3 декабря 2018
|
|
Phantom of the Opera
Начнём со свежего улова. Месяц назад вышла книга Furies: War in Europe, 1450-1700 за авторством Лауро Мартинеса (Lauro Martines). Поскольку я знал этого выпускника Гарварда по его прекрасной книге April's Blood о известном заговоре против Лоренцо Медичи, а также книге о Савонароле, с оценками в которой я не особенно согласен, на Furies я даже сделал предзаказ и получил в первый же день. Впечатления после прочтения смешанные. Книга читается легко, местами напоминает роман, если вы конечно привыкли к современным романам без чёткой структуры, где автор прыгает с пятого на десятое. Главное, что книга не оставляет читателя безучастным, поскольку автор не слишком старался скрывать свои эмоции за маской наукообразности. При этом, однако, его моральные оценки показались мне не слишком навязчивыми, но я тут не объективен, так как разделяю большую часть его убеждений относительно государства, войны и их влияния на общество. По содержанию это не целенаправленное исследование с научной новизной, а скорее дайджест уже известных первоисточников, большинство из которых взято по цитатам из других монографий и статей, хорошо известных любителям истории войн Раннего Нового Времени. Иными словами, это коллекция мрачных историй, которые мало связаны между собой. Недостаток книги в том, что автор обычно не говорит, насколько типичным можно считать описанный им случай. Например, его слова об ужасах Тридцатилетней войны подвешены в воздухе и не учитывают использованную книгу Питера Уилсона, который писал о развеянных мифах прежней историографии. Тем не менее, свежесть книге придаёт ракурс, с которого автор смотрит на собранные им факты. Книга доводит принятый в последние десятилетия подход «война и общество» до максимума, так что вы не найдёте здесь почти ничего о генералах, оружии, тактике или сражениях. Всё, что осталось — это мрачный лик войны как рутины: грабежи, эпидемии, голод, осады, жестокость, судьбы гражданских лиц и несчастных солдат. В целом получился отличный обзор, особенно для тех, у кого ещё есть иллюзии относительно европейского прошлого и европейского менталитета. Название совершенно точное: это книга про бушующее море злобы и ярости, которое захлёстывало Европу в то время, когда писали свои великолепные картины Дюрер или Тициан. Описание некоторых проявлений войны в 16-17 вв. неизбежно шокирует даже искушённого читателя, например, процедура изготовления хлеба из перемолотых костей с кладбища и судьба выгнанных из осаждённого города женщин. После книги хочется немедленно взять и для контраста почитать какую-нибудь сказку, в которой всё намного благороднее и добрее - например "Игру Престолов". |