Кажется, это ещё один вечный сюжет, который все заимствуют друг у друга, переоткрывая некий базовый инсайт, как будто бы общий для всей ноосферы. До Матрицы и до Бодрияйра с его симулякрами в 1981 ведь ещё был Футурологический конгресс Лема в 1971. Да и Бодрийяр не был первым, он переосмыслил термин уже существовавший до него и восходящий к Платону.
В вульгарном трактовании та же самая идея превращается в типовую унылую конспирологию с этой ее плоской Землёй и вакциноботами, управляемыми по 5G. Но за ней все ещё проглядывает огонь бескорыстного стремления отыскать скрытую истину, который делает ее такой заразительной.
"Что в нашем мире считается «конспирологией»?
Сегодня это не просто вера в «заговор элит». Проблемы начнутся у любого, кто утверждает, будто главные пружины и механизмы бытия скрыты от наблюдателя и с них должно быть сорвано маскировочное тряпье. Это называется «конспирологическим сознанием».
Над этим принято смеяться – так больше шансов найти еду на помойке, где элита пока что позволяет нам жить.
Но все великие провидцы и реформаторы человеческой мысли были вот именно что носителями конспирологического сознания.
Например, Платон. Он считал, что окружающие человека вещи – зыбкие тени спрятанных от него вечных сущностей.
Или Будда. Для него сверкающее изобилие жизни скрывало за собой пять групп феноменов – безличных, непостоянных и сочащихся болью.
Или Маркс. Для него так называемая демократия и права человека были просто ширмой для классовых интересов буржуазии и эксплуататоров.
Или Ницше. С его точки зрения, сострадательная мягкость христианства маскировала древний ресантимент и попытку порабощения человеческой души.
Или Фрейд. Для него все многообразие духовной и материальной культуры (кроме, может быть, табачной промышленности) скрывало под собой работу могущественных и неодолимых сексуальных инстинктов.
Или Маркузе. Для него за фасадом капиталистического потребления прятался культурный гипноз, навязывающий человеку ненужные ему потребности.
Или Бодрийяр. Для него вся реальность была надувательством и подделкой, состоящей из отсылающих в никуда знаков (и даже смерть не являлась исключением, поскольку точно так же отсылала в никуда – но сказать про это он не ус…)."
Крон:
Вот как можно совместить два совершенно разных канона так, что даже места стыка не видно, а герои из разных миров подходят друг другу как родные? Такое под силу только реальному мастеру. Реальный шедевр.