↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


13 июля 2020
Опричница
Scaverius
«Вот только не надо вот этого вот».
С Нечаевым не надо во всём соглашаться (в равелине темно и холодно), а только - рассматривать как фигуру своего времени.

Интересно, как у вас в равелине темно и холодно, а на каторге светло и хорошо. Но ладно, не буду. Я, кстати, не про несогласие с Нечаевым говорил, а про его личностные качества и поступки.


Именно он двинул всю революционную идею вперёд, повлиял на умы, так или иначе. Радикализировавшиеся народники - это Нечаев, революционер Ленин - Нечаев. Даже СССР стал возможен благодаря Нечаеву в том числе. И большевики это понимали, поэтому не так уж и мало людей «роднилось» с ним. Нечего тут стесняться.

Радикализировавшиеся народники - это "Народная воля". Был ли Нечаев членом "Народной воли"? Нет. До Нечаева был Бакунин, Герцен, Огарев и проч. Важный вклад в развитие революционной идеи внесли Маркс, Бакунин, Герцен. Нечаев с ними рядом не стоял. В.И. Ленина в том, что он "такой же как Нечаев" обвиняли враги, а сам он никогда себя с Нечаевым не отождествлял. И одна улица, переименованная где-то не в столицах в 1927 году говорит просто, о том, что в СССР была демократия. И что потом её в сталинское время и далее не переименовали - так руки не доходили. Да и незачем было. Принципиальную оценку Нечаева дали сами народники - она была отрицательной. Его действия нанесли огромный репутационный урон движению и во многом повлияли на вырождение части народничества (я имею в виду идею "террора ради террора", которую потом стали проповедовать Б. Савинков, Е. Азеф и другие).


Насчёт «Катехизиса» вы передёрнули. Нечаев пишет не только о «рабах», но и о личностных правилах: «Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих
интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни
собственности
, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным
исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью —
революцией».
Первый параграф, кстати. А рабы - это всегда собственность.

Я ничего не передергивал. Я говорил об отношении к своим товарищам (даже дело свое революционеры должны делать не вместе, как это в реальности, а по Нечаеву - в одиночку), об отношении к морали и нравственности. Слово "рабы" Нечаев не употреблял. Он употреблял слово "капитал". Чтобы вы поняли, для социалиста употребить слово "капитал" в положительном значении - это как для верующего христианина употребить слово сатана в таком же значении.


Так же вы из параграфа о чувствах выкинули занятную фразу: «Суровый для себя, он должен быть суровым и для других», а так же о «неге и утешении - успехе революции».

Да, Нечаев говорит о том ,что в конечном итоге революционер имеет право подставить не только "пару революционеров 2-3-его порядков, но и себя тоже". То есть да, он это утверждает.


Потом: какие воры в законе, вы что? О_о
Разбойник нападает на кого-то (что-то) открыто, а вор - берёт незаметно. Так-то и Сталин банки грабил на дело революции. «Соединился с разбойничьим миром». И революционер.

Нечаев прямо пишет о том, что революционеры должны объединиться с разбойничьим миром, а не "стать разбойником". Это вещи разные. Сталин мог участвовать в "экспроприации денег", но от этого разбойником не становился. Нечаев же говорил, что революционер может использовать разбойников в своем деле. А выражение "вор в законе" обозначает криминального авторитета, а не способ грабежа.


Не знаю, кем там был Иванов (в гроте не присутствовала), но казнили его не за то, что «не понравился», а за подозрение в предательстве (уже никто не ответит, обоснованное ли).

Мило. Чего же его тогда осудило большинство народников и социал-демократов? Все скопом на сторону реакции перешли? А это я еще не рассказал, как он деньги просил "на революцию" у Бакунина и Огарева. И непонятно на что в итоге они пошли, кстати. Бакунин в итоге посчитал его обыкновенным мошенником.


Думаю, нет - потому что это персонаж. Я встречала такое правило, что если герой говорит что-то, не доказывая обратного - это априори правда. Тут «синих занавесок» нет, только мелкая пакость.

Не-а. Не априори. Достоевский знал о процессе над "нечаевцами", собирал материалы. Безусловно к нему мог попасть "катехизис революционера". Он также имел контакты с революционной средой и знал о негативном отношении революционеров к Нечаеву. Отсюда фразу "я мошенник, а не социалист" он мог добавить по разным причинам.


А Достоевский - припадочная тряпка. Давайте закончим на этом переход на личности.

Возможно. Но слово "выродок" - это то слово, которое Нечаев мог бы сам применить к себе. Он тот, кто добровольно отрекся во имя революции от человеческого рода - от морали, от науки, от культуры. Он считал моральным лгать, мошенничать, убивать товарищей по своему делу, если это "послужит революции". Он именно - "вы-родок", то есть человек, отделившийся от рода. А вот ваше "припадочная тряпка" - это просто ругательство, не имеющее смысла. Могли бы сказать словами Достоевского "великий грешник, гордец". Он бы с этим согласился. Или даже "карамазов", как он там писал "сила низости карамазовской живет и во мне" или что-то в этом роде.


Достоевский, как вы сказали, был во многом вдохновителем диссидентов, так что это замкнутый круг. Страну развалил не он, но он был идеологом этого действа. Списав его, страна бы больше выиграла, чем проиграла.

Нет, он не был "идеологом этого действа". У "этого действа" были другие идеологи и вы это прекрасно знаете. Страну развалили вовсе не "поклонники Достоевского", "поклонники Достоевского" в 1993 году стояли на баррикадах против Ельцина (я имею в виду неонародников, националистов и даже религиозных людей). В них стреляли и давили танками. И раздавили. Не, они коммунистами не были. Они были, как и писатель, почвенниками и даже кое-где антисемитами. Но "хозяевами жизни" они не стали и от диссидентов они быстро отделились.


Под карьерой я имела в виду его продвижение по военной службе, которая должна была вестись им как рядовым. Тут написал, там попросил. Жене посадившего его человека оду посвятил. Всё это, конечно, подкупало власть, но с личной точки зрения выглядит унижением.
Вот если бы он сумел таким образом освободиться от надзора, уехать в Швейцарию (её многие революционеры любили) и оттуда вести разгром несправедливому государству - было бы дело.
Но он же «подмазал» и ничего не добился. Феерия.

Ф.М. Достоевский просто не считал нужным "мстить государству". У него ценности изменились, понимаете? Он остался социалистом-утопистом. Он счёл свой приговор справедливым - не потому что отрекся от социализма, а потому что считал, что вся современная интеллигенция презирала народ, отреклась от народной почвы и культуры. Он как бы понял, что "пострадать просто так" - это было хорошо. Его эволюция характерна для "мирных народников", они были и так идейно близки неославянофилам и зачастую становились ими. Ведь критерием истины для них был "народ". А любит ли народ царя? Да. Подчиняется ли государству? Да. Но вы во всем видите корыстный интерес. Он просто решил иначе "бороться за народное счастье", а именно словом - просвещая людей, обнажая их пороки. И он это делал. Он продолжал бичевать пороки знати (о которых знал), он упрекал дворян, что если они "старшие", то должны служить "младшим" (то есть крестьянам) и говорил о христианском социализме. Вот если бы Достоевский стал "мстить государству за несправедливый приговор" - он был бы как раз очень неумным человеком. Страсти бы внёс в свои убеждения.

Да, кстати, а как сложилась его военная служба? Много он прослужил? Нет.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть