Коллекции загружаются
#камешки #матчасть #история
Про лал Спафария. В статье "Коронационные регалии императрицы Анны Иоанновны. К вопросу об авторстве и обстоятельствах создания" читаем: Информацию об обстоятельствах создания этих корон и об именах мастеров удалось обнаружить в архивном деле под названием «Десять книг, две приходные, а остальные расходные конторы интендантской дел о денежной казне, израсходованной во время коронации императрицы Анны Иоанновны» из фонда «Исторические и церемониальные дела». Пятая книга дела полностью посвящена этому вопросу (третья и четвертая книги проливают свет на создание другой регалии — коронационной мантии). В архиве хранятся два подробных реестра «о принятых из комнаты императрицы камнях в короны». В первом, от 16 марта, значится, что на создание Большой короны Мошков получил 2355 бриллиантов, три больших лала и четырнадцать лалов среднего размера, а также сто пять «зерен бурмяцких», то есть отборного крупного жемчуга. В описи перечисляется количество камней, их вес, размер и форма (у особенно крупных экземпляров). В начале января 1730 г. по приказу обер-гофмейстера барона Андрея Ивановича Остермана Петр Мошков получил из Мастерской палаты корону покойного Петра II стоимостью 122 608 рублей, золотой крест с шапки первого наряда Петра I («по середине креста большой алмаз, стоимостью 700 р., да под крестом камень большой водокшанский по цене 5000 рублев»), а также корону, сделанную к погребению Наталии Алексеевны, ценой 46 356 рублей, и другие предметы, всего на 187 315 рублей. Можно предположить, что некоторые камни из этих вещей могли быть использованы при создании двух корон для новой императрицы. И можно даже предположить, что пресловутые три больших лала — это рубин Меншикова с короны Петра II, лал Спафария с Алмазной шапки Петра I и некий пока мне незнакомый камень, который венчал погребальную корону Натальи Алексеевны (с его описанием я надеюсь ознакомиться, когда на днях прибудет одна толстая серьёзная книжка).В книге "Регалии российских государей и другие атрибуты великокняжеского и царского сана XIV–XVII веков" читаем: Согласно Описи Мастерской палаты 1733-1734 гг. лал «водокшанский» с Шапки Алмазной царя Петра Алексеевича был снят и 4 января 1732 г. передан «в комнату Ея императорского Величества» (Опись Мастерской палаты 1733-1734. Л. 5-5 об. Выдержка из данного документа приведена в Описях Оружейной палаты 1859 г. (Л. 55-59 об.) и 1884 г. (С. 38). Получается, что спустя два года после коронации Анны Иоанновны, когда лал Спафария скорее всего был среди трёх камней, предоставленных придворным ювелирам на выбор для увенчания короны, он всё ещё находился на Алмазной шапке Петра I, то есть корону Анны Иоанновны первоначально, до замены на турмалин, венчающий её и поныне, венчал другой камень (на самом деле, почти наверняка это был рубин Меншикова; впрочем, с характеристиками камня, венчавшего погребальную корону Натальи Алексеевны, мне только предстоит ознакомиться). К сожалению, документы, на которые ссылаются авторы вышеупомянутых исследований, для меня труднодоступны. Хотелось бы ознакомиться с первоисточниками.P.S. Коронационный портрет Анны Иоанновны: И современный вид её короны: На мой взгляд, факт замены камня заметен (хотя, конечно, точность художника в изображении формы камня не гарантирована). И по размерам камень на портрете соответствует рубину Меншикова — лал Спафария должен быть примерно в полтора раза меньше. 16 октября в 09:40
7 |