Ну что ж, как говорится — вы хочете песен? Их есть у меня.
Дочитать мне по техническим причинам удалось не быстро, ибо работа. Но данная история — лучшее подтверждение моему любимому тезису про то, что не стоит судить, пока не дойдешь до конца. Если усреднить, то итоговая оценка всего фанфика в целом с 5.5-6 выросла до 7-7.5. Вторая половина работы в некотором смысле куда крепче первой, но, увы, лучше бы сложилось обратное соотношение (если уж ровно нельзя), потому что без поставленной цели я бы до второй половины работы и не добралась бы, пожалуй.
Подробный (совсем подробный) разбор делать не стану — во-первых, мы тут зазимуем, во-вторых, у меня нет такого количества свободного времени, чтобы его писать. Но не переживайте, вас и общий задолбать успеет.
И, по традиции, начнем с хорошего. А его здесь весьма достаточно.
В авторе ощущается определенная и очень неплохая «начитанность» - багаж знаний и культурной подкованности, который просачивается в текст вовсе не потому что автор специально выставляет его на показ, а просто в силу накопления его «критической массы». Повествование носит на себе печать и адекватности, и логики, реакции персонажей не взрывают мозги оторванностью от реального поведения реальных людей, персонажи ощущаются на свой возраст и ты вполне можешь в них верить как в кого-то, кто мог бы существовать в действительности. Сюжет… мало того, что он присутствует, он еще и неплох, местами хорош, за ним не скучно следить, есть общая стержневая линия, есть структура — в общем все, что необходимо. И интересные идеи у автора тоже присутствуют.
Если мы берем чисто попаданческий пласт литературы, как правильно заметил Кукурузник, в кои-то веки попаданке дали не только нормальный характер не вызывающий у читателя желания ее развидеть, но и неплохой бэкграунд, который не забывается автором уже спустя пару глав — ее багаж всегда с ней. Автор к тому же попытался даже дать обоснование того, как и почему именно этот персонаж оказался там, где он оказался. Соглашусь и с мнением Голивуда по поводу того, что очень интересно и нетривиально решен был вопрос с подачей сторонних фокалов и раскрытия событий, лежащих вне поля зрения персонажей. Это и правда очень здорово и автору мое почтение, как за оригинальность, так и за изобретательность. Хорошая динамика и в целом балансирование повествования — не идеальное, но хорошее. Автор сосредотачивается на том, на чем стоит и редко «зависает» на чем-то несущественном. В общем — все и правда вполне достойно и, пожалуй, весь целиком фанфик прочтения и впрямь скорее заслуживает, чем нет. Но… всегда есть подвох, не так ли?
И вот теперь к слову о нем. Вперемешку — мое мнение как просто читателя и мнение, как условно редактора или по меньшей мере того, кого пытались научить им быть.
Первое и главное — увы, но «девкой был бы краше». В смысле — дженом был бы на порядок лучше. Потому что одна из основных проблем автора, это любовная линия персонажей и факторы с ней связанные. Да, все верно, сюжету она не мешает и автор, в отличие от многих, не съезжает на «любовь» в ущерб центральному сюжету. Что радует несказанно. Вот только, не мешая сюжету, впечатление она о работе местами изрядно так портит. Особенно в первой половине, где происходит для этой линии завязка и промежуточная кульминация.
Причиной тому — отсутствие отражения в тексте того, что подразумевал автор. То есть, «технически» она поместила персонажей сначала в одно пространство, затем дала им стрессовую ситуацию, которая послужила встряской, потом дала им небольшое совместное приключение, сопряженное с выходом обоих из зоны комфорта. Затем поселила под одну крышу. Казалось бы — схема не новая, но более чем рабочая, дающая возможность героям сблизиться… вот только в тексте этот процесс личностного движения отражен очень слабо. Как будто в рабочую форму забыли влить такое же рабочее содержимое. Герои пребывают вместе, но автор почти не показывает процесса их общения между собой — того общения, которое закономерно вело бы к узнаванию, сближению и симпатии. Собственно с момента попадания к Лорду, а точнее побега — Снейпу хреново и он сначала при помощи косвенной речи тащится до дороги, там большую часть повествования лежит пластом, пока героиня общается с новым другом, ищет одежду, лекарства и так далее. Потом, когда он приходит в себя, он фигурирует на заднем плане в 80% случаев. Общение показанное в кадре — короткое до эпизодичности и «деловое». После попадания в дом Снейпа героиня, опять же, в основном тусует там без самого Снейпа, а когда Снейп есть в доме — показаны пара формальных бесед за утренними газетами и то, как Глебову учат магии. Это я все к чему? А к тому, что читателю не дают в целом увидеть — почему герои могли бы нравиться один другому, помимо совместно перенесенного трендеца, какие качества личности они демонстрируют друг другу, на чем основана их симпатия. Даже сама жизнь Глебовой, ее прошлое, ее личность начинают Снейпа интересовать по факту уже после того, как они переспали — только тогда он просит ее рассказать ему что-то о себе. А потом автор дает, с его точки зрения, исчерпывающее объяснение их любви… И лучше бы автор этого не делала. Не в такой реализации, по крайней мере. Не имею ничего против «мы были предназначены друг другу в прошлой жизни» ну или какого-то там переселения сущностей. Но здесь, увы, автор оставляет читателю полное ощущение, что вся любовь персонажей друг к другу — абсолютно не заслуга их как личностей показанных здесь и сейчас. Что любовь Снейпа к Алине — это на самом деле любовь Снейпа к Лили, а любовь Алины к Снейпу — это некая память прошлого воплощения. Убери этот «костыль» и вся любовь в повествовании развалится. Автор не показала нам ничего, из-за чего можно было бы поверить, что, даже если бы Алина не выглядела как Лили и Снейп не видел бы этого сходства — внешности, жестов, мимических привычек — он бы все равно в нее влюбился, за то, какая она сама по себе. То же и в обратную сторону.
Здесь я сделаю маленькое лирическое отступление касательно самого Снейпа. Видит Ктулху, я отлично отношусь к ООС персонажей, и я последняя стала бы стучать тапком по столу с криками «никанон, а потому — фу». Однако, с прискорбием вынуждена сообщить, что, если Алина, в силу повествования от первого лица, как персонаж прописана неплохо, то Северус Снейп здесь… никакой. То есть вот действительно никакой. Его индивидуальность, характер и прочее — намечены усредненными шаблонами. Собраны из «темное прошлое», «закрытый человек», «любит контроль», «несчастная любовь плюс душевная травма юности», «на лицо суровые, трепетные внутри», «герой под маской злодея» и так далее. Такое чувство, что автор его, как конструктор собрала и ощущение он производит именно такое — чего-то собранного по некоему «макету». Может быть это только мое восприятие, сугубо "читательское". Но для меня в нем нет ни харизмы, ни какого-то личностного обаяния, не важно — светлого или темного, - практически нет индивидуальности, кроме фактической, которая обусловлена его биографией. Увы, но в том же канонном Снейпе этой самой индивидуальности и харизмы в десятки раз больше. И это при том, что он — козел. А как следствие — уровень интереса к нему, как и уровень сопереживания значительно снижен. Они с Глебовой в этой истории получились «неравноценными партнерами» - Алина перетягивает внимание на себя и создается прискорбное ощущение, что Снейп тут — персонаж не первого, а полуторного плана, необходимый внутри любовной линии для того, чтобы у героини был любовный интерес. Вот только «заразить» этой любовью и интересом к Северусу читателя Алина не в состоянии.
Но вернемся к самой линии. Постельные сцены. Нет, я не стану говорить о том, что их здесь слишком много или что-то подобное. Хотя и считаю, что они должны присутствовать (кроме первой, знаменующей переход персонажей на новую ступень отношений) в повествовании ровно тогда, когда они либо ведут к сюжетно важным последствиям, либо в принципе на что-то влияют. В остальном же — мы уже поняли, что они друг с другом спят, спасибо большое. Их здесь, кстати, и правда не сказать чтобы бешено много было — справедливости ради они почти уместны. Но. Я лучше скажу за то, как они написаны. Потому что некое неприятие частичное они вызывают именно этим, а не фактом своего существования. Стоит только делу пойти в эту сторону, как у автора прорывает кран какой-то зашкаливающей выспренности и поэтизации. Стилистика резко меняется, ломается ритм изложения, построение фраз, образность и «высокий слог» начинают крушить все полимеры, и успокаивается это стилистическое безумие только вместе с отоспавшими друг с другом персонажами. И кабы еще автор писала все от третьего лица, подразумевающего изложение именно авторской речью, было бы все равно не слишком хорошо, но еще ничего. Но автор пишет от первого, то есть все, на что мы смотрим, «рассказывает» нам Алина Глебова, собственно, и разница ее монолога при рассказе о постельных сценах и обо всем остальном стилистически разительна настолько, что возникает полное ощущение, будто у героини биполярное расстройство и историю нам излагают два разных человека: один склонный к современной речи с обильным вкраплением разговорной лексики, а второй - «поэт в душе, но вечно» который мыслит исключительно «высоким штилем» и никак иначе.