↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


27 октября 2020
Бешеный Воробей
Scaverius, скулизм - от ника "Скула". Давняя история. Вкратце - была тут одна дама (мужик?), обожавшая ставить диагнозы по текстам.
Хых, так самое интересное, что Базаровым Тургенев нигилистов потроллил, причем более чем жЫрно.

Сами по себе тексты не дают 100% основания - это да. Но если учесть, что Тургенев был одновременно в свое время врагом и Н.А. Некрасова, и Ф.М. Достоевского и что и Н.А. Некрасов, и И.А Достоевский в принципе обвиняли его (с разных идеологических позиций)в одном и том же, то есть в двоедушии, в стремлении не следовать революционно-демократической идеологии, но при этом претендовать на её отражение, "вести молодежь" в некую сторону, а Ф,М. Достоевский в своей критике дошёл до прямой пародийной карикатуры (Кармазинов в "Бесах"), то... Кстати, надо учесть, что с Некрасовым Тургенев всё же примирился, тут конфликт был более личным. С Достоевским, как я понимаю - нет.

Что касается Базарова, то Тургенев же писал то ли в своем дневнике, то ли в одном из писем, что кто из читателей не полюбит Базарова, тот не понял смысла его произведения. И да, Тургенев даже вёл дневник от лица Базарова. Да и программа Базарова - это разве не та же интеллигентская "теория малых дел" (которую так любили наши либеральные интеллигенты), только в революционной оболочке? Вспомните:

" -- Ну да, да, вы обличители, -- так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но...
-- А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
-- Так, -- перебил Павел Петрович, -- так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.
-- И решились ни за что не приниматься, -- угрюмо повторил Базаров.
Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.
-- А только ругаться?
-- И ругаться.
-- И это называется нигилизмом?
-- И это называется нигилизмом, -- повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью."

Базаров, если присмотреться, передает нам как раз мировоззрение умеренного либерального интеллигента, у которого капитализм в России не идет потому, что "есть недостаток в честных людях", прогресса нет, потому что "суеверия душат" и наконец, у Базарова народишко не тот, нет-нет да и норовит "напиться дурману в кабаке". Реальный революционный демократ как раз "болтал о язвах", идеализировал, а не винил во всём народ, да, считал, что отсталость и суеверие есть, но не считал, что свобода преждевременна, и что народ, получив её, напьется. Тут почти охранительная речь со стороны Базарова (что и неудивительно).
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть