Коллекции загружаются
#литература #фэнтези #фантастика #классика #героизм #типы_героев #размышления #моё
Добрый день! Недавно начал смотреть видео "типы героев в книгах и фильмах" и тут же остановился. Думаю, зачем мне чужие классификации, тем более уложенные в странные рамки. Давай-ка я свою забабахаю. Ну, итак, вашему вниманию представляются плоды размышлений над героями фэнтези (а также фантастики и классики). Одна оговорка - здесь для меня важен герой (hero), а не персонаж (character). То есть героями в литературе можно считать лишь тех, кто "противостоит злу" (неважно какому) и не описан как последний негодяй. 1. Обременённый. Обременённый - это герой, изначально получивший по чьей-то посторонней воле или случайности негативный "баг", фатально влияющий на него и двигающий его по сюжету. Он либо одержим (Гарри Поттер), либо ему дали проклятый артефакт (Фродо Бэггинс), либо ему сломали ноги и он стал калекой (Бран Старк) или вживили паразита (о. Пол Дюре), либо ему угрожает безумие (Ранд Ал'Тор) и так далее. Его цель - освободиться и/или получить признание. Часто и то и другое, иногда то или другое. Обременённый - герой, который несёт свою проклятую, страшную судьбу с собой, но она внешняя по отношению к нему, это не его выбор и чужое бремя. 2. Антигерой или Проклятый - разновидность обремененного героя по своей собственной воле (а не по внешней, не зависящей от себя причине) поставившей себя в положение, которое влечет его по сюжету и причиняет ему страдания. Таковы "лишние люди" в русской литературе - Чацкий, Онегин и проч. Таков Раскольников. Вообще русская классика любит такого героя. Обычно цель такого героя уже не освобождение, а искупление. Но и западные фантастика и фэнтези имеют подобных героев - например Роланд у С. Кинга или герой трилогии Лоуренса "Разрушенная империя" Йорг Анкрат, ну или Боромир ("Властелин колец"). Можно еще вспомнить Эдмунда и Юстаса (особенно Юстаса) из "Хроник Нарнии". 3. Воитель или Кавалер без страха и упрёка. Простой эпический герой (герой сказаний и легенд) и простых повествований. Обычно такой герой - это человек, объединивший вокруг себя других и идущий путём "славным и благородным". Таков Теоден ("Властелин Колец"), король Питер ("Хроники Нарнии") и так далее. Цель такого героя - уничтожить персонифицированное зло в бою (победить орков, драконов и так далее). Место действия - поле битвы. 4. Жертва или Обречённый - Герои-жертвы - это герои, которым судьбой изначально предназначено погибнуть. Героев-жертв очень любила античность (Гектор, Ахилл). Финальная суть такого героя - эпическая, героическая гибель "по воле богов и судьбы" (Король Артур из артурианского мифа) или же лишение магических сил, забвение (как у Геда Перепелятника у Урсулы ле Гуин). Его "арка" - это постепенное, но неумолимое движение к такой гибели (гибели фигуративной или реальной) и обретение славы или спасения для других. С. Лукьяненко в романах "Спектр", цикле "Дозоры" показал нам разновидность героя-жертвы, которое бы я назвал "герой отказа". Суть такого героя - он получает силу, часто громадную, но потом вынужден от неё отказаться. Она не для него. Ему она не нужна, милее жизнь обычного человека, обывателя. Таким образом, герой гибнет, но обыватель остаётся. 5. Мудрец - обычно вид второстепенного героя, выступающего наставником по отношению к главному. Но может быть и главным героем. Его квест - это познание сущего, проникновение в суть вещей. Перумов в "Воине Великой Тьмы" пытался показать не Воителя (см. выше), а как раз такого героя. Как второстепенный герой - это Гэндальф ("Властелин Колец"), Санта Клаус и конь Игого ("Хроники Нарнии"). Русская классическая литература дала нам такого героя в Мышкине. У Мышкина одна цель - проникновение в суть вещей и людей, размышление. Потому он и бесит деятельных читателей, что ничего не делает. Но ему и не надо. Мудрец может совершать действия, но не действиями он ценен, а своей тактикой и стратегией, своими советами. 6. Мужественный простак - любимый герой народных сказок разных народов, этот герой неказист, смекалист, его часто считают придурком (Жак-простак, Ганс-простак, Иван-дурак, Емеля), но он обладает добротой, внутренним благородством и чувством юмора. Он недалёк, но удачлив и ему благоволят помощники и судьба за доброе сердце. Таков Сэмвелл Тарли ("Игра престолов"), Сэмуайз Гэмджи ("Властелин колец"). По ходу сюжета он незаметно для всех умнеет. Вообще - это тип героя с узким кругозором, но живым пытливым умом, который идёт от невежества к знанию, а от второстепенной роли в сюжете к более важной. Этому герою не повезло, его в радиоинтервью заклеймила "великая писательница" Людмила Улицкая, заявив, что он есть только в русских сказках и отражает "весь мазохизм русского менталитета". Сказок европейских народов она не читала (facepalm). 7 Романтик - герой, у которого в сюжете есть только одна цель - защитить любимых себе людей. Романтический герой может начинать как Воитель (см. Геральт из цикла "Ведьмак"), но уже на ранних этапах обретает Любовь. Эта Любовь к близким ему людям (романтическая, отцовская, братская, неважно какая, но глубокая) и двигает его по сюжету, заставляет переться непонятно куда, совершать подвиги и так далее. Этому герою веришь, даже когда он циник. Любовь - он не предаёт. Он может даже условно говоря, трахнуть сотню женщин, но любить всё равно по сюжету будет только одну. Он может предать "своих", чтобы спасти одного человека от гибели. Он страшный человек, часто чуждый морали и сострадания, делающий то, что нужно, а не то, что должно. Но внутри у него живёт Любовь. Таков Джейме Ланнистер ("Игра престолов"), Геральт из Ривии ("Ведьмак") и так далее. Кстати, Северус Снейп - это тоже Романтик. Только еще и Проклятый при этом - жуткое сочетание. Вообще комбинации Романтиков и Проклятых встречались в готических романах. В фэнтези таких тоже полно. 8. Мститель - архетипический тип героя, я его про себя называю "несправедливо обиженный, но наглухо отъехавший". Эдмон Дантес из "Граф Монте Кристо" или Сильвио из пущкинского "Выстрела" - это мстители. Сюжетная арка мстителя - это движение по сюжету через следующие стадии а) травматическая ситуация, б) переживание и осмысление травмы, в) обретение Врага г) Месть. В процессе "священной мести" Мститель может потерять себя и закончить свою жизнь на войне или от собственной руки. Классическая литература на мстителей богата... фэнтези - ну не знаю, лезет в голову всякое - вроде Тамлина из "Королевства Роз и Шипов". Всякая попаданческая литература богата комбинациями Мстителя и Романтика. Мстителя писать "легко и приятно", а также бодро, молодёжно и можно "срубить бабла". :) Можно, наверное, выделить и еще типы героев, но я на этом остановлюсь. А какие типы героев вы бы выделили? Пишите в комментариях. 21 июня в 18:23
8 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
И одновременно мучает Гарри, отдает его Дурслям, потому что знает, что Герою нужны страдания. Зачм это? то что Гарри стал дтаким случайность. рально при Дурслях он бы вырос совсем иным. А то что Дамблдор по сути обрек Гарри на такое детство..Аукнулось бы ему сильно! |
Матемаг Онлайн
|
|
Зачм Интересно, такие люди понимаю, что выставляют себя не просто безграмотными, а прям безграмотными до уровня дебилов? Записываю Читателя 1111 в дебилы, пойду отметку в профиль сделаю. Заодно в ЧС и в вскрыт, потому что с дебилами общаться смысла нет. Фу.? то что дтаким то что случайность рально детство..Аукнулось 1 |
Долохов_Артемий
Алексей Быков в "Багровых тучах" из какой категории? Дерсу Узала? Ужели "Простаками" их изволите считать? Быков в "Багровых тучах" - это Воитель. Только Воитель технической эры и воюет он с природой, а не с людьми. Таких Воителей еще Исследователями называют. Дерсу Узала не знаю, но да, скорее "Простак" - простой, бесхитростный, но мудрый. |
Scaverius
Визуальная новелла |
Scaverius
Показать полностью
Ловко вы своей системой жонглируете)) Я видимо, не настолько её поняла)) J7. Проклятый - потому что по доброй воле дал пророчеству управлять собой. Момент выбора у него был. Например, он мог уже после смерти Винду, убить и Палпатина. Тогда бы ему была крышка, но история стала бы другой. Я думаю, моментов выбора у него было навалом, даже если брать только фильмы:1) он мог покинуть Орден, как только понял, что те не собираются ему помогать в освобождении рабов; 2) он мог не послушаться Оби-вана и сбежать на помощь матери (как только стали сниться сны); если бы не началась война, его бы одназначно выгнали из ордена после этого. С началом войны уже вопросы возникают; 3) он мог осознать, что женитьба на Падме противоречит пребыванию в ордене и уйти из него (или не жениться - а будучи не женатым, он навряд ли бы проводил с ней свои увольнительные и она бы не забеременела); 4) он мог не слушать Палпатина и оставить Дуку живым, чтобы того судили; 5) он мог сразу убить (или арестовать) Палпатина, как только выяснил, что тот - Ситх; 6) он мог послушать Винду и сидеть дожидаться его в Храме; 7) он мог послушать Винду и дать тому убить Палпатина (плохой выбор с точки зрения морали, да, но учитывая, к чему его привели благие намерения...); 8) он мог не слушать Винду и отрубить ему руки, но попытаться его спасти (видел же, что мечом можно отразить электрический разряд). В общем, да, выборов у него было много 1 |
Матемаг Онлайн
|
|
5) он мог сразу убить (или арестовать) Палпатина, как только выяснил, что тот - Ситх; Да лан, Палпатин его б прикончил, ну правда. Палпатин зарезал нескольких джедаев-магистров, и только Винду ему что-то мог противопоставить, и там было прям на грани. Йода, что интересно, оказался слабее Винду в этом плане. Энакина в случае крайней нужды Палпатин бы зарезал, труп утилизировал, а там - пусть джедаи ищут, куда испарился один из рыцарей, он, мол, сам обеспокоен.1 |
Janeway
Показать полностью
Scaverius Ловко вы своей системой жонглируете)) Я видимо, не настолько её поняла)) Я думаю, моментов выбора у него было навалом, даже если брать только фильмы: 1) он мог покинуть Орден, как только понял, что те не собираются ему помогать в освобождении рабов; 2) он мог не послушаться Оби-вана и сбежать на помощь матери (как только стали сниться сны); если бы не началась война, его бы одназначно выгнали из ордена после этого. С началом войны уже вопросы возникают; 3) он мог осознать, что женитьба на Падме противоречит пребыванию в ордене и уйти из него (или не жениться - а будучи не женатым, он навряд ли бы проводил с ней свои увольнительные и она бы не забеременела); 4) он мог не слушать Палпатина и оставить Дуку живым, чтобы того судили; 5) он мог сразу убить (или арестовать) Палпатина, как только выяснил, что тот - Ситх; 6) он мог послушать Винду и сидеть дожидаться его в Храме; 7) он мог послушать Винду и дать тому убить Палпатина (плохой выбор с точки зрения морали, да, но учитывая, к чему его привели благие намерения...); 8) он мог не слушать Винду и отрубить ему руки, но попытаться его спасти (видел же, что мечом можно отразить электрический разряд). В общем, да, выборов у него было много Да. Но он позволил судьбе вести себя к определенному концу. Проклятый - этот тот, кто как загипнотизированный делает выборы в сторону зла, зла, зла, а потом только много лет спустя, понимает, что мог выбрать добро. Как Раскольников, у которого тоже выборов навалом, но когда он шёл убивать старуху "он почувствовал себя словно втянутым в огромную машину. Он шёл. Он окончательно перестал задавать себе вопросы" (цитата неточная). Энэкин ведёт себя точно так же. Он делает выбор согласно своим хотелкам, но не думает о том, куда этот выбор приведёт. О - возможность выбраться из рабства, возьму-ка я её. О - Падме, давай я-ка я влюблюсь. О - Дуку хочется убить, а тут еще и сенатор одобряет, всё убьём-ка его. И так далее. 1 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Как Раскольников, у которого тоже выборов навалом, но когда он шёл убивать старуху "он почувствовал себя словно втянутым в огромную машину. Причем тут Расскольников? Если Энакин СТАЛ Дартом Вейдером то Расскольников это и есть Расскольников. И он не менялся на протяжении книги. И вообще довольно жалкая личность1 |
Читатель 1111
Причем тут Расскольников? Если Энакин СТАЛ Дартом Вейдером то Расскольников это и есть Расскольников. И он не менялся на протяжении книги. И вообще довольно жалкая личность Раскольников менялся в течение книги как минимум несколько раз. Например, до убийства он обманывал самого себя благородными соображениями и отмазками. После - нет. "Если бы я убил и зарезал, потому что голоден был, я бы теперь - счастлив был!"Ну и последняя трансформация, когда он сам на себя донёс. 1 |