↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Три сестры (джен)



Автор:
Рейтинг:
General
Жанр:
Драма
Размер:
Мини | 9 080 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Написано на конкурс "Неромантика 2019" в номинацию "Марья-искусница"
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

***

Июльское утро у подножия Олимпа. Жарко и тихо, только слышно, как далеко в роще поет малиновка. Жгучее солнце тщетно пытается пробиться сквозь тяжелые ставни деревянного домика, стоящего в стороне от узкой тропинки, убегающей в горы.

Домик, выкрашенный когда-то желтой краской и уже облезший, слегка покосился и выглядит заброшенным. Туристы сюда никогда не заглядывают — и даже не подходят. Их манят высокие горы, подпирающие лазурное небо.

— Ни облачка, — Лахесис на мгновение приоткрывает окно. Ветер, радостно влетев в комнату, играет с ее длинной черной юбкой. — Подходящий день для того, чтобы уехать в Афины.

— Да, — мечтательно отзывается Клото, улыбаясь, и прокручивает колесо. — Покончить бы скорее с работой — и в Афины!

Атропос смотрит на них насмешливо и, приподнявшись с трехного табурета, тяжело щелкает ножницами в спертом воздухе. На ней строгое темно-синее платье чуть ниже колен, а русые волосы убраны в скромный пучок.

— Кто на этот раз? — любопытствует Клото, переставая прясть. Молочная нить, упав с пальцев, едва видна на ее белом платье. — Торговец? Банкир? Нить-то у него крепкая…

Атропос качает головой. Круглое лицо ее снова приобретает серьезное и суровое, почти мрачное выражение. Оно почти всегда такое, с усталым блеском темных глаз. Даже когда сестры играют в любимую настольную игру и отчаянно спорят, Атропос остается сдержанной.

— Не угадала. Моряк дальнего плавания, им всегда требуется нить потолще. Разлука с женой и детьми, суровые погодные условия, надоевшая еда. Тут нужно хорошенько цепляться за жизнь.

Клото задумчиво качает головой, снова взявшись за кудель. Ее лицо, нежное и юное, с большими серыми глазами, на мгновение становится печальным, но она продолжает наматывать нить на старинное веретено. За окном — целый мир, который она никогда не видела из-за работы. Путешественники всегда проходят мимо, и как часто она — на минутку отбежав от прялки — замечает среди них юношей. Вот бы улыбнуться кому-нибудь из них, пусть даже самому неказистому! Вот бы выбежать на поляну, упасть спиной в траву и просто смотреть в небо.

Лахесис шумно вздыхает, ставя крошечные гири на свои сияющие медные весы.

— Опять ребенок? — участливо спрашивает Атропос, но по глазам видно — ее не трогают жалостливые истории.

Лахесис кивает и некоторое время стоит перед весами, словно раздумывая. Она часто уходит в размышления с головой и даже не отзывается на имя.

— Паралич, — произносит она тихо и на мгновение закрывает глаза. — Вижу, что так лежачим и останется. Но у него добрые родители. Повезло. Рауль Фонс, далеко-далеко отсюда, во Франции.

Атропос равнодушно вносит имя в бесконечный свиток и снова берет ножницы, словно готовясь к очередной смерти.

— Я могу соткать для него нить покрепче, — с готовностью начинает Клото, но взгляды обеих сестер заставляют ее умолкнуть и отвести глаза.

Она самая молодая из трех и, несмотря на прошедшие века, еще верит в возможность исправить судьбу, верит в возможность сделать исключение ради человека, который цепляется за каждый день и каждый час. Иногда ей хочется перестать работать и хоть на несколько минут стать самым обычным человеком. Хотеть есть и пить. Гулять. Разговаривать о всяких глупостях — лишь бы не о работе. И избавиться от этих маленьких мозолей на самых кончиках пальцев.

Атропос снова раскрывает серебряные ножницы. Выражение ее лица не меняется — она слишком привыкла к этой работе.

— Стой! — восклицает Клото и хватает сестру за запястье. В глазах — мольба. — Пожалуйста, дай ей еще капельку времени. Еще день. Или несколько часов. Я сотку ей немножко нити. Она так борется, Атропос! И так хочет жить. Разве ты не видишь?

Сестра недовольно хмурится.

— Я вижу, что ее сердце не справляется. Оно почти не бьется.

— Тот человек, — Клото облизывает пересохшие от волнения губы. — Человек, который ее любит. Если оборвешь все сейчас — он не успеет ей рассказать. Вот, смотри, я чуть-чуть удлиняю нить…

Атропос еще сильнее хмурится и зло щелкает ножницами.

— Мы работаем, Клото, а не раздаем милостыню, — ее голос тверд, как горы. — Наша работа жестока — я не спорю. Но представь, что будет с нами и с ними, если мы начнем уступать нашим маленьким прихотям?

Клото резко поднимается с табурета.

— Тогда я больше не хочу работать, — ее голос дрожит. — Мое сердце не выдерживает, оно все в мелкой сеточке из трещин. Я не справляюсь с этой ответственностью.

Позади нее Лахесис вдруг хлопает в ладоши, поставив гирю на весы.

— Здоровая, счастливая, сто лет проживет! — она радостно улыбается и кивает на свиток: — Запишешь, сестра? Ее зовут Анна Смит. Правда, сирота — но это ненадолго.

Атропос медленно вписывает имя и поднимает глаза на Клото, которая так и стоит перед ней, замерев и вытянув руки по бокам.

— Мы работаем с материалом, а не создаем его, — замечает она холодно, глядя прямо в пылающее лицо сестры. — Будь это твои собственные творения, можно было бы и возмутиться и помочь. Но здесь ты ничего не можешь сделать. Таковы правила.

Клото размашистым шагом подходит к двери и, распахнув ее, выбегает в сад. Горячий воздух ударяет в лицо, нестерпимо сладко пахнет цветами и слышится журчание ручья, бегущего с гор. Клото садится около прозрачной воды и опускает в нее пальцы: хрустальная и ледяная.

— Мы без тебя не справимся, — Лахесис опускается рядом на большой плоский камень, нагретый греческим солнцем. — Другой такой, как ты, не существует, пойми. И от тебя зависит нить человеческой жизни. Нельзя бросать людей.

Клото задумчиво зачерпывает ладонью воду и выливает обратно в ручей.

— Как же мы тогда уедем?

— Возьмем все с собой. Будешь иногда выбираться в город, чтобы посмотреть на подсвеченный Парфенон, — Лахесис кажется убедительной: для себя самой и для сестры. — Найдем маленькую квартиру на окраине. Тебе понравится, обещаю. Только вернись сейчас в дом: не прядется нить очень хорошей девушки, которая вот-вот выйдет замуж.

Клото со всех ног бежит обратно в дом, придерживая белую юбку платья. Да, она помнит. Эта девушка многим пожертвовала, чтобы найти своего человека, и Клото ей молчаливо завидует. Лахесис, словно огромная шахматная фигура в своем черном платье с глухим воротником и гладкими темными волосами, медленно идет за ней через поле ирисов.

До самых сумерек сестры молчат. Слышен только звук прялки и щелкающих ножниц. Клото несколько раз пытается заговорить, но не решается. И только когда Лахесис в очередной раз радостно улыбается, тихо замечает:

— Странные эти люди. Как мало среди них тех, кто всем рискует ради счастья. Вот, казалось бы, руку протяни — и хватайся за него.

— Помните, как у Софокла? «Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней», — задумчиво бормочет Лахесис себе под нос. — Нам их не понять.

Атропос складывает кончик обрезанной нити в большую корзину. Клото не любит в нее заглядывать: лежат-то нити, а на самом деле — закончившиеся жизни, одна на другой. Целый ворох.

— Ничем они от нас не отличаются. Есть долг, есть обязательства, — голос у Атропос усталый. Ей тоже хочется в Афины, но работа — превыше всего. Кажется, она и не верит в возможность переезда. — Ты вот не смогла все бросить и отдыхать у ручья, так и они не могут. Твое счастье сделает несчастным других, а от этого никакой радости.

Клото быстро пожимает плечами.

— Разве собственная радость не главнее всего? У меня жизнь длинная, а у них — одна секунда. Какая разница, что подумают другие?

— Вот и спросишь у них сама, когда в Афины переберемся, — Лахесис присаживается на колченогий табурет. — Я уже вещи упаковала. Второе платье — серое, расческу и шейный платок. У тебя одежда запасная есть, Клото?

Клото радостно кивает: у нее есть еще одно, любимое платье из пепельно-розового шелка. Нежное и легко мнущееся, совсем воздушное. Но надевать его в этих горах — некуда. Его принес Гермес, ухаживавший за ней целую неделю. Потом он исчез и не заглядывает уже несколько десятилетий.

Сестры одновременно вздыхают. Клото невольно вспоминает, как Лахесис пыталась устроить жизнь с сатиром с козлиной бородкой, но тот, не выдержав ее монотонной работы, сбежал в первую же неделю. Лахесис украдкой плакала и даже ошиблась с определением нескольких судеб, но, в конце концов, оправилась и заявила, что лучше бы вообще никогда не выходила замуж. С того дня она стала еще молчаливее.

Свет за окном становится тусклым, и сестры, наконец, поднимают головы и переглядываются.

— Ночь, — роняет тихо Атропос и убирает ножницы в большой карман. — Предлагаю немного отдохнуть. Лахесис, неси табулу. Клото, улыбнись и открой окно. Душно.

Весь домик приходит в движение, и рассохшиеся половицы скрипят под ногами. А вместе с движением возвращается и надежда.

— Завтра будет такое же прекрасное утро, — Клото охотно распахивает ставни и высовывается наружу, окунаясь в ночную прохладу и вдыхая ночной воздух. Ее платье белым пятном мерцает в густой темноте. — Мы перестанем работать перед самым рассветом и сразу же уедем в Афины.

— В Афины, — эхом вторит ей Лахесис, зевая, и убирает весы на каминную полку. — В Афины! В Афины!

Только Атропос молчит.

Над Олимпом, высоко-высоко, собираются свинцовые грозовые тучи.

Глава опубликована: 24.03.2019
КОНЕЦ
Отключить рекламу

20 комментариев
Хорошая история. Описано очень живо, и отсылка к Чехову на удивление уместно звучит.
Lira Sirinавтор
sophie-jenkins
ух ты! первый отзыв! Спасибо :)
Мне чего-то немножко не хватило, не знаю, чего. Может, объяснений. Все же не совсем понятно, как норны могут существовать в одно время с людьми и в то же время быстрее их. Ведь, судя по рассказу, нити плетутся и обрываются очень быстро, но при этом в самой истории нет ощущения скоротечности времени. Как можно держать в руках одновременно восемь миллиардов нитей? Или не восемь миллиардов? Как это работает?.. В общем, сложно. И еще у меня с норнами, хоть убей, не ассоциируются зеленые луга и солнечные дни. Как-то привыкла, что их работа окутана мрачностью. Но это уже так, вкусовщина. Историю плохой назвать от этого совсем не могу. Мне очень понравился спокойный, приятный язык повествования и идея в целом)
Lira Sirinавтор
Плагиатор
Эм, а существование мойр в греческих мифах вас не смущает?
Никаких объяснений здесь не нужно выдумывать. Это мифологические персонажи
Анонимный автор, ну, ровно так же, как христиан не смущает, что бог может следить за каждым из них в любое время, читать их мысли и слышать молитвы. В могущество некоторых вещей можно просто верить. Или оправдывать это могущество какими-то своими аргументами. В голове. Но вы пытались показать этих персонажей более человечными, более близкими к людям нашего времени, и здесь уже возникают некоторые нюансы в адаптации. По крайней мере, если вы заговорили об этих персонажах, мне было бы интересно послушать вашу интерпретацию того, как им удается справляться со своими обязанностями, не только с психологической точки зрения. В греческих мифах существование мойр кажется естественным. Здесь... ну да, у меня возникли вопросы. Поэтому я их высказала, как читатель. Если вы считаете, что это отвечать на них в тексте было излишне — почему бы нет, вы автор. Не злитесь. Я не хотела сказать ничего оскорбительного.
Lira Sirinавтор
Плагиатор
Я абсолютно не злюсь, что вы :)
Просто не ставила себе задачи пояснять их способности, они даны априори, мне было интереснее заглянуть в головы.
Идея кросса с Чеховым на удивление удачна.
Без этого переварить фик по греческой мифологии мне было бы тоскливо и мучительно, а здесь - вполне себе бодро и понятно.
И характеры разные, и конфликт между нечеловеческим призванием и обычными чувствами - это интересно.
Ксения Шелкова
Мне тоже очень понравилось. Так просто, лаконично, где-то жестоко даже - и очень поэтично и грустно.
Не позавидуешь богиням.
Отсылка к Чехову чрезвычайно милая. И тут это «В Афины, в Афины!» очень к месту.
Lira Sirinавтор
flamarina
Получила от вас такой приятный отзыв - ну все, конкурс уже удался :)
Я вот тоже подумала, что просто мифология будет скучной. Вот тут Чехов и пригодился)
Спасибо!

megaenjoy
И вам большое спасибо!
Ксения Шелкова
Анонимный автор
Вот как раз получилось совсем не скучно, я из-за вас остановку в метро проехала). И это фик ещё короткий, был бы длинее, проехала бы две.
Lira Sirinавтор
megaenjoy
Это приятно, что вас так увлекло, но простите за потерю времени!)
Lira Sirinавтор
megaenjoy
спасибище за реку!
#доброобзор
Мойры нити судьбы плетут, через их тонкие руки проходят сотни и тысячи нитей. Какие-то плотные и длинные, какие-то лишь едва трепыхаются на ветру и обрываются не в лучший момент. Мифологические мойры – холодные, безжалостные, механические. Но так ли это? Неужели тысячи лет, когда они держали судьбы в руках, никак на них не повлияли? Такого просто не может быть, уверит нас эта история.
«За попытку приблизить божественное к человеческому», и попытку удачную, на мой взгляд. Очень эмоционально вышло.
#не_романтикой_единой #забег_волонтёра #второй_круг
Три сестры

Попался мне хороший текст - еще один день из жизни Мойр. Если кто-то, мало ли, не помнит, то Мойры - это древнегреческие богини судьбы: Клото, прядущая нить жизни, Лахесис, определяющая судьбу, и Атропос, прерывающая человеческие жизни. Пролетели многие тысячелетия - но Мойры продолжают свою работу. А вокруг бежит жизнь - со своими радостями и со своими драмами... Но рассказ - он не просто зарисовка, он еще и о долге, который приходится выполнять, даже тогда, когда это идет вразрез со своими желаниями.

Интересные получились у автора эти Мойры - сразу и канонные, и современные - ну, так как же иначе и может быть в меняющемся мире?

Что касается стиля - он показался очень близким мне, поэтому читалось легко.

Автору большое спасибо!

Добавлено 27.03.2019 - 20:36:
Сейчас веселюсь над собой: настолько погрузился в эту историю как таковую, что позабыл про Чехова.

Что ж, автор умеет увлечь! :)
Спасибо еще раз!
Lira Sirinавтор
П_Пашкевич

Спасибо, что принесли отзыв :) И очень радостно, что вам понравилось, что вы даже погрузились. И отдельное спасибо за "Интересные получились у автора эти Мойры". Это так приятно читать!

Муркa

Ой, совсем забыла ответить!
Спасибо и вам, что принесли обзор в комментарии)
Размеренное повествование, красивый слог, в воображении сразу рисуется картинка: три сестры, их скромное жилище, пейзажи вокруг. И даже свежесть ручья проступает сквозь строки. А работа у сестер непростая, конечно, - и это чувствуется. Требует много выдержки, мудрости и терпения - да еще и за бесплатно! Как они до сих пор не сбежали? А в Афины я ем ехать не советую - в Греции есть множество куда более приятных, красивых и чистых мест ;)
Lira Sirinавтор
drakondra
Ой, спасибо за такие приятные слова! И за чудесную реку.
Хаха, а почему не стоит ехать в Афины?)
Думаете, лучше бы им на остров какой махнуть, к морю?
Анонимный автор
Афины - скажу по своему опыту - не очень красивый город, да к тому же еще и грязный. От архитектуры 19 века там осталось всего ничего, античную архитектуру можно посмотреть только за деньги, но толпа индусов и китайцев насладиться ею толком не позволит. И ужасные дома-панельки 60-70-х, с обшарпанными белыми стенами. Плюс жара в Афинах переносится сложно.

Лучше остров, да. Эвбея, Эгина, Санторини.
Спасибо большое за это произведение!
Тема мойр в принципе чрезвычайно интересная, а тут еще так неординарно раскрыта. Таким простым, легким языком - такие глубокие вещи. Отсылка к Чехову очень гармоничная (хотя, кажется, это до меня уже сказали)).
Все сестры оказались такими разными. Очень понравилось, как вы показали отстраненность и вместе с этим вовлеченность Лахесис в ее работу, неумолимость и строгость Атропос (никогда не мог определиться, кто из этих двоих в мифологии мне нравится больше), человечность Клото. И вообще, очень тонко передан сам мифологический дух: все божества античности наделены человеческими качествами, а тут вы их еще и так... осовременили, что ли.
Lira Sirinавтор
add violence
Большое спасибо за такой отзыв!))
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх