↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
— Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
Ю. Д. Левитанский, "Диалог у новогодней елки"
Сколько Энн Льюис себя помнила, Рождество в Лансфорде никогда не проходило без приключений. Вот взять, например, прошедший год: отец в одном носке выпрыгнул из постели в саму праздничную ночь, чтобы помочь дышать Лэдди. Лэдди, сын плотника Хендерсона, здоровьем пошел не в отца, а в мать. Нескладный и тощий — он очень боялся щекотки и заливисто смеялся, стоило Энн попасть ему пальцем по ребрам. Попасть было просто, ребра у Лэдди всегда пересчитать можно было, таким худым он был, а уж после болезни...
А годом раньше к ним в двери в самый Сочельник ломилась толстушка Эдна, мамина сестра, круглая, как бочка, и противная, как жаба. Жаловалась, что живот прихватило — и это еще до праздника!
А еще на Рождество будто с ума сходили поезда. По новенькой железной дороге мчались состав за составом, будто всем вдруг позарез нужно стало куда-то попасть. Может, так оно и было: мало ли куда кого за год занести может, а Рождество с семьей встречать принято. Только вот из-за этих поездов воздух у реки еще грязнее становился.
И все-таки Рождество Энн любила. Любила терпкий запах смолы, липнущей к пальцам. Пряники. Любила смотреть, как на крышу маленькой ратуши карабкаются соседские мальчишки, наклеившие себе длинные белые бороды; как сверкает всегда как раз к Рождеству замерзающее озеро — в него впадала та самая река; как толстушка Эдна вешает на свои яблони рождественские игрушки. Слушать, как звенят колокола высокого храма, холодного и гордого весь год и теплого и радостно подмигивающего заснеженными витражами на Рождество. Даже надсадное тарахтение снегоочистителя — железного чудища, появившегося в Лансфорде совсем недавно, — и то Энн любила. Любила единственный в году вечер, когда вся семья собиралась за столом. На Рождество даже вредный Эндрю, возомнивший о себе невесть что только потому, что он старше и уже учится в соседнем городе, спускался в гостиную без своих учебников, залезал с ногами на стул и придумывал совсем не взрослые шалости, которые надо будет провернуть в следующем году.
Мать запекала индейку, доставала из сундука праздничную скатерть и потом весь вечер сумрачно смотрела, как младший, Мэтью, рисует на ней брусничные закорючки. А отец негромко откашливался, вставал во главе стола и читал молитву — а в конце всегда прибавлял свое врачебное:
— Это был хороший год, и мы все живы.
— Аминь!
Это Рождество ничем не отличалось от других.
В Сочельник преподобный Уиллис, сухощавый старик с серьезными добрыми глазами, рассказывал о Чуде Рождества. В храме горько пахло. Ладаном, конечно, но сегодня Энн хотелось вообразить, что это остролист. У ладана весь год есть, а у остролиста — только день. Впрочем, ладан то был или остролист, а Энн тут же захотелось перебить горечь чем-нибудь сладким. Вот миссис Бернс наверняка в своей бездонной сумке припрятала несколько яблок, чтобы после службы раздать их нищим, столпившимся у храма. Яблоки у миссис Бернс, казалось, вообще не знали, что такое зима. Бесстыдно краснели в сентябре и ждали аж до Рождества. Ей всегда завидовала толстушка Эдна: у нее-то яблоки начинались осенью и осенью же заканчивались. Толстушка Эдна говорила, что у миссис Бернс яблоки тоже осенью заканчиваются, просто она знала, как их хранить зимой, и ни с кем не делилась секретом. Но яблоки у миссис Бернс были вкусные. Энн сглотнула. Очень хотелось яблок. Целый день на одной каше провела!
— Духовная пища, дети мои! — преподобный Уиллис взмахнул руками. В животе урчало. Энн, наверное, очень плохая девочка и страшная грешница. Но духовной пищи не хотелось, а вот яблок — еще как.
Миссис Бернс и правда на выходе из храма запустила руку в сумку и вытащила пяток яблок. Их будто кошка языком слизнула — так быстро руки миссис Бернс опустели. Энн горестно вздохнула.
— Боже, — Энн сдвинула брови. — На Рождество должны случаться чудеса. Пошли мне яблоко, пожалуйста?
Худой, как палка, Сэм, бывший скрипач, после тяжелой болезни оглохший на правое ухо и поселившийся в богадельне — работать руками ему не хотелось, — тут же протянул ей яблоко.
— Ты чего!.. — замахала руками Энн. — Я же пошутила!
Сэм смотрел на нее так насмешливо, что Энн тут же захотелось провалиться сквозь землю. Яблоко она взяла — нельзя не взять, когда на тебя так смотрят; съест после полуночи. Но твердо решила, что, когда завтра утром пойдет относить в богадельню корзину, обязательно прихватит для Сэма что-нибудь особенное. Только бы Сэм не обиделся.
Мать снова напекла больше пирогов, чем они впятером могли съесть, и утром Энн, как обычно, запахнула покрепче пальтишко, схватила корзину с пирогами, тряпками и отцовской травяной настройкой, запихнула в нее же банку с чистой водой и свежий пряник и направилась к богадельне. Старая богадельня стояла недалеко от храма. Нищие, калеки, оборванцы, желающие провести ночь в тепле, стекались туда со всего города. Энн обитателей богадельни побаивалась, и вместе с тем ее тянуло к ним какое-то нездоровое любопытство.
Жители богадельни все поголовно страдали от жутких мигреней. Иной раз зайдёшь, а там кто схватился за голову, забился в самый тёмный угол и чуть не воет. Отец неуверенно предположил, что это из-за сырости и затхлого воздуха, проветривали в богадельне редко, так как распахнуть старые окна было ой как непросто. Так или иначе, Энн чуть ли не каждый день бегала в богадельню с отцовскими настойками и тихо этому радовалась: кто знает, хватило бы ей иначе смелости заглядывать в это странное место. Настолько странное, что странность уже почти не ощущалась и казалось, что иначе и быть не может.
Заправляла всем в богадельне старуха Мэг, обитавшая на втором этаже. Имя это ей придумали горожане, сама Мэг ни с кем не заговаривала. Седая и морщинистая, целыми днями она сидела в старом кресле и вязала. От вязания ее глаз было не оторвать: цветные, будто светящиеся нити юрко вились вокруг сухих пальцев, спицы танцевали. Только вот выходила сущая несуразица. Ни формы, ни узора. На полу рядом с Мэг всегда сидели пять-шесть нищих, но ни один из них и не думал сказать Мэг, что вяжет она из рук вон плохо. Энн хотела, но боялась. Так и смотрела с обидой, как неумеха Мэг губит удивительной красоты нити. Может, те нищие тоже боялись. Иногда нити обрывались или выскальзывали из морщинистых рук, и один из нищих наклонялся, поднимал нить и возвращал на спицы, а иногда даже неумело связывал два обрывка порванной нити. Мэг их словно не замечала, белесые глаза бездумно пялились в пустоту, а пальцы двигались, и нити сплетались, путались...
— Эй, Сэм, — громко позвала Энн, боязливо замерев на пороге. Под ногой тут же скрипнула половица, хрипом откликнулась старая полка, на вид такая хлипкая, будто вот-вот отвалится от стены. Сэм встрепенулся, поднялся на ноги и забрал у Энн корзину. — Все как обычно. Пироги и настойка от мигрени, чистая вода — на всякий случай. Теплая одежда. И пряник для тебя.
Сэм чуть приподнял бровь и смерил Энн долгим укоризненным взглядом. Коротко кивнул, поставил корзину в угол и вернулся на свое место у ног старухи Мэг. Молча. Рядом с Мэг будто все забывали, зачем оно вообще — разговаривать, и только Энн там особенно хотелось болтать, чтобы нарушить вязкую тишину.
— Я пойду, — улыбнулась Энн и уже повернулась было к двери, когда на кого-то натолкнулась. — Извините. — На нее грустно смотрел единственный глаз бородача Джонни.
В богадельне было немало калек: глухой на одно ухо скрипач Сэм, безногая танцовщица Джил, ткачиха Пэт без большого пальца на правой руке — и Энн не сразу научилась смотреть им в глаза без дрожи. Но только бородача Джонни она так и не перестала бояться. Может, потому, что сама видела, как он получил свое увечье.
Джонни в Лансфорд приехал лет пять назад, в марте. Крепкий и жилистый, он целыми днями пропадал в своем дворе, мастеря стулья и табуретки. Столяр. Мрачный и нелюдимый. Энн и Джейн как-то попытались уговорить его смастерить им по свистульке или по какой-нибудь игрушке, даром, конечно, они ведь соседи, так он схватил их за шкирки и выпустил только за калиткой. Ни с кем не враждовал, помогал что-нибудь починить за небольшую плату, но и дружить с новыми соседями не рвался. Держался на расстоянии. И Энн уже почти привыкла к мрачной фигуре в соседском дворе, когда Лэдди заболел. Тот самый Лэдди, что так боялся щекотки.
Стояло жаркое лето, и Лэдди таял на солнце, как плохонькая свечка. Кашлял и хрипел. Уж отец ему и лекарства носил, и бульоны варил, только все без толку. В начале сентября Лэдди слег. Целыми днями бревном лежал на жесткой постели, смотрел мутным взглядом в потолок и что-то бормотал. Отец говорил — горит, а Энн казалось, что Лэдди угасает, тлеет. Серый, вялый, грустный.
Плотник гроб единственному сыну срубить не смог, попросили бородача Джонни. Столяр, руки к дереву привычные, а сердце к какому-то мальчишке не привязано. Он и согласился. Лэдди еще жив был, а новенький гроб уже стоял в сарае при его доме.
— Дай бог мальчику тихой смерти, — покачал как-то головой отец, выходя из дома Лэдди. Энн тогда его чуть не ударила: и сама видела, что Лэдди совсем плох, но она же не врач, ей можно это видеть, а отцу — нельзя! А на следующее утро отца разбудили ни свет ни заря, даже петухи еще молчали. Глаза у жены плотника были страшные, безумные, и Энн, выскочившая за дверь вслед за отцом, сразу поняла, что дело плохо.
Умирал Лэдди громко. Энн крепко зажала уши, чтобы не слышать хриплых стонов и криков матери Лэдди, но не могла отвести взгляда от мечущегося в лихорадке тела, от скрюченных пальцев, от острых ребер. Одно, два, три... Энн беззвучно шевелила губами, пересчитывая ребра, а мать Лэдди хватала сына за руки, целовала и кричала, кричала, кричала... А потом умолкла, всплеснула рвано руками и забормотала. Энн сразу поняла: молилась. Бородач Джонни, равнодушно застывший в дверях, вдруг крупно задрожал, закусил ладонь, отшатнулся, отступил на шаг, второй и опрометью выбежал вон. Энн бросилась за ним — на свежий воздух, подальше от этой страшной комнаты, от этого страшного чужого Лэдди, от страшной чужой его матери.
В Лансфорде ходили слухи, что бородач Джонни в тот день умом тронулся, с перекошенным лицом заявился в богадельню, выл, скулил и так надоел своими причитаниями старухе-прядильщице, что она костяной спицей выколола ему глаз. С негромким хлопком, как яблочная кожура лопнула. Говорили, что безумие бог на него наслал за то, что гроб еще живому мальчонке смастерил, даром что о том его попросили. Мало ли о чем люди судачат. Богадельня была обиталищем странных. Энн же знала наверняка, что это лишь пустые сплетни: там, в облетевшем сентябрьском дворе она сама видела, как щепа от разломанного гроба попала бородачу в глаз. Хлопка Энн не услышала — уши заложило. Здоровый же глаз бородача был ясный и совершенно трезвый. Правую руку рассекло от запястья до локтя. Бородач взвыл тогда тихо, закрыл лицо здоровой рукой, а Энн вдруг отмерла. Подскочила к нему, повисла на локте и потянула к дому. К умирающему Лэдди и отцу, который мог помочь.
Окна дома плотника Хендерсона распахнулись настежь, со свистом впуская в себя холодный воздух, тогда же, когда Энн потянула на себя дверь. У самого порога они с бородачом и замерли: отец зачем-то тряс Лэдди, давил на худую спину, гладил хриплое горло. Мать Лэдди испуганно застыла в углу, не отводя больших блестящих глаз от сына. А Лэдди молча плакал и все кашлял, кашлял... Энн на всю жизнь запомнила этот час: слезы на белом лице, вздрагивающая спина и испачканные кровью обломки гроба во дворе.
— В холод ему надо было, с такой-то горячкой, только поздно я сообразил-то, мальчишка уже дышать почти отказался, — объяснял Энн вечером отец, то и дело утирая пот со лба. Глаза у него были шальные, зрачки во всю радужку. — А мне даже в голову не пришло, что у него в горле застряла какая-то пакость, он ведь всегда болезный был. Эх, и глубоко руку пришлось в глотку запихивать... Насовсем эта дрянь, удушье, теперь не уйдет, слишком мы парня напугали, и приступы будут, ненастоящие, но болезненные, но еще поживет он, Лэдди-то. — Энн не понимала, что он говорит. Но слышала главное: Лэдди еще поживет.
Рука бородача все-таки заразилась, и отец отнял ее через неделю. Бородач поселился в богадельне — одноглазый и однорукий, куда ему было еще идти? А Энн при каждом взгляде на него ежилась и вспоминала то сентябрьское утро.
— Счастливого Рождества, — выпалила Энн, быстро спустилась по скрипучей лестнице, держась за изъеденные перила, и стремглав выбежала из богадельни. Теперь нужно было забежать к толстушке Эдне и подарить ей грелки для больного живота, а то снова будет ломиться в двери в самый праздник. А потом заглянуть к Робину с Джейн, это первое Рождество, которое они отмечают вдвоем. Ой, и крик их родители подняли! Робин еле-еле их успокоил: обещал матери, что все равно обязательно испечет ей ее любимые плюшки с корицей.
К слову о плюшках. Надо еще перепрятать куда-нибудь мамины запасы муки. Мать Энн просто обожала печь. Пекла пироги, блины, плюшки, ватрушки, кренделя и бублики.
— Это меня успокаивает, — говорила она, раскатывая по доске ароматное тесто. Энн же это выводило из себя. В доме всегда было что-нибудь мучное. Отец, почувствовав, что превращается в мясной шар, завел привычку обедать у Хендерсонов: так как Лэдди после того лета совсем чахлый был, у Хендерсонов дома всегда была здоровая пища. Овощи, зелень, яйца, когда куры несли. Что-то из этого сам отец Энн приносил Хендерсонам из закромов своего дома.
— Милая, — говорил он жене. — Твои пироги — воистину божественная пища, и Бог наказал меня, грешника, слабым желудком. Знала бы ты, как я жду каждого праздника! Тогда никакая болезнь не помешает мне отведать твоих пирогов. Но для этого я должен беречь свой желудок весь год.
Мать сверлила его подозрительным взглядом и все-таки укладывала в его сумку ко всяким склянкам и завернутые в тряпицу пару кусков пирога. Отец угощал ими Хендерсонов, уплетающих восхитительные пироги с большим удовольствием. Энн казалось, что мать прекрасно об этом знает, с Хендерсонов сталось бы и поблагодарить ее за пироги.
Самой Энн так не повезло. Иногда она и сама сбегала к Хендерсонам, все-таки Лэдди был хорошим другом, но обычно мать заставляла ее есть дома, внимательно наблюдая, как Энн давится пирогом и вынужденно улыбается. От превращения в шарик Энн спасали только дальние вылазки с друзьями. Собственно, и отпускали ее на них потому, что отец как врач был очень недоволен происходящим дома. Мама же будто бы не толстела вовсе. Может, поэтому и успокаивалась так, стоя у стола с покрытыми до самого локтя мукой руками. Да, запасы муки точно надо было перепрятать...
В суете и беготне — отнести настойку Браунам; выкрасть виски у Стоунов, а то старому Стоуну нельзя пить столько же, сколько в прошлое Рождество, если он хочет дожить до следующего, а вот отцу Энн как раз очень пригодится пусть даже не чистый спирт; поиграть с Робином и Джейн в снежки — Энн и дождалась праздничного вечера. Сил куда-то прятать муку уже не было, но по дому разливался теплый брусничный запах, потели нагретые травяным чаем кружки, золотистые пироги дышали жаром, мать напевала что-то себе под нос, и Энн не чувствовала никакого раздражения. Сегодня — пусть будут пироги. Над печью висел криво расшитый ею самой красный носок. Вчера ночью он висел в их с Мэтью комнате, а утром они нашли в нем кулек леденцов и ту деревянную заколку, что так понравилась Энн на осенней ярмарке.
Отец кашлянул и встал во главе стола. Посыпались слова молитвы, трещали сучья в камине...
— Это был хороший год, и мы все живы.
— Аминь!
По столу ползли брусничные узоры, в трубе завывал ветер, негромко тикали часы. Начинался новый год.
Viara speciesавтор
|
|
Quiet Slough
Показать полностью
Спасибо большое за глубокий отзыв! Для меня это неожиданно, символично и очень важно. Что для кого-то эта сказка стала последней прочитанной рождественской историей в старом году, а для кого-то - первой в новом. А еще у нас дома есть традиция: новогодние подарки дарятся вечером 31 декабря (в полночь) и утром 1 января. Ваш отзыв я прочитала утром 1 января. И это и правда был самый настоящий подарок. Точно подмечена суть праздника Рождества - возрождение, победа жизни над смертью и принятие жизни во всем ее многообразии - не как череды черных и белых полос, а как сложного переплетения, в котором есть место разным оттенкам. Спасибо! Рождество ведь потому и рубеж, время подводить итоги и начинать заново. Когда, если не в Рождество? И захотелось в эти праздники воспеть именно жизнь)А воспринимать жизнь как зебру - многое потерять, мне кажется. Слишком уж она яркая. В самые радостные моменты не обойтись без горечи, и в самые темные времена, как говорил Дамблдор, можно найти счастье, если не забывать обращаться к свету. И ценить это счастье, ведь никому не известно, какой год станет действительно последним. Мудрый был человек - Дамблдор) Радость в горечи, горечь в радости - так и живем)Да, да, да!) Если последний год в итоге учит человека бояться времени, а не просто ценить его, значит, что-то пошло не так и последний год еще не подошел к концу. Как там говорят? Ценим что-то только тогда, когда потеряем. С жизнью так нельзя. Может, поэтому "последний год" и существует. Спасибо вам. С Новым годом вас! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
шамсена
А я все не могла вспомнить, как римляне-то мойр звали... И правда - парки! Автор, вы кудесник. И волшебник. И маг. Это не сказочники - волшебники, это жизнь - волшебная)Спасибо вам. Я рада, что вам понравилось. И что предчувствие беды было, я долго думала, как его заронить. И что душепряд и не хороший, и не плохой - он просто есть и просто помогает жизни идти дальше. И вы правы. И правда глупая смерть. И сколько именно таких смертей и случается - без смысла, без умысла. История про шарманку и ворона, увы, не моя, а замечательного автора Astralis. Очень эту сказку люблю, поэтому приятно, что вы ее вспомнили. И за этот неизбежный и единственный способ просто вспоминать тех, кого мы любили, чтобы к черным нитям прибавлялись и золотистые. Это так все важно. Спасибо. Спасибо. Вспоминать тех, кого любили, - это и правда иногда все, что мы можем. И этого достаточно. Пусть нити плетутся дальше.Спасибо вам за чудесные отзыв и рекомендацию. С праздником! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Arandomork
Показать полностью
Спасибо большое, что пришли! Без психологизма и философии я не я уже, кажется.) Выше было много положительных комментариев Я сначала даже испугалась.)Есть ощущение, что к реализму в тексте примешивается магический реализм – не только в восприятии Энн, но и в поступках окружающих, которые не всегда можно объяснить рационально. Согласна с вами. И этого и хотелось: мир должен был выйти почти реальным, почти настоящим... но не совсем. Кто-то должен был провести Энн через этот год, и многие поступки логичны только в пределах этой истории. Малютка Энн очень понравилась – такая деятельная девочка, полная юношеского максимализма. И за год она становится чуть более мудрой и зрелой, но так здорово, что остается все той же и верной себе Энн. Мне очень приятно это слышать) Мне самой Энн очень нравится: живой такой ребенок... И да, да: эта история, конечно, и о взрослении тоже, и можно сказать, что малютка Энн умерла, а Энн осталась... но можно сказать также, что малютка Энн, как детские воспоминания, теперь живет где-то внутри, а из новых нитей поверх появилась уже чуть подросшая Энн. Она все еще Энн.Все обдумываю момент, когда Сэм помолился, чтобы Энн вернула ему слух в обмен на яблоко (подношение). Она жителей богадельни принимает за древних богов, а они смотрят на Энн, которая носит им пироги и настойки, как на ангелочка. Спасибо вам! Это мой любимый момент! Люблю круговорот добра.И правда ведь: Энн просит яблоко и спасти Робина. Сэм просит воды и вернуть ему слух. И оба помогают в том, в чем могут, и не помогают в том, что не в их силах. Если нищие и правда боги, то Сэм ей, наверное, так еще и объяснить пытается, почему не помог. А если нет?.. И, думаю, вы правы, Энн для нищих и правда как ангелочек. И настойки, и пироги, и носок им даже притащила на Рождество. Волшебство в глазах смотрящего: Энн видит в нищих богов (может, и не зря, а может...) и даже не догадывается, что и в ней могут кого-то видеть. Спасибо вам огромное за чудесный отзыв и замечательную рекомендацию! Пусть все нити сходятся. С Наступившим вас! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Ellinor Jinn
Спасибо большое за восхитительную рекомендацию! Неожиданный волшебный подарок. Спасибо-спасибо-спасибо, что вспомнили муми-троллей! Очень люблю эти сказки за их именно что сюрреалистичность, хотела даже что-нибудь по "Волшебной зиме" принести, но не сложилось, а вышло так - что все-таки в каком-то смысле принесла!) Я все-таки чуть-чуть погоржусь собой: смерть Робина должна была быть внезапной и глупой именно как сама смерть, но не как поворот сюжета, и если удалось вплести ее так, что она не шандарахнула читателя по голове, - цель достигнута! Иногда говорят, что медитация - способ заглянуть в себя, а заглянуть в себя нужно, чтобы увидеть мир. Не знаю, правда ли это так, но теперь я только так себе это и представляю. И поэтому мне очень приятно, что вы погрузились в историю как в медитацию. И пусть жизнь продолжается! С Наступившим вас! Яросса Вы так совсем меня засмущаете. Обожаю "Ветер в ивах"!) Спасибо! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
NAD
Показать полностью
Дорогой читатель, честно: я даже не знаю, как вам ответить. Мысли и слова разбегаются, читаю ваш отзыв и вашу рекомендацию и просто плачу. Спасибо вам, просто спасибо. А если все-таки попробовать ответить - не совсем вам, а больше своим мыслям... Не скажу и половины того, что хочу, но я уверена, что вы услышите и несказанное. Или с того, что потрясающие эпитеты, гиперболы и описания природы сделали историю волшебной? Я всегда обращаю внимание на такие мелочи в описаниях как цветочки, листочки, погода за окном. Стоп. Мелочи ли? Для меня эти мелочи сделали волшебной саму жизнь. Первоцветы на зеленом холме, запах черемухи и сирени, такой сильный, что кружится голова, дождь, после которого весь мир меняется. Хорошо вас понимаю. Не скакать под грозой просто выше моих сил. Наверное, именно об этом вся повесть. О таинстве бытия. О том, что жизнь продолжается. О тех, кто живёт и проживает свой миг в каждой конкретной точке мироздания. Иногда мне вдруг становится страшно. Говорят же, что человеческая жизнь - ничто в масштабах жизни мира. И страшно быть былинкой, думающей при этом о глобальном: мире до и мире после. А потом вспоминаю, что жизнь мира из жизней таких вот былинок и сплетается. А потом еще немного думаю и вспоминаю уже, что и времени-то нет на такие мысли, мир - вот он, надо не думать, а жить.) И тогда больше не страшно.Энн - такая же былинка, и вы правы, совершенно правы - не лучше и не хуже других. И Энн здесь и правда именно что познает мир. Сначала с Робином - исследует речки и овраги. Наблюдает за людьми вокруг, странными и не очень, родными и чужими, и пытается понять, кто такие старуха Мэг и калеки. Понимает тоже, в общем-то, так же, как живет, - как умеет. И права она или неправа, боги эти калеки или нет - дело десятое. А в конце концов Энн уже познает мир, в котором нет Робина, в котором может не стать ее самой, - и в котором тоже нужно учиться жить. Знаете, я чувствовала себя такой счастливой, когда писала о приключениях Энн, Робина и Джейн. Или когда Мэтью рисовал на скатерти. Или когда Эндрю занудствовал. Вроде ничего особенного - а будто сплела несколько коротких, маленьких и по-своему удивительных жизней. И все они живут в мире, где грохочет июльская гроза, трещит январский лед и смеется август. И в следующем году, может, и правда март захандрит. А октябрь выдастся теплым, и вместо заморозков наступит бабье лето. И... И малютка Энн права. Такого года - больше не будет. И такого, как следующий, - тоже. Было ли у вас такое, что месяцы, недели представлялись в голове на манер некой диаграммы? Годовой цикл, столетие ли? Колесо времени крутится, ему всё равно, кто попадает под его шестерёнки. И иногда эта диаграмма вдруг всплывает в памяти и начинает неприятно тикать. И как же хорошо, что со временем учишься выключать тиканье и запихивать диаграмму обратно в самый угол. Мне кажется, именно этому "последний год" тех, у кого он был, в конце концов и учит, если душепряд все делает верно. Помнить о времени, но не бояться его.В силах Энни сделать так, чтобы мир вокруг окрасился вновь надеждой и светом. Всё в наших сердцах и головах, не так ли? Как сказал мне мой старший сын в поздравлении: «Я желаю тебе всегда находить в себе силы уметь быть счастливой». Мне кажется, пожелание вашего сына - их тех самых, которые если сбываются, то дальше уже дают силы на всю жизнь.Волшебство в глазах смотрящего, но и счастье - в них же. Мы красим мир в те цвета, в которых хотим его видеть. И дай нам бог сил хотеть видеть мир светлым и полным надежд. Если Энни найдёт эти силы, золотые нити оплетут чёрные, и душепряд довольно заурчит, что удалось спасти ещё одну душу. Вот он какой, душепряд.) Заурчит, конечно. И для него эта спасенная душа будет стоить всех ночей работы.Простите за странную простыню. Это больше чем оридж. Для меня это тоже не просто оридж. Это... это что-то, что я всегда хотела рассказать, но для чего никогда не находила слов. Спасибо вам. Ваш отзыв - то, ради чего стоило рассказать это вслух. С Новым годом. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Mary Holmes 94
Показать полностью
Здравствуйте! Призываю: больно уж хочется поблагодарить. А еще ответить, потому что есть что. Во-первых, спасибо вам за обзоры всех историй конкурса. Они вдумчивые, многогранные, вам и правда есть что сказать и о сюжете, и о структуре, и о смысловом наполнении. Читала с удовольствием. Во-вторых, было неожиданно приятно увидеть, что вы вспомнили "год малютки" и в обзоре номинации "Волшебное рождество". Всегда приятно, когда история после прочтения еще какое-то время помнится. И в-третьих - своим обзором на мою сказку вы подняли кое-что интересное. Однако мне очень понравились образы старухи Мэг и окружающих ее нищих. Вот если бы они получили большее развитие, а злоключений и разговоров с Робином и Джейн было бы поменьше, тогда история не только стала бы более «фантазийной», но и приобрела бы целостность, которой, на мой взгляд, ей немного не хватило. Я очень рада. что вам понравились нищие. Прописывала их образы с большим наслаждением, они ведь должны были выйти странными, яркими...И вы здесь же набросали историю, которую хотели бы прочитать. И сильно меня удивили: именно так, как вы и сказали, история и должна была выглядеть. В изначальном сюжете было так: 1) Робин и Джейн - персонажи-функции. Робин должен умереть, а Джейн должна хандрить, чтобы Энн ее в конце концов из хандры вытащила. 2) Нищие в богадельне и правда оказываются богами, и в истории много места уделяется взаимоотношениям Энн с живыми воплощениями судьбы и разных верований. 3) Душепряд и правда живет под кроватью, и Энн его даже видит. 4) У истории четкая структура, зима-весна-лето-осень, "возрождение" Энн идет по схеме "возрождения года". А потом я поняла, что это просто не то, что я хочу рассказать. Что я хочу сказку про жизнь мира и жизнь человека, а не про девочку, которой повезло познакомиться с Судьбой. Старуха Мэг, боги - всего лишь символы. Душепряд - всего лишь символ. Символы становятся правдой только тогда, когда в них верят. Энн верит, что нищие - боги, а душепряд - чудовище под кроватью. Волшебство - в глазах смотрящего. И это волшебство просто должно Энн помочь лучше понять то, что происходит в реальности. А реальность - важнее. В реальности - Робин, который для сюжета пусть и важен своей смертью, но для Энн важен своей жизнью. И смена времен года, жизнь мира, которая несравнимо длиннее жизни человеческой, и все идет своим чередом. Во-первых, я не поняла, почему жанром указана сказка (и, соответственно, почему текст попал в эту номинацию). «Фантазийных» элементов почти нет, непонятно, чем данный мир отличается от реального. Да, в работе присутствует некий душепряд, но неясно, является ли он плодом воображения суеверных жителей или на самом деле реален. Тут кто-то верно сказал в комментариях: это магический реализм. Мир и правда похож на реальный, только слишком уж много маленьких неувязок. Дети живут будто бы не с родителями, родители появляются только тогда, когда нужно подтолкнуть Энн к новому шагу - и погнать ее гулять в грозу. Мать будто бы все время только печет. Старуха Мэг вяжет что-то странное - и богадельня вообще не такая, какой должна быть. Если почитать про устройство жизни в богадельнях, там "заправлять всем" слепая старуха, занятая одним вязанием, не могла бы в принципе. Все калеки потеряли что-то, важное именно для них. Отец Энн понимает, как вылечить Лэдди, именно после того, как бородач Джонни ломает гроб. Это все череда совпадений. Энн объясняет все это тем, что нищие - боги. Подтверждения и внятного ответа ей никто не дает, стали бы боги в таком признаваться простой девочке, но объяснение звучит логичнее многих возможных. Душепряд не показывается, но под кроватью вечно кто-то шуршит. А потом и чихает :)Сказка - не всегда история, в которой происходят очевидные чудеса. Сказки есть бытовые, есть сказки о животных. В конце концов, у сказки есть свой слог. Я в образе созданного мной города вижу некий сюрреализм, не дающий мне решить, что он реален. А кто-то не видит, и это нормально) Так что для кого сказка, для кого не сказка. Так и сама история о том же) Я искренне ждала смерти главной героини, а что вышло в итоге, не совсем поняла. Забавно: именно поэтому я не ставила в шапку метку "Смерть персонажа", а вынесла предупреждение о смерти второстепенного героя в шапку. Не помогло, значит) Я так и думала, что кто-то от истории с таким названием будет ждать смерти главной героини, но по-другому назвать просто не могла.Видимо, получилось, как с фразой «казнить нельзя помиловать», и название работы в конце сократилось до слов «Последний год малютки». То есть, малютка умерла, а Энн продолжает жить. Может, так, а может, и нет. На самом деле, нет. Смерть малютки - дополнительная возможная трактовка. Но эта история совсем не только о взрослении. В названии вот ровно то, что я хотела сказать. У многих в жизни случается этот самый "последний год". Часто это происходит в подростковом возрасте, а у кого-то может случиться и в тридцать. Пишу по своему опыту так что тут уж совпадешь или не совпадешь... Происходит событие (или несколько событий), после которых человек внезапно осознает, что мир существовал до него и будет существовать после него, что он, как все, смертен, что его близкие смертны, и песок в часах все капает и капает. И часто к тем, с кем это происходит (у меня вот так было), приходит страх перед временем. Ловить каждую секунду, бежать куда-то, стараться запомнить все и даже больше, и в голове все стучит: "Это может больше никогда не повторится". Потом все устаканивается, человек это принимает. Счетчик в голове иногда проспыается, но легко снова отключается, и человек учится время просто ценить, а не бояться его течения. Не всегда это занимает год, естественно. Кому-то хватает месяца, кто-то три года мается. И "последний год малютки Энн" - это год, который малютка Энн ощущает так, будто он и есть ее последний. Во-вторых, структура работы показалась мне не совсем удачной (да, я вредная и все время к этому придираюсь). Некоторые месяцы удостоены отдельной главы, другие «скучкованы» как сардины в банке. На мой взгляд, лучше было бы поделить работу на четыре части, по временам года. Тогда Рождество пришлось бы на зиму, смерть Робина – на весну (и тогда горькая ирония случившегося заиграла бы еще ярче), рефлексии главной героини – на лето, а ее «перерождение» – на осень (опять же вышло бы весьма иронично). По этой же причине я и отказалась от предложенной вами структуры, "сломала" хороший шаблон. Я просто вспоминала, как время текло для меня. Пока "событие" не произошло, время течет медленно, размеренно... даже не так. Ты вообще не осознаешь, что оно течет. Когда "событие" происходит, приходит вот эта "ловля секунд". Время куда-то мчится, и обманчивое "соберу как больше воспоминаний" приводит к "куча разозненных фрагментов у меня в голове". Потом время снова замедляется и возвращается к обычному ритму, просто уже помнишь, что оно ограничено.Поэтому структура такая: Декабрь, Январь и Февраль - Робин еще не ушел, время никуда не торопится. Март - Робин ушел. Апрель - медленно пришло осознание. Май-Сентябрь - изматывающая спешка "схватить все", слишком яркий калейдоскоп. Октябрь и Ноябрь, Декабрь - время успокаивается. В Мае-Сентябре все смешать надо было еще и потому, что каждый месяц же расписывался одной сценой. И когда время спокойное, там каждый день вот такой - тянущийся, неторопливый, подробный. Когда быстрое - все идет вспышками, потому что изо всех сил концентрируешься на каждой мелочи и в итоге теряешь общую картину. Как я уже и говорила, в итоге от "медленных дней" в голове остается больше, чем от "быстрых". Пожалуй, как-то вот так. Ваш обзор, на самом деле, невероятен. Спасибо вам за него большое. И - может, вы во всем правы. Может, сказка и правда вышла бы более сказочной, целостной и интересной, расскажи я ее так, как вы советуете и как я должна была рассказать ее изначально. Но тогда это уже была бы совсем другая сказка :) С Наступившим вас! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Mary Holmes 94
Показать полностью
Признаюсь, в этой истории вообще много мути: я люблю вводить смыслы, которые можно считывать, а можно не считывать. Люблю намеки и полутона - и люблю смотреть на свои истории глазами разных читателей. Вот и получается так, как получается. Не знаю, кто вы по профессии, но я так и поняла, что мы с вами по-разному чувствуем время) Поэтому и захотела поделиться тем, как чувствую его я, чтобы расшифровать то, что расшифровать не удалось, потому что работу вы проделали потрясающую. Цитата замечательная! А сложность с тем, чтобы выцепить... Помните, здесь Энн в конце пытается вспомнить грозу, которая была совсем недавно, в июле, и вспоминает уже больше сами ощущения, чем картинку? Мне кажется, память так и работает, все стирается и, главное, перемешивается. Я сама-то свой последний год помню только потому, что мне в голову образ последнего года тогда и пришел. Выцепляй я его только сейчас, уже не выцепила бы сама то Событие (точнее, несколько мелких событий). Так что так и должно быть, наверное) Мне приятно уже одно только то, что вы пытались понять, когда был этот год. И мне нравится, как вы поняли мою историю. Спасибо вам еще раз. 1 |
Анонимный автор
Марсель Пруст по нам всем плачет, одним словом))) Завтра увидимся на подведении итогов - посмотрим, кто там скрывается за анонимностью ;) 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мурkа
Показать полностью
Вы пришли - гремит последний новогодний фейерверк! Живая история, которую не читаешь - проживаешь. Спасибо. Хотелось дать ее читателю именно что прожить вместе с Энн, потому что сама эта история - про жизнь, как мне кажется.Вот и все волшебство постаралась провести по границе, так, чтобы его можно было увидеть, если захотеть, и не заметить, если не захотеть. Хорошо, что вышло) Она в чем-то права, каждая минута может стать последней, но проживать ее как последнюю - значит лишать себя радости. А вот жить так, словно последней минуты нет, словно нити жизни плетутся и плетутся - значит прочувствовать всю радость без тени страха. Именно так. Но "как бы мы знали, что такое добро, если бы не было зла"? Проживать каждую минуту как последнюю - по-настоящему ее прочувствовать, но ощущения будут отравлены страхом. Не помнить, что жизнь конечна, - не знать этой яркости. Поэтому, может, и правда легче жить так, "словно последней минуты нет", но иногда вспоминать о времени и поглядывать на часы - на всякий случай. В любом случае живем как умеем) Образы старой бабушки Мэг и ее помощников одновременно торжественные, обнадеживающие (ниточку можно связать) и жуткие. Оставаясь обычными людьми они, мне кажется, не выдержали бы напряжения. Спасибо. Рада, что их образы вышли именно такими! Если они и правда боги, то конечно. Да даже им тяжело приходится тогда: каждый заплатил любимым делом, а головы болят от чужих молитв. Без жути и торжественности древние боги не боги)Но надежда есть, и чудеса случаются. Малютка Энн благодарит Деда Мороза за подарок. Он очень ей нужен. И она теперь уж точно не забудет) Спасибо вам большое! И все-таки вы волшебница) С Наступившим! 2 |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
Теперь, когда я знаю, что автор — ты, последний вопрос. Лэдди. Это мой глюк или отсылка?
1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мряу Пушистая
Я знала, что ты спросишь)) Сложный вопрос. Помню, на Самайне меня в твоем "За лунным цветком" зацепило еще и то, что Лэдд почти замерз насмерть, потому что писать я тогда еще не начала, но уже знала, что хочу одного героя убить именно так. И любопытно было посмотреть, как другой автор переохлаждение описывает. Но посмотрела - и ладно. А вот Лэдди появился уже только за неделю до конкурса. Он Laddie - "парень". Почему-то мне превращение этого обращения в имя пришло в голову и больше из нее не выходило, захотелось назвать его именно так. И я сначала думала, что это потому, что я это обращение в некоторых фильмах, которые очень люблю, слышала, и это дань уважения им. А потом вспомнила Лэдда. И решила, что так Лэдди и оставлю тогда: если уж есть замерзание, пусть будет и созвучие) Может, мне потому это имя в голову и пришло, просто я сама не сообразила сразу. Так что изначально не отсылка, но все-таки отсылка) Нет, не глюк.) |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
Viara species
О, значит, не зря меня это сочетание Лэдди с переохлаждением не отпускало до конца) Идеи так и приходят обычно — подсознание само красивые комбинации складывает) 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мряу Пушистая
Я вот тоже так решила) И я даже рада, что вот такую комбинацию подсознание выкинуло: когда я говорила, что меня так же, как Ночь святой Керлины, зацепил за недавнее время еще только один мир, я говорила про мир "За лунным цветком". Постоянно его вспоминаю. И когда поняла, что случайно сейчас передам ему привет - поняла, что передам с удовольствием) Рада, что ты не против. И спасибо, что есть к чему отсылаться :) 1 |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
Viara species
Мряк, это как бы один и тот же мир) Только что в серию закинула и конспиративного святого заменила. Рада, что ты не против. И спасибо, что есть к чему отсылаться :) Кто бы был против отсылок на своих детишек? ;) Тебе спасибо)1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мряу Пушистая
А-а-а, так во-о-от почему меня зацепило одинаково)) Я еще и почувствовала знакомые отголоски именно "Лунного цветка!) Эсар, значит. Но маскировка удалась!) Отныне это точно мой любимый мир. 1 |
Понравилось. Ну, там, наверху уже много хорошего сказали. Вот все правда! Поэтому я напишу немного о другом))
Показать полностью
Поначалу думала, Англия, где-то начало 20 века или раньше (я не большой знаток, просто ощущение какое-то такое), потом вдруг "встречаются друг с другом", и что-то ещё, уже не помню. Странно, думаю, но ладно. Этакая реальность с примесью фантазии автора. Зима какая-то русская, берёзки, черемуха, но мало ли, я же не была в этом вашем... как его? И вот эти мелочи складываются, складываются, и вдруг - снегоочиститель. Немного словила когнитивного диссонанса) И наконец поняла, что это не просто смешение реальностей тогда-сейчас — точнее, что это смешение не просто так, а что это самая что ни на есть настоящая сказка. (Я к шапке особо не приглядывалась, как и к номинации.) Вообще, от чтения было ощущение сказочности. Очень легко представить эту историю в формате манги или атмосферного аниме со всеми вот этими "то ли правда, то ли нет". (Вот сейчас понимаю, что вайбы Кэнди-Кэнди поймала, а когда читала, только Миядзаки вспоминался — не знаю, близко это вам или не совсем, но раз уж я о своих ощущениях, то вот...) Ну, и не могу всё-таки не повторить за многими: язык прекрасный, описания изумительные! Все как живое, очень настоящее. Читается легко, воздушно —наслаждаешься чтением. Автор умеет вплетать чувства читателя в повествование! 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Энн, наверное, очень плохая девочка и страшная грешница. Но духовной пищи не хотелось, а вот яблок — еще как. Энн просто прелесть, такой живой и трепетный образ юной души, которой предстоит невероятно важное — повзрослеть. История обволакивает и уютом, и переживаниями и завлекает прожить вместе с малюткой Энн ее последний год.Начало мне показалось немного сумбурным, но со второй главы история захватывает. Особенно переживательным получился поход ребят обратно через лес. Драматично, тревожно, но невозможно оторваться. Все события описаны завораживающе, будто это не текст, а калейдоскоп красочных рисунков. И вместе с красками от начала и до конца протягивается тонкая, но крепкая нить душевного развития героини. Мне очень понравился разговор Энн и Джейн — кульминация работы. Снаружи тихая — всего лишь два тонких голоса юных девушек, но изнутри громкая. Понравились отношения Энн с ее семьей, включая тетушку Эдну, все они в тексте намечены пунктиром, а в воображении воплощаются ярко. Еще работа переполнена символами и метафорами. Не знаю, правильно ли я разгадала их, и наверняка автор задумал больше, чем я увидела. Например: пироги — символ домашнего уюта, который мы начинаем ценить, становясь старше. Железная дорога — жестокие перемены будущего, в которое мы неумолимо несемся. А вот душепряд для меня остался загадкой, и не совсем понятной была параллель с Мэг. Образ богадельни тоже очень понравился — отлично ложиться на сюжет и атмосферу, но его как будто тоже не совсем разгадала. Самое восхитительное в тексте — образность и краски языка. Описания соприкасаются на всеми органами чувств, создавая прекрасные живые картины каждого события. Это работа про смерть как часть жизни, неизбежная и близкая. Еще она о принятии перемен, которые нередко жестоко расправляются с тем, что нам дорого. Но это не значит, что жизнь впереди не будет стоить нашей любви. Для малютки Энн год и правда был последним — дальше будет что-то следующее. 2 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |