Если сочтете возможным выложить заметки по "блудным детям" - будет здорово, т.к. это и правда интересно.
Мое мнение - протестантская литература во многом опирается на модель выбора "правильный герой в выборе между правильным и неправильным выбирает правильное", как тот же Джим Хокинс. Модель вполне себе имеет право на существование, но литература на месте не топчется, и идут игры с разными элементами, построение новых моделей и т.п. Роулинг явно пытается куда-то от нее уйти - честь ей за это и хвала, но до конца доводить уход все-таки надо. "Или трусики, или крестик" (с). Или Джим Хокинс, который от пиратов удирает (а не мочит их в сортире), а с пиратской картой честно идет сдаваться властям, и потом получает свою долю в сокровищах - или Гед, который Тень выпускает, но потом честно расхлебывает содеянное до конца. Выпустить Тень, а потом получить долю в сокровищах, которые до этого даже не искал - это просто кривая модель, которая ни в какие ворота не лезет.
А мир таки да, странненький. Я бы не сказала, что он именно вокруг ГП вертится... он просто предельно эпицикличен. Такое ощущение, что в этом мире все одноразовое - все придумывается ровно для одного конкретного использования (чтобы обосновать "текущую не туда лаву"), а потом тут же отбрасывается в сторону и забывается, как надоевшая игрушка. Одна банка веритасерума на весь мир, один долг жизни, один непреложный обет, один хроноворот... Причем оно там все кривое и одноразовое - независимо от того, есть там ГП или нет; помогает оно ему, мешает или вообще напрямую не связано. Например, государственное устройство и судебная система (издержки профессионального восприятия, это крепче всего запомнилось) - они везде кривы, но кривы по-разному! Судебная система, которая судила Гарри Поттера, Сириуса Блэка и Пожирателей Смерти - на каждую из них нужен километр дополнительных объяснений, откуда такое могло бы взяться, но это все разные километры!.. В таких условиях все достижения героя автоматом обесцениваются - Гарри, может, и рад бы пожертвовать собой за своих друзей, но автор догонит и все испортит очередным эпициклом. Все равно как если бы Гед встретил Тень, которая сказала бы ему "Будем знакомы, я - Король-Чародей Ангмарский" (прибила бы режиссера той экранизации "Волшебника Земноморья").
ИМХО - это даже на МС не тянет, т.к. у тех мир глючит в одном конкретном месте на одном конкретном герое, как мы вроде как договорились (если договорились?). А этот мир штормит то туда - то сюда, просто по рандому... то в пользу Сириуса Блэка - и он вопреки всякой логике не несет наказания за то, в чем виноват... то против - и он вопреки той же логике огребает там, где и слепой увидел бы правду. То Гарри получает явно неправомерное наказание от Амбридж - то баллы вместо заслуженного наказания. Просто шизофрения какая-то, а не мир.
NAD:
Много работ есть о том, как Том Риддл из дневника подчиняет себе разум Джинни Уизли и парализует её волю.
В этой мастерски написанной истории этого не случается. На первом курсе Джинни...