14 июля 2020
|
|
Scaverius
Они были в основном теоретиками революции, а Нечаев – практиком. Первым таким рьяным, топорным – но оказавшим влияние на всю борьбу в целом. И на народовольцев, да. А уже они – на Ленина (в том числе границами лишнего и эффективного). Разные области. Я не ставила его на место Маркса. Ленин себя и с народовольцами не отождествлял – ибо не совсем эффективны. «Мы пойдём другим путём». Нечаев был слишком одиозен, но интересен, и обращались с ним, понятно, с аккуратностью. Всё же Ленин не ставил на первое место не-большевиков (народовольцам посвящали больше – ибо брат, все дела). Войков тоже человеком нестандартным был, но при этом – свой, большевик. Мемориальная доска в родном городе – это не демократия, а нечто большее. И с чего вы взяли, что властям было «не до улицы» почти по 80-й год? Вор в законе – это тот, кто решает личные вопросы в тюрьме и за её пределами (человек, как правило, неглупый, выбираемый заключёнными по особым критериям). Нечаев предлагает, по сути, учиться у преступного мира «непоколебимости»: «Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством: против дворянства, против чиновничества, против попов, против гилдейского мира и против кулака мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России». Потому что, на тот момент, практики революции не было. Поправка на время, поправка на личность. Революционеры его осудили за жёсткость. Ибо палку перегибал. Одни – за «беспринципность», другие – за анархизм, третьи – за топорные действия. Но за что убили конкретно Иванова – всё равно не известно. Нечаев исключает у революционера «личную ненависть и мщение», а там уж только его ближайшие сторонники в курсе. Бакунин считал его взгляды слишком радикалными и жалел, что Нечаев не хочет их пересмотреть. Отношение описано как «двойственное». Если б Нечаев назвал себя мошенником – это по всем революционным кружкам пошло бы, т.к. отношение, да. Охранка бы этот факт точно скрывать не стала – выгодней обнародовать. "выродок" - это то слово, которое Нечаев мог бы сам применить к себе. Он тот, кто добровольно отрекся во имя революции от человеческого рода - от морали, от науки, от культуры. Он считал моральным лгать, мошенничать, убивать товарищей по своему делу, если это "послужит революции". Он именно - "вы-родок", то есть человек, отделившийся от рода. А вот ваше "припадочная тряпка" - это просто ругательство, не имеющее смысла. Могли бы сказать словами Достоевского "великий грешник, гордец" Думаю, мог бы – чтобы общество покривиться заставить. Но мы же теперь Пушкина «сукиным сыном» не зовём, только в цитатах. А тут и её не было. Так что про Достоевского правдиво: эпилептик, писавший царям прошения и умерший в нищите. Кто он ещё, как не... У "этого действа" были другие идеологи и вы это прекрасно знаете. И вот эти, другие, начинали с Достоевского. Ницше тоже с Гитлером не выпивал.Ф.М. Достоевский просто не считал нужным "мстить государству". У него ценности изменились, понимаете? Он остался социалистом-утопистом. Он счёл свой приговор справедливым - не потому что отрекся от социализма, а потому что считал, что вся современная интеллигенция презирала народ, отреклась от народной почвы и культуры. Он как бы понял, что "пострадать просто так" - это было хорошо. Его эволюция характерна для "мирных народников", они были и так идейно близки неославянофилам и зачастую становились ими. Ведь критерием истины для них был "народ". А любит ли народ царя? Да. Подчиняется ли государству? Да. Но вы во всем видите корыстный интерес. Он просто решил иначе "бороться за народное счастье", а именно словом - просвещая людей, обнажая их пороки. И он это делал. Он продолжал бичевать пороки знати (о которых знал), он упрекал дворян, что если они "старшие", то должны служить "младшим" (то есть крестьянам) и говорил о христианском социализме. Вот если бы Достоевский стал "мстить государству за несправедливый приговор" - он был бы как раз очень неумным человеком. Страсти бы внёс в свои убеждения. Да что же в этом хорошего?.. Товарищи отсидели, крестьяне его любимые – в налогах или на каторгах, а он мир проповедует.Лучше б разозлился, ей богу. Отслужил-то мало, но вместо работы на каторге. Его «сослали» рядовым, а не направили в полк родители. Раз уж такой честный – не льстил бы императрице, остался солдатом. Хорошо страдать прапором. |