Коллекции загружаются
#кино #клуб_киноразбора #Начало #Внедрение #скрытый_смысл_фильмов #анализ #спойлеры
Добрый вечер! Сегодня у нас в клубе киноразбора фильм Inception Кристофера Нолана (в русском переводе "Начало", др. контекстный перевод "Внедрение"). Краткий сюжет фильма: Главный герой Доминик Кобб - специалист по похищению данных из снов. С помощью специальной технологии он подсоединяется к сознанию другого человека, входит в его сон и похищает данные. Его жена умерла, т.к. они практиковали глубокое вхождение в сны (несколько уровней сна) и после того как вышли из сна, жена отказалась признавать реальность и покончила с собой (думая, что она находится в иллюзии или во сне). Перед этим жена обвинила Кобба в своём убийстве, пытаясь заставить его тоже умереть. В результате он живет за границей и не может видется с детьми, которые под опекой отца жены, профессора психологии, который и научил Кобба входить в сны. Кобба нанимает глава крупной корпорации, делая ему необычное предложение. Ему надо не украсть данные из сна, а напротив, внушить cыну богатого умирающего конкурента Мориса Фишера Роберту Фишеру желание избавиться от компании и продать её. Если Кобб сделает это, то заказчик (богатый японский бизнесмен Сайто) снимет все обвинения и Кобб сможет вернуться в США к своим детям. Для этого Кобб собирает команду и они решают погрузиться на три уровня сна (очень опасное дело). В процессе погружения они сумели внушить нужное Роберту Фишеру. Но Кобб застрял внутри сна, чтобы найти там Сайто, случайно провалившегося глубже, чем на три уровня. Там он встречает Мэл, свою жену, которая убеждает его, что данная операция иллюзия, как иллюзия и её смерть, что настоящая реальность - здесь, а то, что считает Кобб реальностью - это на деле сон. В процесе разговора мы узнаем, что это Кобб до сих пор винит себя за то, что тогда несколько назад (когда Мэл была жива) внушил Мэл во сне идею, что реальность ненастоящая, чтобы вывести её из сна, но не предвидел, что и вне сна Мэл будет считать реальность неподлинной и покончит с собой, думая что находится во сне. В итоге после разговора Мэл снова гибнет внутри четвертого уровня сна, а Кобб находит Сайто глубоким стариком (тот провел во сне десятки лет) и вытаскивает его обратно. Сайто делает звонок с Кобба сняты обвинения в убийстве жены. Кобб приходит домой, ставит рюкзак, вынимает свой тотем (тотем - это такая вещь, которая позволяет отличить сон от реальности, у Коба это крошечная юла, если её запустить и она будет крутиться бесконечно - перед нами иллюзия, если остановит вращение - реальность) и дети его отвлекают. Мы видим крупным планом, что юла продолжает крутиться. Конец. Варианты смысла. Сценарий №1 (сюжетный) Игра Сайто Это история о Коббе, талантливом воре из сновидений. Он был нанят Сайто, главой японской корпорации, чтобы внедрить идею в ум Роберта Фишера. Но на самом деле Сайто ведет двойную игру и хочет наказать Кобба за то, что тот похитил у него ранее информацию. Поэтому Сайто сознательно подставляется под пулю во сне и проваливается внутрь в четвертый уровень, зная, что Кобб придёт за ним. Но Сайто не собирается выполнять соглашение. Он убивает Кобба внутри четвертого уровня. Пробуждение Кобба в самолете, прилёт в США и сцена с детьми - это иллюзия. Кобб забыл, что "не надо плести сеть другому, сам в неё попадёшь (Фамилия Сob на английском созвучна с соbweb - паутина). Таким образом, Кобб оказался пойман в ту же ловушку, в его ум была внедрена идея счастливой жизни в иллюзии, а на деле его тело гниет в американской тюрьме после приземления в бессознательном состоянии. В рамках это интерпретации крошечная юла не падает, а продолжает бесконечно вращаться, что указывает на плен Кобба внутри иллюзии. Сценарий №2 (сюжетный). Игра Мэл Это история о Коббе и Мэл, об их любви. Но на самом деле всё произошло наоборот, а не так, как помнит Кобб. Кобб не внушал Мэл идею о ложной реальности, это Мэл внушила Коббу идею о ложной реальности и Кобб попытался покончить с собой, попав в кому. Этим объясняются моменты в фильме указывающие на зыбкость, нереальность происходящего с героем. Этим объясняется постоянное появление Мэл в снах Кобба, Мэл в его снах - это не попытка Кобба создать проекцию умершей жены, нет это живая Мэл, которая хочет, чтобы Кобб очнулся и вышел из комы. Отсюда идея, что дети его ждут. Но Кобб должен добровольно захотеть остаться с ней и с её детьми в реальности, прежде чем Мэл сможет его вывести. Но в фильме Кобб отказывается, его подсознание в лице девушки-архитектора (и члена команды) Ариадны убивает Мэл. Кобб выходит обратно, спасает Сайто, но этот мир, в котором он вор, наемник на службе корпораций и где Мэл мертва - лишь бред его больного, лежащего в коме сознания. Именно поэтому в фильме мы видем много людей, лежащих либо при смерти, либо перед погружением в сон, так подсознание Кобба выдает нам ключевую идею фильма. Увы, Мэл (Mal) не способна спасти Кобба, на что указывает её имя, на английском означающее приставку со значением "ошибка, неудача" (maladaptated - неадаптированный, malpractice - врачебная ошибка, malformation - ложная сосудистая сеть, мальформация). Сценарий №3 (сюжетный) Игра Ариадны, безумие Мэл Это история о Коббе, процветающем исследователе снов, который был пойман в ловушку и женился на безумной Мэл, которая сошла с ума на почве бездетности. Мэл заразила его идеей глубокого погружения, чтобы внушить ему идею счастливой семьи с детьми и в итоге они потеряли себя глубоко внутри снов и потом разделились внутри них же. Фантазия Кобба о том, что Мэл покончила с собой тоже произошла внутри сна. Но это сон Мэл, а она во сне сошла с ума и активно препятствует пробуждению Кобба. Поэтому отец Мэл посылает Ариадну (девушку, дарующую путеводную нить из древнегреческого мифа), чтобы та уничтожила связь Кобба с Мэл внутри сна и вытащила Кобба обратно. И Ариадна убивает Мэл (Мэл и так безумная, проваливается дальше). Вот только Кобб сразу не пробуждается - слишком велик его шок. Пробуждение Кобба еще впереди. Сначала он должен вернуться в дом, побыть с детьми (которых на деле не существует, на что указывают слова отца жены при упоминании о детях "ты все еще живешь в иллюзиях Кобб) и только потом пробудиться, узнав, что детей у них нет., и что его жена безумна и лежит в вечном сне, неспособная проснуться. На безумие Мэл указывает другая интерпретация её имени от лат. malum - злой, дурной. Сценарий №4. (сюжетный) Игра Кобба или плен в паутине безумия Эта история о Доминике, одиноком интраверте, ученике исследователя снов и профессора. Вместе с профессором они создали иллюзию счастливой любви и прекрасной жизни Кобба и Мэл, историю о том, как у Доминика родились дети и как они жили долго и счастливо. Доминик так сильно просил профессора, что тот, сам бездетный, не смог ему отказать. Профессор внедрил в подсознание Доминика идею счастливой семейной жизни с вымышленными персонажами. В этой интерпретации Мэл тоже вымышлена. Но Доминик поверил в эту иллюзию. От экспериментов психика Доминик не выдержала. Он погрузился в безумие. В этом безумии Доминик разделил свою личность на : а) талантливого вора-похитителя и лидера Кобба (основная часть, ядро личности), б) талантливого исследователя, внимательного аналитика Артура (разум, на что указывает имя Артура, отсылающее к королю Артуру), в) Имса- авантюриста-имитатора, который воплощает волевые качества Доминика и имя которого значит "богатый защитник", г) Ариадну - проводника и архитектора, которая воплощает его совокупность его чувств, д) Юсуфа - химика, который воплощает желание уйти от реальности и желание властвовать над иллюзиями (имя означает "Бог взращивает силу") е) Мэл, которая воплощает жажду Доминика наказать себя за несбывшиеся надежды (о значении имени см. выше). Игра Доминика заключается в том, чтобы в лице Кобба испытать сценарий внедрения ложной идее некоему юноше Фишеру. На деле Фишер - это проекция на самого Доминика. Ариадна, подсознательно чувствует, что реальность не настоящая. Кобб же этого лишен и даже когда профессор появляется в его сне пытаясь указать ему на ошибку, он этого не слушает. В итоге Кобб лежит в психушке, где его сны иногда навещает профессор. Сценарий №5 (Метасюжетный) Игра Кобба или бесконечное лимбо. Эта история о Коббе, человеке, который оказался запертым в пространстве коллетивного бессознательного, бесконечном лимбо. Когда они с женой застряли в лабиринте иллюзий, то покончили с собой и проснулись. Только вот жена проснулась в реальности, а Кобб проснулся в коллективной иллюзии в бесконечном лимбе, недостроенном пространстве снов (в фильме этот концепт присутствует). Он вышел через уровни сна в реальность, но с другой стороны. Поэтому в принципе, всё что происходит с Коббом, происходит в реальности, вот только он переживает эти приключения в пространстве лимбо. Он - сомнамбула, человек двигающийся, говорящий, но спящий. Он - уникальное существо, человек существующий одновременно в реальности и в иллюзии и интепретирующий реальность через иллюзию. Поэтому все события фильма являются одновременно происходящими в реальности (причем на всех уровнях сна) и в иллюзии (где Кобб дает всей своей команде символические имена вместо реальных, куда вмешивается жена и дети, которых у него в иллюзии нет и так далее). Конец двусмыслен, т.к. если внимательно посмотреть, то крошечная юла-тотем одновременно и вращается дольше, чем должна и в конце падает. Итог неутешителен - Кобб никогда не выйдет из этого лабиринта, т.к. он уже вышел и одновременно остался, как герой Лукьяненко, который вышел из Сумрака через все слои обратно. Сценарий №6. Метасюжетный. Трагедия Кобба или настоящий ад Эта история о Доминике Коббе, юноще-исследователе, трагически погибшем в результате погружения в сны и пробуждения. В данной интерпретации они оба с женой покончили с собой, перепутав реальность и иллюзию. И поэтому всё, что происходит с Коббом - это посмертие. Именно в посмертии он встречает демона Сайто (имя означает "маленький город", указывая на адский град), который погружает его в мир бесплодных переживаний смерти жены. В путешествиях по лимбу Кобб многократно теряет и находит себя. Перед нами лишь эпизод мучений Кобба в вечном аду его вины. На то, что Кобб не живой указывает то, что он никогда не спит, только погружается в иллюзии, а нормальный сон для него недоступен, а где еще недоступен нормальный сон? Ответ - в аду. Также многократная смерть жены перед его глазами и Ариадна, которая напоминает ему жену и убивает его жену - это тоже часть адских пыток. Кобб - самоубийца и отверг собственное тело и поэтому во аду он отвергает саму реальность ада и даже это является наказанием. Он не отличает реальность от иллюзии. Трагедия Кобба в том, что ему некуда бежать и никакого исцеления нет. Он вернулся к детям, но дети не проживут долго. У них даже нет лиц, лишь в конце мы видим эти лица, но подлинные ли они? Сценарий №7 Метасюжетный Кобб и одна-единственная идея Эта история о Доминике Коббе, человечестве, одержимом одно-единственной идеей. которая поразила общественное сознание. Это история о человечестве которое захотело стать бессмертным. Бессмертие в фильме как и гравитация - одна из постоянных тем. Бессмертной хочет стать жена Кобба, которая утверждает, что за пределами нашей реальности есть иная. Доминик Кобб выражает волю человечества к успеху и борьбе, а его жена Мэл - душу человечества, темную, обремененную грехами и влекущуюся в ад. Мэл совершает самоубийство ради вечного рая - так и люди постоянно в реальности ищут суррогаты и подделки вместо реальности. Идея вечности как приза, вечности как того, что можно схватить и взять повторяет первородный грех и обречена на провал. Кобб не может овладеть идеей бессмертия, это идея бессмертия сводит его с ума. Как-то так. P.S. Cюжетные скрытые смыслы напрямую выводимы из поворотов сюжета, а метасюжетные - напрямую не выводимы из сюжета и указывают на сюжет лишь косвенно. 22 декабря 2024
5 |
Athena_frost
Тут помочь не могу, надо найти роман и прочитать сначала |