Скачкообразный рост доступности инструментов создания предметов искусства сыграл с этим самым искусством злую шутку. Если раньше условные 3% грамотного населения могли творить свои шедевры для 1% грамотного и богатого населения, то теперь ~95% грамотного населения могут творить для ~80% платежеспособного населения. Снизились ли когнитивные и творческие возможности людей в сравнении с прошлым? Нет, ничуть. Больше того, та самая доступность инструментов для творчества и быстрый рост населения должны несколько повышать абсолютное число шедевров, создаваемых человечеством в единицу времени. Беда в другом – те же факторы ведут к катастрофическому росту производства откровенного шлака, в океанах которого тонут те самые шедевры. При этом массовым спросом пользуются преимущественно более чем посредственные произведения – коллективный заказчик в лице общества никогда особой изысканностью вкусов не отличался, просто теперь у него есть деньги, чтобы заплатить за удовлетворения этих самых вкусов. Вот мы и имеем классическую рыночную ситуацию – спрос на низкопробную массовую культуру вполне удовлетворяется её предложением. А с учётом того, что создать шедевр обычно сильно затратнее (по времени, силам, финансированию), чем проходной масскульт-товар, то у современных шедевров и вовсе не остаётся шансов завоевать рынок – они не только неинтересны большинству потребителей, но их ещё и невыгодно создавать!
Я не касаюсь некоторые частных вопросов (современное искусство как средство отмывания денег и ухода от налогов, к примеру), но в целом склонен видеть картину пессимистично – не то, чтобы современные авторы не могли создать шедевр, но вот отыскать его в океанах посредственности и откровенного шлака стало гораздо сложнее.