![]() #кино #клуб_киноразбора #Крупная_рыба # #скрытый_смысл_фильма #пересказ_сюжета #спойлеры
«Кру́пная ры́ба» (англ. Big Fish) — американская фантастическая трагикомедия Тима Бёртона 2003 года, по роману Дэниела Уоллеса «Крупная Рыба. Роман мифологических пропорций». Кстати, название можно перевести также иносказательно как "Большой приз", "Большой куш" или "Крупный выигрыш". Краткий пересказ сюжета Бывший странствующий торговец Эдвард Блум имеет невероятный талант рассказчика, и использует его, чтобы рассказывать истории из своей жизни, которые любит приукрасить. Однако его сын, прагматичный клерк Уилл, считает отца лишь очередным лжецом в стиле барона Мюнхгаузена, из-за чего их отношения очень сильно испорчены. Однако когда у Эдварда внезапно диагностируют рак, Уилл и его беременная жена Жозефина приезжают к родителям Уилла, чтобы быть рядом с больным отцом. Фильм рассказывает историю жизни Эдварда в молодости, которая так похожа на сказку, что в неё просто трудно поверить (однако всё действие происходит в американских реалиях). В детстве Эдвард встретил ведьму, один глаз которой мог показать любому человеку его будущую смерть. А когда вырос, он познакомился с человеком по имени Карл, страдающим гигантизмом, вместе с которым вскоре отправился путешествовать по миру. Так Эдвард наткнулся на идиллический город Мираж, в котором подружился с известным поэтом Нортером Уинслоу и восьмилетней дочерью мэра города Дженни. Через два дня Эдвард покидает «город, который невозможно покинуть», воссоединяется с Карлом и продолжает путь. Затем он замечает красивую девушку и мгновенно в неё влюбляется. Директор местного цирка Эймос Кэллоуэй, позже оказавшийся оборотнем, нанимает Карла и Эдварда на работу, обещая в конце каждого месяца сообщать частичку информации о девушке. Эдварду приходится выполнять всё, что прикажет мистер Кэллоуэй. Однажды терпению Эдварда пришёл конец, и директор был вынужден сообщить, что девушку зовут Сандра Темплтон и рассказать, где та живёт. Эдвард приезжает к ней с признаниями в любви, но она оказывается уже помолвленной с его другом детства Доном Прайсом. Однако Эдвард не сдаётся и продолжает оказывать Сандре знаки внимания, за что Дон его избивает, но Сандра возвращает Дону обручальное кольцо и решает остаться с Эдвардом. Начинается война с Кореей и Эдварда забирают служить. Во время выполнения «сверхважного задания» и неожиданно знакомится с сиамскими близнецами — певицами Пинг и Джинг. Он предлагает им помощь в построении карьеры у мистера Кэллоуэя, если они помогут ему бежать домой. Те охотно соглашаются. Демобилизовавшись, Эдвард становится странствующим торговцем: он продаёт необычные устройства вроде механической руки-подставки (позже одну такую Уилл находит в настоящем времени). Однажды он в банке снова сталкивается с Уинслоу, который разочаровался в Мираже и покинул его, внезапно оказывается что он пришёл грабить банк и Эдвард невольно делается его сообщником. Однако в итоге ограбления ссудно-сберегательного банка он узнаёт, что его касса пуста: этот банк уже и так был ограблен, но не бандитами, а сборщиками налогов. В дороге он объясняет это другу, и тот, с горя, решает работать на Уолл-стрит («все деньги там!»); позже, став миллионером, он, в благодарность за вдохновение, присылает Эдварду чек на 10 тысяч долларов, на который они с Сандрой и Уиллом и покупают тот дом, в котором живут по сей день. В настоящем Уилл начинает все больше осознавать, что его отец всю жизнь рассказывал ему не сказки о себе, а приукрашенную правду. Чтобы в этом убедиться, он едет в тот самый Мираж и встречает там постаревшую Дженни, которая рассказывает ему дальнейшую историю Эдварда: после истории с Уинслоу он тогда решил сам съездить в Мираж, в итоге попав в невероятный потоп. Когда вода сошла, Эдвард дошёл до города пешком и обнаружил, что все жители находятся на грани банкротства. С помощью своих связей Эдвард спасает город, купив все дома. Последним домом остаётся дом Дженни (которая за прошедшие 20 лет пережила несчастливый брак, вследствие чего её дом практически развалился). Она отказывается продать Эдварду дом, но он всё же остаётся, чтобы его отремонтиро вать (к чему также привлекает великана Карла). За эту помощь Дженни влюбляется в Эдварда, но он даёт ей понять, что никогда не ответит ей взаимностью. После этого Эдвард возвращается домой. Выслушав Дженни, Уилл возвращается в дом родителей и узнаёт, что у Эдварда случился инсульт, поэтому его увезли в больницу. Уилл окончательно мирится с отцом и даже рассказывает ему вымышленный вариант его похорон: будто они сбежали из больницы и Уилл привёз Эдварда к озеру, где его уже ждут все друзья из его рассказов (причём не постаревшие), а затем Уилл бросает отца в воду, где тот превращается в огромного сома и уплывает. Выслушав его рассказ, Эдвард умирает. К удивлению Уилла и Жозефины, на похороны Эдварда приезжают все его друзья, о которых он рассказывал. Хотя они оказались не совсем такими, как он их описывал (например, Карл несколько меньше ростом, а Пинг и Джинг — вовсе не сиамские, а обычные близнецы), Уилл окончательно убеждается, что истории его отца были правдой. Впоследствии он и сам начинает рассказывать их своему сыну. Cкрытые смыслы Смысл №1 (сюжетный) "Всё правда или жизнь сурка бесконечна". В рамках этой интерпретации Эдвард Блум действительно прожил свою жизнь множество раз. Этим объясняется его нежелание рассказывать правду о событиях своей жизни и приукрашивание этой правды историями из жизни, которые одеты в фантастические одежды. Единственное, чего Эдвард в жизни не испытал - это смерти. Поэтому он просит сына рассказать ему историю о своей смерти, чтобы именно так завершить цикл и больше не возвращаться в тело младенца. Крупная рыба ("Крупный куш", Крупный выигрыш"), которую он всю жизнь ловил и так никогда не мог поймать - это смерть. Именно ради своей любви Эдвард был готов "поймать рыбу", т.е. умереть. Именно с ней в конце он символически обручается вместе со своей женой. Его мифическая, вымышленная смерть похожа на свадьбу, свадьбу с рекой и после смерти он превращается в рыбу. Кстати, само кольцо - символ верности, есть также и символ бесконечности жизни, круговорота жизни, в который попал Эдвард. Именно поэтому в армии он не боялся смерти, он не боялся быть избитым и войти в пещеру к гиганту, не боялся ведьмы. И именно поэтому ведьма, предсказав всем будущее, не могла предсказать его Эдварду. Также совершенно очевидно, что в рассказах Эдварда о себе переплетаются события из разных жизней. Если город Мираж Эдвард встретил в одной жизни, то ведьму в следующей, т.к. именно в следующей жизни девушка, которой он чинил дом в Мираже состарится. А это значит Эдвард не только перерождается в младенца и проживает жизнь заново, но и сам этот младенец рождается всё позже и позже - Эдвард скользит по оси времени, перерождаясь. Например мы видим и войну в Корее (1950-е) и "великого писателя", который стал гангстером, а потом миллионером (а это в США было возможно только в 1850-80-е), мы видим кризис долгов и разорение малых городов (современность, не раньше 1990-х). А сама жизнь Эдварда в самом начале начинается в маленьком городке, но его одежда и его поведение похожи на поведение человека в 1920-е годы. Смысл №2 (метасюжетный) Герой и его испытания. Психологическая драма или суть героизма. В данной интерпретации жизнь Эдварда Блума проходит в двух измерениях - оБычном и героическом. В героическом измерении Эдвард всё свое существование совершает подвиги. В обычном - поступки. Эдвард должен встретится в Ведьмой, которая символизирует смерть и победить её, отказавшись рассказывать об увиденном и верить в неё. Это первое испытание - покорить страх смерти. Второе испытание - Великан. Суть этого образа в том, что Эдвард, будучи Великаном-Королём (даже имя Великана - Карл, т.е. Король) в своём небольшом городе должен выйти из пещеры и пойти в большой мир. Это второе испытание - победить собственные амбиции. Третье испытание - город Мираж (Spectre). В этом городе все жители живут отложенной жизнью и надеждой на то, что не будет никаких изменений, что всё будет как было. Название города означает также "опасность несбывшегося" (spectre of smth.). Эдвард уходит из города, отказываясь жить в ожидании несбывшегося. Так он побеждает страх перед жизнью. Четвертое испытание - любовь. Эдвард должен победить свою наивность. И только когда он это сделает и поймет ,что работодатель (директор цирка) и армия (военная карьера) - это всё чепуха, только тогда он может вернуться к любимой. Наконец, пятое испытание - это испытание наживой. Эдвард и "великий писатель" грабят банк, что метафорически отражает стремление к наживе, но только Эдвард видит, что в банке нет денег (т.е. что нажива ведет к моральному банкротству). Шестое испытание - это испытание гордыней. Эдвард - великий благотворитель, который спасает обедневший Мираж, выкупая его. Однако один дом отказывается продаваться. И Эдвард должен переступить через свою гордыню и желание власти над городом. Эдвард проходит испытание успешно. Ну и последнее испытание героя - это скрывать свой героизм. Эдвард проходит его всю жизнь, отказываясь сообщать о своих добрых делах и вместо этого рассказывая сыну поучительные истории. В результате его жизнь только начинается в связи со смертью. Смысл №3 (сюжетно-метасюжетный) Эдипов комплекс или сказка о прекрасном отце В данной интерпретации Эдварда Блум не существовал в том виде, в каком его показывают истории. Его вымышленная героическая жизнь, его практически отсутствующее прошлое и вымышленная смерть показывают, что Эдвард был во многом литературной фантазией своего сына об отце. В данной интерпретации все рассказы о своём отце сын Эдварда рассказывает нам и себе всё свое детство и юность. Например, в фильме его отец - старый человек, а мать - всегда молода, потому что в глазах сына мать обычно остаётся молода. Любовница отца становится женщиной, которую он спас, а также ведьмой, которая довела его до смерти. Великан - это фигура отца, который всегда придёт на помощь, директор цирка - это метафора работодателей отца, которые являлись оборотнями и нещадно эксплуатировали папу и поэтому он так редко виделся с сыном. Рассказ о крупной рыбе - это то, как маленький сын видел любовь и верность родителей. В общем, весь фильм - это такая большая попытка сына оправдать своего отца, который всю жизнь ему врал и придать его вранью фантастический колорит. Сын героизирует прошлое отца, который в общем-то не всегда поступал по совести, а напротив, всегда бежал семьи. Cмысл №4 (метасюжетный) Смерть автора или рассказы большой литературы В рамках данной интерпретации Эдвард Блум - это миф целиком и полностью. Фильм хочет сказать нам, что истории существуют сами по себе, они и есть крупная рыба, крупный выигрыш для всех читателей и зрителей этих историй. Героизм - вымышлен, но помогает нам жить, иначе бы наша жизнь кончилась. Все мы немного Эдвард, всем нам хочется праздника в жизни, загадочного и удивительного и этот праздник нам дают фильмы и книги. В данной интерпретации разрушается "четвертая стена" между режиссером и зрителем и зритель сам видит себя как часть удивительных историй об Эдварде, который никогда не существовал в реальности, но является частью всех нас. Cмысл №5 (метасюжетный) Психологическая драма взросления или социализация В данной интерпретации весь фильм - это разыгранная в лицах драма взросления человека, Эдварда Блума. Вот вначале он проходит испытания Ведьмы и Великана - отца и матери (в интерпретациях психоаналитика Э. Бёрна в детстких снах и фантазиях именно отец и мать предстают в образах ведьмы и великана). Мать-ведьма хочет определить всю его судьбу и предсказать ему смерть, а Отец-Великан мешает Эдварду покинуть родной город. Но Эдвард отказывается от страха перед судьбой и отказывается оставаться в городе. Первое испытание взросления - победа над родителями. Второе испытание взросления - это победа над страхом перед работодателем. Работодатель заменяет Эдварду родителей и держит в плену обещаний, но когда Эдвард понимает, что работодатель-директор цирка является на деле оборотнем,, то легко добивается от него своего. Третье испытание -испытание возможностями. Эдвард отказывается инфантильно "ждать будущего" и вместо этого выбирает "жить в будущем". Четвертое - испытание взросления, испытание любовью. Эдвард не теряет любовь, он добивается любви, он не уходит от любимой, а возвращается к ней. Пятое испытание Эдварда - испытание деньгами и Эдвард, поначалу ограбивший банк (поддавшийся) в итоге отказывается от того, чтобы считать деньги главным в жизни и выкупает Мираж, то есть свою мечту . И шестое испытание взросления и социализации - это смерть. Эдвард умирает счастливым, превратившись в "крупную рыбу", то есть в "значимого человека "(есть и такой перевод) для своих детей. Смысл №6. Финальный. (метасюжетный) История Эдварда, рассказанная языком мифа В данной интерпретации все "героические" персонажи фильма - это сам Эдвард. Сам Эдвард и Ведьма, которая пророчит смерть и Великан, жаждущий раздавить, и директор цирка (Оборотень) и девочка в Мираже, и женщина там же годы спустя и крупная рыба. Сам Эдвард даёт ключ к данной интерпретации произнося в конце "история моей жизни" (story of my life). Итак, начнём сначала. Эдвард - это Ведьма, потому что он предсказывает будущее остальным, но не самому себе (самому себе предсказать будущее невозможнно). Ведьма - это фигура волшебная, а значит Эдвард по натуре - романтик, мечтатель, не боящийся смерти и взыскующий любовь. Великан - это фигура защитника. Он защищает и помогает Эдварду и именно он подписывает за Эдварда контракт в цирке и получает деньги. Великан - это фигура взятия ответственности, фигура человека ,который "вырвался из пещеры" и это Эдвард. Девочка/женщина в мираже/русалка в воде - это фигура Музы. Муза направляет Эдварда на правильный путь, уберегает от ошибок, но не пленяет. Эдвардж - это Муза, т.к. он рассказчик историй, создатель вымышленных миров. Есть фигура сиамских Близнецов. Мне кажется, что это фигура судьбы. Заговаривая зубы Близнецам Эдвард выбирается из ловушки, говоря, что невеста - это его судьба. Близнецы - это судьба, которую Эдвард выбирает сам. Ну и главная метафора - это крупная рыба. Превращение Эдварда в рыбу в конце показывает, что сам Эдвард - это в своем роде метафора победы, выигрыша, признания. Его жизнь удалась. Он - крупная рыба, попавшая в реку жизни. Да, кстати метафора воды и реки - это всегда метафора изменения. Как-то так. 4 февраля в 22:40
5 |