Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Это я не о дырах в сюжете. Это я о чёрных дырах, в которые утекает наша энергия, предназначенная для написания проды. Пост не о «страхе белого листа», а о неписце — о той его разновидности, когда не пишется по причине отсутствия энергии.
Сначала собиралась выдать очередное руководство на тему «Как выжать из своего организма последние соки ради дописанной главы», но в какой-то момент передумала. То есть, на эту тему тоже можно порассуждать, и даже методики имеются, как заставить себя что-то сделать, когда сил хватает только на то, чтобы упасть (на то, чтобы доползти до кровати, их уже нет). Когда-нибудь обязательно порассуждаем.
А сегодня я хочу открыть вам великую тайну. На самом деле дописать можно всё, что угодно: и главу, и зависший впроцессник, и десять зависших впроцессников (о них поговорим в отдельной статье). Вопрос только в том, есть у нас на это энергия или нет. Ведь если нет бензина, машина же не поедет, правда? Я не психолог и не коуч-тренер, поэтому не могу использовать термин «выгорание» и буду пользоваться банальным выражением «нет энергии».
Давайте разберёмся, куда она вылетает.
На что расходуется жизненная энергия среднестатистического человека? Примерно 10 часов в сутки уходит на отдачу долга государству — учёбу или работу с учётом дороги. А работа чаще всего нелюбимая.
Итак, 8 часов в сутки среднестатистический человек занимается делом, которое ненавидит. Почему так категорично? А потому что я размещаю статью на сайте для писателей, для людей, которые любят писать и, возможно, хотели бы заниматься именно этим, но жизнь диктует другие условия. Конечно, есть люди, которые любят свою работу, и это не исключает писательства как хобби, но у большинства творческих людей ситуация печальная. Даже для нормального человека нелюбимая работа — стресс, а для творческого она вообще превращается в пытку. Поэтому всё больше писателей, отчаявшись полюбить свою основную работу, уходят в коммерческую литературу. Но мы сегодня не об этом.
У школьников стресс ещё больше — мало того что у них отбирают всё время, так к тому же ещё и не платят. Плюс обстановка, приближенная к тюремной, первобытные законы, ежедневные драки — всё это не добавляет душевного равновесия. Весь этот ужас хочется куда-то выплеснуть, поэтому так много школьников пробует свои силы в писательстве. Начинают одну историю за другой, а закончить получается далеко не всегда. Ведь хочется написать настоящую длинную книгу, а энергии хватает только на три главы. Если у вашей машины осталось бензина на три километра — ни пять, ни тем более десять она не проедет.
Ненавистная учёба или работа, час туда, час обратно, а в крупных городах и по два часа, скандалы на работе и в транспорте — и если после всего этого от человека что-то осталось, то оно должно: прибрать в хате, съездить в магаз за продуктами, приготовить пожрать, постирать шмотки, забрать свою ржавчину из автосервиса, а в тяжёлых случаях ещё и попыхтеть на дачном участке. Это если оно живёт одно.
А если у него семья?
Семья — это хорошо. Но не зря её нежно называют домашним адом! Все домашние хлопоты, которые уходят на себя, умножаются на количество членов семьи: на всех нужно постирать (хорошо, если есть машинка. У многих её нет), почистить обувь, каждому вечером постелить, за каждым убрать утром постель, каждому налить чай и размешать три ложечки сахара, на всех приготовить еды, за всеми помыть посуду — и так ежедневно. Но это только бытовая часть. А как насчёт психологии?
Хорошо, если родные люди поддерживают друг друга, но частенько вместо поддержки они друг друга выматывают. Выматывать ближнего своего можно разными способами: можно пилить нравоучениями, можно месяцами молчать с обиженным видом, создавая невыносимую обстановку, можно каждую минуту весело подкалывать, чтобы не расслаблялся — это легко, если ты старше, сильнее и хитрее. Младшие братья и сёстры не дадут соврать.
Да и два часа ежедневного семейного скандала тоже сил не прибавляют (смотря кому, конечно, но это уже другой разговор). Нормальная семья тоже отнимает много сил, но она же их частично и возмещает (да, нормальные семьи существуют!), а когда домой возвращаешься как на каторгу — тут уж не до вдохновения. Так что вторая чёрная дыра, куда утекает наш ресурс, найдена. Если это не ваш случай — здорово.
Идём дальше.
Вы когда-нибудь видели выспавшегося человека? Я — нет. Мы живём в мире невыспавшихся людей. Не знаю, как сейчас, а в двадцатом веке существовали строгие медицинские нормы сна для каждого возраста — чем ты старше, тем меньше тебе позволено спать, и максимум для взрослых людей составлял восемь часов в сутки независимо от индивидуальных потребностей организма. Для тех, кому требовалось девять, эта норма ставила крест на полноценной жизни. Им приходилось всегда ходить сонными и натыкаться на стены.
Почему так много разговоров о ресурсе и здоровье, ведь статья о писательстве? Да потому что наши творческие способности в большой степени, если не полностью, зависят от физического состояния. Не выспавшись, писать невозможно даже на спор! На это способны только дети, которые корпят в школе над сочинениями (бывают, конечно, исключения, которые спят час в сутки и не теряют работоспособности, но они мои статьи не читают).
Четвёртый пункт, отбирающий силы — гиподинамия. Серьёзно, если часами сидеть перед компом без движения, то окаменеешь и превратишься в тролля (шютка). Чтобы мозг хорошо работал, нужно двигаться, поэтому время от времени полезно устраивать пятиминутку-гимнастику. Да и неплохо бы каждый день уделять спорту побольше времени, но об этом говорить бессмысленно. Всё равно это все знают и не делают.
Пятый… да мало ли их? Первых четырёх достаточно, чтобы сделать неписец вечным. Но я всё-таки скажу. Если человека изнуряет несильная, но не проходящая годами физическая боль, тоже много не напишешь. Особенно если окружающие ворчат: «Не ной, хватит притворяться! У меня ничего не болит, значит, и у тебя ничего не болит». Чтобы ежедневно писать несколько страниц, чувствуя постоянную боль, нужно быть Ницше. Почитайте, кстати, его биографию, там интересно.
Шестая чёрная дыра — залипание в интернет. Оно само по себе — симптом неблагополучия. Бывает, что человек настолько обессилен физически и морально, что может только смотреть в монитор и крутить ленту блогов. Ладно, один день на это выкинуть можно, но если привычка стала постоянной — придётся совершить над собой насилие, вспомнить подвиг барона Мюнхгаузена, вытащившего себя за шиворот из болота, и отключить интернет хоть на пару часов. Иначе можно совсем там утонуть.
Седьмая... а, хватит. Здесь по-хорошему надо бы вставить пространную лекцию по таймменеджменту для писателей, но это как-нибудь в другой раз. У нас сегодня другая цель: отследить вещи, отжирающие энергию. Сначала написала: отбирающие, потом исправила, потому что они именно жрут наши силы! И первая задача писателя — перестать быть едой.
Для начала нужно принять тот факт, что такие чёрные дыры существуют, и прекратить пилить себя за писательскую лень. Эти дыры можно законопатить — пусть не все и не сразу, но можно, и вы не представляете, как легко после этого пойдёт ваше творчество. Если закрыть отток энергии хотя бы в парочку чёрных дыр из десяти, то книги начнут писаться сами! Не нужно будет заставлять себя открывать проект, не нужно будет вымучивать по буквочке жалкие полстраницы в день — оно само пойдёт как по маслу. Воображение заработает с новой силой, за каждой мелкой деталью будет проявляться что-то важное для сюжета, стиль заиграет новыми красками. Наверно, это и есть пресловутое «состояние потока», которое для меня всего лишь означает «я сегодня выспалась».
Резюме: если с нелюбимой работой, проблемами здоровья и семейным адом в большинстве случаев ничего изменить нельзя, то организовать жалкие остатки личного времени в наших силах. И чем скорее мы это сделаем, тем быстрее допишем свои книги!
Jinger Beer Онлайн
|
|
Вот вам подробная инструкция о том, как писать книги. Жаль, что люди обращаются к инструкциям только тогда, когда уже что-то сломали.
3 |
Jinger Beer
Спасибо! Не хватает только инструкции, как выкроить время на писанину... 1 |
Artemo
|
|
Действительно, все советы годные и работают. Не придраться. Хотя написать своё произведение не так сложно, как кажется в самом начале. Сложно написать хорошее произведение, вот в чём штука
1 |
Artemo
Спасибо! А сложнее всего - закончить произведение... *вздох автора 20 впроцев* |
Artemo
|
|
Veronika Smirnova
Если получилось плохо, то можно и не заканчивать - смысла нет *вздох автора одного* 1 |
Отличная статья! Еще надо про дисциплину (чтобы автор действовал именно так как в статье).
2 |
natoth
спасибо) где дисциплина, а где я... |
Veronika Smirnova, вот у меня та же беда...
1 |
Mentha Piperita Онлайн
|
|
Ну раз срачи приветствуются, держите)
А стоит ли растормаживать этот творческий процесс? Если вдоха есть, текст польется сам, только успевай записывать. А если нету - можно потратить время и силы с большей пользой 1 |
Mentha Piperita Онлайн
|
|
Глава 2. О, круто! Реально полезная глава! Я тоже очень сильно не люблю такое вот надрачивание на ГГ, особенно на девичью крутость, дерзость и независимость. Раньше я ещё пыталась писать в отзывах, что ГГ тянет одеяло на себя и перекашивает сюжет, авторы почему-то обижались) Проблема действительно распространенная, вопрос, как ее осознать
1 |
Artemo
|
|
Mentha Piperita
вопрос, как ее осознать Тут наверное, как и автор, следует задаться вопросом "а проблема ли это?". Если это нравится читателям, то может и нечего осознавать? А вот если читатели не особо-то и довольны, то так и можно осознать - раз читателям не нравится, значит, что-то где-то пошло не так. Правда, для этого нужна обратная связь от читателей, и это уже не очевидная вещь, но для сетературы это обычно проще2 |
Mentha Piperita Онлайн
|
|
Гл. 4. И все бы хорошо, да только стоит заткнуть все черные дыры, вылезет неизбежный следующий этап – где найти отзывчивых читателей на свое писево) Ну, у вас такое было в "Из жизни писателей": "Не читают!' "Читают и молчат!" "Прокомментировали... Ыыы! Лучше бы молчали!"
1 |
Artemo
|
|
Mentha Piperita
где найти отзывчивых читателей на свое писево Если работа по популярному фандому то в комментариях к той работе, которая кажется вам схожей с вашей (хотя скорее всего они сами вас найдут)))А вот если у вас непопулярный фандом или того хуже, ориджинал - печаль-беда 2 |
Savakka Онлайн
|
|
прочитала пока главу про отзывы,
и пытаюсь применить данные советы: классно написано - с одной стороны вполне полезная информация, с другой весело и поднимает настроение, пожалуй надо будет перечитать поближе к конкурсу 1 |
Mentha Piperita
Ну раз срачи приветствуются, держите) А тут только сам автор решает. Бывает, что текст необходимо написать вотпрямщаз. Первая глава писалась чисто для разгону - мне на одном литсайте дали синюю галочку и почетное право публиковать статьи. Сайт сдох, а статьи остались. А стоит ли растормаживать этот творческий процесс? Если вдоха есть, текст польется сам, только успевай записывать. А если нету - можно потратить время и силы с большей пользой Спасибо, что комментируете)) 2 |
Artemo
Тут наверное, как и автор, следует задаться вопросом "а проблема ли это?". Если это нравится читателям, то может и нечего осознавать? А вот если читатели не особо-то и довольны, то так и можно осознать - раз читателям не нравится, значит, что-то где-то пошло не так. Правда, для этого нужна обратная связь от читателей, и это уже не очевидная вещь, но для сетературы это обычно проще Спасибо за отзыв! Я очень рада, что началось обсуждение)) 1 |
Savakka
прочитала пока главу про отзывы, Про отзывы - вызвало больше всего разногласий, обсуждали в блоге. Читательница прямо сказало, что от статьи бобмит. Потому что предлагается облизывать автора, а не писать ему правду. А у меня тогда не было времени поговорить. Собсна, тут собраны советы для тех читателей, кому книга очень понравилась, но отзыв почему-то не пишется. А не для участников кактусообмена, там я бы другую статью написала. и пытаюсь применить данные советы: классно написано - с одной стороны вполне полезная информация, с другой весело и поднимает настроение, пожалуй надо будет перечитать поближе к конкурсу Спасибо! |
Artemo
|
|
Veronika Smirnova
Это всегда проблема, если автор хочет создать хорошую книгу А как узнать, что есть хорошая книга, а что нет? Вот в чём вопрос, ведь красота в глазах смотрящего. Хорошее ли произведение, если его не читают? Я пытался тут сформулировать кое-что "статья про кое-что))), но окончательного ответа у меня лично нет 1 |
Artemo
Думаю, общие критерии все же есть. Вон, Газданов писал без сюжета и довольно странно, но какие крутые у него книги. Книга должна цеплять эмоционально. Она должна быть интересной. Спасибо за ссылку, загляну! 2 |
Jinger Beer Онлайн
|
|
должна быть интересной Вотъ!1 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |