Вот что Фиоре де Либери в 1409-ом году написал в своём одном из самых ранних европейских фехтбухов:
В юности я желал обучаться бою с оружием, включая искусство боя в ограждении, с копьем, топором, мечом и кинжалом, а также безоружного боя, пешком и на коне, в доспехах и без. В дополнении к этому я желал изучить обработку металла и качества каждого оружия в защите и атаке, особенно в смертельном поединке.
Я также желал обучиться секретам этого искусства, знакомого лишь нескольким людям на всем свете. [...] Это искусство я выучил во многих из Германских и Итальянских земель, у мастеров и их учеников, во многих провинциях и многих городах, по воле Божьей и за великую цену.
И по воле Божьей я так же обрел знания при дворах благородных особ, принцев, герцогов, маркизов, графов, рыцарей и оруженосцев, в следствие чего меня самого попросили обучать. Мои услуги были востребованы многими благородными, рыцарями и их оруженосцами, кто желал обучиться искусство боя с оружием для боя в ограде и боя насмерть1. И так я обучал этому искусству многих итальянцев и немцев и других благородных, кого вызвали на поединок, а так же и множество тех, кто никогда не обязан был выходить на бой.
Также я должен сказать, что всегда учил искусству в тайне, так что никто не мог присутствовать на моих уроках кроме учеников и изредка их близких, либо тех, кто был у них в почете, и только им было дозволено наблюдать, дав клятву хранить тайну, поклявшись своей верой не раскрывать ничего из техник, которые я, маэстро Фиоре, демонстрировал.
Более прочих был я осторожен среди Мастеров Оружия и их учеников. И некоторые из этих мастеров, что были завистливы, вызывали меня на поединки с острыми мечами в одних только военных куртках, без всякой защиты, кроме пары кожаных перчаток. И это происходило из-за того, что отказывался делиться своим искусством.
Пять раз мне приходилось сражаться таким образом и все пять раз, к своей чести, я вынужден был сражаться в незнакомых местах, без родных и друзей на моей стороне, не доверяя никому, кроме Бога, моего искусства, меня самого и моего меча. И по милости Божьей, я защитил себя с честью и без ранений.
Я говорю своим ученикам, которым придется сражаться в ограде, что бой в ограде намного безопаснее, чем бой на мечах в одних только военных дублетах, потому что в сражении на мечах без защиты, даже единственный пропущенный удар может быть смертельным.
Так же в ограде вы можете получить множество ударов, и при этом выиграть поединок. И еще важно то, что в ограде трудно погибнуть, получив удар. И зная это, я бы согласился трижды выйти на бой в ограде, чем единожды согласиться на бой с острыми мечами.
Теперь я должен добавить, что человек, который должен сражаться в ограде, должен быть защищен своим знанием искусства боя, и иметь все возможные преимущества, но если ему не достает смелости, то он может скорее повеситься. Сказав это, могу добавить, что по милости Божьей, никто из моих учеников еще не проиграл боя в ограде. Напротив, они всегда выходят из поединка с честью.
Я должен так же отметить, что благородные рыцари и оруженосцы, кому я демонстрировал мое искусство боя, были удовлетворены моим учением и никогда не желали иного учителя, чем я.
...
В десятый день февраля года 1409, я Фиоре де Либери из Фриули, Cividale in Austria сын Сэра Бернадетто из дома де’Либери, начал этот трактат от бое с оружием и без: копьем, поллеэксом, мечом и кинжалом, а так же борьбой, пешком и на лошади, в доспехах и без, и о других вещах, относящихся к бою. И для всех этих вещей я объясню действие и противодействие, так что бы одно следовало за другим.
И это руководство содержит полное знание и замыслы, которые мы видели у многих мастеров и учеников и воинов и Герцогов, Принцев, Маркизов, Графов, Баронов, Рыцарей и Эсквайров и у других людей в различных землях, а так же вещи, которые мы обнаружили сами. Они включают: стойки со всевозможным оружием, хитрости и защиты, удары, захваты и заломы, приемы перелома и вывиха рук и ног, выкручивания и повреждения в наиболее опасных местах, согласно желаниям мастера этого искусства. Если трудно держать в это сложное искусств в уме без книг и записей, если невозможно быть хорошим студентом без книг, то, как один человек может быть хорошим учителем? Я видел тысячи людей называющих себя мастерами, из которых возможно только четыре были хорошими студентами, а из этих студентов ни один не был бы хорошим учителем.
Итак, наше руководство включает все наше знание, как книгу украшают рисунки, с объяснениями от номера к номеру. Упомянутые рисунки различаются следующим способом. Мастера, которые начинают техники, носят золотую корону на голове, тогда как их студенты, продолжающие технику, носят золотую ленту под коленом. Мастера, которые продолжают техники начатые другими мастерами носят и корону на голове, и ленту под коленом.
Каждая техника будет иметь пояснительный заголовок, и все заголовки и рисунки посвящаются наиболее Знаменитому и Великолепному Сэру Николо, маркизу города Ферраро и города Модено, Пармы и других городов.
В этой книге мы поговорим обо всех наших познаниях, сначала мы поговорим о пешей борьбе, а затем о бое с оружием, согласно рисункам нарисованным и размещенным в этой антологии.
Простыня, но из неё становится понятно, что идея формализовать знание о фехтовании на примере конкретного автора пришла при долгом изучении и практике обучения фехтованию. К старости лет - как подведение итога. Те же кого он обучал - получали свои знания и от самого мастера непосредственно.
Но именно благодаря таким работам (а позже они пошли валом - каждый мастер считал нужным собрать в очередной комикс с пояснениями свой опыт) развивались школы, происходил обмен опытом между жителями разных мест, некая унификация приёмов в пределах отдельных школ фехтования. Благодаря этому они позже весьма хорошо развивались.