↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


4 апреля 2016
Mikie
Что же ты упорно так машешь передо мной красной тряпкой...
Так. Во-первых, уже самое образование термина "гуманитарофашизм" - это очень подлый демагогический прием из разряда "а вот Гитлер делал то-то". *правило Гитлера, хе* Фашизмом то, о чем я говорю, не является ни в каком роде, и я попросила бы дальше не проводить таких необоснованных аналогий.
Во-вторых, мы говорим о владении речью в целом. Письменной и устной. "Вкусное кофе", "я получил ощущение удовлетворения при употреблении мороженого", "из двери вышли клубы дыма и человек в костюме" и т.д. нельзя ни говорить, ни писать.
В-третьих, за бессмысленные рюшечки метафор и сравнений бьют тапком и в разговоре, и в литературе. Владение языком - это когда ты образен ровно настолько, насколько нужно. Если я хочу поделиться впечатлениями о спектакле, на который я сходила, мысль я передам лучше, если буду образна, опишу картины, передам эмоции. Если я хочу рассказать о своем новом платье, то лучше я передам мысль, если буду по-бытовому кратка.
В-четвертых, кстати, философский термин - это один из самых концентрированных примеров контекста и наличия порога вхождения. Допустим, у нас есть некоторый труд, в некотором месте отсылающий к антиномиям Канта. И вот тут тебе, как ни крути, надо самому знать, что такое антиномии Канта, причем желательно не по Википедии, а из текстов самого Канта, иначе ты просто не вшаришь в то, что присходит в труде, который ты читаешь. Философия - это достаточно последовательная дисциплина, в которой для лучшего понимания надо знать базу. Разумеется, если ты человек умный, часть труда ты сможешь вшарить и без базы. Но только часть.
Читатель математической статьи должен владеть математическим аппаратом.
Читатель специализированного биологического доклада должен владеть знаниями по теме.
Читатель статьи о физическом исследовании в Science должен уже владеть знаниями по физике.
Разумеется, какие-то куски информации можно усвоить и не обладая всеми знаниями порога вхождения. Но полностью ты поймешь прочитанное, только имея эти знания.
Так почему писатель должен ВНЕЗАПНО делать скидку? Почему нельзя писать для читателя, который обладает определенным понятийным аппаратом? Чем, по-твоему, писатель хуже математика, физика, биолога? Чем он хуже строителя, электрика, повара, сантехника, каждому из которых нужна подготовка и какой-то порог вхождения?
Как математик имеет право не писать для тех, кто знает только четыре математических действия и как проценты посчитать, как физик имеет право не писать для тех, кто знает только "ну Земля, она вокруг Солнца" и что Ньютону на голову упало яблоке, как биолог имеет право не писать для тех, кто знает только "труд сделал из обезьяны человека", так и писатель имеет право не писать для тех, кто "а, был этот чувак, который бабку топором зарубил, как же его, еб, звали... о! Достоевский!". (Для справки: пример про Достоевского я не придумала).
В-пятых, система будет способствовать правильному, если она будет не опускать планку к людям, а пинать людей к планке. Как бы ты низко не поставил порог входа, через некоторое время обязательно найдется значительная группа людей, которая в силу лени, нежелания что-либо делать и "авось провезет", не доберутся до этого уровня. Если ты опустишь еще, то через некоторое время... Да, это она, тетушка деградация.
В-шестых, про пост и "не выходи из комнаты". Да, Бродский не нужен для передачи смысла таблички. Нет, смысл тут не в назначении таблички. Фразой "Бродский предупреждает" я искусственно создаю литературный контекст там, где его не было. Этот контекст абсолютно абсурден и внезапен - что и дает шутку. Здесь просто шутка. Данное использование исключительно для неё, не передачи важного смысла.

ЗЫ. И да, привлечение контекстов и реминисценции у человека, владеющего языком, ВСЕГДА работают на мысль. Часто книгу, конечно, можно читать и не зная все/вообще хоть какие-то контексты, но будет получена только часть (возможно, б0льшая, возможно, нет) смысла и только часть удовольствия. "Хроники Нарнии", например, я прекрасно читала в детстве, ни сном ни духом не зная христианский контекст, но сейчас, когда я знаю о нем, я получаю б0льшее эстетическое удовольствие от чтения, мне интересно смотреть, как он вплетен ткань повествования. Теперь я понимаю больше, вижу дальше и глубже, и от этого я тоже получаю б0льшее удовольствие.
Еще стоит заметить, что у любой книги существует порог вхождения не только по литературному опыту (этот порог как раз довольно гибок), но и по жизненному. Для примера, раз уж я уже упомянула "Хроники Нарнии", назову "Последнюю битву". Мне где-то в девять подарили толстый сборник всех произведений про Нарнию, и я с огромным удовольствием проглотила всё до "Последней битвы". На ней меня вступорило. В девять мне было от неё неуютно, непонятно, тошно, я не могла уместить происходящее в свою систему координат, увязать с прошлыми историями про Нарнию, и где-то на третьей главе я её бросила. В одиннадцать-двенадцать лет мне снова попался этот сборник и снова я прочитала его до "Последней битвы", начала вновь... и какое же это было болезненное удовольствие. До слез в конце, до кусания губ, но запоем, с пониманием, и с тех пор это, наверно, моя самая любимая история про Нарнию. Вот такой ценз на жизненный опыт, понимаешь.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть