Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Сладкий душистый май на второй неделе, как всегда, оборвался холодами. Снег, конечно, не выпал, но на улицу без платка или шарфа лучше было не выходить. Энн выходила: не могла же она пропустить цветение черемухи. Птичья вишня всегда ждала мая, когда воздух успокаивался и теплел, чтобы лопнуть почки и выпустить цветы. Но делала она это так долго, что само цветение уже приходилось на первую волну холодов. Во вторые майские заморозки обычно цвел дуб.
Мать собственноручно замотала Энн в шарф и всучила ей два куска пирога с капустой. Больше было не нужно: далеко Энн не собиралась. На самом краю Лансфорда был пустырь. Когда-то на нем стоял коренастый деревянный домик, принадлежавший какому-то писателю, но писатель быстро променял Лансфорд на город повиднее и посолиднее, продать дом не получилось, вот тот и ждал неведомо чего один-одинешенек. Годы шли, пол совсем прохудился, крыша прогнила — и домик решили снести. С тех пор то место и пустовало. А совсем рядом бежал ручей, впадавший потом в ту грязную реку, что у железной дороги. Так и вышло, что за несколько десятков лет пустырь этот превратился в черемуховый угол: черемуха очень воду любит.
Придя на пустырь, Энн долго и придирчиво выбирала самую красивую черемуху. Села под ней, прислонилась головой к узловатому стволу и прикрыла глаза. Шелестели листья, звенели птицы, Энн не вслушивалась, она просто...
Энн испуганно распахнула глаза и заозиралась по сторонам. Белая рощица, неугомонный ручей, взлохмаченная трава, клочок голой земли — наверное, в особо ветреную ночь ветку сломало — вот она рядом валяется — и проволокло по земле чуть-чуть.
Энн старалась увидеть все. Как ни странно, для этого оказалось достаточно просто дышать. Жадно, полной грудью, пытаясь за вдох втянуть как можно больше воздуха. Ветер гладил по волосам, чуть щекоча уши. Пальцы, вцепившиеся в траву, покалывало. Голова кружилась от запахов черемухи, свежей листвы, маминого пирога, завернутого в тряпицу. В глазах рябило. Энн видела крапинки на продолговатых листьях, белесые облачные разводы в пронзительно-синем небе. Мир стал ярче, громче, резче, шумнее, а в гудящей голове билось только: "Такого дня больше не будет". Энн тянулась ко всему вокруг, стараясь впитать в себя как можно больше, как можно полнее, запомнить каждое ощущение. Пока время не утекло сквозь пальцы. В горле стоял ком, дух захватывало то ли от восторга, то ли от страха.
Возвращаясь с пустыря, Энн все еще пробовала поймать каждую мелочь. Как солнечный зайчик отскакивает от красной крыши, как шепелявит прохудившийся дымоход, заглатывая ветер, как саднит зацепившаяся за камень нога. Энн думала, что больше никогда-никогда не повторится этот майский день, и все это — в первый и последний раз.
Дома мать мыла окна. По стеклу ползли мутно-серые потеки, пахло мылом и потревоженной грязью. Запах больно ударил в нос, Энн поморщилась и вдохнула его поглубже. Этот запах — тоже в последний раз. В следующий он уже будет неуловимо другим, может, чуть менее мыльным.
— Мам? Обними меня?
Мать отбросила тряпку на стол и осторожно, стараясь не касаться ладонями, прижала Энн к себе. Руки у нее были мокрые и холодные, и пахла она сейчас мылом, но Энн все равно чувствовала лёгкий именно мамин запах — то ли пирогов, то ли специй, только точно так же пахли все мамины платки. А потом Энн заметила у виска серую совсем прядь. Седину у матери Энн видела и раньше, но сейчас вдруг сдавивший горло ком ещё разросся. Родители постареют, усохнут и в конце концов умрут, и тогда... А ещё хуже было, что они могли и не постареть. А ещё на Мэтью какой-нибудь зимой может свалиться сосулька и пробить ему голову, он же любит без шапки ходить. А ещё...
— Мам, — пробормотала Энн в теплое плечо. — У тебя есть ещё тряпка? Я хочу помочь.
С того самого майского дня Энн на улицу выходила очень неохотно. В школу, в богадельню, проведать Джейн — и домой. Энн крутилась вокруг матери, пока та месила тесто, и заглядывала отцу через плечо, пытаясь унюхать, чем пахнет его новая настойка. Стиснув зубы, слушала разглагольствования Эндрю о судопроизводстве в шестнадцатом веке и представляла, как применила бы все пытки к самому Эндрю. Искала душепряда под кроватью вместе с Мэтью и пыталась его оттуда выкурить. Давилась мамиными пирогами — кто знает, когда она вдруг прекратит их печь! — и с неудовольствием дергала себя за округлившиеся щеки. Братья над Энн смеялись, родители смотрели озабоченно, но молчали.
Так и получилось, что сухой июньский зной застал Энн дома. Энн лепила кривые лепешки из жидкого теста, дробила в ступке какие-то корешки, а глаза щипало, будто в них песка насыпали. Болело пересохшее горло, в доме стояла страшная духота, а распахнутые окна ветер так и не поймали. Тишь да сушь снаружи — тишь да сушь внутри.
— Деревенским все посевы засушит, — причитала мать, накрывая на стол.
— Да, если жара не пройдет, мне сфагнум не достать будет. Вся надежда на июльские дожди. Энн, а ты дома-то не насиделась?
— Не насиделась, — покачала головой Энн. И больше они об этом не заговаривали.
Когда небо разорвало июльской грозой, мать силой вытолкнула Энн из дома.
— Жизнь там, а ты здесь! Иди-иди. Под деревьями не стоять, к озеру не приближаться! И в поле не выходить!
Энн плелась мимо домиков с разноцветными крышами, посеревшими под тучами. Энн хотелось быть вовсе не здесь, Энн хотелось быть дома... Небо загрохотало, сверкнула молния. Энн решительно направилась к воротам. В поле она не выйдет, но на грозу в поле посмотрит.
Жара стояла страшная. Полное безветрие. Небо было черное-черное, и белые росчерки молнии будто разрезали его пополам. Небо рвалось с треском и тут же сшивалось обратно, и даже не верилось, что где-то за этими тучами светит солнце.
Матери Энн все-таки ослушалась: невмоготу было прятаться за воротами, когда гроза будто бы так и звала бесноваться вместе с ней. Энн вышла в поле. Дрожащий воздух был прозрачным-прозрачным, но Энн в лицо словно дохнуло горячим туманом.
Душный искрящийся жар забивался в нос и уши, и Энн вдруг подумала, что вот так и умрет — задушенная воздухом. Может, это не Мэтью пробьет голову, не мама состарится — может, это не их, а ее, Энн, последний год...
Сквозь белый звон в ушах прорвался раскатистый грохот, и вместе с громом на вдруг вернувший себе звуки мир пролился дождь. Примчавшийся откуда-то ветер гнал черные тучи, мял пушистые бока, и вот вслед за звуком вернулись краски. Черный смешался с синим. Ливень молотил траву, сминал цветы. Прозрачный воздух помутнел, потяжелел, а чернота медленно растворялась, то тут, то там прорезаясь длинными желтыми лучами. За тучами все же светило солнце.
Следующим в мир вернулся зеленый — им вдруг полыхнуло поле. Голубой — небо. Сиреневый.
Ливень сменился звонким грибным дождем, а в прозрачном чистом воздухе, просвечиваясь солнцем и умываясь моросью, зависла радуга.
Энн вдыхала прохладный свежий воздух и плакала. Сердце пело, а в голове набатом билось чугунное: "А вдруг это последняя моя радуга?"
Август на радуги был щедр. Солнечно-облачный, он разбрасывался дождями и ветрами как монетами. Свистел, смеялся и плакал, колошматил, чинил и творил. Деревья красил в зеленый, поле, напротив, в желтый. Август был любимым месяцем Джейн.
Энн Джейн видеть не хотела. Джейн с марта ходила смурная, такая, что одного взгляда на нее хватало, чтобы самой все вспомнить. Энн ее, конечно, проведывала, но каждый раз старалась уйти поскорее. Как с больной разговариваешь:
— Привет.
— Привет.
— Как ты?
— Да как-то... никак. Как всегда.
Но в голове теперь все зудела мысль, что, может быть, это ее, Энн, последний год. Или последний год Джейн. Или времени еще почему-то не хватит. Так или иначе, а август как раз был в самом разгаре, когда Энн наконец решилась и напросилась к Джейн в гости.
— Джейн?
— Энн.
Энн теребила подол, рассеянно гадая, не спрятались ли в него разбежавшиеся слова.
— Сегодня хороший день.
— Хороший.
— Август же.
— Тебе всегда больше нравился май.
Энн закусила губу. Разговор не шел. Вот поэтому, именно поэтому Энн так не хотела с Джейн разговаривать. В конце концов, они никогда даже подругами не были. Они обе дружили с Робином, обе ввязывались во все его безумства, и обе были готовы, если что, вытащить его из реки. И обе не вытащили. Энн знала, что Джейн любит август, пряники и вареную рыбу; Джейн знала, что Энн души не чает в запахе майской черемухи, не умеет вышивать и видеть не может мамины пироги. Больше ничего не было.
— Слушай, может, поговорим в следующий раз? — предложила Джейн. — Тебя мама наверняка заждалась, твой дом же от реки далеко.
Энн внимательно смотрела на Джейн, замечая и потрескавшиеся губы, и синяки под глазами, и пустой взгляд, и чувствовала, что уйдет сейчас — и в следующий раз не будет знать о Джейн уже даже этой малости. У Джейн, любившей август, не было такого взгляда.
— Нет, мы договорились, что я сегодня допоздна, — улыбнулась Энн и снова замолчала. Джейн сощурилась, выражение вежливого участия медленно сползало с ее лица, и Энн сделала то, что у нее всегда получалось лучше всего. Энн начала болтать.
— Мама больше всего любит пироги с брусникой... Сфагнум, из него раньше повязки делали, растет на болотах. Он то-о-оненький-тоненький на вид, щуплый совсем, а воды впитывает столько!.. Толстушка Эдна, к счастью, не знает, что я зову ее толстушкой, она ведь тетя моя, еще обидится... Греки считали, что вино даже полезнее воды, а папа, когда я ему вместо воды вина принесла, жутко рассердился...
Джейн терпеливо слушала. Энн все поглядывала на нее искоса. Вот в глазах мелькнул интерес. Упоминание пирогов его тут же загасило. Рассказ о полезных свойствах сфагнума Джейн разозлил. Возможно, Энн переборщила с длиной. На словах про тетушку Эдну Джейн вроде бы даже прониклась сочувствием. На греках вздрогнула, вместе с ней вздрогнула и Энн: вспомнился Робин.
Энн все говорила и говорила, пока в горле не пересохло, и даже после этого пыталась говорить, но то и дело срывалась на хрипы и сипы. Джейн покачала головой, прошлепала босиком к столу и вернулась с кружкой воды.
— Пей давай, болтушка, — Джейн слабо улыбалась, и Энн поняла, что лед тронулся.
А время неумолимо бежало вперед, прошел и август, и жить Энн оставалось только четыре месяца. Энн уже и сама не помнила, когда решила, что этот год для нее последний, но золотые платьица берез навевали тоску, а от багрянца кленов и вовсе хотелось плакать. Энн все чаще стала заходить к Джейн, все чаще сидела с ней. Иногда она, как в тот первый раз, болтала обо всем на свете, а Джейн молча слушала. Иногда Джейн то тут, то там вставляла пару слов. Иногда они просто молчали, думая каждая о своем, и в такие дни Энн все чаще ловила на себе обеспокоенный взгляд Джейн. Но Джейн ничего не говорила: у нее на свое-то горе, должно быть, едва хватало сил.
Косые дожди задевали стекла, и по окну класса ползли ленивые капли. Энн вздыхала и завидовала Джейн: та школу прогуливала, могла наслаждаться каждым мгновением осени. Но не наслаждалась, конечно же.
Березы трясли золотыми побрякушками, прогибаясь под ударами ветра, а Энн считала полоски на белых стволах и запоминала узоры прожилок на опавших листьях. Ведь все это в последний раз.
Молодые клены быстро теряли листья, и о каждой бурой разлапистой звездочке Энн чуть не плакала.
Прекрасная пестрая осень была слишком яркой. От нее слишком рябило в пытавшихся увидеть как можно больше глазах, и Энн тряслась от восторга и ужаса. Ком в горле разбух так, что уже не давал дышать.
Кто бы знал, как Энн устала бояться времени.
Viara speciesавтор
|
|
Quiet Slough
Показать полностью
Спасибо большое за глубокий отзыв! Для меня это неожиданно, символично и очень важно. Что для кого-то эта сказка стала последней прочитанной рождественской историей в старом году, а для кого-то - первой в новом. А еще у нас дома есть традиция: новогодние подарки дарятся вечером 31 декабря (в полночь) и утром 1 января. Ваш отзыв я прочитала утром 1 января. И это и правда был самый настоящий подарок. Точно подмечена суть праздника Рождества - возрождение, победа жизни над смертью и принятие жизни во всем ее многообразии - не как череды черных и белых полос, а как сложного переплетения, в котором есть место разным оттенкам. Спасибо! Рождество ведь потому и рубеж, время подводить итоги и начинать заново. Когда, если не в Рождество? И захотелось в эти праздники воспеть именно жизнь)А воспринимать жизнь как зебру - многое потерять, мне кажется. Слишком уж она яркая. В самые радостные моменты не обойтись без горечи, и в самые темные времена, как говорил Дамблдор, можно найти счастье, если не забывать обращаться к свету. И ценить это счастье, ведь никому не известно, какой год станет действительно последним. Мудрый был человек - Дамблдор) Радость в горечи, горечь в радости - так и живем)Да, да, да!) Если последний год в итоге учит человека бояться времени, а не просто ценить его, значит, что-то пошло не так и последний год еще не подошел к концу. Как там говорят? Ценим что-то только тогда, когда потеряем. С жизнью так нельзя. Может, поэтому "последний год" и существует. Спасибо вам. С Новым годом вас! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
шамсена
А я все не могла вспомнить, как римляне-то мойр звали... И правда - парки! Автор, вы кудесник. И волшебник. И маг. Это не сказочники - волшебники, это жизнь - волшебная)Спасибо вам. Я рада, что вам понравилось. И что предчувствие беды было, я долго думала, как его заронить. И что душепряд и не хороший, и не плохой - он просто есть и просто помогает жизни идти дальше. И вы правы. И правда глупая смерть. И сколько именно таких смертей и случается - без смысла, без умысла. История про шарманку и ворона, увы, не моя, а замечательного автора Astralis. Очень эту сказку люблю, поэтому приятно, что вы ее вспомнили. И за этот неизбежный и единственный способ просто вспоминать тех, кого мы любили, чтобы к черным нитям прибавлялись и золотистые. Это так все важно. Спасибо. Спасибо. Вспоминать тех, кого любили, - это и правда иногда все, что мы можем. И этого достаточно. Пусть нити плетутся дальше.Спасибо вам за чудесные отзыв и рекомендацию. С праздником! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Arandomork
Показать полностью
Спасибо большое, что пришли! Без психологизма и философии я не я уже, кажется.) Выше было много положительных комментариев Я сначала даже испугалась.)Есть ощущение, что к реализму в тексте примешивается магический реализм – не только в восприятии Энн, но и в поступках окружающих, которые не всегда можно объяснить рационально. Согласна с вами. И этого и хотелось: мир должен был выйти почти реальным, почти настоящим... но не совсем. Кто-то должен был провести Энн через этот год, и многие поступки логичны только в пределах этой истории. Малютка Энн очень понравилась – такая деятельная девочка, полная юношеского максимализма. И за год она становится чуть более мудрой и зрелой, но так здорово, что остается все той же и верной себе Энн. Мне очень приятно это слышать) Мне самой Энн очень нравится: живой такой ребенок... И да, да: эта история, конечно, и о взрослении тоже, и можно сказать, что малютка Энн умерла, а Энн осталась... но можно сказать также, что малютка Энн, как детские воспоминания, теперь живет где-то внутри, а из новых нитей поверх появилась уже чуть подросшая Энн. Она все еще Энн.Все обдумываю момент, когда Сэм помолился, чтобы Энн вернула ему слух в обмен на яблоко (подношение). Она жителей богадельни принимает за древних богов, а они смотрят на Энн, которая носит им пироги и настойки, как на ангелочка. Спасибо вам! Это мой любимый момент! Люблю круговорот добра.И правда ведь: Энн просит яблоко и спасти Робина. Сэм просит воды и вернуть ему слух. И оба помогают в том, в чем могут, и не помогают в том, что не в их силах. Если нищие и правда боги, то Сэм ей, наверное, так еще и объяснить пытается, почему не помог. А если нет?.. И, думаю, вы правы, Энн для нищих и правда как ангелочек. И настойки, и пироги, и носок им даже притащила на Рождество. Волшебство в глазах смотрящего: Энн видит в нищих богов (может, и не зря, а может...) и даже не догадывается, что и в ней могут кого-то видеть. Спасибо вам огромное за чудесный отзыв и замечательную рекомендацию! Пусть все нити сходятся. С Наступившим вас! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Ellinor Jinn
Спасибо большое за восхитительную рекомендацию! Неожиданный волшебный подарок. Спасибо-спасибо-спасибо, что вспомнили муми-троллей! Очень люблю эти сказки за их именно что сюрреалистичность, хотела даже что-нибудь по "Волшебной зиме" принести, но не сложилось, а вышло так - что все-таки в каком-то смысле принесла!) Я все-таки чуть-чуть погоржусь собой: смерть Робина должна была быть внезапной и глупой именно как сама смерть, но не как поворот сюжета, и если удалось вплести ее так, что она не шандарахнула читателя по голове, - цель достигнута! Иногда говорят, что медитация - способ заглянуть в себя, а заглянуть в себя нужно, чтобы увидеть мир. Не знаю, правда ли это так, но теперь я только так себе это и представляю. И поэтому мне очень приятно, что вы погрузились в историю как в медитацию. И пусть жизнь продолжается! С Наступившим вас! Яросса Вы так совсем меня засмущаете. Обожаю "Ветер в ивах"!) Спасибо! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
NAD
Показать полностью
Дорогой читатель, честно: я даже не знаю, как вам ответить. Мысли и слова разбегаются, читаю ваш отзыв и вашу рекомендацию и просто плачу. Спасибо вам, просто спасибо. А если все-таки попробовать ответить - не совсем вам, а больше своим мыслям... Не скажу и половины того, что хочу, но я уверена, что вы услышите и несказанное. Или с того, что потрясающие эпитеты, гиперболы и описания природы сделали историю волшебной? Я всегда обращаю внимание на такие мелочи в описаниях как цветочки, листочки, погода за окном. Стоп. Мелочи ли? Для меня эти мелочи сделали волшебной саму жизнь. Первоцветы на зеленом холме, запах черемухи и сирени, такой сильный, что кружится голова, дождь, после которого весь мир меняется. Хорошо вас понимаю. Не скакать под грозой просто выше моих сил. Наверное, именно об этом вся повесть. О таинстве бытия. О том, что жизнь продолжается. О тех, кто живёт и проживает свой миг в каждой конкретной точке мироздания. Иногда мне вдруг становится страшно. Говорят же, что человеческая жизнь - ничто в масштабах жизни мира. И страшно быть былинкой, думающей при этом о глобальном: мире до и мире после. А потом вспоминаю, что жизнь мира из жизней таких вот былинок и сплетается. А потом еще немного думаю и вспоминаю уже, что и времени-то нет на такие мысли, мир - вот он, надо не думать, а жить.) И тогда больше не страшно.Энн - такая же былинка, и вы правы, совершенно правы - не лучше и не хуже других. И Энн здесь и правда именно что познает мир. Сначала с Робином - исследует речки и овраги. Наблюдает за людьми вокруг, странными и не очень, родными и чужими, и пытается понять, кто такие старуха Мэг и калеки. Понимает тоже, в общем-то, так же, как живет, - как умеет. И права она или неправа, боги эти калеки или нет - дело десятое. А в конце концов Энн уже познает мир, в котором нет Робина, в котором может не стать ее самой, - и в котором тоже нужно учиться жить. Знаете, я чувствовала себя такой счастливой, когда писала о приключениях Энн, Робина и Джейн. Или когда Мэтью рисовал на скатерти. Или когда Эндрю занудствовал. Вроде ничего особенного - а будто сплела несколько коротких, маленьких и по-своему удивительных жизней. И все они живут в мире, где грохочет июльская гроза, трещит январский лед и смеется август. И в следующем году, может, и правда март захандрит. А октябрь выдастся теплым, и вместо заморозков наступит бабье лето. И... И малютка Энн права. Такого года - больше не будет. И такого, как следующий, - тоже. Было ли у вас такое, что месяцы, недели представлялись в голове на манер некой диаграммы? Годовой цикл, столетие ли? Колесо времени крутится, ему всё равно, кто попадает под его шестерёнки. И иногда эта диаграмма вдруг всплывает в памяти и начинает неприятно тикать. И как же хорошо, что со временем учишься выключать тиканье и запихивать диаграмму обратно в самый угол. Мне кажется, именно этому "последний год" тех, у кого он был, в конце концов и учит, если душепряд все делает верно. Помнить о времени, но не бояться его.В силах Энни сделать так, чтобы мир вокруг окрасился вновь надеждой и светом. Всё в наших сердцах и головах, не так ли? Как сказал мне мой старший сын в поздравлении: «Я желаю тебе всегда находить в себе силы уметь быть счастливой». Мне кажется, пожелание вашего сына - их тех самых, которые если сбываются, то дальше уже дают силы на всю жизнь.Волшебство в глазах смотрящего, но и счастье - в них же. Мы красим мир в те цвета, в которых хотим его видеть. И дай нам бог сил хотеть видеть мир светлым и полным надежд. Если Энни найдёт эти силы, золотые нити оплетут чёрные, и душепряд довольно заурчит, что удалось спасти ещё одну душу. Вот он какой, душепряд.) Заурчит, конечно. И для него эта спасенная душа будет стоить всех ночей работы.Простите за странную простыню. Это больше чем оридж. Для меня это тоже не просто оридж. Это... это что-то, что я всегда хотела рассказать, но для чего никогда не находила слов. Спасибо вам. Ваш отзыв - то, ради чего стоило рассказать это вслух. С Новым годом. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Mary Holmes 94
Показать полностью
Здравствуйте! Призываю: больно уж хочется поблагодарить. А еще ответить, потому что есть что. Во-первых, спасибо вам за обзоры всех историй конкурса. Они вдумчивые, многогранные, вам и правда есть что сказать и о сюжете, и о структуре, и о смысловом наполнении. Читала с удовольствием. Во-вторых, было неожиданно приятно увидеть, что вы вспомнили "год малютки" и в обзоре номинации "Волшебное рождество". Всегда приятно, когда история после прочтения еще какое-то время помнится. И в-третьих - своим обзором на мою сказку вы подняли кое-что интересное. Однако мне очень понравились образы старухи Мэг и окружающих ее нищих. Вот если бы они получили большее развитие, а злоключений и разговоров с Робином и Джейн было бы поменьше, тогда история не только стала бы более «фантазийной», но и приобрела бы целостность, которой, на мой взгляд, ей немного не хватило. Я очень рада. что вам понравились нищие. Прописывала их образы с большим наслаждением, они ведь должны были выйти странными, яркими...И вы здесь же набросали историю, которую хотели бы прочитать. И сильно меня удивили: именно так, как вы и сказали, история и должна была выглядеть. В изначальном сюжете было так: 1) Робин и Джейн - персонажи-функции. Робин должен умереть, а Джейн должна хандрить, чтобы Энн ее в конце концов из хандры вытащила. 2) Нищие в богадельне и правда оказываются богами, и в истории много места уделяется взаимоотношениям Энн с живыми воплощениями судьбы и разных верований. 3) Душепряд и правда живет под кроватью, и Энн его даже видит. 4) У истории четкая структура, зима-весна-лето-осень, "возрождение" Энн идет по схеме "возрождения года". А потом я поняла, что это просто не то, что я хочу рассказать. Что я хочу сказку про жизнь мира и жизнь человека, а не про девочку, которой повезло познакомиться с Судьбой. Старуха Мэг, боги - всего лишь символы. Душепряд - всего лишь символ. Символы становятся правдой только тогда, когда в них верят. Энн верит, что нищие - боги, а душепряд - чудовище под кроватью. Волшебство - в глазах смотрящего. И это волшебство просто должно Энн помочь лучше понять то, что происходит в реальности. А реальность - важнее. В реальности - Робин, который для сюжета пусть и важен своей смертью, но для Энн важен своей жизнью. И смена времен года, жизнь мира, которая несравнимо длиннее жизни человеческой, и все идет своим чередом. Во-первых, я не поняла, почему жанром указана сказка (и, соответственно, почему текст попал в эту номинацию). «Фантазийных» элементов почти нет, непонятно, чем данный мир отличается от реального. Да, в работе присутствует некий душепряд, но неясно, является ли он плодом воображения суеверных жителей или на самом деле реален. Тут кто-то верно сказал в комментариях: это магический реализм. Мир и правда похож на реальный, только слишком уж много маленьких неувязок. Дети живут будто бы не с родителями, родители появляются только тогда, когда нужно подтолкнуть Энн к новому шагу - и погнать ее гулять в грозу. Мать будто бы все время только печет. Старуха Мэг вяжет что-то странное - и богадельня вообще не такая, какой должна быть. Если почитать про устройство жизни в богадельнях, там "заправлять всем" слепая старуха, занятая одним вязанием, не могла бы в принципе. Все калеки потеряли что-то, важное именно для них. Отец Энн понимает, как вылечить Лэдди, именно после того, как бородач Джонни ломает гроб. Это все череда совпадений. Энн объясняет все это тем, что нищие - боги. Подтверждения и внятного ответа ей никто не дает, стали бы боги в таком признаваться простой девочке, но объяснение звучит логичнее многих возможных. Душепряд не показывается, но под кроватью вечно кто-то шуршит. А потом и чихает :)Сказка - не всегда история, в которой происходят очевидные чудеса. Сказки есть бытовые, есть сказки о животных. В конце концов, у сказки есть свой слог. Я в образе созданного мной города вижу некий сюрреализм, не дающий мне решить, что он реален. А кто-то не видит, и это нормально) Так что для кого сказка, для кого не сказка. Так и сама история о том же) Я искренне ждала смерти главной героини, а что вышло в итоге, не совсем поняла. Забавно: именно поэтому я не ставила в шапку метку "Смерть персонажа", а вынесла предупреждение о смерти второстепенного героя в шапку. Не помогло, значит) Я так и думала, что кто-то от истории с таким названием будет ждать смерти главной героини, но по-другому назвать просто не могла.Видимо, получилось, как с фразой «казнить нельзя помиловать», и название работы в конце сократилось до слов «Последний год малютки». То есть, малютка умерла, а Энн продолжает жить. Может, так, а может, и нет. На самом деле, нет. Смерть малютки - дополнительная возможная трактовка. Но эта история совсем не только о взрослении. В названии вот ровно то, что я хотела сказать. У многих в жизни случается этот самый "последний год". Часто это происходит в подростковом возрасте, а у кого-то может случиться и в тридцать. Пишу по своему опыту так что тут уж совпадешь или не совпадешь... Происходит событие (или несколько событий), после которых человек внезапно осознает, что мир существовал до него и будет существовать после него, что он, как все, смертен, что его близкие смертны, и песок в часах все капает и капает. И часто к тем, с кем это происходит (у меня вот так было), приходит страх перед временем. Ловить каждую секунду, бежать куда-то, стараться запомнить все и даже больше, и в голове все стучит: "Это может больше никогда не повторится". Потом все устаканивается, человек это принимает. Счетчик в голове иногда проспыается, но легко снова отключается, и человек учится время просто ценить, а не бояться его течения. Не всегда это занимает год, естественно. Кому-то хватает месяца, кто-то три года мается. И "последний год малютки Энн" - это год, который малютка Энн ощущает так, будто он и есть ее последний. Во-вторых, структура работы показалась мне не совсем удачной (да, я вредная и все время к этому придираюсь). Некоторые месяцы удостоены отдельной главы, другие «скучкованы» как сардины в банке. На мой взгляд, лучше было бы поделить работу на четыре части, по временам года. Тогда Рождество пришлось бы на зиму, смерть Робина – на весну (и тогда горькая ирония случившегося заиграла бы еще ярче), рефлексии главной героини – на лето, а ее «перерождение» – на осень (опять же вышло бы весьма иронично). По этой же причине я и отказалась от предложенной вами структуры, "сломала" хороший шаблон. Я просто вспоминала, как время текло для меня. Пока "событие" не произошло, время течет медленно, размеренно... даже не так. Ты вообще не осознаешь, что оно течет. Когда "событие" происходит, приходит вот эта "ловля секунд". Время куда-то мчится, и обманчивое "соберу как больше воспоминаний" приводит к "куча разозненных фрагментов у меня в голове". Потом время снова замедляется и возвращается к обычному ритму, просто уже помнишь, что оно ограничено.Поэтому структура такая: Декабрь, Январь и Февраль - Робин еще не ушел, время никуда не торопится. Март - Робин ушел. Апрель - медленно пришло осознание. Май-Сентябрь - изматывающая спешка "схватить все", слишком яркий калейдоскоп. Октябрь и Ноябрь, Декабрь - время успокаивается. В Мае-Сентябре все смешать надо было еще и потому, что каждый месяц же расписывался одной сценой. И когда время спокойное, там каждый день вот такой - тянущийся, неторопливый, подробный. Когда быстрое - все идет вспышками, потому что изо всех сил концентрируешься на каждой мелочи и в итоге теряешь общую картину. Как я уже и говорила, в итоге от "медленных дней" в голове остается больше, чем от "быстрых". Пожалуй, как-то вот так. Ваш обзор, на самом деле, невероятен. Спасибо вам за него большое. И - может, вы во всем правы. Может, сказка и правда вышла бы более сказочной, целостной и интересной, расскажи я ее так, как вы советуете и как я должна была рассказать ее изначально. Но тогда это уже была бы совсем другая сказка :) С Наступившим вас! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Mary Holmes 94
Показать полностью
Признаюсь, в этой истории вообще много мути: я люблю вводить смыслы, которые можно считывать, а можно не считывать. Люблю намеки и полутона - и люблю смотреть на свои истории глазами разных читателей. Вот и получается так, как получается. Не знаю, кто вы по профессии, но я так и поняла, что мы с вами по-разному чувствуем время) Поэтому и захотела поделиться тем, как чувствую его я, чтобы расшифровать то, что расшифровать не удалось, потому что работу вы проделали потрясающую. Цитата замечательная! А сложность с тем, чтобы выцепить... Помните, здесь Энн в конце пытается вспомнить грозу, которая была совсем недавно, в июле, и вспоминает уже больше сами ощущения, чем картинку? Мне кажется, память так и работает, все стирается и, главное, перемешивается. Я сама-то свой последний год помню только потому, что мне в голову образ последнего года тогда и пришел. Выцепляй я его только сейчас, уже не выцепила бы сама то Событие (точнее, несколько мелких событий). Так что так и должно быть, наверное) Мне приятно уже одно только то, что вы пытались понять, когда был этот год. И мне нравится, как вы поняли мою историю. Спасибо вам еще раз. 1 |
Анонимный автор
Марсель Пруст по нам всем плачет, одним словом))) Завтра увидимся на подведении итогов - посмотрим, кто там скрывается за анонимностью ;) 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мурkа
Показать полностью
Вы пришли - гремит последний новогодний фейерверк! Живая история, которую не читаешь - проживаешь. Спасибо. Хотелось дать ее читателю именно что прожить вместе с Энн, потому что сама эта история - про жизнь, как мне кажется.Вот и все волшебство постаралась провести по границе, так, чтобы его можно было увидеть, если захотеть, и не заметить, если не захотеть. Хорошо, что вышло) Она в чем-то права, каждая минута может стать последней, но проживать ее как последнюю - значит лишать себя радости. А вот жить так, словно последней минуты нет, словно нити жизни плетутся и плетутся - значит прочувствовать всю радость без тени страха. Именно так. Но "как бы мы знали, что такое добро, если бы не было зла"? Проживать каждую минуту как последнюю - по-настоящему ее прочувствовать, но ощущения будут отравлены страхом. Не помнить, что жизнь конечна, - не знать этой яркости. Поэтому, может, и правда легче жить так, "словно последней минуты нет", но иногда вспоминать о времени и поглядывать на часы - на всякий случай. В любом случае живем как умеем) Образы старой бабушки Мэг и ее помощников одновременно торжественные, обнадеживающие (ниточку можно связать) и жуткие. Оставаясь обычными людьми они, мне кажется, не выдержали бы напряжения. Спасибо. Рада, что их образы вышли именно такими! Если они и правда боги, то конечно. Да даже им тяжело приходится тогда: каждый заплатил любимым делом, а головы болят от чужих молитв. Без жути и торжественности древние боги не боги)Но надежда есть, и чудеса случаются. Малютка Энн благодарит Деда Мороза за подарок. Он очень ей нужен. И она теперь уж точно не забудет) Спасибо вам большое! И все-таки вы волшебница) С Наступившим! 2 |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
Теперь, когда я знаю, что автор — ты, последний вопрос. Лэдди. Это мой глюк или отсылка?
1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мряу Пушистая
Я знала, что ты спросишь)) Сложный вопрос. Помню, на Самайне меня в твоем "За лунным цветком" зацепило еще и то, что Лэдд почти замерз насмерть, потому что писать я тогда еще не начала, но уже знала, что хочу одного героя убить именно так. И любопытно было посмотреть, как другой автор переохлаждение описывает. Но посмотрела - и ладно. А вот Лэдди появился уже только за неделю до конкурса. Он Laddie - "парень". Почему-то мне превращение этого обращения в имя пришло в голову и больше из нее не выходило, захотелось назвать его именно так. И я сначала думала, что это потому, что я это обращение в некоторых фильмах, которые очень люблю, слышала, и это дань уважения им. А потом вспомнила Лэдда. И решила, что так Лэдди и оставлю тогда: если уж есть замерзание, пусть будет и созвучие) Может, мне потому это имя в голову и пришло, просто я сама не сообразила сразу. Так что изначально не отсылка, но все-таки отсылка) Нет, не глюк.) |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
Viara species
О, значит, не зря меня это сочетание Лэдди с переохлаждением не отпускало до конца) Идеи так и приходят обычно — подсознание само красивые комбинации складывает) 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мряу Пушистая
Я вот тоже так решила) И я даже рада, что вот такую комбинацию подсознание выкинуло: когда я говорила, что меня так же, как Ночь святой Керлины, зацепил за недавнее время еще только один мир, я говорила про мир "За лунным цветком". Постоянно его вспоминаю. И когда поняла, что случайно сейчас передам ему привет - поняла, что передам с удовольствием) Рада, что ты не против. И спасибо, что есть к чему отсылаться :) 1 |
Мряу Пушистая Онлайн
|
|
Viara species
Мряк, это как бы один и тот же мир) Только что в серию закинула и конспиративного святого заменила. Рада, что ты не против. И спасибо, что есть к чему отсылаться :) Кто бы был против отсылок на своих детишек? ;) Тебе спасибо)1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мряу Пушистая
А-а-а, так во-о-от почему меня зацепило одинаково)) Я еще и почувствовала знакомые отголоски именно "Лунного цветка!) Эсар, значит. Но маскировка удалась!) Отныне это точно мой любимый мир. 1 |
Понравилось. Ну, там, наверху уже много хорошего сказали. Вот все правда! Поэтому я напишу немного о другом))
Показать полностью
Поначалу думала, Англия, где-то начало 20 века или раньше (я не большой знаток, просто ощущение какое-то такое), потом вдруг "встречаются друг с другом", и что-то ещё, уже не помню. Странно, думаю, но ладно. Этакая реальность с примесью фантазии автора. Зима какая-то русская, берёзки, черемуха, но мало ли, я же не была в этом вашем... как его? И вот эти мелочи складываются, складываются, и вдруг - снегоочиститель. Немного словила когнитивного диссонанса) И наконец поняла, что это не просто смешение реальностей тогда-сейчас — точнее, что это смешение не просто так, а что это самая что ни на есть настоящая сказка. (Я к шапке особо не приглядывалась, как и к номинации.) Вообще, от чтения было ощущение сказочности. Очень легко представить эту историю в формате манги или атмосферного аниме со всеми вот этими "то ли правда, то ли нет". (Вот сейчас понимаю, что вайбы Кэнди-Кэнди поймала, а когда читала, только Миядзаки вспоминался — не знаю, близко это вам или не совсем, но раз уж я о своих ощущениях, то вот...) Ну, и не могу всё-таки не повторить за многими: язык прекрасный, описания изумительные! Все как живое, очень настоящее. Читается легко, воздушно —наслаждаешься чтением. Автор умеет вплетать чувства читателя в повествование! 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Энн, наверное, очень плохая девочка и страшная грешница. Но духовной пищи не хотелось, а вот яблок — еще как. Энн просто прелесть, такой живой и трепетный образ юной души, которой предстоит невероятно важное — повзрослеть. История обволакивает и уютом, и переживаниями и завлекает прожить вместе с малюткой Энн ее последний год.Начало мне показалось немного сумбурным, но со второй главы история захватывает. Особенно переживательным получился поход ребят обратно через лес. Драматично, тревожно, но невозможно оторваться. Все события описаны завораживающе, будто это не текст, а калейдоскоп красочных рисунков. И вместе с красками от начала и до конца протягивается тонкая, но крепкая нить душевного развития героини. Мне очень понравился разговор Энн и Джейн — кульминация работы. Снаружи тихая — всего лишь два тонких голоса юных девушек, но изнутри громкая. Понравились отношения Энн с ее семьей, включая тетушку Эдну, все они в тексте намечены пунктиром, а в воображении воплощаются ярко. Еще работа переполнена символами и метафорами. Не знаю, правильно ли я разгадала их, и наверняка автор задумал больше, чем я увидела. Например: пироги — символ домашнего уюта, который мы начинаем ценить, становясь старше. Железная дорога — жестокие перемены будущего, в которое мы неумолимо несемся. А вот душепряд для меня остался загадкой, и не совсем понятной была параллель с Мэг. Образ богадельни тоже очень понравился — отлично ложиться на сюжет и атмосферу, но его как будто тоже не совсем разгадала. Самое восхитительное в тексте — образность и краски языка. Описания соприкасаются на всеми органами чувств, создавая прекрасные живые картины каждого события. Это работа про смерть как часть жизни, неизбежная и близкая. Еще она о принятии перемен, которые нередко жестоко расправляются с тем, что нам дорого. Но это не значит, что жизнь впереди не будет стоить нашей любви. Для малютки Энн год и правда был последним — дальше будет что-то следующее. 2 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |