А вот интересно, мне идейно Солженицын антипатичен, но во многих произведениях мне он совершенно не кажется тяжеловесным и многословным. Он читается достаточно легко. Конечно я не имею в виду "Архипелаг ГУЛАГ", а скорее такие вещи как "Раковый корпус", "Один день Ивана Денисовича", "Матрёнин двор" и тому подобное. Не сказал бы, что он тяжеловесный какой-то по стилю. Другое дело, что там вообще-то слишком много "антисоветской клюквы", причем нарочитой. А пьесы Солженицына я считаю вообще в СССР надо было бы ставить. Открыто. С пометкой - вот что антисоветская пропаганда говорит про СССР. Вот навскидку, что в т.н. трилогии пьес "Пир победителей", "Пленники", "Республика Труда" описано. Примеры:
"Пир победителей"
1. Советские офицеры ненавидят НКВДшников и пишут на них доносы. А НКВДшники пишут доносы на офицеров.
2. Положительными персонажами являются горничная в доме эсесовца и её любовник - офицер РОА.
3. Отрицательным персонажем является НКВДшник, который пытается посадить "ни за что невиновную" (да-да, прислуживать добровольно немецким офицерам Третьего Рейха и быть любовницей офицера РОА описывается как чуть ли не долг чести). Но сначала он предлагает ей с ним переспать, т.к. невероятно похотлив и любит принуждать к сексу подследственных.
4. Советские генералы описываются как бывшие зэки недобитые в 30-х, и вообще любого в СССР можно посадить в любой момент.
5. Советские офицеры сплошь бывшие дворяне, которые скрывали свое социальное происхождение и писали, что они дети рабочих и крестьян, а иначе бы их немедленно расстреляли.
6. В заключение новый знакомый горничной эсесовца, советский офицер Нержин и сама любовница власовца Галина едут куда-то за линию фронта воссоединять влюбленную с любимым.
"Пленники".
1. Описывается, как после победы в 1945 в лагеря едут офицеры по доносам, обычные крестьяне, не выполнившие план колхоза, просто люди, застрявшие в американской зоне оккупации.
2. Описываются их допросы, при этом следователи НКВД за редкими исключениями - это сплошь палачи, придурки и подлецы.
3. В следственное управление прибывает генерал НКВД, который начинает свою речь со слов "При допросах товарищи, мы должны чаще прибегать к старому испытанному способу давления на половые органы" (аплодисменты зала). И это не черный юмор. Это пишется всерьёз.
4. Россия по мнению одного из героев, являющихся рупором мнений автора "всегда была восточной деспотией".
5. Бывших советских граждан, попавших в плен, а позже членов французского Сопротивления НКВД крадёт, сует в багажники и принудительно вывозит в СССР, чтобы там судить и сажать. Других заманивают в СССР обманом - опять же невиновных и чтобы судить и сажать. Непонятно только - зачем.
6. Кончается это всё суровым и несправедливым приговором всем, кто был арестован. Перед этим мы видим разговор генерала НКГБ, умирающего от рака и власовского генерала. Власовский генерал, которого скоро должны повесить выглядит молодцом, а генерал НКВД - старым резонёром и конченым человеком.
"Республика труда" ("Олень и шалашовка")
В этой пьесе драме описывается лагерная любовь бывшего фронтовика из первой пьесы Нержина и Любы Негневицкой. Описывается лагерь, где женщин принуждают жить с НКВДшниками и с зэковским начальством. Кончается любовь бывшего фронтовика трагично, Люба ведь - лагерная "шалашовка", т.е. подстилка для начальства и они расстаются. После Нержин погибает от несчастного случая. Лагерь описан как форменный ад, где все люди голодают и их принуждают работать по 3-4 смены подряд.
В общем, перебор здесь в этой трилогии у Солженицына гигантский, просто гигантский. То, что он описывает даже отдаленно нельзя назвать общей закономерностью следствия и лагерей, тем более следствия и лагерей 40-50х годов, когда режим смягчился и сами сотрудники НКВД боялись бериевских чисток. Я уж не говорю про откровенные воспевания Власова и про постоянное русофобское стенание над тем, что Россия это азиатская деспотия. Считаю, что большим упущением советской пропаганды было не издеваться над этими нарративами, не высмеивать их, а тупо запрещать. Пусть бы запрещали, но пусть бы страна "знала своих антигероев". Пусть бы по требованию трудящихся запрещали, а не по указке сверху. Вряд ли в СССР 60х годов люди были психологически готовы славить Власова, откровенных предателей, кулаков и так далее. НКВД никто особо не любил (а покажите мне общество, где спецслужбы именно любят), но тем не менее.
А в реальности из такого человека, который не стесняясь, славил Власова, а потом говорил, что на СССР как на "империю зла", надо сбросить атомную бомбу - сделали "кумиром интеллигенции".