Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Не секрет, что весь массив художественных произведений можно свести к нескольким сюжетным схемам (правда, насчет того, каким именно, культурологи договорится не могут). Со временем одни из них теряют свою актуальность. Например, "Ромео и Джульетта". Стало сложно изобрести убедительную для современного человека причину, по которой семьи настолько против союза своих детей. Религиозные различия, национальные, расовые, разница возраста, совпадение пола, вражда родителей? Всем же очевидно, что такие мелочи не могут мешать счастью, а значит, противящиеся союзу любящих сердец — отсталые ретрограды, мнением которых необходимо пренебречь. Конфликта нет, внутренней борьбы нет, повода для трагедии нет, в лучшем случае получится легкая романтическая комедия. Некогда безумно популярный сюжет Принцесса в беде, похоже, окончательно отправилась на свалку истории , Золушка... опять же остается в жанре молодежной комедии.
Другое дело Красавица и чудовище! Этот сюжет известен еще со времен античности и не устарел до сих пор. От "Амура и Психеи" ниточка тянется к любовным романам и мыльным операм. На новый лад пересказана история Шарлоттой Бронте, Барбарой Картленд и авторами бесконечного потока женских романов с пышноволосой красавицей в объятиях мускулистого брюнета на обложке. Для меня идеальным воплощением является "Гордость и предубеждение" Джейн Остин.
Суть сюжета Красавицы и Чудовища в том, что некто представляется негативным персонажем, но при более близком знакомстве оказывается вовсе не ужасным, а совсем наоборот. Гилберт Кит Честертон описал модель изящной формулой: непонятный баронет, которого считали плохим, а он оказался хорошим.
Чудовищем может быть и герой, и героиня, и даже они оба друг для друга, одновременно или попеременно. В сюжете найдется место для мнимого героя, который окажется не героем или даже злодеем. Близкое знакомство персонажей может быть вынужденным, как в ситуации с магическим браком и браком по завещанию, пребыванием на каком-то замкнутом пространстве, но может происходить и в рамках делового сотрудничества, соседства, общения в одной компании. Чудовище бывает жертвой клеветы, но случается, что негативную репутацию ему создают реальные проступки в прошлом, часто уже изжитые, возможна и намеренная мистификация. Главная идея Красавицы и Чудовища заключается в том, что существует некое предубеждение, преодолев которое, главные герои узнают истинные характеры друг друга. Все остальное вариативно. Не обязательна даже романтическая составляющая в отношениях персонажей. Чудовищем может быть наставник, например, суровый до жестокости тренер, тянущий команду к чемпионству, мачеха или отчим, даже родные родители, наконец, враг, ставший другом. Это все о том же, о предубеждении, которое необходимо преодолеть.
Есть еще один очень тонкий момент: Чудовище только кажется таковым, на самом деле, герой изначально обладает вполне положительными личными качествами, которые становятся очевидными при близком общении. Если же он действительно совершает некие отрицательные действия, для этого есть серьезный мотив. Возможно, он выполняет должностные обязанности или намеренно выставляет себя в дурном свете, работая под прикрытием, или считает Красавицу вражеским агентом. Чудовище не исправляется под влиянием Красавицы, как это показала студия Дисней в мультфильме 1991 года. Ошибочно считать, что убийца/лжец/алкоголик/бабник только ради любви в одночасье станет добропорядочным семьянином. Однако Красавица может полюбить его и таким, что блистательно описал еще Шарль Перро в сказке "Рике с хохолком".
Уточняю, алкоголик способен завязать с выпивкой>, но, во-первых, его мотивирует не только любовь Красавицы, она может оказаться решающим фактором, пресловутой последней каплей, но не единственной причиной; во-вторых, алкоголиком он останется — алкоголиком, который в данное время не пьет. Если Чудовище изменит свое поведение ради дорогого человека, то, что это поведение изначально продуцировало, никуда не денется, и с этим фактом придется считаться.
* * *
Забавно, но если подумать, меня ведь и в Поттериане привлекла эта тема: Снейп — классическое Чудовище, искупающее свой старый грех, наводящее ужас на всех, открывающееся только перед смертью. В роли Красавицы выступает все магическое сообщество, особенно факультет Гриффиндор и лично Гарри Поттер. Лили это Белль, которая предпочла Гастона — красивого, успешного, популярного, благополучного, к тому же обладающего богатством и высоким социальным статусом — то есть тем, чего не хватило персонажу Диснея. Северитусы, снарри, снейджеры, да и другие пейринги очень часто строятся по такой схеме, и я их очень люблю. В настоящее время мой любимый снейджер на сюжет Красавицы и Чудовища это "Дом без приведений Агаммы. Любимый снарри — "Лучше поздно" Mummica
Неудачно получилось у В.В. Камши. Изначально взаимоотношения Ричарда Окделла и Рокэ Алвы выстраивались, как инверсия Красавицы и Чудовища. Дик Окделл, оказавшись в роли Красавицы, ломал сюжетную заданность. Образно говоря, он топтал цветы в саду, бил посуду, грубил хозяину, мечтал сбежать из гостеприимного замка, наслушавшись завистливых сестер, попытался Чудовище убить. Неудивительно, что так расцвели алвадики — человеческое сознание оперирует штампами: дважды два равно четыре, Солнце встает на Востоке, Красавица непременно разглядит в Чудовище доброе сердце и проникнется — вот и реализуется привычная схема. Вере Викторовне радоваться бы тому, что ее интерпретация порождает подсознательное стремление вернуть сюжет в знакомые рамки, чем генерирует постоянный читательский интерес к персонажам. Увы, она постаралась навязать собственную точку зрения на происходящее, и после откровений в последних книгах и переписывания первых вместо деконструкции Красавицы и Чудовища получилась классическая версия Синей бороды. И это не случайно.
Если подумать, Синяя борода представляет собой dark-версиюКрасавицы и Чудовища. Это две стороны одной медали. Интерпретация одной и той же истории в позитивной оптимистичной манере и негативной, предельно циничной. Суть сюжета в узнавании. Героиня должна понять, кто рядом с ней? В Красавице и чудовище она обнаружит за ужасным обличьем доброго и заботливого человека, с которым обретет любовь и счастье. В Синей бороде узнает страшную тайну близкого человека, который на самом деле является жестоким убийцей, и ей придется спасать свою жизнь. Красавица и Чудовище неистощимый источник для мелодрамы, любовного романа, драмы. Синяя борода — образец психологического триллера.
Что интересно, Принц кажется Чудовищем, но его поступки раскрывают истинный характер, и Красавица сама понимает, какой он на самом деле, какие чувства она к нему испытывает. Синяя борода ведет изощренную игру — он представляется приличным человеком, но намеренно подводит героиню к истине. Ему необходимо, чтобы она разоблачила его, совершив проступок, тогда он получит необходимое ему оправдание для очередного преступления.
Рокэ Алва после переписывания Отблесков Этерны действительно превратился в версию Синей бороды. Он сам выбирает Дика Окделла и приводит в свой дом, оставляет ему "ключи" — возможность посещать Штанцлера и королеву — прекрасно понимая, что именно он узнает от них. Алва не оставляет жертве ни единого шанса — он заранее знает, что Ричард "прирожденный предатель", надо лишь дать ему возможность проявить эти качества, подтолкнуть. Когнитивный диссонанс начинается тогда, когда Автор старается выдать Синюю бороду за честертоновскогонепонятного баронета, которого считали плохим, а он оказался хорошим. Получился непонятный баронет, которого считали не слишком хорошим, а он оказался настоящим мерзавцем. Могущественный герцог, когда-то преданный близким человеком, старательно доказывает, что его непременно предаст и вот это юное существо, которое он по собственной воле взял в свой дом. Бедный Дик оказался в заведомо гибельном положении. Чтобы он ни делал, как бы свою верность и преданность не доказывал — а у него и нет никаких причин доверять Алве и быть ему преданным — его будут провоцировать ровно до тех пор, пока он не сломается и не нарушит какой-либо запрет.
Тем не менее фандом по Отблеску Этерны породил огромное количество вкуснейших версий Красавицы и Чудовища — приддоньяки, ливенпорты, практически любые пейринги с Алвой и Приддами, ну и, конечно, алвадики, которые я не читаю.
Какие еще пейринги по интересным мне фандомам сводятся к схеме Красавица и Чудовище? Часто Энрике Монастарио/Зорро, Сандор Клиган/Санса, Тирион/Санса, Джейме/Бриенна. Пауль Оберштайн/Оскар Ройенталь, причем чудовища оба. Что интересно Гай Гисборн/Робин Гуд по Робину из Шервуда, это, как правило, Красавица и Чудовище, а вот по Робин Гуд ВВС нет, здесь Красавица и Чудовище — гизмарион. Единственный фанфик с пейрингом Гизборн и Марион Лифорд, который я читала по Робину из Шервуда тоже вписывался в модель.
Прекрасно! Надо пересмотреть мультфильм. И фильм тоже. И перечитать
|
Спасибо за статью. С самого детства по непонятным для себя причинам больше любила наш Аленький цветочек. А вот оригинальную французскую сказку не читала. Теперь устраню пробел.
|
В мультфильме Диснея всё как раз очевидно: из двух альфа-самцов Белль выбрала самого крутого. Сейчас такие сюжеты популярны, только более трэшевые. Спасибо за статью)
|
Скарапея Змеяавтор
|
|
Приношу свои извинения читателям. Я вчера нечаянно отметила фанфик законченным. На самом деле должны быть еще две главы.
Показать полностью
А я еще удивлялась некоторым комментариям ;) Цитата сообщения watcher125 от 11.01.2020 в 20:46 Годно! Не смог пройти мимо упоминания юношеской снейпомании. :-) Вот честно, о христианском содержании этой сказки даже не думала. Вот Андерсен это "Да" (есть у меня статья про Русалочку, но не придумала под каким соусом выложить), а французская литературная сказка она настолько рациональная, прагматичная в духе Просвещения. Я обожаю стихотворную мораль Перро, настолько жестко и цинично развенчивается сказочность. Так Золушку завершает вывод: если у вас нет хороших связей при дворе, ни красота, ни добрый нрав не помогут ;)Вообще, анализ антихристианской направленности диснеевских сказок уже делали, но тогда это были (будущие) записные кликуши Медведева и Шишова, коим фактом изрядно скомпрометировали идею. Хорошо, что теперь кто-то решил вернуться к теме. UPD: Почитал Ваши статьи, проникся и решил, а пойду-ка я подпишусь я на умного человека. Опаньки! А подписка-то уже взведена. ;-) За умного человека спасибо! У меня в какой-то момент увлечение перегорели, пришел зверь неписец, а теперь на сайте появился раздел "статья", и я привожу в удобоваримый вид то, что хранится в дневнике. Цитата сообщения hetef от 11.01.2020 в 20:46 Прекрасно! Надо пересмотреть мультфильм. И фильм тоже. И перечитать И это правильно! Песни в мультфильме чудесные. Но Ле Фу рулит! Когда он ставит Гастона, я представляю Поттера с Петтигрю и кайфую.Цитата сообщения Mурзилка от 11.01.2020 в 21:26 Спасибо за статью. С самого детства по непонятным для себя причинам больше любила наш Аленький цветочек. А вот оригинальную французскую сказку не читала. Теперь устраню пробел. Аленький цветочек пересказал Аксаковым уже в середине 19 века, разумеется, он ближе нам и понятнее.Цитата сообщения alexina от 11.01.2020 в 21:38 В мультфильме Диснея всё как раз очевидно: из двух альфа-самцов Белль выбрала самого крутого. Сейчас такие сюжеты популярны, только более трэшевые. Спасибо за статью) Вот если бы эта мысль не была загримировал под французскую сказку, в которой совсем другая идея, вопросов бы не было. |
Скарапея Змеяавтор
|
|
Цитата сообщения alexina от 14.01.2020 в 08:15 Так и сказка Андерсена токсична - жизнь не заканчивается, если прЫнц не ответил взаимностью. На мой взгляд перед здоровым человеком нравственный выбор - добиваться любимого или отпустить - вообще не стоит. Не ответили взаимностью значит это не тот любимый. Иди дальше, тот кому ты нужен ждет за поворотом.. или за следующим поворотом. Сказка Андерсена не об "добиваться любимого"вообще Там иное смысловое содержание. Я же с этого разбор начала!Честно признаюсь, меня передергивает от термина "токсичный", как от всего ультрамодного. 1 |
Скажу честно - написано захватывающе!
|
airina1981
|
|
Здравствуйте, автор.
Дисней довольно часто выдает целлулоидную продукцию, и Красавица и Чудовище и Русалочка не первые и не последние такие опусы. В противовес, есть совершенно чудесная экранизация сказки именно мадам де Бомон, с Венсаном Касселем и Леа Сейду в главных ролях. |
Скарапея Змеяавтор
|
|
airina1981, спасибо за наводку. Я вообще не поклонник Диснея. Но было бы глупо отрицать его огромную роль в современной культуре.
|
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |