую школу, где его в первый же день побили… Все это Миядзаки рассказывает чуть ли не мельком, не особо заботясь о подробностях или ритме повествования. Он не покажет новую фабрику отца, производящую самолеты. Он даже ни одного целого самолета не покажет:) На этот раз ему куда важнее навсегда сохранить в красках дивный рассвет над кронами пышных деревьев, разглядеть в деталях облупившуюся краску на старой растрескавшейся дранке или проводить глазами ополченца, которого немногие близкие провожают на фронт. Из этих вспышек-воспоминаний состоит самая ценная часть памяти, а школьный буллинг или подростковая ревность – они всегда типичны и знакомы каждому, к чему повторяться? Надо сказать, что Махито – отнюдь не идеальный герой. Он обычный мальчишка войны и ведет себя соответственно. Единственный важный перелом произойдет с ним во время чтения книги Ёшино Гэндзабуро «Как вы живёте». Моральный выбор героя книги определит решение Махито. И он отправится в мир Башни не из любопытства и не для того, чтобы оживить свою мать, как ему было обещано. Нет, он отправится спасать нелюбимую мачеху и своего еще нерожденного брата. Проводником между мирами становится странная цапля. Тошио Судзуки – продюсер и президент «Гибли», правая рука Миядзаки, смеется, что цапля – это его экранное воплощение. Если это так, то отношения между мэтром и помощником о-очень… интересные))) Что касается мира Башни… Мне категорически не близки рассуждения в духе «сошествия во ад», «царства мертвых» или морока, от которого герой сумел избавиться к концу фильма. Да, несмотря на надпись на вратах, отсылающую к Данте. Я увидела именно метафизический мир, мир идей, который порождает и создает все творческое в нашем реальном мире. В нем есть место и сказаниям старины, и неупокоенным духам, в нем созревают до своего рождения идеи. В нем есть таинственная родильная комната – место, где все начинается. В нем есть ярусы от самых темных глубин подсознания до очень узнаваемого «Вокзала Кингс-кросс, только без поездов»… И еще много-много разных смыслов. В какой-то степени мир Башни – это и студия Гибли. Даже 13 фильмов Мастера получили там свое отражение. А Хозяин Башни – двоюродный дедушка – это абсолютно точно одно из двух экранных воплощений Миядзаки. Хотя и Исао Такахата (друг и соперник Мия-сама) тоже. И в этом мире есть все несовершенства мира реального, представленные «старым поколением» пеликанов, толкущихся у гробниц и «новой волной» диснееобразных попугаев, оккупировавших Башню до самого верха. Первые пожирают только идеи, зато вторые могут сожрать уже человека целиком. Ну а дальше нужно просто смотреть во все глаза, любоваться пейзажами и интерьерами, смеяться и плакать, навсегда прощаться и верить, что ничего не исчезает. Это один из самых пессимистичных фильмов Миядзаки, но и чуть ли не самый яркий. И однозначно самый исповедальный. Он открыто обвиняющий. Антивоенный. И прощальный. Это завещание. После него можно жить и творить дальше, но кажется, что именно здесь и сейчас мэтр все же сумел окончательно отпустить свое прошлое, признать все, что в нем было, и отправиться дальше налегке. И самый важный спойлер: Махито не спасает мир. Он не предотвращает трагедию Хиросимы и Нагасаки. Он не возвращает мать в мир живых. Но он не сбегает. Он берет на себя ответственность жить в нашем страшном, злом, несовершенном мире, застывшем в шаге от катастрофы, и ежесекундно искоренять зло внутри себя. Изо всех сил. К чему бы это ни привело. Именно это Миядзаки завещает своему внуку. И всем внукам мира. Потому что дети, увы, не справились.Хочу третий раз сходить) 12 декабря 2023
21 |
Чудесная Клю
Зависит от ребенка. Моя двенадцатилетняя барышня оценила свои силы по трейлеру и сказала, что не пойдет. Хотя зря, кмк. Если ребенок смотрел и что-то понял в "Унесенных призраками", то с осторожностью можно, но на усмотрение родителя. Я бы сказала, что там никаких конкретных оранжевых уровней нет, но... 1) сверхвысокая философская нагрузка 2) высокая эмоциональная интенсивность переживания потери близкого человека 3) очень разнообразный темпоритм (от убаюкивающего до эпилептоидно-стремительного) 4) ровно один эпизод от которого физиологически нехорошо (разделывание гигантской рыбьей туши во всех подробностях 5) Крайне странные птицеобразные персонажи 6) И самую капельку эдипова комплекса ... Можно еще приплести не вполне ХЭ, но тут см. п. 1 Мне было очень комфортно за исключением эпизода с попыткой пробраться через узкое отверстие, но у меня личное. Просто случился приступ клаустрофобии)) |
Magla
Чудесная Клю Ну Фиш знает.., Унесенных он смотрит спокойно. Уж не знаю насколько понимает.Зависит от ребенка. Моя двенадцатилетняя барышня оценила свои силы по трейлеру и сказала, что не пойдет. Хотя зря, кмк. Если ребенок смотрел и что-то понял в "Унесенных призраками", то с осторожностью можно, но на усмотрение родителя. Я бы сказала, что там никаких конкретных оранжевых уровней нет, но... 1) сверхвысокая философская нагрузка 2) высокая эмоциональная интенсивность переживания потери близкого человека 3) очень разнообразный темпоритм (от убаюкивающего до эпилептоидно-стремительного) 4) ровно один эпизод от которого физиологически нехорошо (разделывание гигантской рыбьей туши во всех подробностях 5) Крайне странные птицеобразные персонажи 6) И самую капельку эдипова комплекса ... Можно еще приплести не вполне ХЭ, но тут см. п. 1 Мне было очень комфортно за исключением эпизода с попыткой пробраться через узкое отверстие, но у меня личное. Просто случился приступ клаустрофобии)) |
Чудесная Клю
Не рискну советовать. |