Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Не видно звезд и нет луны. Тучи толстым одеялом закрывают собою небо. Ночной мир дышит душною тревогой.
Зарницы. Зарницы... Зарницы над головой и по всему горизонту! Нет, этой ночью покоя не будет. Стихии разошлись-расплясались, настало время их буйной игры. Плети ветра неистово стегают дома и деревья, а гроза крушит небесный свод. Воробьиная ночь начинает свой полёт.
Канонада грома сотрясает оконные рамы, а дождь швыряет небесную влагу в стекло целыми пригоршнями, не скупясь и не вымеривая. Огонь молний озаряет весь полог неба, высвечивая разметавшиеся гривы деревьев. Лихой ветер терзает их, рвет на части, сотрясает и раскачивает самые стволы. В ночной мгле проносятся сорванные ветки.
На земле и в небе владычествует сокрушительный хаос. Всё, что недостаточно окрепло или хоть чуть-чуть подгнило, что оказалось лишним и ненужным, не имеет шанса уцелеть — стихия безжалостно разрушит его, сорвёт с места и унесёт с собой во тьму. Обряд очищения, неодолимый и завораживающий, разыгрывается сейчас под покровом ночной мглы.
Злая, могучая, словно напоённая колдовскою силой гроза буйно пляшет над миром. Иногда начинает казаться, что она отдаляется, уже уходит и словно вот-вот готова рухнуть за горизонт. Но то лишь коварная игра с поверженною землёй. Проходит пара летящих мгновений — и гроза с новою силой возвращается на облюбованное место, выворачивая кроны деревьев и выжимая тучи. Досуха. Выметая и вымывая улицы. Дочиста.
В такт с раскатами грома, вровень с порывами ветра бегут вдаль мысли. Вспышками молний они озаряют тьму прошлого, распахивают окно в широкую неизвестность будущего. Приводят из глубин памяти отголоски жизненных гроз. Фотографическими карточками проносятся перед мысленным взором картины роковых мгновений, когда привычное существование оказывалось вывернуто наизнанку, а казавшееся крепким и незыблемым рассыпалось в прах и бывало смыто потоком стремительных событий. Что за неведомая сила обрушила те грозы? Сколько их ещё ожидает впереди, за поворотом дороги судьбы?
Насытившись разрушением, напившись треском и грохотом, гроза незаметно отступает, словно стираясь из этого мира. Очищенная земля сверкает лужами и мокрыми листами, рассыпая свет фонарей тысячами бликов. На протёртом от туч небе ярко блестят звёзды. Густой влажный воздух словно бурлит разлитою в нём в эту ночь силой. Мир вновь молод и свеж. Одеяло покоя нежно укрывает его.
WMRавтор
|
|
SeverinVioletta
Спасибо за теплые слова! Ну, люди тут есть в том смысле, что всё описанное - это взгляд человека. И вполне возможно, что другой человек всё увидел бы иначе. Сколько людей - столько одновременно и ночей) Да, прямого действия здесь нет, но когда мы что-то ощущаем, наблюдаем, переживаем, в нас самих происходит действие. На мой взгляд... Очень благодарен Вам, что заглянули :) 1 |
Соглашусь с предыдущим комментатором: действительно похоже на стихотворение в прозе.
Показать полностью
Мне нравится здесь ощущение некой растворенности автора, чьими глазами мы смотрим на мир. Ведь не сразу понятно, кто здесь наблюдатель – человек ли он? Может, сам ночной город? Насколько он вообще реален? Не порожден ли самой этой ночью? Потом контуры рассказчика постепенно становятся яснее, взгляд фокусируется на нем, но остается это впечатление зыбкости границ между сном и явью, между реальным человеком во плоти и ночными тенями, шорохами, зарницами. Но меня кое-что смущает в стилистике. Вообще этот текст напоминает другой ваш рассказ – «Тепло семейного очага». И на мой взгляд, в обоих случаях многовато эпитетов, метафор, разных красивых оборотов... получается украшение ради украшения. Если в упомянутом рассказе есть явный сюжет, интрига, воэтоповорот, который притягивает к себе внимание, то «Образы ночи» этого лишены. Это похоже на упражнение, пробу пера, но еще не завершенное произведение. Мне кажется, здесь не хватает какого-то еще смысла, второго дна. Может, было бы неплохо узнать еще что-то о рассказчике, хотя бы в виде намека или говорящей детали? Пусть его история останется за рамками текста, но отразится в нем, как в осколке зеркала. Рассказу нужно содержание, соль, зацепка для читательского внимания. Иначе он будет похож просто на упражнение в изящной словесности – такие упражнения необходимы, и редкий начинающий автор обходится без них. Но вам, мне кажется, надо сделать уже следующий шажок на этом пути. Все замечания, конечно, ИМХО, и продиктованы исключительно личным опытом. Я вообще лучше всего замечаю в чужих текстах слабости, которые есть у меня самой. :) 1 |
WMRавтор
|
|
Belkina
Спасибо за отзыв! Мысли Вы высказали любопытные, хоть они и о том, о чем я здесь даже не собирался писать. Да, здесь нет действия персонажа (в отличие от "Тепла семейного очага", где действие для сюжета важно). Но в этом и смысл. Рассказ писался не для того, чтобы рассказать некую историю, показать какие-то события, а чтобы передать ощущения (и наблюдения). Рассуждения лирического героя. Ощущения его от природы и ощущения в его душе (ведь внешнее и внутреннее едины и мир вообще един). Так что какого-то иного содержания тут и не планировалось. Жаль, что Вы здесь увидели лишь ученические упражнения - значит, полностью передать свой замысел мне не удалось. Но вам, мне кажется, надо сделать уже следующий шажок на этом пути. В том-то и дело, что на том пути, на котором был написан этот рассказ (или очерк, если хотите), никакого активного внешнего сюжета изначально и не планировалось. Здесь у меня совсем о другом. Можно сказать, что тут просто другой жанр. В котором, к слову, я и раньше писал (см. "Диптих" и "Триптих"). |
WMR
На мой взгляд (опять же, имхастое имхо!), ощущения сами по себе трудно сделать предметом рассказа. В принципе возможно, но требуется очень высокий уровень мастерства. Это по-настоящему сложная задача. И, по моему убеждению, в рассказе должна быть история. Пусть без внешнего действия, но чтобы был какой-то смысловой посыл, явный или скрытый. Месседж, интрига, отголосок конфликта, внутреннее противоречие или что-то еще. Пусть в виде отражения, намека, недосказанности, второго дна или одной, но говорящей детали. Это все только мое частное мнение, конечно. :) Вы - автор, и только вам выбирать и цель художественного высказывания, и форму, и средства. Но у меня при прочтении мысль пошла куда-то в эту сторону. |
WMRавтор
|
|
Belkina
Вот я и взялся за этот самый высокий уровень, но получилось то, что получилось... Месседж не обязательно может быть связан с интригой, конфликтом, каким-то действием. К слову, тут у нас всё-таки кое-что, но происходит. Ночная мистерия разворачивается. Конечно, сюда можно было бы прикрутить какой-нибудь сюжет с действиями персонажа, но он бы тут выглядел искусственно и ненужно. Это текст не о действиях, а о восприятии и размышлениях (и событие "философские размышления" тут поставлено не просто так). Именно их мне и хотелось показать, именно о них мне было интересно писать в данном случае. Так что смысл и посыл тут далеко не исчерпываются простой зарисовкой о "природе-погоде". Другое дело, что раз читатель этого не увидел, значит, автор скверно справился со своей творческой задачей. 1 |
WMR
Ну, сколько читателей - столько мнений. :) Каждый видит свое, и во многом это все-таки дело вкуса. Особенно в таком жанре. Он действительно специфичный и непростой (я едва могу припомнить действительно удачные тексты такого рода). С другой стороны, любые навыки и умения - дело практики, и все жанры подвластны авторам, когда по-настоящему их интересуют и привлекают. 1 |
WMRавтор
|
|
Belkina
любые навыки и умения - дело практики, и все жанры подвластны авторам, когда по-настоящему их интересуют и привлекают. Всё правильно. И мне ещё нужно совершенствоваться и совершенствоваться.1 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |