↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Чужая сторона (гет)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
R
Жанр:
Драма, Ангст, Hurt/comfort
Размер:
Миди | 144 160 знаков
Статус:
Заморожен
Предупреждения:
AU, Читать без знания канона не стоит
 
Проверено на грамотность
Серафима живет в Константинополе под присмотром Хлудова, в ожидании возвращения Голубкова и генерала Чарноты из Парижа. А они все не возвращаются и не возвращаются...

На конкурс "Редкая птица - 2021"
Номинация "Точка отсчета"
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Все напрасно

Но это только ты. А фон твой — ад.

Смотри без суеты вперед. Назад

Без ужаса смотри. Будь прям и горд,

Раздроблен изнутри, на ощупь тверд.

(Иосиф Бродский)

 

— Итак, это все же был сон... мираж... — пробормотал Хлудов, вернувшись в свой номер. — Ну, хотя бы какое-то разнообразие. Merci...(1) — он усмехнулся, надел шинель и собрался было выйти, но тут же передумал и, вынув из кармана пачку папирос, подошел к окну и закурил. — Да иначе и быть не могло.

Какие-то слова, сказанные Серафимой в запальчивости, неожиданно задели его — куда сильнее, чем ее давнее "Я вас боюсь! Я ненавижу вас!" Тогда это скорее вызывало раздражение — глупая женщина, совсем как непослушный ребенок, который с болезненным упрямством стремится туда, где непременно погибнет или покалечится. Но сейчас разговор с ней будто царапнул душу, но почему? Потому ли, что она снова беспокоилась только о Голубкове, готова была мгновенно сорваться и ехать в Россию, искать его — без гроша в кармане, без какой бы то ни было ясности? Или... потому что, кажется, забыла о сегодняшней ночи?

— Влюблен я, что ли? Под его грубой солдатской шинелью билось страстное, благородное сердце(2)... Только этого недоставало — чтобы трагедия окончательно скатилась в пошлый фарс. Грозный генерал Хлудов, "мировой зверь", как говорил Крапилин — несчастный любовник. Смешно. И декадентщиной отдает. Самолюбие ранено — вот и все.

Роман Валерианович не привык лгать. Ни на службе, ни в частной жизни. Он не обманывал начальство, что ему порой выходило боком и в то же время создало репутацию человека, который сделает все, что может, и даже более того — человека, на которого можно положиться. Не обманывал он никогда и своих подчиненных, благодаря чему снискал в армии немалую популярность.

Не привык он лгать и самому себе. Должно быть, именно это и стало причиной его болезни. Уже понимая, что дело Белой армии безнадежно проиграно, что последний оплот — Крым — тоже придется сдать, и каждая новая казнь не приближает к успеху, а усугубляет положение — он все же не мог остановиться. Как заведенный механизм, не мог свернуть с пути, ведущего в тупик. И в конце концов уже и сам не понимал, руководит ли им военная необходимость, интересы обороны Крыма — или просто слепая ненависть. Он даже перестал различать человеческие лица... Он и Серафиму-то тогда едва заметил...

Можно было до бесконечности твердить призраку Крапилина, что он всего лишь попал под колесо, которое раздавило судьбы и жизни миллионов таких, как он... Но факт оставался фактом, и отрицать его было невозможно — в случае Крапилина не кто иной, как он, генерал-лейтенант Хлудов, повернул это колесо.

Другие военачальники с обеих сторон — как его превосходительство генерал Кутепов, так и товарищ Троцкий — делали то же самое, вешали и расстреливали саботажников, шпионов, дезертиров и просто подозрительных лиц, но это ничего не значило. Хлудов не брался судить других, однако знал, что свою меру он превысил. Соломинка сломала спину верблюда. Вынули кирпичик — и дрогнула неприступная стена. Такой соломинкой — или кирпичиком — оказался вестовой, даже имени которого Хлудов не знал.

— Надо было хотя бы спросить у Чарноты... Но какой смысл? Помяни, Господи, помяни всех... Имена же их Ты сам, Господи, веси(3)...

Он так и не смирился с поражением. Отдавая последний приказ, он сам себе не мог поверить, что это конец, невыносимой горечью застряли в горле слова: "Крым сдан". И бесконечно унизительной и ненавистной была нынешняя тараканья жизнь — разбежались, забились по щелям, по константинопольским трущобам... Самыми счастливыми были те, кто погиб в бою — лучше так, лучше даже умереть от чекистской пули, но не жить сломленным, превратившись едва ли не в собственную тень и разговаривая с призраками. Смерть казалась единственным освобождением и искуплением. Только она могла избавить от тяжкого, давящего на плечи бремени, которое с каждым днем все сильнее корежило и пригибало его к земле. Пока он еще сопротивлялся изо всех сил, держался прямо — и терпеливо ждал. Нужно было так или иначе развязаться с Серафимой... И тогда Хлудов будет свободен.

Вчера неотступный кошмар, терзавший его душу, внезапно исчез и с головокружительной быстротой сменился другим видением — соблазнительным и завораживающим. Серафима, расстегивающая платье, ее белая и нежная, перламутрово светящаяся в полумраке кожа, ее кружевное белье, изящные, как у фарфоровой статуэтки, руки и плечи, и маленькие стройные ножки... Нет, не видение, а женщина, живая и теплая, пробуждающая желание, о котором он почти забыл, для которого считал себя уже мертвым...

Он не думал, что такое возможно. Хотя почему, собственно? Ведь он-то еще не стал призраком.

Полураздетая, в одной тонкой батистовой рубашке, ничего не скрывающей, Серафима подошла и обняла его. А потом лежала рядом, целовала его, льнула к нему, сладко стонала в его объятиях... И утром простодушно рассказывала, как, брошенная мужем, жила в Петербурге при большевиках. Отступал безжизненный ужас серой безмолвной пустыни, когда рядом была эта женщина. Но все это было слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Роман Валерианович и в этом хотел оставаться честным с самим собой. Только на минуту ему показалось, что отворились врада ада, отпуская его на волю — но, разумеется, он ошибся. Он видел, как помертвело лицо Серафимы, когда она услышала новость, принесенную Тихим — что Сергея Павловича схватили агенты ГПУ. Конечно, она любит Голубкова, она выйдет за него замуж, когда тот вернется. Если же не вернется... Все равно, самое разумное для нее — уехать в Россию, там она сможет устроить свою жизнь куда лучше, чем в Константинополе.

— А что же было со мной? Просто пожалела, наивная женщина... Нет никакой любви и быть не может. Я не мальчик и не какой-нибудь болван-идеалист, чтобы верить во всепрощающую любовь, возрождение, очищение и прочий вздор... Да... Я вроде бы и не слушал Голубкова, а запомнил.

В Галлиполийском лагере Голубков день и ночь твердил о своей неземной любви к Серафиме, как о единственном спасении, единственной надежде. И о том, что Серафима должна его простить — за что именно, Роман Валерианович не понял, а может быть, просто не услышал, потому что был занят с Крапилиным... Поначалу Голубков его раздражал, но постепенно Хлудов к нему привык, даже привязался, и относился снисходительно. Молодость, иллюзии, что с него взять?

— Итак, это тоже было зря. Слышишь, Крапилин? Все так и будет, как мы договорились. Ну, что же ты все молчишь? Я помню, что должен сделать. Вот развяжется этот узел — и поеду. Ситцевая рубашка, подвал, снег... Готово! И тает мое бремя. А может быть, и ехать не нужно, револьвер — вот он, — Роман Валерианович достал револьвер из внутреннего кармана шинели, холодная сталь привычно легла в руку. — Какая разница? Устал я, Крапилин... Устал. Что — душа? Нет ни души, ни совести... Помяни, Господи...

Но прежде он должен выяснить, что случилось с Голубковым... А потом — в самом худшем случае, если тот так и не вернется, отправить Серафиму в Россию. Только надо, чтобы она немного успокоилась, чтобы не бросилась очертя голову искать там Сергея Павловича.

— Нельзя же, понимаешь, Крапилин? Нельзя, чтобы она попала к кому-то вроде меня... Последний раз поцелую ее руку. Ножку бы поцеловал, только напрасно это все... Потом и сам поеду. А чулки пусть купит, старые никуда уже не годятся... Голубкову же незачем знать. Хотя она ведь, пожалуй, проговорится... Не сможет промолчать. Глупая... Черт возьми, как она умудрилась, столько прожив с Корзухиным, остаться такой... чистой?

В Серафиме совершенно не чувствовалось ни испорченности, ни развращенности. Хотя Роман Валерианович вообще-то был не слишком высокого мнения о женщинах. Нет, донжуаном его нельзя было назвать, но определенный успех у дам он имел и полагал, что достаточно хорошо их знает. Была в его прошлом и романтическая, совсем в духе Вертера(4), любовь — к сестре товарища по училищу, хрупкому белокурому созданию с большими серыми глазами, игравшей на рояле и обожавшей Бальмонта(5). У Романа Хлудова, молоденького юнкера, сердце замирало от восторга, когда ему случалось перекинуться с девушкой парой слов. О, в то время он не спал по ночам, смотрел на Луну и мечтал о своей возлюбленной, даже пытался сочинять стишки... плохие, конечно... Дошло до того, что однажды спрятал в карман оброненную ею ленту — и хранил как святыню. Бог знает, куда она потом делась... Брат барышни, Николка Щербицкий, посмеиваясь, говорил: "Ромка в нашу Катьку по уши врезался!"

Все это осталось в другой, невозвратно исчезнувшей жизни. Штабс-капитан Николай Щербицкий был убит в феврале пятнадцатого года в Мазурии(6), Катя же давно вышла замуж за присяжного поверенного и вроде бы, как стороной слышал Хлудов, еще до октябрьского переворота уехала с семьей в Финляндию... А ему самому Луна уже давно напоминает только о фонарях.

Да, тогда он любил, и больше уж с ним такого не случалось. И не случится никогда. Выжег сердце яростный огонь войны, задохнулось оно в петле, в черном мешке, застыло под сивашским льдом. Рук не отмыть от крови и грязи — и нельзя прикасаться к чистой женщине...

Ничего не изменила минувшая ночь.

— Это даже к лучшему. Я спокоен и трезв. Самолюбие и половая потребность — это нормально. Голубков простит... искренний человек. Нет, не надо ему знать об этом... Было — и больше не будет. И мы не будем вспоминать.

С этими словами Роман Валерианович смял в пепельнице давно погасшую папиросу, запер дверь и вышел из гостиницы. Он собирался, как и обещал Серафиме, переговорить с генералом Кутеповым, но сначала нужно было узнать, когда тот сможет его принять.


* * *


Вечером от него не укрылось, что Серафима взволнована и не находит себе места. Но он держался с ней так, как будто между ними ничего особенного не произошло — и заслужил ее благодарный взгляд.

— Роман Валерианович... Вчера... я не знаю... Давайте... — начала она и тут же умолкла, залившись румянцем и глядя в сторону.

Он понял, что она хотела сказать — что-то вроде: "Давайте сделаем вид, что ничего не было, и останемся друзьями" или еще какую-нибудь глупость наподобие этой. К собственному удивлению, он даже ощутил что-то похожее на разочарование. И эти ее испуганные, виноватые глаза...

— Меня не нужно жалеть, Серафима Владимировна. И нянчиться со мной тоже. Право, это лишнее. Доброй ночи.


1) Благодарю (франц.)

Вернуться к тексту


2) Неточная цитата из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вернуться к тексту


3) Слова из чина поминовения усопших. "Веси" — ведаешь, знаешь (старослав.)

Вернуться к тексту


4) Вертер — герой романа Гёте "Страдания юного Вертера", ставший символом романтической и безнадежной любви

Вернуться к тексту


5) К.Д.Бальмонт — русский поэт, очень популярный в начале XX века

Вернуться к тексту


6) Наступление немецкой армии в Мазурии (северо-восток Польши) против русской армии в январе-феврале 1915 года

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 15.03.2021
Обращение автора к читателям
Daylis Dervent: Автор благодарит Вас за то, что Вы прочитали фанфик, и будет очень рад, если Вы напишете отзыв. И просит не забывать отметить фанфик прочитанным :))
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 451 (показать все)
Daylis Derventавтор Онлайн
Клэр Кошмаржик
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким?
В пьесе ничего не сказано о родителях Серафимы, но видимо, они на тот момент уже умерли (иначе она бы о них как-то упомянула, например, о том, что можно вернуться в Россию к ним). У меня хэдканон, что она рано осиротела, а воспитывала ее тетушка, которая ее любила, но была не слишком умной (потому и Корзухина сочла очень хорошей партией, не разобралась, что он нехороший человек).
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену)
Daylis Derventавтор Онлайн
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену)
Да конечно) И Серафима, кстати, ее ни в чем и не винит, наоборот, понимает, что та желала ей только добра)
Daylis Derventавтор Онлайн
Я не знаю, может быть, в тексте не хватает описаний чувств Серафимы к Голубкову? Поэтому кажется, что она фигней страдает? Я Шамсену понимаю - мне тоже Хлудов очень нравится, и для меня вопрос о выборе не стоял бы (просто я бы, мне кажется, изначально в Голубкова не влюбилась).
Daylis Dervent
да нет, по-моему про чувства к Голубкову у вас хорошо написано. Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, и о ней, а не о другом человеке, и что может быть ему кажется с его точки зрения, это не попытка понять и как-то принять, хотя бы разглядеть другого, это всего лишь о себе. Мне иногда кажется, что для таких как Серафима весь мир сводится прежде всего к ним самим, такая вот узость взгляда что ли, она и себя то толком почувствовать не может, не то что других. А окружающие неверно истолковывают это как хрупкость, сложность натуры, нежность, женскую красоту и природу. Тогда как мне лишь кажется, что во всех этих проявлениях больше эгоизма. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, а дети немножко эгоисты, когда маленькие.
Daylis Dervent
ну, наживаются и свои родные еще как. думаю, в Питере она тоже за бесценок продавала вещи. Такие люди везде бывают, это не от национальности же завсит! А вот что она не может услышать чужую боль, настолько услышать, что как бы поставить ее вместо своей, что бы она заглушила ее собственные переживания. В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные вещи! У Серафимы никто из дорогих ей людей не погибал у нее на глазах, она вообще в каком-то смысле легко отделалась. Ещё и помощников обзавелась. Ведь то время, тот же Стамбул - сколько там горя было, да и среди соотечественников ее, там же оказавшихся, а Серафима как будто мимо всего этого живет, этого для нее нет, она только переживает, как же она теперь сточки зрения общественной морали будет выглядеть. То есть она судит себя с позиции какого-то химерического общества, не учитывая своих чувств, не видя других вокруг. В каком-то смысле, ей лечение и поход к доктору гораздо больше чем Хлудову нужен, как мне кажется.
Клэр Кошмаржик

Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние.
А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему.
Daylis Derventавтор Онлайн
Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств,
Ну да, она ведь не может определиться, что и к кому она чувствует, она не знает, кого из этих двоих любит. И это раздвоение для нее мучительно, она хочет это преодолеть.
Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок,
Тут надо заметить, что Роман Валерианович относится к ней именно как к неразумному ребенку. Голубков ему сказал охранять Серафиму и заботиться о ней, он и охраняет, и заботится. "Пойдемте обедать, купите чулки, в Россию я вас не пущу и денег вам не дам, потому что вы себя неразумно ведете" - ну правда же? А еще наверное, с ней похожим образом обращался муж (в смысле, все решал он), и ей это привычно, ее это всегда устраивало, она ведь так и воспитана была, что муж - глава. Сейчас она с Хлудовым порой пытается протестовать, но не слишком активно.
Что характерно, Голубков ее тоже хотел бы опекать, но у него это получалось плохо. Серафима сама хочет его опекать (она говорит ему: "Больше я вас никуда одного не отпущу"). Но по отношению к взрослому мужчине это неправильно, согласитесь? Хотя, возможно, Голубкову именно такая женщина нужна, но Серафима ведь не такая.
Показать полностью
Daylis Derventавтор Онлайн
В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные
Это слабое утешение, любой человек свою боль острее чувствует, так уж он устроен.

шамсена
А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему.
Я не считаю, что она какой-то идеал, мне хочется, чтобы она у меня была живая, пусть она и не всем нравится. Как идеал ее писал Булгаков, мне кажется - я встречала такую трактовку, что Серафима - это символ России, поруганной, преданной, и первоначальное название пьесы "Рыцари Серафимы" имело именно такой подтекст.
Но Булгаков вообще был не чужд символизму.
Правда, мне не кажется, что она несчастная и искалеченная, до такой степени, что ей даже доктор нужен. Ей нужна любовь, однако с любовью она определиться пока не может.
Показать полностью
шамсена
Клэр Кошмаржик

А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему.
Можно, кто ж запрещает.
Но идеал женщины в Серафиме вижу не я, а Булгаков. Это ведь он поставил её на пьедестал, вместе с её чувствами, нелепостями, детской наивностью и неуместно-прямолинейными обличениями Хлудова и его зверств. И место, которое отведено ей в пьесе, указывает не на то, что она и есть объективный идеал женщины, а на несколько иное: Серафима хороша и желанна, по мнению автора первоисточника, и именно ей выпало олицетворять Прекрасную Даму. А что есть Прекрасная Дама? Символ, не более. И уж точно не полноправное действующее лицо. Поэтому, когда она, вынужденная обстоятельствами, начинает своевольничать, Голубков с ножом в руках загоняет её обратно на пьедестал.
Но она-то всё равно живая, не мраморная. И чувства у неё хоть и окаменели в постылом браке и агоническом существовании среди обломков столицы, но она способна и чувствовать, и сопереживать. Ей для этого сначала нужно выйти из ступора — а страшно.
Показать полностью
Daylis Derventавтор Онлайн
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична?
Daylis Derventавтор Онлайн
Вообще, не знаю уже, о чем мы спорим. Бывают люди, которые как луч света в темном царстве, что называется. Мудрые, сильные, светлые, добрые. Без тараканов в голове. Верю, бывают. Но большинство-то людей с тараканами - и это даже не очень зависит от того, насколько реально тяжелой была у них жизнь (Серафима вот действительно большого горя и не знала, наверное - если сравнить с другими людьми в то время, но она не ущербная, хоть и не идеальная).
Тут в ленте на днях увидела стих, мне он очень понравился.

внутри меня темно и страшно
там бред сомнения и смерть
ты захвати с собой фонарик
когда придешь меня любить

Я думаю, что это почти у всех так)
Daylis Dervent
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична?
Нет, нет, что вы, у вас очень Булгаковская Сермфима, вканонная, в характере. Она мне и пьесе, и в фильме очень сильно не нравилась. Всегда!! А у вас замечательно получмется. По настоящему
Клэр Кошмаржик
Да, вы правы в этом. И про пъедестал и про чувства. Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни - все же поможет ей выйти из ступора.
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик
Спасибо, что не обижаетесь на меня! Наверное, я по отношению к Серафиме излишне категорична. Но она бесконечно меня раздражает. В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ. Ничего с собой поделать не могу.
У меня Серафима вызывает лишь сочувствие и понимание. Как человек, потерявший почву под ногами, запутавшийся, больной - не меньше, чем сам Хлудов. Дорогая Дайлис, тебе очень здорово удается передавать ее душевное состояние. И вот это гадко-сладкое ощущение греха. Верю каждому слову.
Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо!

Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной.
Daylis Derventавтор Онлайн
Stasya R
Спасибо тебе! ))
Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо!
Меня вдохновляют кадры с Савельевой - у нее действительно глаза то голубые, то синие. А уж сцена в конце фильма в порту, когда Голубков с Чарнотой вернулись - она там на Голубкова и не смотрит, а с Хлудова глаз не сводит. И глаза как будто полны слез.
А "Пожалейте меня" - она говорит ему в пьесе (в театрах играют более позднюю редакцию, где этого диалога нет, а мне он очень нравится).

Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной.
А я ее читала, и она у меня где-то есть, когда у нас ее издали, я мимо пройти не смогла. Давно, кстати, не перечитывала - тяжело было читать, очень жалко их всех.

шамсена
В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ
Понятно) А то я уже думала, вдруг это я ее так испортила.
Вообще, надо сказать, что в начале 20 века была популярна книга Вейнингера "Пол и характер", где он развивал теорию о мужском и женском начале. О Вечно-Женственном писал еще Гёте, и вообще в немецкой философии тема эта затрагивалась. Вейнингер же ее исследовал достаточно глубоко и защитил диссертацию. Так вот, женственное как архетип - это именно пассивность и бесформенность. В то же время в природе не существует носителей женского или мужского начала в чистом виде, любой человек совмещает в себе в той или иной мере и то, и другое.
Собственно, теория не нова - в восточных философиях примерно такой же подход (то же Инь-Янь и т.д.) Просто немцы ее переосмыслили и поставили на научную основу. Русским образованным людям начала 20 века она была известна, и Булгакову наверняка тоже - возможно, он с этим и соглашался, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому в пьесе, которая вообще насыщена символизмом, героиня именно такая.
Надо сказать, что Хлудов - тоже мужчина архетипический. И по отношению к Серафиме он выполняет опять-таки архетипическую роль защитника и покровителя. Наверное, поэтому так хочется видеть их вместе, и кажется, что их обязательно должно было друг к другу потянуть.
Показать полностью
Daylis Derventавтор Онлайн
шамсена
И все-таки, хотелось бы конкретнее. Из чего следует, что Серафима глуха к другим?
Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни
Да, она его таки услышала и увидела то, о чем он ей не говорил и не хотел говорить. В каноне (в пьесе, то есть) он ей все время отвечает в таком духе: "Я здоров, мне няньки не нужны, идите погуляйте в саду", когда она пытается заговорить с ним о его состоянии, она его и в пьесе жалеет и хочет помочь, но не знает как.
А что значит - Серафима глуха к себе? В чем это выражается? Она как раз свои чувства и желания осознает, но не считает, что это повод отбросить все, чем жила до этого (у нее был муж, она была ему верна, сейчас у нее есть жених, которому она тоже хочет быть верной). В принципе, это в культурном коде закреплено - не идти на поводу у своих желаний, не поддаваться любому импульсу. Мало ли кого и к кому потянет - но есть мораль, долг и собственные обязательства. Собственно, культура и держится на запретах, на том, что человек свои бессознательные влечения стремится контролировать и не давать им особой воли, ввести их в приемлемые рамки. Это по Фрейду.
Другое дело, что человек может здесь и ошибиться, может, например, принять за большую и настоящую любовь мимолетное влечение и разрушить свою семью. А может и наоборот, подавить в себе глубокое искреннее чувство, принести себя в жертву - но от этого пользы никому не будет.

Чем больше я углубляюсь в канон, тем более вероятным мне кажется, что они таки не остались друг к другу равнодушны. Что, может быть, Серафима осталась с Голубковым только потому, что уверена - он без нее пропадет (ага, в пьесе он именно такой, что только обнять и плакать).
Правда жизни, однако, заключается в том, что Голубков найдет себе женщину, которая будет его любить и опекать. Хлудов же после расставания с Серафимой жить не сможет (независимо от того, поедет ли он в Россию или нет - у него просто не останется ничего, что его удерживало бы от самоубийственного шага).
Показать полностью
Пожалуй, сейчас мне понемногу становится за Серафиму даже ещё обиднее, чем за Наташу Ростову и кн.Лизу одновременно)))
А, казалось бы, сколько поколений уже успели обхейтить этих двух милых и беззащитных женщин — одну взрослую, но неразумную и самую обычную, другую — вообще ребёнка (!), обманутого и жестоко осмеянного, отвергнутого и покинутого, и в итоге нашедшего какое-никакое счастьице (насколько расщедрился отнюдь не самый добрый к женщинам автор).
Серафима, судя по всему, бесит самим фактом своего существования. А также внешностью актрисы. А ещё — тем, что, вплоть до революционных событий, этот персонаж горя не знал, поэтому и не научился с ним справляться.
Мы ждем проду)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх