↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Автор всегда прав! (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 65 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Размышления на тему писательства. Темы разные - как поймать творческую волну, что лучше: герой или сюжет, почему в настоящем времени приятнее писать и читать, а также многое другое, что волнует авторов и читателей. Не стёб (почти). Осторожно, в малых дозах встречается сетевой сленг типа словечка "имхо".
Сборник будет пополняться.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

5. Как написать книгу. Методичка

У многих авторов возникает этот вопрос, в том числе и у меня, поэтому я решила написать краткую методичку по написанию книг. Воспользуюсь своей же методичкой и наконец-то допишу все впроцессники, хаха.

Если мы с самого начала будем пугать себя, что это же сложно, это же трудно, это вообще огого — то никогда ничего не напишем. Поэтому давайте условимся, что книгу написать легко! Главное — выполнить все пункты по очереди. (Если статья уже начала вас бесить, значит, она не для вас. Она адресована начписам, школьникам, поливпроцессистам и неуверенным авторам. А вы лучше идите почитайте что-нибудь другое!)

Для удобства статья выстроена по такой схеме: циферка, основная мысль, размазывание основной мысли. Приятного чтения!

1

На самом деле вопрос не столько творческий, сколько технический. Для писательства нужно умудриться выкроить себе две вещи: ГДЕ и КОГДА. Без дураков, это самое трудное.

Невозможно делать что-то вне времени и пространства, тем более делать что-то полезное. Абсолютно всё делается ГДЕ-ТО и КОГДА-ТО. Например, завтракать принято по утрам, работу работать днём (если повезло), а спать ночью (опять-таки если повезло). То же касается и места. Если вы пилите и сверлите деревяшки, то этим удобнее всего заниматься в мастерской, а если жарите картошку — то на кухне. Можно, конечно, сверлить деревяшки на балконе, а картошку жарить в спальне на электроплитке, но это жутко неудобно (во всех смыслах).

Так вот писательство — это такая же деятельность, как и всё остальное, и если вам негде и некогда, то не удивляйтесь, что ваша книга до сих пор не дописана. Обложитесь статьями по тайм-менеджменту, позитивной психологией (не бейте тапками, она иногда очень помогает) и выделите себе хоть пару часов в сутки для любимого хобби. Которое, между прочим, может стать основной работой, и тогда вам не надо будет каждый день заниматься тем, чем вы занимаетесь.

2

Не пишите в ворде. Не пишите на сайте. Не пишите на бумажке. Глюкнет, слетит, сгорит. Обзаведитесь нормальной программой для писателей, точнее, двумя: для компа и для гаджета. У меня есть две любимые программы, которые сохраняют каждую букву даже в случае отключения электричества, но я их вам не покажу *голосом Печкина*, потому что это будет считаться рекламой. Но найти их не так уж сложно.

Забиваем в поисковике:

Программы для писателей

Изучаем по описанию и отзывам и выбираем себе подходящую. От программы требуется:

— автосохранение в любых условиях;

— настройки цвета шрифта и фона. Вы же не хотите вывихивать себе глаза об чёрное на белом? Настройки размера шрифта тоже нужны. Мне, например, нравится, когда буквы большие — с ними мне кажется, что я написала много.

— отдельные папки для частей и глав, возможность делать отдельные файлы для хронологии событий, локаций, мироустройства, досье на персонажей, планов будущих глав и тому подобного. Вы же не думаете, что всё это можно удержать в голове? И это всё должно лежать не где-нибудь в мешке на другом конце компа, а в окне программы под рукой, на самом видном месте, и открываться одним щелчком.

— остальное как получится. Чем больше настроек, тем лучше.

Платные программы лучше, чем бесплатные, а бесплатные программы лучше, чем никакие. Если программа на первом месте по популярности, то это, скорее всего, не просто так.

3

Выбираем способ написания книги: возведение здания (по плану) или взращивание сада (от фонаря).

Разгребли себе рабочее место, выгнали всех из комнаты, поставили писательскую программу, сделали проект, и что дальше? Здесь должен быть пункт «Освоить десятипальцевую слепую печать», но я его пропущу. Освоить её нужно обязательно, но на это требуется время, а нам же с вами некогда? Поэтому сразу приступаем к созданию книги.

Оба способа — рабочие. Ни один не лучше и не хуже. Книги — живые существа, каждая сама выбирает, как она хочет быть написанной. Если вы нащёлкали на клавиатуре пару строчек, и вдруг пошло-поехало, герои появляются ниоткуда, сюжет развивается стремительно и лихо закручен, события сыплются как из бочки, и вы сами с любопытством ждёте, что напишете в следующей главе — отлично! Книга пишется по принципу взращивания сада. Именно так были придуманы самые фантастические миры.

Но у этого способа есть маленький недостаточек: как по маслу такие книги пишутся ровно до середины, а потом таинственным образом зависают. Тут надо не хвататься за голову, не ждать вдохновения и не жаловаться на неписец, а хладнокровно подключать второй способ.

Помните, авторы: первая половина книги — катимся с горки, вторая половина — лезем в гору. Кто долез, тот молодец.

4

Пишем план книги. «Метод снежинки» Рэнди Ингермансона всем нам в помощь.

Здесь я не буду распространяться о методе снежинки, информация есть в интернете. Вкратце: пишем книгу от простого к сложному. Сначала канва, потом добавляем деталей, потом добавляем ещё больше деталей. Как рисуют снежинку: сначала точка, потом шесть лучей, потом ёлочки. Метод отличный, хотя и не всем нравится.

Многие почему-то считают, что план книги — это пункты с цифрами. Так вот, рада сообщить, что сие необязательно! План моей будущей книги имеет совсем другой вид, и сейчас я поделюсь этой тайной. Взяв за основу «снежинку», я сделала в проекте книги сразу несколько глав, пронумеровала их для удобства, а вместо названия поставила краткое описание ключевой сцены. То есть, пункты с циферками — это не пункты с циферками, а названия глав. Примерно так:

1. Прилетел инопланетянин на звездолёте, но его никто не замечает.

2. Инопланетянин припёрся в деревню, но на него не отреагировали, приняв за ряженого, потому что был Новый Год.

3. Инопланетянин обиделся и улетел, но за ним увязалась юная анимешница.

4. Между ними завязалась любовь, они улетели на далёкую планету и основали колонию два дэ мутантов.

5

Каркас.

А теперь самый залипательный этап — открываем эти главы и заполняем кратким изложением событий. Предельно кратким и сухим, ведь это предварительная работа. Но если вдруг придут в голову интересные моменты, их тоже записываем. Диалоги, изюминки, отсылки. Потом разберёмся!

На создание такого каркаса (слово «синопсис» не очень подходит, хотя и лучше звучит) потребуется дня три. Такая работа затягивает, фантазия активизируется, и каркас будущей книги пишется словно сам собой. Ещё бы: можно записывать каждую пришедшую в голову мысль и не беспокоиться, что это кто-то увидит. В каркасе не важно, где стоит запятая и проставлены ли заглавные буквы. Готовый каркас может быть весьма увесистым — более 20 страниц. Обязательно сохраните его в блокноте, на флешке и на сайте в черновике, поставив в начале дату, чтобы потом не запутаться, какая копия от какого дня. По мере дополнения каркаса дату желательно менять на актуальную. А дополнять его можно сколько угодно — вплоть до превращения всех пунктов в полноценные главы.

6

Всё сохраняем, дублируем и бэкапим в разных программах и местах.

Чтобы потом не было душераздирающих постов в блогах: «Ааааа, у меня 5 мегабайт черновика слетело!» Даже самая надёжная программа может дать сбой. Или дать сбой может ваш палец, случайно ткнувший на «Стереть всё навсегда без возможности восстановления». Вы не развалитесь, если скопируете готовую главу в 4 разных места, зато потом сами себе спасибо скажете.

Обязательно сохраните полученный каркас в другой программе, в блокноте, на флешке и на сайте в черновике, поставив в начале дату, чтобы потом не запутаться, какая копия от какого дня. По мере дополнения каркаса дату желательно менять на актуальную. А дополнять его можно сколько угодно — вплоть до превращения всех пунктов в полноценные главы.

Если вы пишете каждый день, то каждый день копируйте написанное с гаджета на комп или в интернет. Смартфоны не могут похвастаться живучестью, поэтому хранить своё творчество надо где угодно, только не в них.

Как только глава опубликована, её копии нужно отовсюду удалить, чтобы не утонуть в куче хлама.

Кроме того, все готовые и отшлифованные главы должны храниться в надёжном месте в виде книги независимо от того, опубликованы они или нет. Черновики на парочке литсайтов вполне подойдут.

Лирическое отступление, почему одного литсайта для писателя мало. Во-первых, сайты иногда дохнут. Во-вторых, никто не свят — забанить и выгнать могут кого угодно откуда угодно, и доказывай потом, что ты не домкрат. В третьих, автора с литпорталом связывают деловые отношения, а не супружеские, так что хранить верность нет смысла. А в-четвёртых, первую публикацию нужно хранить как зеницу ока и не удалять, даже если вы поругались со всем сайтом, потому что именно она поможет восстановить авторские права, когда вашу книгу украдут и выложат где-нибудь под чужим именем. Поэтому новое произведение желательно закидывать сразу на три — четыре сайта — где-нибудь да уцелеет.

7

По каркасу пишем главы.

Что тут рассказывать — берём да пишем. Вы не представляете, насколько быстрее и легче это делается, когда под рукой готовый каркас. Есть разница, идти с открытыми глазами или вслепую?

8

Расчёт.

Чтобы примерно знать, сколько текста и к какому сроку у нас получится, надо это рассчитать.

Определимся с размером. Главы измеряются в словах, знаках, килобайтах, минутах чтения и страницах. Последние две единицы условны и могут варьироваться на разных сайтах.

1500 слов = 10 000 знаков = 10 кб = 4 стр = 8 минут чтения. Примерно так.

Это хороший размер главы для небольшого или юмористического произведения, для детской сказки, для развлекательной книжки. Но если вы пишете эпическое фэнтези на 15 АЛ, то таких глав будет за сотню. Несерьёзно же! Поэтому для крупных книг главы тоже надо делать покрупнее. Итак:

3150 слов = 20 000 знаков = 20 кб = 8 стр = 16 минут чтения.

Такую главу нужно делить на 3 — 4 эпизода, отделяя их тремя звёздочками (я не о коньяке).

Если у вас совсем монстромакси, тогда расчёт такой:

4650 слов = 30 000 знаков = 30 кб = 12 стр = 24 минуты чтения.

Такие главы желательно делить на 7 — 8 эпизодов, отделяя их циферками (нумеруя), чтобы читатели не запутались.

Бывают главы ещё больше. Есть авторы, которые пишут по принципу: 1 глава = 1 АЛ. Авторский лист — это 40 000 знаков, примерно 6 000 слов.

Ну вы поняли.

Какого объёма должна быть книга?

Разумеется, решать автору, который всегда прав, но вообще-то 12 АЛ. Или хотя бы 10. От жанра тоже зависит: любовные романы имеют право быть не длиннее 8 АЛ, а вот боевой фантастике этого будет маловато. Но опять же, автор всегда прав.

Кроме автора, право бывает издательство, которое устанавливает жёсткие рамки по объёму, а так же платный литпортал. На бесплатных площадках проще — там можно выложить три странички и назвать это книгой, и никто вам слова не скажет.

Теперь давайте рассчитаем, как нужно себя запрячь, чтобы написать 10 АЛ.

5 кб = 800 слов в день. 1 АЛ за 8 дней. 10 АЛ за 80 дней. Один за это время вокруг света объехал.

10 кб = 1500 слов в день. 1 АЛ за 4 дня. 10 АЛ за 40 дней. Нормально?

Бывают авторы-монстры, которым и 20 кб ежедневно — раз плюнуть, но я такие примеры принципиально не буду рассматривать. Лучше сделаю расчёт для автора, который пишет 3 кб в день.

3 кб = 500 слов в день. 1 АЛ за 14 дней. 10 АЛ за 5 месяцев. Медленно? Но это гораздо быстрей, чем вообще никак.

9

Итого.

1. Для писательства нужно умудриться выкроить себе две вещи: ГДЕ и КОГДА.

2. Обзаводимся нормальной программой для писателей.

3. Выбираем способ написания книги: возведение здания или взращивание сада.

4. Пишем план книги.

5. Расписываем план в полноценный каркас.

6. Всё сохраняем, дублируем и бэкапим в разных программах и местах.

7. По каркасу пишем главы, параллельно сделав расчёт.

Ну, что, начинаем?


Примечания:

Напоминаю, что автор всегда прав! И если автору нравится писать в ворде или на бумаге, это здорово! Хоть где, лишь бы писал...

Глава опубликована: 03.05.2023
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев
Вот вам подробная инструкция о том, как писать книги. Жаль, что люди обращаются к инструкциям только тогда, когда уже что-то сломали.
Jinger Beer
Спасибо! Не хватает только инструкции, как выкроить время на писанину...
Действительно, все советы годные и работают. Не придраться. Хотя написать своё произведение не так сложно, как кажется в самом начале. Сложно написать хорошее произведение, вот в чём штука
Artemo
Спасибо! А сложнее всего - закончить произведение... *вздох автора 20 впроцев*
Veronika Smirnova
Если получилось плохо, то можно и не заканчивать - смысла нет *вздох автора одного*
natoth Онлайн
Отличная статья! Еще надо про дисциплину (чтобы автор действовал именно так как в статье).
natoth
спасибо) где дисциплина, а где я...
natoth Онлайн
Veronika Smirnova, вот у меня та же беда...
Ну раз срачи приветствуются, держите)
А стоит ли растормаживать этот творческий процесс? Если вдоха есть, текст польется сам, только успевай записывать. А если нету - можно потратить время и силы с большей пользой
Глава 2. О, круто! Реально полезная глава! Я тоже очень сильно не люблю такое вот надрачивание на ГГ, особенно на девичью крутость, дерзость и независимость. Раньше я ещё пыталась писать в отзывах, что ГГ тянет одеяло на себя и перекашивает сюжет, авторы почему-то обижались) Проблема действительно распространенная, вопрос, как ее осознать
Mentha Piperita
вопрос, как ее осознать
Тут наверное, как и автор, следует задаться вопросом "а проблема ли это?". Если это нравится читателям, то может и нечего осознавать? А вот если читатели не особо-то и довольны, то так и можно осознать - раз читателям не нравится, значит, что-то где-то пошло не так. Правда, для этого нужна обратная связь от читателей, и это уже не очевидная вещь, но для сетературы это обычно проще
Гл. 4. И все бы хорошо, да только стоит заткнуть все черные дыры, вылезет неизбежный следующий этап – где найти отзывчивых читателей на свое писево) Ну, у вас такое было в "Из жизни писателей": "Не читают!' "Читают и молчат!" "Прокомментировали... Ыыы! Лучше бы молчали!"
Mentha Piperita
где найти отзывчивых читателей на свое писево
Если работа по популярному фандому то в комментариях к той работе, которая кажется вам схожей с вашей (хотя скорее всего они сами вас найдут)))
А вот если у вас непопулярный фандом или того хуже, ориджинал - печаль-беда
прочитала пока главу про отзывы,
и пытаюсь применить данные советы:
классно написано - с одной стороны вполне полезная информация,
с другой весело и поднимает настроение,
пожалуй надо будет перечитать поближе к конкурсу
Mentha Piperita
Ну раз срачи приветствуются, держите)
А стоит ли растормаживать этот творческий процесс? Если вдоха есть, текст польется сам, только успевай записывать. А если нету - можно потратить время и силы с большей пользой
А тут только сам автор решает. Бывает, что текст необходимо написать вотпрямщаз. Первая глава писалась чисто для разгону - мне на одном литсайте дали синюю галочку и почетное право публиковать статьи. Сайт сдох, а статьи остались.
Спасибо, что комментируете))
Artemo

Тут наверное, как и автор, следует задаться вопросом "а проблема ли это?". Если это нравится читателям, то может и нечего осознавать? А вот если читатели не особо-то и довольны, то так и можно осознать - раз читателям не нравится, значит, что-то где-то пошло не так. Правда, для этого нужна обратная связь от читателей, и это уже не очевидная вещь, но для сетературы это обычно проще
Это всегда проблема, если автор хочет создать хорошую книгу. К йашным фанфикам вопросов нет!
Спасибо за отзыв! Я очень рада, что началось обсуждение))

Savakka
прочитала пока главу про отзывы,
и пытаюсь применить данные советы:
классно написано - с одной стороны вполне полезная информация,
с другой весело и поднимает настроение,
пожалуй надо будет перечитать поближе к конкурсу
Про отзывы - вызвало больше всего разногласий, обсуждали в блоге. Читательница прямо сказало, что от статьи бобмит. Потому что предлагается облизывать автора, а не писать ему правду. А у меня тогда не было времени поговорить. Собсна, тут собраны советы для тех читателей, кому книга очень понравилась, но отзыв почему-то не пишется. А не для участников кактусообмена, там я бы другую статью написала.
Спасибо!
Veronika Smirnova
Это всегда проблема, если автор хочет создать хорошую книгу
А как узнать, что есть хорошая книга, а что нет? Вот в чём вопрос, ведь красота в глазах смотрящего. Хорошее ли произведение, если его не читают?
Я пытался тут сформулировать кое-что "статья про кое-что))), но окончательного ответа у меня лично нет
Artemo
Думаю, общие критерии все же есть. Вон, Газданов писал без сюжета и довольно странно, но какие крутые у него книги. Книга должна цеплять эмоционально. Она должна быть интересной.
Спасибо за ссылку, загляну!
должна быть интересной
Вотъ!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх