↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Viara species
3 декабря в 14:52
Aa Aa
#печеньки_тёмной_стороны #обзор

Квакозмея выползает на дорогу из желтого кирпича. Неожиданные трансформации, удивительные сказки и, конечно же, любовь - все это ждет ее впереди. Наверное.
Невеста Урфина - фанфик по "Волшебнику Изумрудного города", про невесту Урфина. Ну, почти.
ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕРЫ, МНОГО СПОЙЛЕРОВ!

Вдох-выдох...
Автор, миленький, никогда так не делайте!
Автор не стал бы так ООСить Дровосека, если бы не формат злодейского конкурса. Каноничный Дровосек бы расплакался и уступил. А вот моральное перерождение Урфина достаточно подробно описано в "Жёлтом тумане".
Понимаете, это вот как... я на фортепианном концерте. Пианист виртуозно сыграл Рахманинова, и вот громом гермит последний "БУМ", и я в оцепенении и восторге, и... пианист без перехода начинает играть "Чижик-пыжика".
Последнее предложение в вашем тексте - неожиданное. После него нужно остановиться. Нужно пережить шок, осмыслить. Это прекрасный БУМ. Но история заканчивается только на слове "КОНЕЦ", поэтому взгляд привычно скользит к сноске. А сноска почти... обесценивает все. Читатель выдыхает: "А, ну, это автор чисто из-за конкурса очернил героя". Так вы еще и говорите, что ваш Дровосек ООСен... Ощущение возникает, будто вы концовку так написали просто потому что. Но ведь все не так было. Вы ведь зацепки с самого начала в текст вставляли, Дровосек трансформировался аккуратно, постепенно, все к этому шло. Вы именно канонный характер попытались через испытание преобразить, чтобы все закончилось вот так. Вы проделали большую работу. А потом просто сказали читателю, что да, да, герой ООСен, но это чисто ради конкурса. А если читатель так проникся, что был готов поверить в вашего Дровосека и сказать, что он не ООСен, что он правда так изменился по логике сюжета?
С Урфином то же самое. Вы в своем тексте его трансформацию изобразили. Вы не сказали в первой же строчке: "Урфин Джюс на самом деле был сладкой булочкой". Ваш Урфин сначала совсем не булочка, просто он тоже проходит свое испытание и меняется. А теперь вы советуете нам подробнее читать про его преображение в книге. Вы думаете, нам вашего описания не хватит? Или что?
Доверяйте читателю - и доверяйте своему тексту. Читателю все равно, что там было в какой книге, если вы заставите его поверить вам.
И поверьте мне: ваш Дровосек такой не потому, что этого требует конкурс. А потому что этого требует история.
Уф, лекция окончена, можете садиться :D А я могу прочистить горло и приступить к делу.
Вы меня приятно удивили. Читаю я, значит, шапку и хмыкаю: "Make love - not war!" Чтобы сказка уж наверняка закончилась хорошо, надо всех переженить. Мило, наивно.
Первая часть у вас изумительно вканонная вышла. Вот этот стиль детских сказок, очень по-волковски. Как серьезно и тщательно Страшилла выговаривает все диковинные слова, связанные с политикой и прочими взрослыми темами. Как Дин Гиор и Фарамант неуверенно переглядываются, прежде чем разразиться жидкими аплодисментами. Как Дровосек вообще витает в облаках и пропускает момент, когда нужно хлопать.
И вообще - мир, любовь, мораль.
Вторая часть - тоже изумительно вканонная, хотя градус наивности уже чуть-чуть снижается, речь ведь про Урфина, угрюмого отшельника. Признаться, мне поэтому момент с его трансформацией воспринять было тяжеловато. Превращение вроде как и постепенное, и мотивированное: он увидел, как добры те, на кого он шел войной, растрогался и раскаялся. Но все равно слишком внезапное: в реальной жизни люди, увы, редко так быстро отказываются от своих амбиций из-за чужой доброты. И хорошо, если отказываются вообще. И я сначала хотела даже возмутиться, а потом вспомнила, что это сказка)) Просто у вас Урфин - такой канонный угрюмый ворчун, что он сразу историю визуально взрослее сделал. А ведь это все еще детская сказка!
Очень понравился вот этот момент:
Как раньше он добивался своего, не ведая усталости, так и теперь всем сердцем и недюжинной волей отдался новой цели. И безмерно удивлённая хозяйка неловко благодарила его, когда он действительно отладил умелыми руками всё, что скрипело, отваливалось и шаталось.
Кипучая энергия и дьявольская целеустремленность, лишь направленные в другое русло. Меня эти качества в Урфине восхищали. Если уж что-то делать - то делать хорошо и от всего сердца, что бы это сердце ни вело. Вот после этого я даже в трансформацию поверила. Все то же самое, но с другим знаком.
Коварный план Урфина подбросить сорняки в огород Мальвы умилил)) Вот они, великие и подлые манипуляторы-завоеватели...
Но наконец наступил момент, когда всё было покрашено, прибито и выполото совершенно безнадёжно.
Ну прелесть же?
И я никогда и подумать не могла, что столько романтики, уюта и света может быть в простом голубом цвете... Но для Урфина это цвет надежды, а красота - она в глазах смотрящего. У меня самой дух от счастья захватило от этих голубых крыш, цветов, занавесок, шляп...
А еще мне понравилась вот эта сцена:
— Жить… дальше?! Так ты больше не ждёшь мужа? — хищно спросил он, шагнув к ней. Плечи её под тонкой тканью платья казались такими хрупкими, беззащитными…
— Я никогда не была замужем… — выдохнула она ему в губы.
Неужели… Неужели это происходит с ним?! Неужели он может быть счастлив? С этой женщиной, в этом доме, уже почти родном… Она, наверное, не в себе, что смотрит на него блестящими так нежно голубыми глазами.
— Я плохой человек, — выдавил он то, что ядом скопилось в душе, и выпустил Мальву из жёстких объятий. — И всё в своей жизни делал неправильно.
В ней проглядывает старый недобрый Урфин. Первая реакция - хищная, захватническая: не чужое. Можно взять. А уже только за ней идет вторая - отпустить и признать, что и не его тоже. Слишком хороша.
А дальше началась третья часть, на которой... я не то чтобы сидела с отвисшей челюстью... Разве что чуть-чуть. В целом, то, что Мальва - невеста Железного Дровосека, стало понятно еще до появления Мальвы в тексте, потому что Дровосек предавался горько-сладким воспоминаниям, а такие "ж-ж-ж" в тексте про чью-то свадьбу точно неспроста. И Железный Дровосек в целом ведет себя так, как от него и ожидаешь. Он знает, что виноват. Он знает, что он трус, побоявшийся вернуться таким - железным и с тряпичным сердцем. Он знает, что Мальва не обязана была его ждать. Он верил, что все еще ждет, она ведь обещала, но он готов смириться с ее счастьем с достойным человеком. Он не стал ее удерживать тогда, когда она хотела быть удержанной, и у него нет права удерживать ее сейчас. И так-то понятно, что Урфин - не достойный человек и даже не первый встречный. Отдать свою любовь человеку, который тебе кажется чудовищем, тварью и злодеем, - почти невозможно, и очень сложно даже смириться, что твое мнение тут уже никому не важно, что у тебя нет на него права, потому что... потому что любимым людям желаешь счастья, даже если не с тобой. А в счастье кого-то с Урфином Дровосек поверить не может. Слишком благородный - и слишком... железный. Негибкий.
И при этом слишком человек, пусть уже и почти забывший, как это - двигать челюстями по-жевунски. Очень трогательная деталь.
Вы очень вовремя напоминаете читателю, что Дровосек не белый и пушистый, что он и правда легко разрубил людоеда и вообще не одну войну прошел. И вы еще одну деталь вводите: у Дровосека почему-то никак не получается заплакать. Он хочет, да и глаза бы наверняка жгло, будь он человеком, но не выходит. А как известно, человеку известны два способа выпустить негативные эмоции: расплакаться или разозлиться. И предсказуемо, что у Дровосека, который не может заплакать, выход остается один. Он сердится.
Мне нравится, как постепенно разбивается сердце Дровосека. Это сказка, а значит, сердце может разбиться буквально. Ну, или почернеть и порваться, если оно тряпочное. Его сердце ведь чернеет не от злобы. Первая черная ниточка на нем - вина. Потом - горе. Обида и разочарование. В конце - да, гнев. Все те чувства, которые людей травят и душат, зачастую даже именно на самих себя направленные. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Иногда эти чувства нас заставляют меняться в лучшую сторону - если мы их переживаем. А иногда они нас убивают, и мы становимся просто - бессердечными.
Красивая метафора.
Мне, пожалуй, во всей истории Дровосека только в одно не поверилось - в последнюю фразу. Причем не поверилось не то что в Дровосека... Скорее, я не поверила самому Дровосеку. В то, что ему захотелось уничтожить Урфина, - верю. В то, что он мог захотеть пойти на него войной, - верю. Но он говорит - "на Голубую страну". Голубая страна - это жевуны, мирнейшее население Волшебной страны. Идти войной на Голубую страну - это снова отнимать и терять жизни, причем жизни мирных. Дровосек был на войне. Самому захотеть еще одной... Нет, он даже мог бы: он вообще привык на войнах прятаться от боли и страха. Но не такой ценой, разве что он стал действительно бессердечным.
Только вот Мальва верно говорит: сердце у Дровосека было еще тогда, когда его не было. Ему никогда не нужна была тряпка в груди, чтобы чувствовать. А идти войной на жевунов - это не чувствовать ничего, это даже не просто гнев или ярость.
(Да Мальва тут вообще во всем права! И в том, что решилась жить дальше, - тоже. Увы, Дровосеки - из тех романтиков, которые много обещают, но так и не решаются обещания исполнить. Мальва заслуживает лучшего. А достоин ли ее Урфин - жизнь покажет. Он хотя бы старается. Так, вернемся к Дровосеку и его словам...)
Но! Это первая фраза, которую Дровосек произносит, вернувшись. И мне кажется, что он произносит ее только потому, что много дней шел по желтой дороге, оставленный на растерзание собственным мыслям и собственному горю. И что спустя пару минут он сам придет в ужас от того, что сказал.
Мне так кажется еще и потому, что там, во дворе Мальвы, Дровосек останавливается. Не разрубает Урфина пополам и слышит Мальву.
— Хватит!!! — Мальва выбежала и встала между разгневанными поединщиками, раскинув руки. — Хватит мериться топорами! Вы дороги мне оба! Но наше время упущено, — обратилась она к Дровосеку, и он потерянно опустил топор. — Уходи в свою Фиолетовую страну.
— Ты прогоняешь меня? — всё ещё не веря, спросил он, а сердце буквально рвалось на куски в железной груди. Но слёзы не шли.
— Я отпускаю тебя. Отпусти же и ты меня, — проговорила она и сложила в мольбе ладони.
Как механический, Дровосек кивнул и бросил топор на землю. Лёгкое касание её руки о холодную грудь не смягчило боли. Не глядя, он развернулся и пошёл прочь. Пристальный, подозрительный взгляд Урфина прожигал железную спину — Дровосек чувствовал это.
Он правда потерянный. И если железо обычно разъедают слезы, его разъедает горечь.
А потом он возвращается в Изумрудный город, у него сердце не на месте, ему больно, даже страшно - за Мальву-то. А там Страшила со своей жизнерадостностью и уверенностью, что он придумал гениальный план. План, который разбил сердце его лучшему другу, ага. Мне кажется, когда Дровосек произносит последнюю фразу, он на Страшилу злится в первую очередь. Это правда больше похоже на порыв - низкий, гадкий, но порыв, за который потом будет стыдно. Я очень хочу в это верить.
А если нет... Что ж, тогда этот гад не заслуживает моего сочувствия)
(Но я уверена, что да. Тут тот же фокус, что был с Гудвином. Дровосек верил, что чувствовать ему поможет только сердце, пусть и чувствовал без него. Сейчас Дровосек чувствует, что сердца нет - все, почернело и разорвалось. Сейчас он сам верит, что он бессердечный - пустая железяка, обездушенная, механическая. Но онемение пройдет, он снова почувствует и поймет, что ошибся. Главное, чтобы вовремя. Ну да Страшила подстрахует. В него я тоже верю, пусть он и навиное соломенное чучело и вообще идеалист.)
В отрыве от Дровосека - последняя фраза этому тексту была нужна, как бы неоднозначно она ни воспринималась. Потому что у вас текст делится на две части, где вторая отзеркаливает первую - но зеркало будто кривое.
Стиль - всю дорогу сказочный и будто бы вканонный, но плавно, с вкраплениями слишком взрослых образов и слишком взрослых слов (и слишком взрослых горьких мыслей), переходящий из наивной детской сказки в сказку... не очень уж сказочную. Сюжет.
Страшила придумывает весь свой план, чтобы больше никому не пришлось умирать. Чтобы был мир, чтобы make love - not war, чтобы все были счастливы. Но человеческие чувства слишком сложны для соломы и опилок - а может, сказка просто оказалась не такой уж сказкой. И в итоге план грозит привести к тому, от чего должен был защитить.
Страшила смешно говорит: у-зур-па-тор, из-го-тов-лять детей. И это... мило. Просто мило.
А в конце...
Да, как судьба забросила сюда Элли, так теперь она призвала его, Дровосека, в Голубую страну с ро-ман-ти-чес-ким визитом!
Дровосек пока не встретил Мальву и нервно над Страшилой подсмеивается - да, по-дружески и беззлобно, но подсмеивается.
Так что же, он уходит, а этот гад остаётся? С его Мальвой? Из-го-тов-лять, как скажет Страшила, детей?
А в этой насмешке уже столько издевки и яда.
И наконец:
А Урфин, бесконечно далёкий от мыслей о женитьбе, брёл дорогой из жёлтого кирпича и лелеял в душе тяжкую, горькую злобу. Ничего не вышло! Снова… Ни деревянные солдаты, ни крепкие кулаки ненадёжных Марранов не смогли дать ему полной и безоговорочной власти над Волшебной страной!
Так размышлял он сперва. Но дальняя дорога в одиночку будто приглашала к раздумьям. Вся жизнь — одна большая дорога… И постепенно уголья злобы остывали, теряли красный блеск, оставляя после себя лишь чёрный пепел вины и печали. Как только стали попадаться голубые изгороди, приветливые хозяйки в голубых передниках гостеприимно приглашали его в голубые домики, сажали за столы с голубыми скатертями и подавали лучшие кушанья. И Урфин молча ел, не в силах поднять мрачного взгляда, а глаза солоно жгло.
Изорванное в клочья сердце горело и неровно стучало в груди при каждом шаге. Стук-шаг. Мягкие травы Голубой страны. Стук-шаг… Бесконечная и уныло-пыльная дорога из жёлтого кирпича. Стук-к-х…-шаг! Вымощенная фальшивыми самоцветами улица Изумрудного острова… Чёрное тряпьё в груди вместо шёлкового сердца. Дыра, на которую и Лестар не наложит заплату.
Дорога из желтого кирпича бежит через Волшебную Страну. С этой дороги никто не сходит прежним. Кто-то обретает страхи, кто-то надежды. И если ты бредешь по этой дороге один... важнее всего быть другом самому себе. Знать, откуда и куда идешь.
Урфин признает свою ущербность и хочет стать лучше. Дорога из желтого кирпича ведет его домой, где его прощают и тепло принимают некогда знакомые обиженные им люди.
Дровосек остается один со своим горем. Он навсегда покидает старый дом, в котором его больше никто не ждет.
Они идут по одной и той же дороге, но в разные стороны. Дровосек видит фальшивые самоцветы, Урфин - голубые занавески.
Слепая дорога из желтого кирпича. Ты рассудишь всех.
Спасибо вам, автор!
3 декабря в 14:52
1 комментарий
Viara species
Ух ты, какой обзор обзористый! Когда-то в восьмидесятых, не зная ещё слова "фанфик", писал рассказы про Волшебную страну, и всерьез задумывался, что движет Урфиномили моим любимым Дровосеком... Как вы всё по полочкам! Снимаю шляпу.
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть