Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
И падали два башмачка со стуком на пол,
И воск слезами с ночника на платье капал.
И все терялось в нежной мгле, седой и белой.
Свеча горела на столе, свеча горела.
(Борис Пастернак)
Если бы Серафиму Владимировну спросили, любит ли она Голубкова, она ответила бы: "Конечно! Сережа — единственный человек на свете!" Его она ждала, обвиняя себя, что это из-за нее он уехал в Париж, где непременно пропадет. Хотелось обнять его и никуда больше одного не отпускать — если только он вернется... И тогда они наконец смогут забыть обо всем, что довелось пережить за эти месяцы безумного бега неизвестно куда, к кому и зачем... Ну не может же судьба быть такой жестокой и несправедливой!
Мужа Серафима почти не вспоминала и считала себя свободной от каких-либо обязательств перед ним. Все хорошее, сколь бы мало его ни было, перечеркнуло его отречение — или даже это случилось еще раньше, когда Серафима ночью в пустой холодной квартире с ужасом прислушивалась к выстрелам на улице, когда бежала проходными дворами домой, удачно обменяв купленный перед самой революцией модный теплый жакет на три фунта муки, а за спиной слышала топот догоняющих ее ног — чекисты устроили облаву на "спекулянтов и мешочников". Видит Бог, тогда она мечтала, чтобы муж скорее приехал и забрал ее оттуда... Да просто чтобы был рядом, все-таки близкий человек — чтобы можно было сказать: "Мне страшно...", всхлипнув, склонить голову на плечо, и чтобы ее обняли в ответ. Но Корзухин уехал и надолго пропал, а когда Серафима наконец встретилась с ним — отказался от нее не моргнув глазом и тем самым почти обрек на смерть.
Недавно Серафиму до глубины души поразила мысль, что если бы Роман Валерианович Хлудов тогда не приказал ее арестовать, она преспокойно уехала бы с Корзухиным, и сейчас жила бы с ним в Париже, даже не подозревая, что муж совсем ее не любит, что ему верить нельзя... Так что даже хорошо, что сама судьба ее развела с ним. Тетушка Лиза, наверное, назвала бы это Божьим Промыслом. Она вообще любила рассуждать на подобные темы, причем у нее выходило, что Божий Промысел имеет самое прямое отношение и к сломавшейся рессоре в коляске, и к порезанному пальцу. Да ведь и жизнь тетушке выпала спокойная, она умерла еще летом четырнадцатого года и не знала, как скоро закружит любимую племянницу водоворот грозных и страшных событий.
Романа Валериановича Серафима уже давно не боялась, а жалела. Она поняла, что его душа не выдержала крови и смертей, которые он видел и которые причинял сам — и бессмысленности всех принесенных жертв. Он убивал — и теперь был от этого болен. Заглянув на мгновение в призрачный ад его видений, она ужаснулась и не смогла оставить его там...
Однако сейчас она была не в состоянии сама себе до конца объяснить произошедшее между ними.
Умывшись, Серафима сидела на кровати в одной сорочке, не торопясь одеваться. Натянула на левую ногу чулок и, уронив руки на колени, задумалась. Ей никак не удавалось вернуть ясность в мыслях и покой в душе — пусть этот покой был печальным и холодным, как замерзшая гладь озера, однако он был привычен и понятен. А сегодня лед оказался разбит, и она не могла обрести твердую опору под ногами.
Сережа... Вчера утром она плакала, потому что ей стало ясно, что Сергей Павлович не вернется. Сегодня... нет, Серафима по-прежнему готова была все отдать, лишь бы он был жив — но возникло что-то еще, чему она сама не знала названия.
Она поймала себя на том, что не может отрешиться от воспоминаний о минувшей ночи, напротив, ей хочется снова думать об этом, перебирать в памяти подробности. Как она, стоя в дверях, обнимала Романа Валериановича, как, забрав у него шинель и повесив на вешалку, зажгла свечу — включать свет под потолком не хотелось, а маленькая лампа была давно сломана — и принялась расстегивать платье. Когда платье упало на пол к ее ногам, за ним последовал и корсет, который Серафима носила по давней привычке. Вынула шпильки и встряхнула головой — отросшие за год волосы рассыпались по плечам. Присев на край кровати, она торопливо, чувствуя, как горят щеки от смущения, сняла туфли, чулки и панталоны, оставшись в одной сорочке — и все это время Хлудов не сводил с нее лихорадочно блестящих глаз, однако не сделал к ней ни шагу. Тогда она, мелко переступая босыми ногами по ковру, подошла к нему сама.
Обняла, прижалась и уткнулась лицом в грудь — без туфель на каблуках она едва доставала ему до подбородка. И почувствовала по каменной твердости мышц, что он весь напряжен и дрожит, но хочет это скрыть. Взяв ее за плечи, он немного отстранился, глядя на Серафиму так, как будто впервые видел ее. Посмотрел пристально в глаза, словно хотел спросить, не пожалеет ли она завтра об этом. Серафима не отвела взгляда, а, встав на цыпочки, потянулась к нему и обвила руками шею, затем неумелыми пальцами расстегнула пуговицы его кителя. Он обнял ее, неловко погладил по спине через тонкий батист сорочки — она чувствовала, какие горячие у него руки. Потом поцеловал долгим, глубоким и жадным поцелуем — так жаждущий припадает к роднику. После этого будто очнулся и, сняв китель и рубашку, бросил их на кресло. Ремень мягко стукнулся медной пряжкой о деревянный подлокотник и соскользнул на пол.
Серафима чувствовала себя так, будто зашла в холодную воду — и надо либо плыть, либо скорее бежать обратно на берег и закутаться в теплое полотенце. Но берега, как и полотенца, не было, да и бежать было поздно. Она откинула покрывало и легла, прикрыв глаза и глядя на Хлудова сквозь ресницы, невольно отмечая, что он худощав, но мускулист и широкоплеч. На груди, поросшей темными волосами, сверкнул в колеблющемся пламени свечи серебряный крест. Его лицо сейчас казалось совсем молодым, несмотря на прорезавшую лоб глубокую морщину, несмотря на то, что голова почти седая — да он ведь и правда еще молод, Роман Валерианович. А губы у него даже красивые, и подбородок немного выступает вперед — Серафима когда-то читала брошюру по физиогномике, где утверждалось, что это признак волевого человека.
— Свеча... — почти беззвучно прошептала она.
Он кивнул, потушив свечу, и в наступившей темноте Серафима с замирающим сердцем подвинулась к стене, чтобы он мог лечь рядом.
Она с легким страхом ждала, что последует дальше. Желая согреть, успокоить и защитить от мучающих его призраков и толком не зная, как это сделать, она приготовилась к тому, чтобы с терпением и лаской позволить ему то, что делал муж. Не то чтобы она была уверена, что это поможет — одно только знала, что нельзя оставлять его одного. Но совершенно неожиданно его прикосновение наполнило ее трепетом, пронзило невероятным, ни на что не похожим, никогда раньше не испытанным ощущением. Она вскрикнула и обняла его крепче, прижала к себе, желая раствориться в этом новом чувстве без остатка. Он что-то шептал, зарывшись лицом в ее волосы и целуя шею и грудь. Она не понимала, что он говорит, потому что горела и таяла, как тает воск на огне, это было почти мучительно сладко. И почему-то совсем не стыдно... С ее губ сорвался стон, а глаза наполнились слезами — и время замерло, мир исчез, или исчезла она сама, превратившись в чистое пламя, став маленькой живой искрой в бесконечном потоке. Потом, медленно приходя в себя, она слышала, как стучит его сердце — совсем рядом с ее собственным. Кровать была узкой, но это не причиняло неудобства, наоборот, ей хотелось быть к нему как можно ближе — а ведь с мужем Серафима всегда сразу же отодвигалась. Она повернулась на бок, обнимая его одной рукой, и, ощутив под пальцами грубый рубец на животе, шепотом спросила:
— Что это?
— Где? А, это... это от пули, с Чонгарской гати...
— Это от раны? — ахнула Серафима. — А не больно?
— Нет, — его голос был нежен и насмешлив.
— Боже мой! И здесь... — она нашла еще два шрама — на груди и на левом плече. — И здесь...
— Как решето... — он усмехнулся.
На глаза Серафимы вновь навернулись слезы, ей хотелось сказать ему что-то нежное, но в горле встал комок, и она только осторожно коснулась губами шрама на груди и прижалась головой к его плечу. А вскоре поняла, что устала и хочет спать, закрыла глаза, продолжая гладить его. И сама не заметила, как сладко заснула. Почему-то ей приснились слоны, виденные в детстве в Зоологическом саду — туда маленькую Симу водили мама с папой, когда еще были живы — и во сне она улыбалась.
* * *
Серафима очнулась от своих мыслей и словно увидела себя со стороны — сидит дама на кровати в одном чулке, непричесанная, и неизвестно чему улыбается.
— Что же это я... размечталась... Надо одеваться. Ох, и чулки-то расползаются, даже штопать уже бесполезно...
Она торопливо начала собираться и вскоре, полностью одетая, с уложенными в прическу волосами, стояла у зеркала, озабоченно поправляя воротничок блузки — на шее обнаружилось красное пятнышко весьма компрометирующего вида. А губы улыбались помимо воли, и глаза блестели так, что хотелось спрятать этот блеск под вуалью.
"Не к добру это веселье..." — мелькнула в голове непрошенная и странно отчетливая, как будто пришедшая откуда-то извне, мысль, и сразу как будто окатило ледяной водой.
— Что это, мне тоже, что ли, мерещится? — пробормотала она и потерла виски пальцами. Потом подумала — и достала из чемодана маленький флакончик парижских духов, где оставалось совсем немного, несколько капель. Поднесла к носу, вдохнула пряный аромат и чуть тронула пробкой за ушами. Но ее приподнятое настроение уже пропало, сменившись тоской и неясным чувством, словно она в чем-то виновата.
И в эту минуту она вдруг будто воочию увидела перед собой Голубкова таким, какой он был во время их долгого пути из Петербурга до Крыма — застенчивый, немного неловкий, в пальто и шляпе, в очках... Весь его облик был настолько интеллигентно-петербургский, до нелепости неподходящий к окружающей обстановке, к вагону, битком набитому красноармейцами и матросами, деревенскими мужиками и бабами, а то и вовсе личностями разбойного вида... Как трогательно-влюбленно он смотрел на нее, как благоговейно пожимал руку... А сейчас его глаза из-под очков выражали упрек — совсем как тогда, когда он увидел ее в притоне с греком... Взгляд Сергея Павловича был строг, словно изобличал Серафиму в тайной безнравственности.
Воспоминание о греке заставило сердце сжаться от стыда. Когда раздался стук в дверь, и Серафима бросила на себя последний взгляд в зеркало, то увидела бледное лицо с погасшими глазами. Открыла дверь, и ей бросилось в глаза, что Хлудов как будто тоже чем-то обеспокоен. Она с тревогой взглянула на него, но не стала задавать вопросов — по коридору как раз навстречу им шел бывший член Государственной Думы от партии кадетов(1), самарский адвокат Вахлаков со своей толстой, прокуренной табаком супругой. Они недавно поселились в гостинице и сразу привлекли всеобщее внимание своими скандалами.
На первом этаже дожидался Тихий. Приподняв шляпу и любезно улыбаясь, он поцеловал Серафиме руку, а Хлудов, отодвинув стул для нее и усаживаясь рядом, кивнул, приглашая Тихого тоже присесть:
— Прошу.
Им принесли кофе, лепешки и сыр, а также помидоры, огурцы и перец, крупно порезанные, посыпанные зеленью и щедро политые острым оливковым маслом. Все приступили к еде, но Серафима время от времени озадаченно поглядывала то на Хлудова, то на Тихого.
Наконец Роман Валерианович сказал:
— Итак, господин Тихий, благоволите сообщить Серафиме Владимировне то, о чем вы мне докладывали.
Тихий изобразил на лице скорбную мину.
— К моему глубочайшему сожалению, мадам, я имею сведения, что генерал Чарнота и господин Голубков схвачены в Париже агентами ГПУ.
В первую минуту Серафима не поверила своим ушам. "Не к добру веселье-то, не к добру..." — снова мелькнуло в голове утреннее.
— Что?! — она закрыла лицо руками. — Нет, не может быть... Это неправда! Скажите, что это неправда!
— Полагаю, эти сведения нужно еще раз проверить, — голос Хлудова был тверд и сух.
— Постойте! — Серафима выпрямилась, потрясенно глядя на Тихого. — Это ведь вы!.. Вы все-таки втянули Чарноту в свои дела? И Сережу тоже... Господи!
Неизвестно, что произошло бы дальше — возможно, она накинулась бы на Тихого — но Хлудов крепко взял уже вставшую с места Серафиму за локоть и почти силой усадил обратно.
— Тише, Серафима Владимировна. Ведите себя спокойнее, кричать о таких вещах не нужно, — сам он голоса не повышал, однако Серафима снова его послушалась. — Итак, господин Тихий. Подробности?
— Всех подробностей не знаю, ваше превосходительство, — Тихий, по-видимому, перетрусил и зачастил скороговоркой: — Человек, вернувшийся из Парижа, сообщил мне, что они были арестованы месяц назад... Но я тут ни при чем, мадам, ни сном ни духом, — добавил он, с преувеличенным сочувствием глядя на Серафиму и для убедительности даже смахнул слезу, которой не было и в помине.
— Что за человек? — перебил Хлудов, устремив на Тихого тяжелый взгляд.
— Человек этот уже отбыл во Францию. Имени его я назвать не могу, поскольку государственная тайна... — Тихий перешел на шепот. — Осмелюсь напомнить, что вашему превосходительству я более не подчиняюсь, а Лига борьбы... да вы сами изволите понимать.
— Очень хорошо, господин Тихий, я вас не задерживаю. До свидания, — Хлудов поднялся из-за стола и подал руку Серафиме: — Пойдемте.
Тихий ретировался, а Серафима и Хлудов вновь поднялись в ее номер.
— Он врет... — Серафима сжала руки на груди.
— Мне тоже так показалось. Но что вы имели в виду? Куда Тихий втянул Чарноту?
— Я вам не рассказывала... Это было... да, дня за два, наверное, до того, как... вы меня нашли в "Кафе де Пари". Я была дома, стирала... Чарнота только что пришел с базара. И Тихий — он говорил не прямо, а намеками... Говорил, что у меня будет все — и ничего делать не надо, только расписку дать. Возможно, от меня потребуются некие услуги "чисто делового характера", как он сказал. И что если я не соглашусь, то рано или поздно дойду до... "института проституции". Так и выразился.
— Предложение сомнительное.
— Да просто гнусное и грязное!
— Пожалуй, без грязи бы не обошлось. Ну, а Чарноту он чем пытался привлечь?
— Он только сказал, что предложение распространяется и на генерала. После этого Чарнота спустил его с лестницы... А он кричал, что уполномочен какой-то Лигой борьбы...
— Понятно. Видите ли, Чарнота вынужден был уйти из армии, потому что Тихий донес главнокомандующему о том... происшествии в контрразведке. Показал все с наиболее выгодной для себя стороны. Правда, ему тоже предложили уйти.
— Я все это знаю, — Серафима нетерпеливо махнула рукой. — Вы, кажется, забыли, что происшествие в контрразведке напрямую касалось меня.
— Нет, я ничего не забыл, Серафима Владимировна. Итак, если Тихий приходил к вам, как вы говорите, незадолго до их отъезда в Париж... то могу вам сказать с уверенностью, что генерал его предложение не принял. У них почти не было денег, но было какое-то знакомство на пароходе. И у меня они взяли немного денег на дорогу...
— Да, вы говорили, я помню... И медальон.
— Именно.
— Ну, а Сережа тем более не мог на такое пойти! — воскликнула Серафима.
— Согласен. Однако история весьма странная. Поэтому попробую что-либо выяснить сам. Генерал Кутепов и полковник Самохвалов скоро отплывают в Болгарию, но пока они здесь...(2)
— Послушайте, Роман Валерианович, — перебила его Серафима. — Я должна ехать в Россию, я должна найти Сережу... Вы недавно сказали, что я могу спокойно возвращаться... Дайте мне денег взаймы, я вам потом пришлю!
— Нет, денег я вам на это не дам.
— Но почему? Клянусь, я верну...
— Мне денег не жаль. Но вы глупостей наделаете. Куда вы собрались? Где будете искать Голубкова?
— Я... я пойду в ЧК, к начальству! В тюрьму... Я дойду...
— Даже не сомневаюсь, что дойдете. Но ничего не выйдет, только неприятности себе обеспечите.
— Но какие?.. Вы же сами говорили...
— Говорил, что в Россию вы вернуться можете. Но с ГПУ вам связываться не стоит. Все контрразведки одинаковы. А если ваш визит в ГПУ будет в таком же роде, как ваше появление в моей ставке... то я ни за что поручиться не могу.
— Да как вы... — задохнулась Серафима.
— Извините. Но вы действительно часто ведете себя неразумно. Поэтому денег я вам не дам.
Серафима открыла было рот, чтобы возмутиться, но тут ее поразила страшная догадка.
— Послушайте... Вы сказали, что все контрразведки одинаковы... Вы имеете в виду... Сережу расстреляли? Вы думаете, его расстреляли? Да? Да?!
— Этого я не сказал. Все-таки сейчас не война.
— Боже мой...
— А вот у Григория Лукьяновича, если он действительно в руках большевиков, перспективы куда мрачнее. Однако, Серафима Владимировна, прошу вас успокоиться. Пока ничего определенного не известно.
— Вам легко говорить! — вспыхнула она и тут же, взглянув на его застывшее лицо, осеклась. — Простите...
— Да, мне легко, — согласился он. При этом щека его несколько раз дернулась.
— Простите меня... Я... — Серафима уже раскаивалась, что вспылила.
— Понимаю. И все же постарайтесь взять себя в руки. Надо ждать.
— Сколько же можно ждать?! Все бессмысленно, Сережа погиб... или в тюрьме... Зачем я отпустила его?
— Он взрослый человек, Серафима Владимировна, взрослый мужчина. Что значит — отпустили, не отпустили? А? Успокойтесь.
— Только бы не расстреляли... — она взглянула на Хлудова умоляюще, словно все зависело от него.
— Я вам сказал, надо подождать. Да, о деньгах. Вам нужно купить новые чулки. Вот пять лир(3) — не знаю, сколько они стоят, но надеюсь, этого хватит, — он положил купюру на тумбочку.
Серафима вспыхнула.
— Что?! Как вы... — она умолкла, вспомнив, что уже который месяц питается за его счет. Однако этот жест показался обидным и унизительным. — То есть, вы мне не хотите одолжить денег на поездку в Россию, а на чулки...
— Может быть, вам еще какие-нибудь мелочи нужны? Я этого не учел, прошу извинить.
— Но это... неприлично, в конце концов. И... — она покраснела до ушей и отвела глаза, — раньше вы так не делали...
— Потому что раньше не видел. Что? Вы обиделись?
Серафима до боли закусила губу.
— Я понимаю... теперь... — заговорила она с усилием, стараясь не расплакаться, — когда вы видели... И думаете, что можно... Позволяете себе мной руководить — в Россию не пускаете. Силой удерживаете... И указываете, что мне купить...
Он выпрямился, глядя на нее со странным выражением в глазах. Потом наклонился и поцеловал руку.
— Серафима Владимировна, я всегда относился и по-прежнему отношусь к вам с величайшим уважением. И я обещал позаботиться о вас. Однако сейчас ехать в Россию я вам не позволю, у вас истерика.
— Да вы сами...
— Благодарю вас. Я ненормальный. Но и ваше состояние нормальным назвать трудно. Прошу меня извинить.
Он повернулся, чтобы уйти. Она схватила его за рукав.
— Подождите... Я не хотела, то есть... я не то хотела сказать. Простите меня...
— Да, да... Надо набраться терпения, все выяснится. Приложу все усилия. И сообщу вам. Честь имею.
С этими словами он вышел и закрыл за собой дверь. А она всхлипнула, потом взяла оставленную Хлудовым купюру и убрала в тумбочку. "Пусть лежит тут. Не буду я чулки покупать! И как только заметил? Ну да, он же генерал — на плацу солдаты стоят, а он все замечает, у кого пуговица оторвана, у кого сапоги не начищены..." Она усмехнулась сквозь слезы, потом снова зарыдала.
— Господи... Это я виновата, что с ними беда... Если бы я тогда не пошла в это кафе, если бы я их дождалась дома... Отговорила бы ехать. Это я во всем виновата. И вчера... что это такое было? Какая же я глупая! И порочная, к тому же... Как все запуталось...
Немного успокоившись, Серафима умылась и долго терла глаза полотенцем. Никуда она не пойдет, заштопает чулки уже в который раз — а что делать? Переоделась в халат, уселась на кровати, поджав ноги, и принялась за работу.
"Он прав, надо взять себя в руки. И я почему-то не верю Тихому... Но где же тогда Сережа? И Гришу как жалко... Неужели все-таки их в Россию увезли? Боже, хоть бы что-то узнать наверняка..." Она некоторое время шила молча, потом с досадой отложила иголку с ниткой, встала и открыла чемодан.
— Нет, это невозможно!
Чулки эти она покупала уже здесь, в Константинополе, оставалась еще пара более или менее приличных, но вообще-то действительно нужны были новые.
— Все-таки придется купить. Глупо изображать оскорбленную невинность. Он обещал заботиться обо мне... Сереже обещал, — Серафима покосилась на кровать и очень смутилась, потому что по телу, как напоминание, прошла легкая дрожь, и сразу бросило в жар. — Нет, он не виноват, конечно, это я сама... потому что порочная... Вот бежала я, бежала, и прибежала... Как тогда Чарнота сказал?.. К Роману Хлудову под крыло. Его превосходительство зовет ее своей и даже покровительство оказывает ей...(4)
Вспомнив эти куплеты из старинного водевиля, услышанные когда-то в театре, Серафима расхохоталась.
— Господи, да у меня действительно истерика, прав Роман Валерианович... И разговариваю сама с собой, как он. Ах, Роман Валерианович... Что же это со мной делается?
Она чувствовала, что сейчас снова заплачет. Что же это за злая судьба у нее: и Сереже она принесла несчастье, и Чарноте, который спас ее из контрразведки, тоже. И у Хлудова, который и без того нездоров, повисла на шее бесполезным грузом... а он ее капризы терпит. Серафима руками сжала голову до боли. Потом решительно встала, оделась и постучалась в номер Хлудова, намереваясь попросить прощения. Никто ей не открыл, за дверью была тишина.
— Ушел куда-то... — она растерянно пожала плечами, после чего вновь зашла к себе, взяла из тумбочки деньги и отправилась в лавку на Пере(5), которую держала пожилая француженка мадам Бижу. Именно у нее они с Люськой как-то покупали и чулки, и мыло, и разные необходимые дамские мелочи. Серафима после этого еще несколько раз заходила в лавку, узнать у хозяйки, не нужны ли ей помощницы, но та качала головой — нет, мадам, увы.
Она купила три пары самых лучших фильдеперсовых чулок телесного цвета, а на оставшиеся деньги — миндальное мыло. Мадам Бижу была очень любезна и, многозначительно подмигивая, предлагала ей еще взглянуть на недавно поступившие в продажу панталоны, расшитые кружевом. Серафима покраснела и отказалась — и опять спросила насчет работы. "Non, Madame"(6), — с сожалением ответила хозяйка.
Возвращаясь в гостиницу, она заметила за столиком в кофейне на первом этаже пару, которую раньше не видела: черноусый и черноволосый с проседью казачий есаул и женщина, видимо, его жена. Они просто сидели рядом, но было в них что-то, сразу приковывающее взгляд — и даже не потому, что женщина была необычайно хороша собой. Серафима почему-то подумала, что этих двоих связывает крепкая и долгая любовь. Проходя мимо, она услышала обрывок их разговора.
— Зараз в Африку(7), Ксюша, а опосля — что Бог даст...
— Где же эта Африка, Гриша? — испуганно спросила красавица-казачка.
— А черт его знает. Далеко.
У лестницы Серафима еще раз оглянулась. "Господи! Пусть у них все будет хорошо!" — пожелала она мысленно.
1) Кадеты — конституционные демократы, одна из политических партий в Российской Империи начала XX века
2) К концу 1921 года Русская Армия в основном передислоцировалась из Турции в Болгарию. Однако в начале декабря генерал А.П.Кутепов, командующий всеми вооруженными силами, кроме казачьих, со своим штабом еще находился в Турции. Полковник П.Т.Самохвалов — начальник контрразведки Армии Врангеля
3) Имеется в виду османская лира — денежная единица Османской Империи, остававшаяся в обращении в Турецкой республике до 1927 года
4) Куплеты из водевиля Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»
5) Пера — прежнее название района Бейоглу в европейской части Стамбула
6) Нет, мадам — (фр.)
7) Французский Иностранный легион, куда записались многие белогвардейцы, в том числе казаки, в указанное время осуществлял военную операцию в Марокко (Северная Африка)
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким? В пьесе ничего не сказано о родителях Серафимы, но видимо, они на тот момент уже умерли (иначе она бы о них как-то упомянула, например, о том, что можно вернуться в Россию к ним). У меня хэдканон, что она рано осиротела, а воспитывала ее тетушка, которая ее любила, но была не слишком умной (потому и Корзухина сочла очень хорошей партией, не разобралась, что он нехороший человек).1 |
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent Да конечно) И Серафима, кстати, ее ни в чем и не винит, наоборот, понимает, что та желала ей только добра)Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) |
Daylis Derventавтор
|
|
Я не знаю, может быть, в тексте не хватает описаний чувств Серафимы к Голубкову? Поэтому кажется, что она фигней страдает? Я Шамсену понимаю - мне тоже Хлудов очень нравится, и для меня вопрос о выборе не стоял бы (просто я бы, мне кажется, изначально в Голубкова не влюбилась).
|
Daylis Dervent
да нет, по-моему про чувства к Голубкову у вас хорошо написано. Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, и о ней, а не о другом человеке, и что может быть ему кажется с его точки зрения, это не попытка понять и как-то принять, хотя бы разглядеть другого, это всего лишь о себе. Мне иногда кажется, что для таких как Серафима весь мир сводится прежде всего к ним самим, такая вот узость взгляда что ли, она и себя то толком почувствовать не может, не то что других. А окружающие неверно истолковывают это как хрупкость, сложность натуры, нежность, женскую красоту и природу. Тогда как мне лишь кажется, что во всех этих проявлениях больше эгоизма. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, а дети немножко эгоисты, когда маленькие. |
Daylis Dervent
ну, наживаются и свои родные еще как. думаю, в Питере она тоже за бесценок продавала вещи. Такие люди везде бывают, это не от национальности же завсит! А вот что она не может услышать чужую боль, настолько услышать, что как бы поставить ее вместо своей, что бы она заглушила ее собственные переживания. В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные вещи! У Серафимы никто из дорогих ей людей не погибал у нее на глазах, она вообще в каком-то смысле легко отделалась. Ещё и помощников обзавелась. Ведь то время, тот же Стамбул - сколько там горя было, да и среди соотечественников ее, там же оказавшихся, а Серафима как будто мимо всего этого живет, этого для нее нет, она только переживает, как же она теперь сточки зрения общественной морали будет выглядеть. То есть она судит себя с позиции какого-то химерического общества, не учитывая своих чувств, не видя других вокруг. В каком-то смысле, ей лечение и поход к доктору гораздо больше чем Хлудову нужен, как мне кажется. |
Клэр Кошмаржик
Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние. А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. |
Daylis Derventавтор
|
|
Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, Ну да, она ведь не может определиться, что и к кому она чувствует, она не знает, кого из этих двоих любит. И это раздвоение для нее мучительно, она хочет это преодолеть. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, Тут надо заметить, что Роман Валерианович относится к ней именно как к неразумному ребенку. Голубков ему сказал охранять Серафиму и заботиться о ней, он и охраняет, и заботится. "Пойдемте обедать, купите чулки, в Россию я вас не пущу и денег вам не дам, потому что вы себя неразумно ведете" - ну правда же? А еще наверное, с ней похожим образом обращался муж (в смысле, все решал он), и ей это привычно, ее это всегда устраивало, она ведь так и воспитана была, что муж - глава. Сейчас она с Хлудовым порой пытается протестовать, но не слишком активно. Что характерно, Голубков ее тоже хотел бы опекать, но у него это получалось плохо. Серафима сама хочет его опекать (она говорит ему: "Больше я вас никуда одного не отпущу"). Но по отношению к взрослому мужчине это неправильно, согласитесь? Хотя, возможно, Голубкову именно такая женщина нужна, но Серафима ведь не такая. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные Это слабое утешение, любой человек свою боль острее чувствует, так уж он устроен. шамсена А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Я не считаю, что она какой-то идеал, мне хочется, чтобы она у меня была живая, пусть она и не всем нравится. Как идеал ее писал Булгаков, мне кажется - я встречала такую трактовку, что Серафима - это символ России, поруганной, преданной, и первоначальное название пьесы "Рыцари Серафимы" имело именно такой подтекст.Но Булгаков вообще был не чужд символизму. Правда, мне не кажется, что она несчастная и искалеченная, до такой степени, что ей даже доктор нужен. Ей нужна любовь, однако с любовью она определиться пока не может. |
шамсена
Показать полностью
Клэр Кошмаржик Можно, кто ж запрещает.А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Но идеал женщины в Серафиме вижу не я, а Булгаков. Это ведь он поставил её на пьедестал, вместе с её чувствами, нелепостями, детской наивностью и неуместно-прямолинейными обличениями Хлудова и его зверств. И место, которое отведено ей в пьесе, указывает не на то, что она и есть объективный идеал женщины, а на несколько иное: Серафима хороша и желанна, по мнению автора первоисточника, и именно ей выпало олицетворять Прекрасную Даму. А что есть Прекрасная Дама? Символ, не более. И уж точно не полноправное действующее лицо. Поэтому, когда она, вынужденная обстоятельствами, начинает своевольничать, Голубков с ножом в руках загоняет её обратно на пьедестал. Но она-то всё равно живая, не мраморная. И чувства у неё хоть и окаменели в постылом браке и агоническом существовании среди обломков столицы, но она способна и чувствовать, и сопереживать. Ей для этого сначала нужно выйти из ступора — а страшно. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Daylis Derventавтор
|
|
Вообще, не знаю уже, о чем мы спорим. Бывают люди, которые как луч света в темном царстве, что называется. Мудрые, сильные, светлые, добрые. Без тараканов в голове. Верю, бывают. Но большинство-то людей с тараканами - и это даже не очень зависит от того, насколько реально тяжелой была у них жизнь (Серафима вот действительно большого горя и не знала, наверное - если сравнить с другими людьми в то время, но она не ущербная, хоть и не идеальная).
Тут в ленте на днях увидела стих, мне он очень понравился. внутри меня темно и страшно там бред сомнения и смерть ты захвати с собой фонарик когда придешь меня любить Я думаю, что это почти у всех так) |
Daylis Dervent
шамсена Нет, нет, что вы, у вас очень Булгаковская Сермфима, вканонная, в характере. Она мне и пьесе, и в фильме очень сильно не нравилась. Всегда!! А у вас замечательно получмется. По настоящемуА Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Клэр Кошмаржик
Да, вы правы в этом. И про пъедестал и про чувства. Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни - все же поможет ей выйти из ступора. |
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик Спасибо, что не обижаетесь на меня! Наверное, я по отношению к Серафиме излишне категорична. Но она бесконечно меня раздражает. В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ. Ничего с собой поделать не могу. |
Stasya R Онлайн
|
|
У меня Серафима вызывает лишь сочувствие и понимание. Как человек, потерявший почву под ногами, запутавшийся, больной - не меньше, чем сам Хлудов. Дорогая Дайлис, тебе очень здорово удается передавать ее душевное состояние. И вот это гадко-сладкое ощущение греха. Верю каждому слову.
Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо! Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Stasya R
Показать полностью
Спасибо тебе! )) Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо! Меня вдохновляют кадры с Савельевой - у нее действительно глаза то голубые, то синие. А уж сцена в конце фильма в порту, когда Голубков с Чарнотой вернулись - она там на Голубкова и не смотрит, а с Хлудова глаз не сводит. И глаза как будто полны слез. А "Пожалейте меня" - она говорит ему в пьесе (в театрах играют более позднюю редакцию, где этого диалога нет, а мне он очень нравится). Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной. А я ее читала, и она у меня где-то есть, когда у нас ее издали, я мимо пройти не смогла. Давно, кстати, не перечитывала - тяжело было читать, очень жалко их всех. шамсена В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ Понятно) А то я уже думала, вдруг это я ее так испортила. Вообще, надо сказать, что в начале 20 века была популярна книга Вейнингера "Пол и характер", где он развивал теорию о мужском и женском начале. О Вечно-Женственном писал еще Гёте, и вообще в немецкой философии тема эта затрагивалась. Вейнингер же ее исследовал достаточно глубоко и защитил диссертацию. Так вот, женственное как архетип - это именно пассивность и бесформенность. В то же время в природе не существует носителей женского или мужского начала в чистом виде, любой человек совмещает в себе в той или иной мере и то, и другое. Собственно, теория не нова - в восточных философиях примерно такой же подход (то же Инь-Янь и т.д.) Просто немцы ее переосмыслили и поставили на научную основу. Русским образованным людям начала 20 века она была известна, и Булгакову наверняка тоже - возможно, он с этим и соглашался, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому в пьесе, которая вообще насыщена символизмом, героиня именно такая. Надо сказать, что Хлудов - тоже мужчина архетипический. И по отношению к Серафиме он выполняет опять-таки архетипическую роль защитника и покровителя. Наверное, поэтому так хочется видеть их вместе, и кажется, что их обязательно должно было друг к другу потянуть. 3 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
И все-таки, хотелось бы конкретнее. Из чего следует, что Серафима глуха к другим? Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни Да, она его таки услышала и увидела то, о чем он ей не говорил и не хотел говорить. В каноне (в пьесе, то есть) он ей все время отвечает в таком духе: "Я здоров, мне няньки не нужны, идите погуляйте в саду", когда она пытается заговорить с ним о его состоянии, она его и в пьесе жалеет и хочет помочь, но не знает как. А что значит - Серафима глуха к себе? В чем это выражается? Она как раз свои чувства и желания осознает, но не считает, что это повод отбросить все, чем жила до этого (у нее был муж, она была ему верна, сейчас у нее есть жених, которому она тоже хочет быть верной). В принципе, это в культурном коде закреплено - не идти на поводу у своих желаний, не поддаваться любому импульсу. Мало ли кого и к кому потянет - но есть мораль, долг и собственные обязательства. Собственно, культура и держится на запретах, на том, что человек свои бессознательные влечения стремится контролировать и не давать им особой воли, ввести их в приемлемые рамки. Это по Фрейду. Другое дело, что человек может здесь и ошибиться, может, например, принять за большую и настоящую любовь мимолетное влечение и разрушить свою семью. А может и наоборот, подавить в себе глубокое искреннее чувство, принести себя в жертву - но от этого пользы никому не будет. Чем больше я углубляюсь в канон, тем более вероятным мне кажется, что они таки не остались друг к другу равнодушны. Что, может быть, Серафима осталась с Голубковым только потому, что уверена - он без нее пропадет (ага, в пьесе он именно такой, что только обнять и плакать). Правда жизни, однако, заключается в том, что Голубков найдет себе женщину, которая будет его любить и опекать. Хлудов же после расставания с Серафимой жить не сможет (независимо от того, поедет ли он в Россию или нет - у него просто не останется ничего, что его удерживало бы от самоубийственного шага). 2 |
Stasya R Онлайн
|
|
Мы ждем проду)
1 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |