Простите, я позволю себе комментарий насчёт "жестокости" христианского Бога. Просто заметила, что не все тут понимают отличие православие от католического подхода (там Бог и впрямь строг весьма).
Безусловно, когда мы смотрим на сцены Ветхого Завета, наша логичная оценка - Бог жесток. Когда мы смотрим на историю христианства - на смерть мучеников, например, - мы делаем тот же вывод.
Эта логическая ошибка заключается в отсутствии согласования между системами координат. Думаю, даже самый заядлый богоборец согласится, что, если допустить существование Бога - Его восприятие реальности будет существенно отличаться от человеческого, ввиду больших возможностей.
В Новом Завете мы имеем Богооткровение: Бог Сам конкретно говорит о Своих планах в отношении человека. "Не судить пришёл Я, а спасти". В православной концепции Бог - Абсолютная Любовь, и человек создан Им для того, чтобы пребывать в Любви. Однако любовь возможна только там, где есть свобода. Если бы Бог сразу нас создал добрыми и пушистыми и поселил в Рай - это было бы насилие. Бог создал нас свободными, чтобы мы сами выбирали: любить или не любить. Наша земная жизнь - это наша возможность выбрать. Каждый раз, когда мы принимаем решение, мы выбираем между любовью и нелюбовью. И суд, который будет после нашей смерти, - это не экзамен, где Бог будет проверять по списку, достойны мы Рая или нет. Суд - это когда перед лицом Божьим мы узнаем самих себя вполне, полностью, без иллюзий и прикрас, и наша жизнь будет либо свидетельствовать о том, что мы выбрали любовь, либо - наоборот. Не Бог будет стоять над нами с палкой. Это наш выбор. Наша свобода.
Однако Господь однозначно нам сказал, что желает каждому человеку спасения - чтобы каждый после смерти перешёл в жизнь вечную, в любовь. Господь никого не неволит, но тем, кто хочет наследовать эту жизнь вечную - помогает. Даже ад создан Им по милосердию: ад - это место, где нет любви, для тех, кто выбрал нелюбовь.
Есть ещё тот нюанс, что мало кто из нас живёт осознанно и понимает, что за выбор совершает. Но Бог всеведущ. Для Него нет преград времени. Про каждого человека Он знает, что этот человек выбрал. И Господь часто знает, что человек после смерти выбрал любовь - а вот всю жизнь выбирал нелюбовь, и на Суде жизнь этого человека обличила бы его и "приговорила" к нелюбви. Вот тут и возникает элемент, который мы называем жестокостью. Самый яркий пример - потоп. Казалось бы, куда хуже? Взял и уничтожил всех людей! А дело в том, что все эти люди (кроме семьи Ноя) каждым своим поступком выбирали нелюбовь. А Бог знал, что после смерти они захотят в любовь, но не смогут. И Он оборвал их жизни до того, как те пришли к логическому концу. Чтобы на Суде человек мог оправдаться: да, я выбирал нелюбовь, но Ты забрал меня слишком рано, если бы Ты дал мне пожить ещё, я бы раскаялся и выбрал любовь! И такой человек попадёт в Рай, хотя Бог про него знает, что ни рогра бы он не раскаялся. Но своей "жестокостью" Бог ему выписал пропуск в жизнь вечную. Система координат Бога в том, чтобы каждый спасся для жизни вечной в любви. Но при этом Бог никогда никого не насилует, кто не хочет - дорога в ад всегда открыта. Никто никого насильно в рай не тащит; никто никого насильно к аду не приговаривает. Все упирается в вопрос нашего выбора. А вся бегттня вокруг "как бы в ад не попасть" возникает у православных потому, что человек склонен жить иллюзиями. Мы про себя самих любим хорощо думать, считаем, что уж мы-то, такие хорошие, всегда любовь выбираем! А на дело-то часто словом "любовь" прикрываем собственный эгоизм. Вот православные и боятся: ой, а вдруг я не любовь выбираю своими поступками, а только мню о себе? Это называется трезвением. Понимать, что нам тяжело оценить самого себя.
Простите за многословие, надеюсь, было познавательно))) если что, это одно из важных отличий православия от других христианских ветвей. У католиков Бог как раз строго судит и за каждый поступок воздает, а протестанты в основном считают, что все заранее спасены, твори что хошь, все равно попадешь в рай.