Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
(Анна Ахматова)
К вечеру Серафима извелась от волнения, измучила себя упреками. Она думала то о Голубкове, который сейчас неизвестно где, возможно, в руках большевиков, в тюрьме, а то и вовсе мертв, то о Хлудове — о том, что он теперь ее любовник, если называть вещи своими именами, и что, наверное, сегодня придет к ней снова. "Любовник... Какое пошлое слово... И я ведь совсем не этого хотела..." Как теперь вести себя с ним, она не знала — то, что вчера она сделала, совершенно не задумываясь, и что казалось таким естественным, как будто так и должно быть, сейчас было абсолютно невозможным. Потому что Сергей Павлович стоял перед глазами как живой и смотрел печально и строго, будто знал все — что она сделала и что при этом чувствовала. И Серафиме некуда было деться от его взгляда.
Она собиралась сказать Роману Валериановичу, что ей нужно побыть одной, чтобы подумать — Боже милостивый, о чем? И как донельзя глупо это звучало... Однако Хлудов все понял без слов. Он ровным голосом пожелал ей доброй ночи и ушел к себе.
В своей комнате Серафима долго молилась, глядя в окно, где на иссиня-черном небе ярко сияли звезды и почти полная Луна — огромная, какую в России никогда не увидишь.
— Господи, спаси и помилуй рабов Твоих путешествующих, Сергия и Григория, сохрани их от всякого зла... Пусть Сережа вернется... только бы жив был! Матерь Божья, спаси его! Я знаю, что я дурная женщина... но за что же Сережу-то?..
Немного успокоившись, она принялась готовиться ко сну, но когда улеглась в кровать, ее тут же охватило щемящее чувство одиночества. А стоило закрыть глаза, как вернулись воспоминания о вчерашней ночи, и томление, и трепет. Она гнала эти воспоминания прочь, убеждая себя, что совершила опрометчивый поступок, не нужный никому... Хотела спасти Романа Валериановича от его страшных видений — но только все запутала... Он сказал: "Это лишнее..." — разумеется, он прав. А она виновата и перед Сережей, и перед ним... потому что не спасла — Серафима понимала, что призрак не исчез, что он по-прежнему где-то рядом. Да разве могло быть иначе? Ему нужен доктор — тогда, может быть, он и вылечится. "Он говорит, что здоров, но, конечно, это не так... Может быть, попробовать его убедить?.. — подумала Серафима. — А про вчерашнее надо просто забыть".
— Забыть... — произнесла она вслух и ощутила, как слово отозвалось в груди тоскливой пустотой. — Да что со мной? Нет, надо взять себя в руки и не думать об этом. Ох, если бы Сережа не уехал, ничего бы этого не было...
В конце концов она задремала, но сон не принес ни умиротворения, ни отдыха — ей снилось, что она дома, в Петербурге, в своей спальне, и что с нею мужчина, лицо которого она почему-то никак не могла вспомнить, ни во сне, ни потом, наяву — было в этом что-то пугающее, хотелось высвободиться и убежать, но она не могла даже пошевелиться.
Хлудов наутро вел себя как ни в чем не бывало, держался подчеркнуто вежливо и спокойно. И ночью Серафима не слышала за стеной ни его голоса, ни шагов, хотя опять долго лежала без сна, в тревоге и тоске.
* * *
Серафима видела себя на Гран-базаре(1), только в качестве товара выступала она сама, стоящая на каком-то помосте у всех на виду. А продавцом был давешний грек, который говорил кому-то: "Посмотрите, это русская графиня, проигралась на тараканьих бегах и теперь идет с аукциона". Серафима хотела возмутиться, что она никогда не играла на тараканьих бегах — почему-то это показалось самым обидным — но не успела и слова вымолвить, как появился Роман Валерианович, молча вручил греку пачку денег и, взяв Серафиму за руку, так же молча куда-то ее повел. Они долго поднимались по какой-то узкой и шаткой лестнице, в конце концов забравшись на немыслимую высоту — посмотрев в пролет, Серафима почувствовала, как закружилась голова. Потом вошли в комнату, где стояла только кровать — двуспальная, красного дерева, и никакой другой мебели не было. Кровать Серафиме показалась знакомой — конечно, это же ее собственная, которая давно сгорела в печи холодной зимой восемнадцатого года. Ни подушки, ни одеяла — один полосатый матрас. Она села на кровать и только сейчас заметила, что совершенно голая. Однако Роман Валерианович, казалось, вовсе не был удивлен. Он положил руку на ее плечо и погладил — так гладят кошку. Серафима склонила голову набок и потерлась о его руку щекой, совсем как истосковавшееся по ласке животное.
"Я должен идти на казнь. Но потом приду. Подождите меня здесь", — сказал он. Серафима вскрикнула: "Не ходите туда, останьтесь!" Он покачал головой: "Не могу. Я должен их всех запомнить". Тогда она взмолилась: "Хотя бы дайте мне что-нибудь, прикрыться!" Хлудов снял шинель и протянул ей, и Серафима тут же укуталась в нее, как в халат. Затем он ушел, и Серафима заметила, что в этой странной комнате не было и окон, только глухие стены. Внезапно дверь распахнулась, и появился Голубков, таща за руку Корзухина, который упирался, пытаясь вырваться: "Я не знаю никакой Серафимы Владимировны! И платить не буду!"
А Сергей Павлович... Сережа вдруг выхватил нож и метнулся к ней, крича: "Если не мне, ты никому не достанешься, ни за деньги, ни без денег!"
Серафима, замерев от страха, смотрела на размахивающего ножом Сережу — он сейчас был сам на себя не похож. "Ты же не убийца, ты не убьешь меня!" — крикнула она. Корзухин оттолкнул Голубкова со словами: "Он — убийца. Посмотри!" и показал вверх.
Серафима подняла глаза к потолку — там, где обычно висит люстра, медленно качался большой черный мешок.
* * *
Она дико закричала и проснулась. Села, хватая воздух ртом и прижав руку к бешено колотящемуся сердцу.
— Боже мой, что это за ужас?.. — пробормотала Серафима, вытирая мокрый от пота лоб. Ее знобило, в висках будто стучали молоточки. — Не хватало еще простудиться здесь, в довершение всего... И опять Хлудов... Опять он мне снится...
Поднявшись с кровати, Серафима прислушалась, не разбудила ли она кого своим криком — но вокруг было все так же тихо, и из комнаты Хлудова не доносилось ни звука. "Должно быть, это только во сне..." — подумала она, зажгла свечу и принялась искать в тумбочке пирамидон(2), который ей дал Роман Валерианович, когда у нее однажды заболела голова. Потом снова улеглась, завернувшись в одеяло. Ей опять припомнилась та ночь. И стало горько от того, что она лежит здесь одна, что ей холодно и страшно... "Сережа, где же ты?.." Серафима попыталась представить себе Сергея Павловича — но его лицо расплывалось будто в пелене тумана. А вот другое лицо виделось отчетливо — и страшные серые глаза, полные нечеловеческого страдания и усталости. Хотелось, как тогда, прикрыть эти измученные глаза ладонями и прижаться к его губам своими жаждущими губами.
"Почему? Я ведь люблю Сережу, правда, люблю. Хлудова мне жаль, и поэтому... Я не думала, что..." — дойти в этой мысли до конца не хватило смелости, щеки и уши вспыхнули, и она зажмурилась. И все же обмануть себя не получалось — не только сострадание влекло ее к Роману Валериановичу, ей хотелось снова почувствовать его.
— Я действительно безнравственная... Странно, муж всегда говорил, что я холодная и такая добропорядочная, что даже скучно. А я и не знала, что это может быть так...
Серафима уже давно старалась не думать о муже, забыть все, связанное с ним, но сейчас ей хотелось сделать себе как можно больнее, и она воскресила в памяти все до мельчайших и унизительных подробностей — начиная с первой супружеской ночи. Всю его нечуткость, пренебрежение ее скромностью, и собственную постыдную покорность. А ведь ей тогда было всего восемнадцать... Конечно, их брак с Корзухиным оказался совсем неудачным. Если бы у нее хотя бы был ребенок — но она так и не забеременела. Доктор, с которым она советовалась по этому поводу, ничего определенного не мог сказать, найдя у Серафимы лишь малокровие и склонность к чахотке, как и у ее матери, умершей вскоре после того, как отец — флотский офицер, служивший на миноносце "Безупречный" — погиб в Цусимском сражении(3)...
А муж все реже проводил с ней ночи... Потом стало и вовсе не до того...
Исхлестав душу воспоминаниями, как плетью, снова доведя себя до слез и проникшись отвращением ко всем мужчинам на свете, она повернулась на другой бок и наконец заснула.
* * *
Утром Хлудов спросил, хорошо ли она себя чувствует, и добавил:
— У вас нездоровый вид.
— Я плохо спала, — ответила Серафима и, встретившись с ним глазами, ощутила, как предательски, неудержимо краснеет. Его взгляд ясно говорил, что он все помнит, что он ее знает, какая она на самом деле. Она его тоже знает — и ничего с этим не поделаешь, забыть не получится. Но какая-то часть ее души — самая глубокая, самая потаенная, самая для Серафимы непонятная — и не хотела ничего забывать.
После обеда Роман Валерианович ушел к генералу Кутепову. Серафима еще не допила кофе, когда за столик присели двое ее знакомых — учитель гимназии из Новороссийска с женой. Варвара Петровна однажды разговорилась с Серафимой в коридоре, причем без церемоний спросила, участливо глядя на нее: "А этот военный, с которым я вас вчера видела — ваш супруг? Он чем-то болен?" Серафима, придя в легкое замешательство, решила, что будет лишним посвящать случайных знакомых во все обстоятельства своей жизни, и с запинкой ответила: "Нет, он мой кузен. Он действительно не совсем здоров после контузии". Но, если не обращать внимания на чрезмерное любопытство, учительша была довольно приятной особой лет сорока пяти, жизнерадостной и добродушной.
— Здравствуйте, Серафима Владимировна! — поздоровалась с ней Варвара Петровна. — Мы не помешаем?
— Конечно, пожалуйста, — кивнула Серафима.
— Мое почтение, — поклонился Ардальон Александрович. — А мы с женой, знаете ли, решили возвращаться в Россию.
Серафима взволнованно повернулась к нему.
— Я много думал... и не понимаю, почему я здесь, когда в России сейчас происходит то, о чем я мечтал всю жизнь. Я ведь, Серафима Владимировна, старый марксист, с Плехановым(4) когда-то был знаком... Не скрою, меня ужаснул лик революции, все эти грабежи, анархия, расстрелы...
— Фонари... — прошептала Серафима.
— Что, простите?
— Нет, ничего...
— Да... Хотя эти эксцессы были неизбежны, но... каюсь, смалодушничал. А теперь, когда там налаживается мирная жизнь... я хочу принять самое деятельное участие. В особенности мне, как учителю, интересно воспитание нового человека. Большевики поставили грандиозную задачу — переделать человеческую природу.
— Как это? — недоверчиво спросила Серафима.
— Это вопрос сложный, сударыня моя... Могу пояснить в общем и целом, так сказать... Старое воспитание основывалось на лжи и насилии. Порядок поддерживался штыками, попы обманывали неграмотный народ, который к тому же нещадно эксплуатировали...
Ардальон Александрович говорил долго и взволнованно, Серафима в конце концов потеряла нить его рассуждений, недоумевая, что же заставило этого человека бежать от красных. То, что он говорил, она много раз слышала, пока жила в Петербурге, и на улицах, и у себя дома, когда рабочий, которого вселили в квартиру, читал вслух газеты и партийные брошюры. В политике она мало что понимала, но ей казалось совершенно очевидным, что прежняя жизнь была лучше для всех — потому что тогда ночью можно было спокойно спать, не слыша выстрелов и криков с улицы, не боясь, что в дом вломятся не то чекисты, не то налетчики... Можно было покупать в лавке хлеб и колбасу, а не получать в столовой по карточкам несъедобное варево, которое все же не давало умереть — у кого карточек не было, тем оставалось только пропадать... "Неизвестно, удастся ли им построить новый прекрасный мир, но старый они действительно разрушили до основания", — так сказал Сергей Павлович, когда они с Серафимой ехали в поезде...
— Мы воспринимали "новых людей" Чернышевского, как какие-то феномены, однако в условиях социалистического общественного устройства такие люди станут нормальным явлением. Жить эгоистическими интересами будет невозможно...
"Что делать?" Чернышевского Серафима когда-то прочла из любопытства — у Парамона Ильича в библиотеке эта книга имелась, он говорил: "Нужно досконально изучить врага, чтобы бороться с ним". Сейчас она смутно припоминала, о чем там говорилось — какие-то странные сны, швейная мастерская... В общем, книга показалась ей скучной, но почему-то запомнилось, что Вера Павловна любила чай с сахаром и сливками — Серафима такой терпеть не могла. А еще Вера Павловна была порочной женщиной — вроде бы она любила своего мужа, но при этом ей нужен был другой, по причине, которая Серафиме была не вполне ясна.
А теперь оказалось, что она тоже порочная — любит Сережу, но не может перестать думать о Романе Валериановиче...
— Коллектив, его интересы — вот что должно быть превыше всего! Искоренить эгоизм в зародыше, — продолжал тем временем Ардальон Александрович. — Место Бога и царя, которые в народном сознании существовали как не имеющие отношения к действительности химеры... Помните, у Некрасова — "высоко Бог, далеко царь"? Так вот, место Бога и царя отныне займет коллектив, перед которым индивид ответственен...
— Почему? — невпопад перебила Серафима.
— Ну, Серафима Владимировна, с царями революция покончила, Бога нет — мы же с вами образованные люди... А человек есть общественное животное, поэтому меры воздействия со стороны коллектива... Понимаете, если с ранних лет воспитывать бескорыстие, готовность к самопожертвованию, если подкреплять словесное внушение мерами общественного одобрения или порицания, то изменится сам человек! А по мере роста массовой сознательности...
Серафима снова перестала слушать, лишь изредка кивая и уйдя в свои мысли. Она сама так хотела вернуться в Петербург! И, думая о счастливой жизни с Сергеем Павловичем — если он избежит всех опасностей путешествия и благополучно вернется — всегда представляла в мечтах свою прежнюю квартиру на Караванной... Или другую, но очень похожую: с зеленой лампой в библиотеке, с вольтеровскими креслами в уютной гостиной... Однако именно сейчас она впервые осознала, что того города, где она прожила почти всю жизнь, больше нет. И в доме на Караванной живут другие люди... А комнату Серафимы наверняка уже кому-то отдали. Да и не в комнате дело — а просто невозможно вернуться в город, которого нет... Так же невозможно, как снова стать маленькой девочкой.
— Как я хочу домой, — донесся до нее голос Варвары Петровны. — Уже видеть не могу все это... И море здесь не такое, и небо... И крыжовника ни за какие деньги не найдешь.
— Да... — отозвалась Серафима, испытывая неловкость оттого, что не слушала собеседников. — Я тоже. Тоже хочу домой... В Петербург. Только некуда мне возвращаться. Простите. Но я должна идти...
Она встала и, с усилием улыбнувшись, поднялась к себе в номер. Разговор всколыхнул в ней воспоминания, от которых она хотела избавиться, сомнения и неясные опасения, которые гнала от себя — хотя бы о том, что она найдет в России, куда так стремится? Что там выросло теперь, на политой кровью земле?
Хлудов воевал за то, чтобы не стреляли и не резали людей по ночам на улицах Петербурга, чтобы не продавали в подворотнях человеческое мясо, чтобы не валялись на тротуарах столицы трупы погибших от голода и мора(5)... Да, он был беспощаден — но и себя он тоже не щадил. Жизни своей не жалел, не прятался, шел под пули — Серафима знает, она сама видела шрамы на его теле... Не жалел и души своей, рвал ее на части... Теперь болит и истекает кровью его смертельно раненная душа.
— Все ведь убивали, — прошептала Серафима. — У кого нынче руки-то чисты? Разве что у Сережи... Так он и в армии не был. А Хлудов с четырнадцатого года на войне... Господи, неужели нет для него милости?..
Корзухин тоже рук не марал, однако вовсе не потому, что добр и благороден, как Сережа... В февральские дни Парамон Ильич сразу прицепил к пальто красный бантик(6), и жене велел сделать то же самое: "От этого сейчас зависит все наше благополучие и сама жизнь. А ты, моя дорогая, крайне легкомысленна и нерасторопна". И как быстро он усвоил новую манеру обращения, звонкие революционные фразы... Что там говорил Ардальон Александрович о новом коллективном воспитании, которое будто бы лучше старого? Никого ведь в детстве не учили плохому, Корзухина тоже не учили лгать и предавать. И все считали его порядочным человеком — а он менял кожу, как змея...
Да если бы Корзухину пришлось жить при большевиках — он бы снова сменил личину, нашел бы способ устроиться. Люди этой породы всегда были, есть и будут, они при всех условиях выживут и вскарабкаются наверх. В конце концов они посмеются и над белыми, и над красными. А когда советская власть окажется в руках таких, как Корзухин — они ее просто выгодно продадут, некому будет ее и защитить. Все можно купить, все можно продать... О да, он невероятно изворотлив и живуч, ее бывший муж. Можно сказать, бессмертен.
А Хлудов смертен — она внезапно осознала это не как неизбежность, с которой всякий взрослый человек давно свыкся, но как сиюминутную угрозу — до ужаса, до пронзающей сердце боли... Смерть стояла за его плечом, нависла над ним — ощутимая, зримая, и все ближе подбиралась, чтобы набросить ему на голову черный мешок и увести туда, где царит свинцовая мгла.
Серафиме стало невыносимо страшно за него, у нее даже руки похолодели. И когда Роман Валерианович вернулся, она обрадовалась так, словно он чудом избежал какой-то большой беды. И с облегчением заметила, что выглядит он немного лучше, чем раньше — пропала из глаз эта жуткая сосредоточенность на чем-то потустороннем, видимом только ему одному.
1) Самый большой рынок в Стамбуле
2) Пирамидон (или амидопирин) — жаропонижающее и обезболивающее средство
3) Цусима — морская битва в мае 1905 года, в ходе русско-японской войны, где русский флот потерпел катастрофическое поражение. Миноносец "Безупречный" погиб со всем экипажем
4) Георгий Валентинович Плеханов — русский революционер и теоретик марксизма, один из основателей РСДРП
5) В Петрограде после революции свирепствовал не только голод, но и эпидемии
6) После февральской революции все ходили с красными бантами, это стало едва ли не признаком благонадежности
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким? В пьесе ничего не сказано о родителях Серафимы, но видимо, они на тот момент уже умерли (иначе она бы о них как-то упомянула, например, о том, что можно вернуться в Россию к ним). У меня хэдканон, что она рано осиротела, а воспитывала ее тетушка, которая ее любила, но была не слишком умной (потому и Корзухина сочла очень хорошей партией, не разобралась, что он нехороший человек).1 |
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent Да конечно) И Серафима, кстати, ее ни в чем и не винит, наоборот, понимает, что та желала ей только добра)Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) |
Daylis Derventавтор
|
|
Я не знаю, может быть, в тексте не хватает описаний чувств Серафимы к Голубкову? Поэтому кажется, что она фигней страдает? Я Шамсену понимаю - мне тоже Хлудов очень нравится, и для меня вопрос о выборе не стоял бы (просто я бы, мне кажется, изначально в Голубкова не влюбилась).
|
Daylis Dervent
да нет, по-моему про чувства к Голубкову у вас хорошо написано. Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, и о ней, а не о другом человеке, и что может быть ему кажется с его точки зрения, это не попытка понять и как-то принять, хотя бы разглядеть другого, это всего лишь о себе. Мне иногда кажется, что для таких как Серафима весь мир сводится прежде всего к ним самим, такая вот узость взгляда что ли, она и себя то толком почувствовать не может, не то что других. А окружающие неверно истолковывают это как хрупкость, сложность натуры, нежность, женскую красоту и природу. Тогда как мне лишь кажется, что во всех этих проявлениях больше эгоизма. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, а дети немножко эгоисты, когда маленькие. |
Daylis Dervent
ну, наживаются и свои родные еще как. думаю, в Питере она тоже за бесценок продавала вещи. Такие люди везде бывают, это не от национальности же завсит! А вот что она не может услышать чужую боль, настолько услышать, что как бы поставить ее вместо своей, что бы она заглушила ее собственные переживания. В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные вещи! У Серафимы никто из дорогих ей людей не погибал у нее на глазах, она вообще в каком-то смысле легко отделалась. Ещё и помощников обзавелась. Ведь то время, тот же Стамбул - сколько там горя было, да и среди соотечественников ее, там же оказавшихся, а Серафима как будто мимо всего этого живет, этого для нее нет, она только переживает, как же она теперь сточки зрения общественной морали будет выглядеть. То есть она судит себя с позиции какого-то химерического общества, не учитывая своих чувств, не видя других вокруг. В каком-то смысле, ей лечение и поход к доктору гораздо больше чем Хлудову нужен, как мне кажется. |
Клэр Кошмаржик
Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние. А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. |
Daylis Derventавтор
|
|
Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, Ну да, она ведь не может определиться, что и к кому она чувствует, она не знает, кого из этих двоих любит. И это раздвоение для нее мучительно, она хочет это преодолеть. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, Тут надо заметить, что Роман Валерианович относится к ней именно как к неразумному ребенку. Голубков ему сказал охранять Серафиму и заботиться о ней, он и охраняет, и заботится. "Пойдемте обедать, купите чулки, в Россию я вас не пущу и денег вам не дам, потому что вы себя неразумно ведете" - ну правда же? А еще наверное, с ней похожим образом обращался муж (в смысле, все решал он), и ей это привычно, ее это всегда устраивало, она ведь так и воспитана была, что муж - глава. Сейчас она с Хлудовым порой пытается протестовать, но не слишком активно. Что характерно, Голубков ее тоже хотел бы опекать, но у него это получалось плохо. Серафима сама хочет его опекать (она говорит ему: "Больше я вас никуда одного не отпущу"). Но по отношению к взрослому мужчине это неправильно, согласитесь? Хотя, возможно, Голубкову именно такая женщина нужна, но Серафима ведь не такая. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные Это слабое утешение, любой человек свою боль острее чувствует, так уж он устроен. шамсена А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Я не считаю, что она какой-то идеал, мне хочется, чтобы она у меня была живая, пусть она и не всем нравится. Как идеал ее писал Булгаков, мне кажется - я встречала такую трактовку, что Серафима - это символ России, поруганной, преданной, и первоначальное название пьесы "Рыцари Серафимы" имело именно такой подтекст.Но Булгаков вообще был не чужд символизму. Правда, мне не кажется, что она несчастная и искалеченная, до такой степени, что ей даже доктор нужен. Ей нужна любовь, однако с любовью она определиться пока не может. |
шамсена
Показать полностью
Клэр Кошмаржик Можно, кто ж запрещает.А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Но идеал женщины в Серафиме вижу не я, а Булгаков. Это ведь он поставил её на пьедестал, вместе с её чувствами, нелепостями, детской наивностью и неуместно-прямолинейными обличениями Хлудова и его зверств. И место, которое отведено ей в пьесе, указывает не на то, что она и есть объективный идеал женщины, а на несколько иное: Серафима хороша и желанна, по мнению автора первоисточника, и именно ей выпало олицетворять Прекрасную Даму. А что есть Прекрасная Дама? Символ, не более. И уж точно не полноправное действующее лицо. Поэтому, когда она, вынужденная обстоятельствами, начинает своевольничать, Голубков с ножом в руках загоняет её обратно на пьедестал. Но она-то всё равно живая, не мраморная. И чувства у неё хоть и окаменели в постылом браке и агоническом существовании среди обломков столицы, но она способна и чувствовать, и сопереживать. Ей для этого сначала нужно выйти из ступора — а страшно. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Daylis Derventавтор
|
|
Вообще, не знаю уже, о чем мы спорим. Бывают люди, которые как луч света в темном царстве, что называется. Мудрые, сильные, светлые, добрые. Без тараканов в голове. Верю, бывают. Но большинство-то людей с тараканами - и это даже не очень зависит от того, насколько реально тяжелой была у них жизнь (Серафима вот действительно большого горя и не знала, наверное - если сравнить с другими людьми в то время, но она не ущербная, хоть и не идеальная).
Тут в ленте на днях увидела стих, мне он очень понравился. внутри меня темно и страшно там бред сомнения и смерть ты захвати с собой фонарик когда придешь меня любить Я думаю, что это почти у всех так) |
Daylis Dervent
шамсена Нет, нет, что вы, у вас очень Булгаковская Сермфима, вканонная, в характере. Она мне и пьесе, и в фильме очень сильно не нравилась. Всегда!! А у вас замечательно получмется. По настоящемуА Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Клэр Кошмаржик
Да, вы правы в этом. И про пъедестал и про чувства. Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни - все же поможет ей выйти из ступора. |
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик Спасибо, что не обижаетесь на меня! Наверное, я по отношению к Серафиме излишне категорична. Но она бесконечно меня раздражает. В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ. Ничего с собой поделать не могу. |
Stasya R Онлайн
|
|
У меня Серафима вызывает лишь сочувствие и понимание. Как человек, потерявший почву под ногами, запутавшийся, больной - не меньше, чем сам Хлудов. Дорогая Дайлис, тебе очень здорово удается передавать ее душевное состояние. И вот это гадко-сладкое ощущение греха. Верю каждому слову.
Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо! Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Stasya R
Показать полностью
Спасибо тебе! )) Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо! Меня вдохновляют кадры с Савельевой - у нее действительно глаза то голубые, то синие. А уж сцена в конце фильма в порту, когда Голубков с Чарнотой вернулись - она там на Голубкова и не смотрит, а с Хлудова глаз не сводит. И глаза как будто полны слез. А "Пожалейте меня" - она говорит ему в пьесе (в театрах играют более позднюю редакцию, где этого диалога нет, а мне он очень нравится). Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной. А я ее читала, и она у меня где-то есть, когда у нас ее издали, я мимо пройти не смогла. Давно, кстати, не перечитывала - тяжело было читать, очень жалко их всех. шамсена В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ Понятно) А то я уже думала, вдруг это я ее так испортила. Вообще, надо сказать, что в начале 20 века была популярна книга Вейнингера "Пол и характер", где он развивал теорию о мужском и женском начале. О Вечно-Женственном писал еще Гёте, и вообще в немецкой философии тема эта затрагивалась. Вейнингер же ее исследовал достаточно глубоко и защитил диссертацию. Так вот, женственное как архетип - это именно пассивность и бесформенность. В то же время в природе не существует носителей женского или мужского начала в чистом виде, любой человек совмещает в себе в той или иной мере и то, и другое. Собственно, теория не нова - в восточных философиях примерно такой же подход (то же Инь-Янь и т.д.) Просто немцы ее переосмыслили и поставили на научную основу. Русским образованным людям начала 20 века она была известна, и Булгакову наверняка тоже - возможно, он с этим и соглашался, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому в пьесе, которая вообще насыщена символизмом, героиня именно такая. Надо сказать, что Хлудов - тоже мужчина архетипический. И по отношению к Серафиме он выполняет опять-таки архетипическую роль защитника и покровителя. Наверное, поэтому так хочется видеть их вместе, и кажется, что их обязательно должно было друг к другу потянуть. 3 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
И все-таки, хотелось бы конкретнее. Из чего следует, что Серафима глуха к другим? Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни Да, она его таки услышала и увидела то, о чем он ей не говорил и не хотел говорить. В каноне (в пьесе, то есть) он ей все время отвечает в таком духе: "Я здоров, мне няньки не нужны, идите погуляйте в саду", когда она пытается заговорить с ним о его состоянии, она его и в пьесе жалеет и хочет помочь, но не знает как. А что значит - Серафима глуха к себе? В чем это выражается? Она как раз свои чувства и желания осознает, но не считает, что это повод отбросить все, чем жила до этого (у нее был муж, она была ему верна, сейчас у нее есть жених, которому она тоже хочет быть верной). В принципе, это в культурном коде закреплено - не идти на поводу у своих желаний, не поддаваться любому импульсу. Мало ли кого и к кому потянет - но есть мораль, долг и собственные обязательства. Собственно, культура и держится на запретах, на том, что человек свои бессознательные влечения стремится контролировать и не давать им особой воли, ввести их в приемлемые рамки. Это по Фрейду. Другое дело, что человек может здесь и ошибиться, может, например, принять за большую и настоящую любовь мимолетное влечение и разрушить свою семью. А может и наоборот, подавить в себе глубокое искреннее чувство, принести себя в жертву - но от этого пользы никому не будет. Чем больше я углубляюсь в канон, тем более вероятным мне кажется, что они таки не остались друг к другу равнодушны. Что, может быть, Серафима осталась с Голубковым только потому, что уверена - он без нее пропадет (ага, в пьесе он именно такой, что только обнять и плакать). Правда жизни, однако, заключается в том, что Голубков найдет себе женщину, которая будет его любить и опекать. Хлудов же после расставания с Серафимой жить не сможет (независимо от того, поедет ли он в Россию или нет - у него просто не останется ничего, что его удерживало бы от самоубийственного шага). 2 |
Stasya R Онлайн
|
|
Мы ждем проду)
1 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |