Коллекции загружаются
#дружбонародная_журналистика
Не так важно, сколько исторического в Нибелунгах. Важнее - сколько Нибелунгов в историческом. Прямо запишу эту цитату с лекции, потому что это прямо эпиграф к той книге, которую мы однажды напишем большой пестрошерстной командой специалистов, "Когда сходятся миры: почему вымышленные вселенные не реальны, а их влияние на нашу жизнь - еще как". 2 мая в 17:49
17 |
Кажется, это ещё один вечный сюжет, который все заимствуют друг у друга, переоткрывая некий базовый инсайт, как будто бы общий для всей ноосферы. До Матрицы и до Бодрияйра с его симулякрами в 1981 ведь ещё был Футурологический конгресс Лема в 1971. Да и Бодрийяр не был первым, он переосмыслил термин уже существовавший до него и восходящий к Платону.
Показать полностью
В вульгарном трактовании та же самая идея превращается в типовую унылую конспирологию с этой ее плоской Землёй и вакциноботами, управляемыми по 5G. Но за ней все ещё проглядывает огонь бескорыстного стремления отыскать скрытую истину, который делает ее такой заразительной. "Что в нашем мире считается «конспирологией»? Сегодня это не просто вера в «заговор элит». Проблемы начнутся у любого, кто утверждает, будто главные пружины и механизмы бытия скрыты от наблюдателя и с них должно быть сорвано маскировочное тряпье. Это называется «конспирологическим сознанием». Над этим принято смеяться – так больше шансов найти еду на помойке, где элита пока что позволяет нам жить. Но все великие провидцы и реформаторы человеческой мысли были вот именно что носителями конспирологического сознания. Например, Платон. Он считал, что окружающие человека вещи – зыбкие тени спрятанных от него вечных сущностей. Или Будда. Для него сверкающее изобилие жизни скрывало за собой пять групп феноменов – безличных, непостоянных и сочащихся болью. Или Маркс. Для него так называемая демократия и права человека были просто ширмой для классовых интересов буржуазии и эксплуататоров. Или Ницше. С его точки зрения, сострадательная мягкость христианства маскировала древний ресантимент и попытку порабощения человеческой души. Или Фрейд. Для него все многообразие духовной и материальной культуры (кроме, может быть, табачной промышленности) скрывало под собой работу могущественных и неодолимых сексуальных инстинктов. Или Маркузе. Для него за фасадом капиталистического потребления прятался культурный гипноз, навязывающий человеку ненужные ему потребности. Или Бодрийяр. Для него вся реальность была надувательством и подделкой, состоящей из отсылающих в никуда знаков (и даже смерть не являлась исключением, поскольку точно так же отсылала в никуда – но сказать про это он не ус…)." 2 |