↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Когда солнце влюбляется в луну, день меняется местами с ночью, океаны высыхают, а рассвет наливается тяжёлой ядовитой зеленью. Воздух становится непригодным для дыхания, лёд — сухим, а жар — влажным и лихорадочным. Когда память не убивает, но отравляет кровь, когда плачут цикады, когда свечу ставят на зеркало и двойная трепещущая тень выводит из-за грани небытия то, что не должно быть сказано. Когда на извилистой линии прибоя свет объединяется с тьмой, мир висит на волоске, а под чёрной бездной, когда-то называвшейся небом, валяются в песке мёртвые опавшие звёзды.
* * *
Она приходит в чём-то белом и летящем, качает ногой в полотняной туфле, перебирает браслеты на узких запястьях. Спрашивает еле слышным голосом и постоянно смущается.
Она тихая и бесцветная, утомлённая жарой, дрожащая в потоках кондиционированного воздуха, холодная. Её пот пахнет морской водой. Доктор не верит ей, как не верит и своему пациенту, в бреду повторяющему её имя. Тот, другой, пылает лихорадкой, его волосы — спутанные огненные змеи, укрывают подушку целиком, обвивают ножку кровати, стелются по полу, и кажется — палата горит. Их подстригают коротко-коротко, почти наголо, но они сразу же отрастают, свиваясь в сверкающие медью хищные лозы. Однажды эти волосы перехлестнутся через порог и захватят лечебницу в плен.
Доктор задаёт вопросы и записывает ответы чёрной тушью на белой бумаге. Надо бы красной, но не положено. Голос у него сиплый, фамильярный, неприличный. Тяжеловесный, точно булыжник на спине у Сизифа. Таким нельзя спрашивать о ветре и солнце, о прикосновении душ, о полупрозрачных радужных крыльях и сквозняках, летящих сквозь мир без дверей, задыхаясь от беззвучного розовощёкого хохота. И вопросы, неуклюжие, казённые, сыплются изо рта мелкой галькой, шуршат домовыми мышами, похищают чужие секреты и пожирают их, забившись в тёмную щель между половицами:
— С чего всё началось?
— Мировое яйцо раскололось, реки устремились к океану, а свет отделили от тьмы, научив их враждовать, чтобы время не повернулось вспять.
Иногда доктор думает, что это ей место в одной из палат. Иногда — что она над ним издевается. Подсовывает ворох шуршащих осенних метафор вместо аккуратных чёрных слов на белой бумаге. Но доктор упрямый. Он тащит булыжник своего голоса вверх по склону, кряхтит, оступается, но шаг за шагом бредёт дальше. Из-под подмёток летят камешки-вопросы:
— Я имел в виду ваши отношения.
— Мы были друзьями. С детства. Всегда вместе, не замечая, что это важно. А потом заметили.
— Как это произошло?
— Две головы на одной подушке, два голоса, которые умеют молчать на всех языках мира. Шёпот на изнанке слуха. Ничего особенного, ленивое лето, у которого нет других забот, кроме как просто быть. Пока не наступает день, когда в уши стучится тишина. Когда смотришь в прошлое охотнее, чем в будущее, приходится признать — что-то случилось. И тогда душа возвращается по собственным следам, чтобы очутиться у себя за спиной.
Она улыбается медленной мечтательной улыбкой, едва не причмокивая на слове «душа», катая его во рту, как медовую карамельку. Доктор проверяет свои записи и вытряхивает из страниц задумчивые бессмысленные закорючки, чернильные цветы и фантастических осьминогов с блестящими нефтяными глазами. Слова соскальзывают с бумаги и стекают на пол лужицами. Сизиф злится, камень катится к подножью.
* * *
Земля остановилась. Тени затвердели. Если не быть внимательной, то о них можно порезаться до крови. Янтарные травы колышутся под ветром, складываясь в руны, письмена и рисунки. Только ветер и способен двигаться под бледным выгоревшим небом, на котором за полчаса до зенита навсегда застыло солнце. Его лучи больше не скользят по коже ленивыми и забывчивыми ладонями. Они сжимают в тисках, оставляют синяки, выжимают, как губку. Кровь. Слёзы. Пот. В каждой капле жидкости — миллионы самовлюблённых солнц. А затем расплавленный поток света целует своё отражение, уничтожая его одной мимолётной лаской. Вода в пустыне не задерживается надолго, она просачивается сквозь пальцы и становится песком. Ускользает. Принять любовь солнца — перестать быть, ответить на его поцелуй — умереть. Или навсегда застыть во времени, которого нет. Пустыня — огромные песчаные часы, опрокинутые набок.
* * *
— Почему вы расстались?
— Знаете, на солнце даже камни превращаются в пар.
— Не знаю. Правда?
— Да.
— Вы говорите, что вам было плохо, но не вы здесь лежите. Не вас мучают кошмары.
— Вы меня обвиняете?
— Я хочу понять.
— Не хотите. Вы стремитесь получить ответ, который сможете удержать в своём смешном чёрном блокноте. Запуганную стаю беззубых смирных слов, чтобы стреножить чернилами и запереть в тетрадные клетки. Но правду так не рассказывают. Она агрессивна, в ней слишком много жизни, слишком много магии. Жизнь — движение, а слова — оковы, но чтобы они смогли удержать истину, чернил и бумаги недостаточно. Только камень и металл способны сковать её, только кровь и кожа — обмануть. Я, пожалуй, могла бы записать эту историю кровью на пергаменте.
— Так запишите.
— Для вас? Не хочу.
— Для него.
— Он и так знает. Человек — самая надёжная темница для слов. Вы отведёте меня к нему?
— Если хотите.
* * *
Ночь пахнет мокрым батистом, илом и шершавыми камнями. Я иду босиком, пытаясь замёрзнуть, но я забыл, на что похож воздух. Темнота хлюпает, заливает с головой, целует мокрыми губами лёгкие, и только высоко в небе рыхлая, творожистая луна, как медуза, медленно плывёт к северу.
Ты называешь меня сумасшедшим, но это слишком просто. Я видел, какая ты на самом деле. У тебя тридцать семь теней и миллионы рук. В одной ты держишь зеркало, в другой — веер, в третьей — нож, в четвёртой — зонтик от солнца, вытканный нитями слёз, спускающимися до земли, как вуаль. Остальные руки держат маски и на каждой — в самом центре лба — поцелуй мертвеца. Скоро у тебя будет ещё одна маска. Я скребу лицо ногтями, но никак не могу её снять. Возможно, если бы я сумел отдать её тебе, ты бы оставила меня в живых, и я снова научился бы дышать ветром.
На деревьях вместо листьев — полосы водорослей. В облаках плавают перевёрнутые рыбы с глазами детей и преступников. Ты утопила солнце в воде, а из струй пара связала сеть, в которую поймала ветер. Теперь у нас всегда ночь. Нельзя разжимать губы, иначе воздух уйдет, и я не смогу всплыть. В траве сидят голые зелёные гадюки и держат меня за ноги. Я лёгкий и прозрачный, но я стою на дне, потому что их скользкие зелёные хвосты обвили мои лодыжки. Я кричу, не разжимая губ.
* * *
— Доктор, он снова стонет. Ему что-то снится?
— Это не сон. Он бредит.
— Я могу чем-то помочь?
— Он бредит о вас.
— Не обо мне. Ему снится луна, похожая на брюхо мёртвой рыбы.
— Но он заболел от прикосновения к вам.
— Я думала подарить ему вечность. А он хочет только умереть от моей руки. Он — как апельсин, переполненный жертвенной кровью.
— Так убейте. Скажите, что он вам нужен. Маленькая ложь — надрез над бровью, не опасен, но застилает глаза.
— Тогда он попытается убить меня в ответ. Он твердил, что нуждается во мне днём и ночью, пока я не закрыла ему губы. Взгляните на мои руки — они все в порезах от его слов. Он — поле с осокой.
— У вас тысячи жизней. Неужели вы не можете пожертвовать одной?
— Он — солнце над пустыней. Он шёл по барханам тысячи лет, и каждый колодец был поцелуем, а мираж — обещанием свидания. Наконец, он пронзил пески насквозь и вышел к океану, мучимый жаждой. От прикосновения его губ вода стала горькой, но он этого так и не заметил. Теперь он будет пить, пока не умрёт. Пока его слёзы не станут пресными, а пот на щеках не превратится в соляные алмазы.
— Разве океан не может себе этого позволить?
— Океан устал от чужих слёз. Он хочет быть сладким, пустить реки вспять и отучить людей умирать, думая, что любовь — это нож, которым разрушают двоих, чтобы сделать одно. Океан хочет летать с облаками, но горечь тянет его вниз. Он всё ещё помнит, как был миражом, но слова заточили его в плоть, а следы на песке отучили меняться, пригвоздив к земле. Сбывшийся мираж — птица без крыльев. Он уязвим и полон тоски по свободе от обязанности «быть». Поэтому океан скорее лишит всё живое голоса, чем ещё раз позволит себя ранить.
— Так вы не поможете ему?
— Я могу помочь ему забыть. Я научу его заново грезить пустынями и миражами, радоваться оазисам и мелким ручьям.
— Спасибо.
— Не благодарите. Чтобы он сумел забыть, кому-то придётся помнить. Вам. Потому что вы просите за него.
* * *
Из её следов прорастают кувшинки с белыми влажными лепестками, похожими на лоб горячечного больного. Дверь закрывается с упругим хлюпающим звуком. Доктор сворачивает из рецепта бумажный самолётик и запускает его в окно. Самолётик падает. Под водой нет ветра. Доктор хочет что-то сказать, но его рот наполнен чем-то мелким и серебристым, похожим на зубы фей. Он выплёвывает на ладонь жемчужный пузырёк воздуха, и тот стремительно взмывает к потолку.
* * *
Когда рыжеволосый пациент приходит в себя, его переводят в палату с большими окнами. Каждое утро в комнату заглядывает большое лохматое солнце, колючий мохеровый комок жаркого света, отражение его самого. Кожа становится сухой и загорелой, словно земля в пустыне. Когда человек-солнце открывает кран, вода огибает его руки, как расчёску из янтаря, которой причёсывали кошку. Он улыбается и дышит ветром. Из соседней палаты доносятся стоны. Что-то о зелёных змеях и болотном иле. А ещё — что воду можно укусить только зубами из воздуха, но они выпадают, если пытаться говорить с открытым ртом.
«Глупый, — думает человек-солнце. — Он не может вырыть и колодца в пустыне, а грезит об океанах. Он жадный и одинокий, поэтому солнце отвернулось от него. Он подавился своей мечтой, и теперь она встала у него поперёк горла».
* * *
Больница ищет нового врача, потому что прежний сошёл с ума. Солнце гладит океан жаркими руками. Льды тают и плачут. Луна горчит. На морском побережье между светом и тьмой воскресают мёртвые звёзды и медленно отползают в воду.
=================
Источники вдохновения:
"Остаёмся зимовать" Шейна Джонса — общий стиль и психоделический настрой
"Лабиринты Ехо" Макса Фрая — цитаты. И "мир-пустыня" из первого POVa
"Паутина" Мерси Шелли — цитаты
"Последняя Битва" Клайва Стейплза Льюиса — размышления о свете и тьме, а также "небо, в котором больше нет звёзд"
Зороастрийская мифология — образ богини луны.
flamarinaавтор
|
|
Mangemorte
Как писал Юстейн Гордер в "Дочери циркача" десятка цитат достаточно, чтобы спасти даже самый скучный роман =)) Действительно, ощущение бреда, от которого нет спасения - это то, что я и хотела передать, поэтому мне очень импонирует, что вы это здесь увидели. Спасибо вам за прекрасный отзыв =) Kcapriz Точнее - совсем не то ;) Я до сих пор не знаю, как меня угораздило написать этот текст, хотя и рада, что он у меня есть. Кажется, я вдохновилась песней Маши и Медведей "Земля", когда сочиняла, но это неточно. 1 |
flamarinaавтор
|
|
WMR
Вам спасибо =) Кажется, это был мой первый эксперимент с формой изложения 2 |
flamarina
И это был довольно удачный эксперимент)) С праздником! 1 |
flamarinaавтор
|
|
WMR
Кому как, но мне нравится =) Спасибо! 1 |
Потрясающе. Мало того, что очень красиво, так ещё и очень глубоко. Особенно зацепило это:
Он подавился своей мечтой, и теперь она встала у него поперёк горла Спасибо вам!2 |
flamarinaавтор
|
|
add violence
Вам спасибо, что читаете =) я очень люблю этот фик, в нём много "моих" метафор и мне приятно, когда они находят отклик :) 2 |
Нипанятна, но интересно читать. Отдельно хочется отметить метафоры и аллегории, информационно бессмысленные, но эмоционально мощные.
2 |
flamarinaавтор
|
|
Jinger Beer
На самом деле, они все имеют смысл =) Но это имитация шизоидного, а местами шизофренического взгляда на ситуацию, здесь так просто не разберёшься )) 1 |
flamarina
Я сам чуть не свихнулся. Хотя родился в гастрономе, на улице Герцена. 1 |
flamarinaавтор
|
|
Jinger Beer
Главное, не на улице Ленина ))) 1 |
flamarina
Jinger Beer А как там было по классике? Уже запамятовал :)Главное, не на улице Ленина ))) 1 |
flamarinaавтор
|
|
Jinger Beer
Ну ежели считать Ноль классикой, то "Просто я родился на улице Ленина / И меня зарубает время от времени". 1 |
1 |
flamarinaавтор
|
|
Jinger Beer
Просто навеяло настроением беседы... =) 1 |
flamarina
Jinger Beer А у меня теперь в голове крутитсяПросто навеяло настроением беседы... =) МедузА, МедузА, мы друзья... Хотя эту песню я слышал-то один раз и то краем уха! 1 |
flamarinaавтор
|
|
Jinger Beer
Но-но! Этот фик даже старше, чем... мм... не знаю, как это назвать ))))) 1 |
flamarina
Jinger Beer Чем этот выродок отечественной попс-эстрады :)Но-но! Этот фик даже старше, чем... мм... не знаю, как это назвать ))))) 2 |
Viara species Онлайн
|
|
Решила побродить по флэшмобу декламаторов, а тут ваша работа. Забрести к вам как раз хотелось... Вот и решила, что могу совместить :)
Показать полностью
Аудиоверсию я прослушала первой. Образы застревают в голове, текут тонкой струйкой воздуха сквозь мысли - но не понимаются. Что-то очень странное и очень чужое - и как только кажется, что вот-вот поймешь... будто натыкаешься на стеклянную стену. И - все видишь, ничего не понимаешь. А потом уже удалось сам текст прочитать. Жуть жуткая. Такая - что смотреть и никогда не оторваться. Ну... это восхитительно красиво. Я сама люблю образность, метафоры, этакую иносказательность. Но тут вся история - бесконечная вереница этих образов. Ярких и понятных - но в совершенно невообразимом и неясном сочетании. Какая странная... любовь. Вот эти отношения. Когда сделать друг другу побольнее. Когда хочется поглотить - сжечь и утопить. А слово "нужен" убивает вернее яда. А может, не такая и странная. Просто обостренная. Когда образов слишком много, когда звуки слишком громкие, краски слишком яркие, запах ударяет в нос, и вода и огонь внутри выплескиваются не через глаза, губы и руки, а прорываются прямо сквозь кожу (если еще осталась кожа) и затапливают вообще все - и тебя в том числе. Как Луна и Солнце. Или, может, как Солнце и Океан. Большая ли разница между Луной и Океаном? Луна - это приливы и отливы и небесное тело, не умеющее светить. А в волнах Океана тревожно трепыхаются медузы - бесцветные и не умеющие выплывать. Вообще... Сумасшествие описано потрясающе и пробирающе. Когда уже даже не понимаешь, кто сошел с ума. Джинни - пожалуй... А Луна? Речь льется мягко, плавно, искристо - и до дрожи убедительно. И нет логики вот в этих красивых - а порой совершенно жутких - образах. И страшнее всего становится тогда, когда подозреваешь, что что-то понимаешь. Даже доктор в итоге сошел с ума, как в старом анекдоте: "Психиатр - тот, кто первым надел халат". Потому что не укладывалась правда в черно-белые рамки - и он не хотел, но начал чуть понимать, говорить на том же языке. А оттуда возврата уже нет... Честно говоря, под конец возникло совершенно отчетливое ощущение, что тут уже и спятить недалеко. Может, единственная нормальная здесь - главная сумасшедшая. Потому что Луна действительно так видит. Спокойно. Мечтательно. Умиротворенно. Будто так и должно быть. А иногда и мгновения ясности мелькают. Вот тут, например, все, кажется, понятно: "Океан устал от чужих слёз. Он хочет быть сладким, пустить реки вспять и отучить людей умирать, думая, что любовь — это нож, которым разрушают двоих, чтобы сделать одно. Океан хочет летать с облаками, но горечь тянет его вниз. Он всё ещё помнит, как был миражом, но слова заточили его в плоть, а следы на песке отучили меняться, пригвоздив к земле. Сбывшийся мираж — птица без крыльев. Он уязвим и полон тоски по свободе от обязанности «быть». Поэтому океан скорее лишит всё живое голоса, чем ещё раз позволит себя ранить" - это хоть в цитаты забирай. И про уставший океан, и про мираж. И самое интересное, что ведь правда понятно, о чем здесь... а как яснее сказать, без этих метафор - лично я не представляю. Вот это хорошо и правильно: "Не хотите. Вы стремитесь получить ответ, который сможете удержать в своём смешном чёрном блокноте. Запуганную стаю беззубых смирных слов, чтобы стреножить чернилами и запереть в тетрадные клетки. Но правду так не рассказывают. Она агрессивна, в ней слишком много жизни, слишком много магии". Да тут много всего можно на цитаты растащить... И вот это еще хорошо: "Он подавился своей мечтой, и теперь она встала у него поперёк горла". Хорошо именно как ярко облеченная и понятная мысль. А красивых, удачных, фантастических образов здесь - весь текст... Не пытайся понять то, что чувствуют, объяснить то, что просто знают. Не по плечу доктору-Сизифу этот камень. А вниз тянут образы, краски, звуки - когда их слишком много, погребают под собой, как толща воды. В этом текст действительно слишком много красоты, за которой все теряется. Только, кажется, герои в них же потерялись. Гм. Что-то меня на беспорядочный ассоциативный ряд тянет. Извините, ради бога. Я же сказать только одну вещь хотела: название у вас просто прекрасное. И не только потому, что медуза вот такая... бесцветная, что ее куда-то несет, что стихия с крутым норовом делает с ней все, что захочет, и ей не выплыть. И не потому, что у нее множество щупалец, что столько - часто жутких - воплощений в мифах. И не потому, что на медузу луна похожа. Я на днях на медузу в Черном море наткнулась. Большая, прозрачная, с длинными щупальцами. Мягкое, мокрое желе под куполом. И купол тоже на желе похож, но как под пленкой плохого киселя. Как студень такой - резиновый. И склизкий весь. И от слизи этой ощущения не лучше, чем от прикосновений к щупальцам. Но вот держишь ее в руках - а она мокрая, холодная. И почти не движется. И вместе с тем - какое-то совершенно удивительное ощущение: по ней чувствуешь, что она живая. Вообще не понимаешь, в чем это проявляется. Просто вот лежит на руках желе с синеватыми очертаниями каких-то органов внутри - и точно знаешь, что оно живое. Меня это тогда немного напугало, каким-то ненормальным показалось. А теперь я вдруг натолкнулась на этот текст... и у меня обострение мнительности)) Спасибо вам большое за это погружение! Хорошо бы теперь выплыть... P. S. Спасибо за такую Луну. В такое вот расстройство у нее - почему-то верю. 2 |
flamarinaавтор
|
|
Viara species
Показать полностью
Для начала хочу сказать, что декламатор перед озвучкой высылала мне образцы и я с большим, большим удовольствием согласилась. Потому что таким голосом с моей точки зрения и могла бы говорить Луна. Или её внутренний голос =) Поэтому большое спасибо Reyvien А теперь что касается самого комментария... Ох! Я просто уверена, что такие обзоры, как ваш, выдаются авторам за особые заслуги перед вселенной какой-нибудь небесной литературной канцелярией, не иначе. Потому что это решительно прекрасно и слов у меня нет, ни с метафорами, ни без! "Медуза" один из моих любимых фиков, поэтому я всегда с особенным трепетом отношусь к комментариям к нему. Мне действительно хотелось передать здесь довольно сложное по сути ощущение... Любовь написана на языке крови и нежности, а потому безумие заходит в её двери порой как к себе домой: без стука и без приглашения. Отсюда в ней и ненависть бессилия перед стихией, и ощущение свободного падения, неотличимого от полёта. И здесь у "безумцев" есть преимущество: привычка к жизни в этом мире, где даже трава дышит, а солнечным лучом, кажется, можно порезаться. Привычка чувствовать "слишком" и жить "чересчур". И кто понимает, что такое "слишком", порой инстинктивно ограждает себя от впечатлений, или уж если бросается в них, то с полным осознанием: добром не кончится, а более всего не кончится "покоем". И оно того стоит только иногда. Когда стоит. Такой выбор всегда смертельно серьёзен. А иначе есть тоска по впечатлениям. Но в грёзах незнакомого с восприятием мира "без фильтров" эмоции обретают мечтательный и спокойный флёр, отражаясь лишь пастельным слепком со страстей. И вот им-то мечта и становится поперёк горла, когда с мира вдруг слетают покровы и выясняется, что "карта не территория". Кажется, у Есенина это было: что, мол, мечтающие о страстях, а справитесь ли вы с ними? Что-то такое я хотела передать (и, кажется, получилось), а ещё некую хтоничность и "такая любовь убъёт мир", как говорилось в одной песне. "Медуза", кстати, не только та, что в воде, но и та, что Горгона. Превращающая в камень, смертная и бессмертная, красота, обернувшаяся гибелью, и наоборот =) p.s. Всегда пожалуйста. Я обожаю Луну. 3 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|