![]() #кино #клуб_киноразбора #последняя_любовь_на_земле #Perfect_sense # #скрытый_смысл_фильма #пересказ_сюжета #внимание_спойлеры
«Последняя любовь на Земле» (англ. Perfect Sense — «Идеальное чувство») — фантастическая мелодрама 2011 года, британского режиссёра Дэвида Маккензи. Главные роли в фильме исполнили Юэн Макгрегор и Ева Грин. Краткий пересказ сюжета Действие картины протекает в Глазго. Случайная встреча шеф-повара Майкла и эпидемиолога Сьюзен переходит в страстный роман. Любовники не могут насытиться друг другом. События развиваются на фоне загадочной эпидемии, охватившей население Земли. На протяжении месяцев человечество теряет одно чувство за другим. Сначала зарегистрированы случаи потери обоняния, затем — вкуса. При этом перед этим потерей чувства обоняния люди испытывают горе от утраты родственников и близких и угрызения совести, а после теряют память о своём прошлом, перед утратой чувства вкуса чувствуют страх умереть в одиночестве и дикий голод. Люди как могут выживают в новых условиях. Сьюзен пытается разобраться с природой данного явления, выяснить, какими путями происходит передача носителей заболевания под условным наименованием S.O.S. (Severe Olfactory Syndrome — тяжёлый обонятельный синдром). Майкл на своей работе старается компенсировать клиентам невозможность получать удовольствие от еды. Эти начинания успешны лишь отчасти, и люди ищут всё меньше удовольствий в предметах роскоши. Утрата же слуха становится для Земли уже глобальной катастрофой. Ей предшествует вспышка гнева и насилия. Сьюзен разрывает отношения с Майклом, который тяжело оскорбляет её. Через некоторое время всех жителей Земли охватывают эйфория и блаженство, все ощущают взаимную теплоту и любовь. Разлучившиеся Майкл и Сьюзен снова находят друг друга. Последняя вспышка чувств предшествует всеобщей потере зрения.. Через некоторое время всех жителей Земли охватывают эйфория и блаженство, все ощущают взаимную теплоту и любовь. Разлучившиеся Майкл и Сьюзен снова находят друг друга. Последняя вспышка чувств предшествует всеобщей потере зрения. Скрытые смыслы Мне показалось очень интересным, что в начале фильма, нам показывают людей и закадровый голос говорит: "Они ходят на работу, они проводят обычные дни" и нам показывают множество разных лиц и людей, обычную жизнь. Также ясно, что внутри фильма есть запечатанное послание, которое связано с понятием "идеальное чувство" (Perfect Sense) и с парами чувств, которые предшествуют потерям ощущений. Я постарался выписать эти пары и у меня получилось вот что: Горе/Угрызения Совести - Потеря Запахов/Памяти Страх смерти в одиночестве/Голод - Потеря Вкуса. Гнев/Ярость/Ненависть - Потеря Слуха. Радость/Любовь - Потеря Зрения. Ясно, что перед нами развернутая метафора. Вопрос лишь в том, к чему она применима. Cкрытый смысл №1 (сюжетный) Метафора упадка человечества В рамках данного скрытого смысла пара чувства - потерянные ощущения опознаётся как метафора упадка людского рода. Она звучит так: "Когда люди начали горевать об утраченных возможностях исправить свою жизнь и их начала мучить совесть, то чтобы избавиться от этих чувств, они потеряли память о том, что действительно важно. Затем, когда они потеряли память и запах грядущих событий, их охватил страх умереть одинокими и они начали погружаться в грубые удовольствия, пожирая свою жизнь как деликатес, так они утратили всякий вкус к жизни. Когда они потеряли вкус к жизни, то их охватила потребность винить других в этом, из-за вспышки гневы, злобы и ненависти к людям они лишились возможности слышать и понимать остальных. В отчаянной попытке восстановить связь с другими, они стали влюбляться друг в друга и попытались радоваться жизни, но любовь оказалась иллюзией, ослепившей их." Символически эта метафора разворачивается на фоне чувств главных героев, которые вместе с человечеством проходят разные этапы отчуждения друг от друга, всё больше погружаясь в глубину чувств и всё больше всякий смысл в понимании происходящего. В рамках данной интерпретации Perfect Sense можно перевести не как "Идеальное чувство", а как "Идеальный смысл" или "Настоящий смысл". И "настоящий смысл" кинокартины в том, что человечество не может найти смысл жизни - смысла просто нет, он необратимо потерян в рутине событий. Скрытый смысл №2 (сюжетный) Ложное чувство или ложный смысл В рамках данной интерпретации перед нами метафора сильного ложного чувства, возникшего в жизни людей из-за одиночества и чувства вины перед остальными. Главную героиню бросил её возлюбленный, главный герой сбежал от своей смертельно больной девушки. Они хотели бы забыть о прошлом - и болезнь предоставляет им эту возможность. Они забывают о вине перед другими, перед этим остро переживая последние приступы. Так они теряют запах - то есть метафору памяти, вытесняют из своей жизни других людей. Друг главного героя, повар в ресторане, говорит ему: "Ты ловелас, но когда-нибудь ты влюбишься по-настоящему и будешь страдать". В этом ключ к дальнейшему. Героев охватывает страсть, но при этом мир погружается в чувство одиночества и страха смерти, затем приходит дикий голод и происходит потеря вкуса. Вкус к жизни у героев потерян, они заворожены "идеальностью" и "сило!й" собственного ложного увлечения и фильм намекает нам на то, что данное чувство родилось из потери вкуса к жизни (оба постоянно меняют любовников до встречи друг с другом). В результате они начинают злится друг на друга и тем самым теряют способность слышать друг друга (метафора потери слуха) и временно расстаются. Расставание сменяется последней вспышкой радости и принятия, которое погружает их мир во тьму, то есть они окончательно становятся слепы - страсть их ослепляет. В то же время в самом начале мы видим сцену как герой прогоняет героиню из своей постели говоря "я могу спать только один", а она идёт на пляж бросать камни в чаек и говорит сестре "он оказался таким же м...ком как и остальные". Если предположить, что начальная сцена на деле финальная сцена, то всё становится ясно. Кстати, героиня постоянно называет своего любимого моряком (sailor), а в этой странной сцене (скорее всего финальной) мы видим, как он катается на яхте, как моряк. Он как бы вышел в море отношений удить новую "рыбу", а о героине забыл, как она ему и предсказывала весь фильм. Некая ирония содержится и в профессиях героя и героини. Герой - это человек, цель которого доставлять людям грубые удовольствия (вкусовые ощущения,), а цель героини - лечить людей. По ходу фильма герой теряет способность к обонянию и вкусу и таким образом не может больше доставлять вкусовые удовольствия, а героиня, которая лечит людей не в силах предотвратить или остановить эпидемию. В фильме вообще много намеков на абсолютную бессмысленность повседневной человеческой деятельности. В общем сам фильм - это либо пародия на попытки человечества жить как слепые манекены не слыша, не чувтвуя и не понимая друг друга, либо пародия на попытки взрослых людей найти "любовь" просто от чувства потери, страха, гнева и одиночества. Такая "любовь", говорит сценарист, просто их ослепляет и ведет к окончательному разрыву. Человечество же в итоге погибает от нарастающего вала гедонизма и отчуждения друг от друга. P.S. Кстати, Юэн Макгрегор и Ева Грин сыграли просто идеально. Сыграли таких наивных и миловатых дурачков, которых ведет их собственное чувство и которым наплевать на то, что происходит в окружающем мире, лишь бы им самим было хорошо. Из-за этого может казаться, что их игра неубедительна, но это если считать, как "креаттивные" переводчики, что это про "последнюю любовь на Земле", то есть про трагизм настоящего чувства перед лицом конца времен, а на самом деле это про конец всех и всяческих чувств и упадок людей и тогда странное поведение героев, которые так зациклены на самих себе - нас удивлять не должно. 16 февраля в 21:47
1 |