↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
9 октября в 10:26
Aa Aa
#даты #картинки_в_блогах
150 лет назад родился Николай Константинович Рерих — художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
Всё это в нем существовало не по отдельности, а слитно. Так что проще всего представить Рериха через его картины.
Первая работа Рериха, за которую молодой выпускник Академии и получил звание художника, оказалась очень значимой для его будущего творчества.
Гонец (1897)
Через полвека Рерих напишет: «Не случайно моя первая картина была «Гонец», и с тех пор всякие «Вестники» — моя любимая тема».
Другое название картины — «И восстал род на род». Это сообщение гонца — слова из «Повести временных лет», написанной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В середине IX века славяне объединились против варягов, которым платили дань, и изгнали их. А потом разгорелась новая борьба — за власть, в результате которой славяне снова стали искать себе заморского князя:
И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша...

Заморские гости (1901)
Нарядный караван торговых варяжских ладей входит в Волхов из Ильмень-озера… Рерих сам совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду — и остро ощутил прикосновение к истории:
Чудно́ и страшно сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала новгородская рать на роковую Шелонскую битву…

В монастыре (1914)
Рерих много работал над оформлением театральных постановок: драмы, оперы, балеты… Среди его любимых авторов был Метерлинк.
Для «Сестры Беатрисы», стилизованной Метерлинком в духе миракля XIV века, художник «пересоздал» средневековый монастырь в технике витража. Не только окна, но и сводчатый монастырский двор, и грубая кладка каменных стен, ступени крыльца, кованые украшения на дверях — все окрашено рефлексами волшебного цветного света.

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится (1914)
Вспомнилось сказание Северной Двины, где Прокопий Праведный за неведомых плавающих молился, сидя на высоком берегу мощной реки…
Работа из серии «Зарево». Показанная на выставке «Мира искусства» в разгар первой мировой войны, эта серия произвела на публику сильнейшее впечатление.

Покаяние (1917)
Эта картина написана в Карелии. Революция отрезала от России Рериха, который в то время находился в Финляндии.
Одинокая фигура кающегося — у входа в заснеженный темный храм, напоминающий формы средневековой романской архитектуры. Изображение православного монаха перед католическим храмом подчеркивает универсальность ситуации. Здесь отражена, скорее, не личная трагедия человека, а настроение исторического момента.

Песнь потока (1920)
Это произведение из сюиты «Сны мудрости» посвящено Индии. Оно также выглядит «кросс-культурным», напоминая в одно и то же время о фресках Аджанты и о свитках с бодхисатвой Гуань-инь.
Декоративна фактура письма — бархатные холмы, «зарифмованные» с рисунком на одежде и украшениях девушки, узорные скалы и облака, похожие на театральный занавес, многоцветные горы и струи потока. Лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река — человеческую жизнь.

И мы открываем врата (1922)
Одна из шести картин серии «Sancta».
Ранним утром монах открывает ворота монастыря. Над ними — изображение Богоматери «Знамение», по обеим сторонам — святые. Духовность должна существовать не для узкой группы людей, затворившихся в стенах, но для всего мира.

И мы узрим (1922)
В отличие от предыдущей картины, здесь отсутствуют пространственные планы — живопись абсолютно плоскостная, «иконная». Большую часть полотна занимает лик Спаса Нерукотворного, и физической «освещенности» в картине нет: весь свет исходит как бы непосредственно от изображения.

И мы трудимся (1922)
И еще одна из картин серии «Sancta». Жизнь отшельников, в которой духовные помыслы сочетаются с мирным трудом, идеально отвечала мироощущению Рериха.

Матерь Мира (1924)
Она изображена в космическом пространстве среди созвездий — так, словно Рерих буквально следовал описанию богослова-философа П.Флоренского: «Словно какая-то ткань, словно какое-то тело из тончайших звездных лучей ткется в мировых основах».
Сам Рерих дает такой комментарий:
Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-Инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука — каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. И Она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.

Серия Рериха «Знамена Востока» состоит из 19 произведений, посвященных великим Учителям человечества: Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому…
Будда-победитель (1925)
Изображена ночь Просветления, когда Будда спустился в нижнюю часть Вселенной, в царство Мары — бога смерти, — и устоял против его искушений. Поэтому от Будды исходит золотое сияние; его блики на кругообразно расположенных сталактитах и сталагмитах придают динамику в целом неподвижной сцене.

Чаша Христа (1925)
Картина из той же серии. Сцена в Гефсиманском саду крайне аскетична в сравнении с тем, как этот сюжет разрабатывали художники итальянского Ренессанса. Но это не принижает ее — напротив, придает некий космический масштаб.
Христос, облеченный в голубой небесный огонь, обращает лицо к огромному небу с мерцающими звездами, а руки его подняты к созвездию, которое образует очертания чаши на высокой ножке («испить чашу сию…»). Силуэт чаши образует и композиционная диагональ картины — кривая, экстатически возносящаяся вверх.

Сергий Строитель (1925)
В таком образе художник запечатлел основателя Троицкого монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Рядом с Сергием — построенная им церквица и наблюдающий за его трудами медведь, которого святой приручил.
К этому сюжету Рерих обращался несколько раз.

Агни-Йога (1928–30)
Сияние вокруг головы Будды и чаша с огнем в поднятой руке женщины — центральные смысловые точки диптиха и образное воплощение одной из центральных идей рериховской Агни Йоги (Живой Этики): искусство хранит Божественный Огонь и сближает материальный и идеальный планы бытия.
Это убеждение оформилось в знаменитом Пакте Рериха; впоследствии на его основе в Гааге была подписана «Международная конвенция о защите культурных ценностей».

Lumen Coeli (1931)
Картина «Небесный Свет» известна и под другим названием — «Гуру Гури Дхар» (Путь Учителя Учителей). Это обобщенный образ, что также хорошо вписывается в учение Живой Этики — синкретического сплава религий и культур.

Чарака Аюрвед (1932)
На склонах Гималаев Благословенный Риши Чарака собирал целебные травы...
Брахман Чарака — особо почитаемый индусами великий «отец медицины».
Этот сюжет перекликается с написанной ранее картиной «Пантелеймон-целитель».

Владычица Червонно-Пламенная (1932)
Другое название триптиха — «Мадонна Орифламма». Богоматерь держит в руках Знамя Мира — это знамя пакта Рериха. Белый и амарантовый цвета символизируют союз духовного и телесного; три круга — единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, а также синтез науки, искусства и религии в круге Культуры.
Триптих должен был также выражать идею единства конфессий — поэтому Мадонне предстоят двое святых: православный Сергий Радонежский и католик Франциск Ассизский. Соответственно, в левой части триптиха просматриваются иконописные традиции XIV–XVI вв., а правая часть решена в стиле мастеров раннего Возрождения. Рерих признавался, что эти святые ему особенно близки — тем, что для обоих «любовь была не отвлеченностью, но насущным питанием духа».
Есть какая-то грустная символика в том, что в итоге триптих оказался разрознен: левая створка хранится в Третьяковской галерее, а правая и центральная — в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. Целиком триптих выставлялся в Москве в 2015 году, в 80-ю годовщину подписания Рериховского пакта.

Приказ Ригден-Джапо (1933)
Шамбала — легендарная страна в Тибете, соответствующая русскому Китеж-граду; в теософии — символ средоточия светлых космических энергий, имеющих свою основу в общечеловеческой мудрости. Великий Владыка Шамбалы и будущего мира — Ригден-Джапо.
Не войну, не ненависть, но лучшие созидательные идеи принесут всему миру вестники Ригден-Джапо, правителя Шамбалы. Вестники Ригден-Джапо спешат, и благословенные открытия несут свет всему человечеству.

Святая Женевьева (1933)
В полумраке храма, перед старинным резным изображением Христа — Доброго Пастыря (с овечкой на руках) — она держит крест, вглядываясь в озаренное пожаром небо: оттуда наступают полчища гуннов.
Святая Женевьева (V век) — покровительница Парижа. Ей удалось, снарядив караван судов, доставить в осажденную Лютецию провизию, позволившую горожанам пережить нашествие. После коронования Хлодвига св. Женевьева способствовала христианизации Франции.

Гора пяти сокровищ (1933)
Ни один художник не писал горы так часто, как Рерих. Одну только Канченджангу он изобразил не менее 40 раз.
Другое название этой картины — «Два мира». Возвышаясь над Непалом и Индией, эта гора называется «Пять Снежных сокровищ» (Канг-чен-цзод-нга) из-за своих пяти высоких вершин. Рерих, впрочем, усматривал тут намек на сокровища духовности.

Тибет (1933)
Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь — символ земной мудрости; его лаконичные архитектурные формы гармонируют с горным пейзажем. Слева тибетская хоругвь с изображением трех горящих кругов — «сокровища мира» Чинтамани (что примерно соответствует западной идее Философского камня).
Ступы (на переднем плане) воздвигали над прахом великих подвижников. Ступени ведут к чаше, из которой поднимается пламя — символ того, что подвижник, пройдя все ступени, накопил «полную чашу» и закончил сансару — тяжкий путь воплощений, а теперь, как пламя, возносится к небу и Бессмертию.

Гималаи. Розовые горы (1933)
Еще один «портрет» Канченджанги. Сложный цветовой «градиент» движется сверху вниз, от плотного фиолетового цвета — через сиреневый — к чисто голубому. Необычно розовые утренние горы выглядят плывущими в небесной глубине.

Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (1934)
Изображено начало пасхального крестного хода, когда в полночь совершается торжественное шествие вокруг стен храма. Верующие держат в руках свечи, огонькам которых вторят горящие на небе звезды. Центром картины является православный храм с надвратной фреской Богоматери Умиление.

Канченджанга. Гималаи (1936)
А здесь знаменитая гора представлена целиком. Она почиталась как обитель божества задолго до того, как западные путешественники впервые увидели эти снежные пики.
Бледные вершины Канченджанги, тонущие в туманных лавандовых облаках, в глазах Рериха становятся символом мистической тайны «по ту сторону занавеса».

Армагеддон (1936)
Темная вереница людей, что бредут, понурясь, на переднем плане, выглядит предчувствием силуэтов на оплавленных камнях Хиросимы. Но есть среди них и те, кто смотрит вверх, где сквозь огонь и дым ясно видны твердыни храмов.
Когда Армагеддон гремит, когда столько стрел ненависти, разделения, разрушения, разложения пронзают пространство, разве тогда мы не должны беречь каждую искру дружелюбия? Когда в невежестве поносятся самые высокие понятия, разве не должны мы собрать к очагу духа все священные лампады? Когда ложь и суеверие пытаются загрязнить все самое чистое, лишь бы увеличить поле хаоса, разве не должны мы в лучших летописях искать свидетельства истинного сотрудничества?

Сантана — Поток Жизни (1936)
Сантана — река в Гималаях. На картине показан Учитель, который сидит на берегу реки жизни и наблюдает за ее бегом. Видеть жизнь такой, какова она есть, можно, только выйдя из потока, как вышел Учитель. Он ждет своего ученика, который должен тоже научиться выходить из потока — хранить равновесие во всех жизненных ситуациях.
Поток распыляется в отвесном водопаде, чтобы потом опять собраться в русло.

Звезда героя (1936)
Взгляд человека, чей силуэт слабо освещен отблесками костра, устремлен на мчащуюся по небу комету.
Космогоническая индусская сказка рассказывает о герое, который, спасая людей, оседлал кровожадное чудовище — и оба они доныне несутся в мировых пространствах. Когда люди видят комету, они благодарят всадника, и это придает ему новые силы.
Белые, желтые, красные и черные люди устремляют мысли к тому, кто давно стал огненным...

Магомет на горе Хира (1938)
Пророк написан со спины, в соответствии с мусульманским запретом на изображение людей. Он внимает сокрытому в пламенном облаке архангелу Джабраилу (Гавриилу), который посылает Магомета проповедовать народам.

Стражи Ночи (1940)
Другое название картины — «Тридесятое царство».
Излюбленная Рерихом сине-голубая гамма; силуэты льдистых пиков и их вечный молчаливый разговор. Фантастика без фантастики — все доделывает воображение зрителя.
Помнят великанов плесы озерные.
Знают великанов пенья дубовые.
Великаны снесли камни на могилы.
Как ушли великаны, помнит народ.
Повелось исстари так,
Говорю: было так.

Гессар-хан (1941)
Гессар (Гэсер) — Небесный Всадник, главный герой монголо-тибетского героического эпоса, борец за свободу и счастье народа. Но художник видит в нем не простого воина — и даже не военного вождя:
Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновения сознания в них.

Борис и Глеб (1942)
Картина написана в разгар второй мировой войны. Ее сюжетом послужила история из летописи XVI века о видении, бывшем накануне битвы одному из воевод Александра Невского:
И увидел Пелгусий корабль один, шедший на веслах; посередине же корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах красных, и руки свои держали на плечах своих... И сказал Борис Глебу: «Брат Глеб, вели грести спешно, да поможем родственнику нашему великому князю Александру Ярославичу».
У братьев общая светящаяся аура. По застывшей призрачной реке они плывут, вознося молитвы, а перед ними открывается свободное пространство, путь, который они освещают сиянием своих нимбов.

Бэда-проповедник, или Пророк (1945)
Картина написана по мотивам стихотворения Я.П.Полонского «Бэда-проповедник» (1841), в свою очередь основанного на легенде из жизни Бэды Достопочтенного.
Бэду, уже слепого старца, мальчик-поводырь в насмешку отвел проповедовать камням в пустыне, а сам убежал играть. На закате он вернулся и, смеясь, позвал все еще проповедующего святого, уверяя, что якобы слушавшая его толпа давно разбрелась:
— Довольно!.. пойдем!.. никого уже нет!
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.
Эта легенда питала оптимизм Рериха:
Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней?
9 октября в 10:26
2 комментария
Tara Tunturi Онлайн
Красота! Я очень люблю картины Рериха, особенно его гималайский цикл. На заставке на телефоне всегда какая-нибудь из его картин стоит. И у него очень интересные дневники о путешествиях по Гималаям.
Очень красиво! Люблю Рериха, особенно работу "И мы не боимся" - видимо, из этого же цикла «Sancta»

ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть