14 июля 2020
|
|
Scaverius
У Бакунина были и другие примеры для подражания. Сам Нечаев тоже возник как революционер не в безвоздушном пространстве, он читал Чернышевского "Что делать?" и восхищался Рахметовым, он также восхищался Каракозовым, совершившим покушение на Александра II Я с этим никогда и не спорила. Солженицын был самым заметным на том фоне, поэтому я его и привела. Да, идеи у него были другие, но влияние Достоевского видно на личность, в первую очередь (понятно, что знак равенства ставить нельзя). Христианству две тысячи лет, поэтому тут дело не в нём, а в трактовках. Большевики боролись с церковью, как с угнетающей организацией, а не с верой. Преследовали, например, кулацких попов, отбирали у них имущество в голодные годы (были такие моменты, что они золотую церковную утварь зажимали, потому что «только с ней можно проводить обряды», пока умирали дети). Сажали-расстреливали белых попов или злостных антисталинистов (вражеская пропаганда). А мирно молящийся по домам народ – не трогали. Перегибы были везде: мягкие и жёсткие. Проблема Достоевского не в том, что он христианин, а в том, что выбрал самую гадкую трактовку своей идеи. Нельзя верующему отказываться от борьбы с несправедливостью, нельзя прощать тех, кто причиняет зло ближним. Такие писатели не нужны государству. Никакому. Я знала ряд христиан, считавших ранний и сталинский СССР государством, наиболее близким к Евангелию (а церковников того времени – «книжниками и фарисеями»). Ощущение, знаете ли, оставляют очень приятное: молятся потихонечку сами, религию никому не навязывают, не «тёмные». И да, я атеист. 1 |