↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Как писать кроссоверы (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 9 748 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Кроссоверы - мой любимый жанр, в котором я чаще всего пишу. В этой статье мой взгляд на кроссоверы как таковые, виды кроссоверов, анализ самых распространенных ошибок (своих и чужих) и памятка, что не упустить, начиная писать работу по нескольким мирам.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Из всего фанфикшна кроссоверы — мой любимый жанр. Люблю его за неожиданность сюжетных ходов, сложность проработки миров и внутреннюю неоднозначность. Еще бы — миров-то два!

Поэтому решила рассказать о нескольких вещах:

1) Основные достоинства жанра;

2) Виды кроссовера;

3) Как писать кроссовер (на личном опыте);

4) Примеры с ошибками.

Примечание: чтобы не огрести по шапке от других авторов, все примеры выдумываю сама.

Для начала — о достоинствах

К плюсам кроссовера я отнесла бы, в первую очередь, его небанальность.

Фанфик чаще всего вторичен, а кроссовер дает возможность полностью перевернуть представление об уже знакомой вселенной (даже двух). Ситуация, даже если и будет повторять канонную, априори новая.

Второй плюс — это, конечно, психологичность. Чтобы органично переплести два мира и столкнуть лбами героев двух вселенных, приходится иногда попотеть — но оно того стоит.

И третье (очевидно) — пейринги. Иногда герои разных произведений созданы друг для друга. И кроссовер — это просто возможность дать им встретиться.

Теперь о видах

Несмотря на кажущееся многообразие, видов кроссоверов немного. Во всяком случае, я насчитала три. Если я что-то упустила — буду благодарна за подсказку в комментариях.

В гостях у… Это самый простой для написания вид. Герой (или два, три) из одного мира попадают в другой, и со своим более никак не взаимодействуют. Идеальный способ раскрыть персонажа — того, который «попадает». Он оказывается в новых условиях, в новом окружении и вынужден существовать с этими условиями. Таким образом, вся «шелуха» обычных обстоятельств и окружения отбрасывается, остается личность в чистом виде.

ЗАСАДА. Да, она есть и зовется ООС-ом. Стоит немного ослабить контроль, чуть отвлечься от набора моральных и нравственных ориентиров героя, и на его месте возникает картонка с именем, неживая и, что хуже, не жизнеспособная.

Пример: Доктор Стрэндж оказывается в мире Гарри Поттера, начинает решать проблемы Поттерианы, а потом, с помощью Камня Времени, отправляется в прошлое убивать Волдеморта, чтобы предотвратить много-много трагедий. Вот только Стивен Стрэндж — убежденный пацифист и НИКОГДА не пойдет на убийство ради общего блага. Устранить врага, нападающего на него прямо, он еще может, но расчетливое убийство — не в его характере. Он клятву Гиппократа давал.

С чужого плеча. Один из самых странных, на мой вкус, видов кроссоверов. Герой одной из вселенных замещает героя из другой. Он не проживает свою жизнь, а с самого начала оказывается частью совсем другой истории. Это хороший способ проверить, насколько жизнеспособна вселенная. Если в ней много дыр и ляпов, она начнет разваливаться, стоит на место протагониста вставить чужака.

ПРОБЛЕМА. Очень легко скатиться в повторы. Описывать одни и те же, уже знакомые читателям оригинала события, не привнося в них ничего нового и свежего, просто как будто под другим углом — а на самом деле, писать изложение. Школьное.

Пример: Шерлок Холмс в одиннадцать лет получает письмо из Хогвартса, едет учиться… и на протяжении первых пяти глав нам подробно описывают его поход в Косую аллею, знакомство с Хагридом, поездку на поезде, где он находит (или НЕ находит нового друга). Далее могут следовать его встреча с Пушком, споры или же нежная дружба на почве нелюбви к окружающему миру со Снейпом… Чувствуете подвох? Мы уже знаем эту историю. От того, что героя будут звать не Гарри, а Шерлок, ничего не изменится.

«Они сошлись…». Мой любимый вид. Вселенные переплетаются между собой, герои знакомятся, события влияют друг на друга. Самый веселый вид с точки зрения нездоровых экспериментов, помогает показать героев в нестандартных ситуациях, дает возможность выделить неожиданные детали миров.

ОДНАКО. Очень легко скатиться в космическую чушь, растерять смысл и идею просто ради «сведения» персонажей. И тогда получается парад картонок в еще более картонном мире.

Пример: Майкрофт Холмс замечает ряд странностей, происходящих на территории Британии, и никак не может их объяснить. Когда по необъяснимым причинам обрушивается половина жилого квартала в Ист-Энде, он берется за проблему всерьез — и обнаруживает, что в стране уже несколько месяцев действует американская организация ЩИТ. Все бы хорошо, но стоит немного упустить детали одной или другой вселенной, и получится неаппетитная сборная солянка, а Майкрофта Холмса вы обнаружите размахивающим лазерной пушкой в борьбе с инопланетными захватчиками.

И наконец, советы

Когда я приступала к первому кроссоверу («Химия любви»), мне казалось, что передо мной — топкое болото. На деле выяснилось, что в болоте много кочек, по которым достаточно удобно прыгать. И к моменту написания «Сфер влияния» у меня сложилось несколько проверенных на практике рецептов написания кроссовера. Делюсь.

Первым делом проверьте:

Совместимость. У миров должна быть… валентность, то есть они должны быть способны присоединять к себе другой мир. Хотя бы маленькая зацепка, намек. Поясню. С «Гарри Поттером» все ясно — в нем есть магия, так что потенциально возможно все, кроме того, что запрещено законами трансфигурации Гэмпа. «Шерлок ВВС» чуть менее пластичен. Специфика вселенной не позволяет переносить действие в другое время (он сам — перенесенная в другое время оригинальная история), поэтому, например, «Трех мушкетеров» к нему не прикрепить, разве что притянуть за уши. За длинные заячьи уши. «Ведьмак» — идеален в этом плане, в оригинале есть понятие Сопряжения Сфер, то есть соединения миров, а одна из главных героинь цикла и вовсе обладает способностью перемещаться в пространстве и во времени. Вселенная Марвела — очень гибкая, проглотит кого угодно. «Хроники Нарнии», как ни странно, весьма закрытые — любой чужеродный персонаж может пошатнуть созданное пророчествами и предопределенностями равновесие. И так далее.

Чтобы не уходить в рискованные авантюры, лучше проверить миры на соответствие по двум параметрам: время и место действия. Кстати, именно поэтому, на мой вкус, «Гарри Поттер» и «Шерлок» созданы друг для друга. Одно место, одно время, один возраст героев. Действие одного произведения начинается после окончания другого.

Потребность. Миры совместимы? Отлично, остается определить совместимость героев. В них должна быть потребность — иначе смысла нет никакого. Проще говоря, новые герои должны иметь возможность решить проблемы другого мира. Так, можно отправить ведьмака Геральта в Хогвартс, потому что он потенциально способен противостоять магам и чудовищам. Но не стоит отправлять Шерлока в мир Ведьмака, потому что вся его дедукция будет бессильна против решившей его сожрать стрыги — огромной зубастой твари с непрошибаемой шкурой.

Есть и другая сторона медали. Если миры очень похожи, переплетать их просто бессмысленно. Едва ли кто-нибудь что-нибудь выиграет от кроссовера двух средневековых фэнтези. Или двух современных боевиков.

Отношения. В гете (в моем мире всего два направления — гет и джен, если что, но это и для слэшных версий подходит) важно не дать себе сделать самую главную мерзость. Не начать «сводить» героев просто ради их отношений, иначе получается на редкость низкопробная порнографического толка гадость. Я себя проверяю вопросом такого рода: «Цель в том, чтобы поумиляться любви X и Y?». Если ответ «Да», то идея летит в топку. Потому что история — это про конфликт, проблемы и поиск решений. Да, любовь может быть главной темой — но не должна становиться самоцелью.

Итак, проверку идея прошла — начинаем строить сюжет. Про элементы сюжета сейчас говорить не буду, просто отмечу, что должно обязательно быть выверено в кроссовере.

Несмотря на все обстоятельства личности героев должны сохраняться, даже аккуратнее, чем в обычном фанфике. У каждого хорошо прописанного героя есть множество особенных черт, которые нужно выдерживать. Поясню: Шерлок твердо уверен, что он социопат, не способный на эмоции и чувства. Ошибается, конечно, но ВЕРИТ в это. Моффату и Гетиссу позволительно лишить его дара речи при виде Ирэн Адлер, но нам такого не простят. Как бы прекрасна ни была появившаяся из пламени камина Гермиона, он не может потерять дар речи, залюбовавшись ее каштановыми кудрями.

Также нужно учитывать здоровые реакции. Когда миры соприкасаются, герои сталкиваются с явлениями, которые для них непривычны. И их реакция на новый мир — это та часть истории, напортачив в которой, можно выбросить все.

Здесь помогает банальнейший список этапов принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Быстро или медленно, легко или просто герой обязан пройти все эти шаги, прежде чем смириться с новым миром, который отличается от его собственного. Правда, в зависимости от темперамента героя, эти шаги могут быть как очень заметными (как, например, у меня Шерлок в «Не любви» принимает мир магии: тяжело, со скрипом, отгораживаясь от него, споря с Гермионой), так и едва различимыми (так принимает магию Геральт в «Тонкостях портальной магии»). Но они должны быть обязательно.

Конфликт. В кроссовере конфликт ВСЕГДА (да-да, большими буквами) должен быть связан с обоими мирами. Если у нас первый или второй типы, то есть из второго мира только герой, то с ним должно быть связано решение конфликта, если третий — то конфликт должен затрагивать оба мира.

Пейринги. На самом деле, любовь может быть у кого угодно с кем угодно, вопрос в качестве создания отношений. Но чем дальше герои друг от друга по набору моральных установок и чем больше у них различаются взгляды, тем больший путь им придется пройти. Если ваша цель — не PWP (который и за литературный жанр-то принять сложно), то избави вас боги всех миров от насильственного сведения персонажей. Выстраивание отношений — это путь, не стоит лениться его выписывать, если не хотите, чтобы история рассыпалась кусками.

На этом, собственно, все. И, как писал один из читателей, «даешь больше безумных кроссоверов».

Глава опубликована: 06.11.2019
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Статьи про творчество

Собираю понемногу свои статьи о писательстве: по большей части, это мои собственные переработанные чек-листы, которыми я постоянно пользуюсь при работе с текстом.
Автор: Avada_36
Фандом: Ориджиналы
Фанфики в серии: авторские, все мини, все законченные, General+PG-13
Общий размер: 94 606 знаков
Отключить рекламу

14 комментариев
Большое спасибо за полезную статью!
Avada_36автор
Саяна Рэй
На здоровье! У меня несколько статей на Фикбуке, понемногу перетащу сюда)
Прочитала. Познавательно. Только не поняла, куда отнести мой кроссовер :).
Avada_36автор
HallowKey
А у вас в нем что?)))
Это очень полезная статья, которую было действительно интересно читать, так как все, кто знаком с вашим творчеством хотя бы на минуту должны задуматься: "как?". Статья отлично отвечает на этот не высказанный вопрос
Avada_36автор
Alex Aurora Armor
Спасибо! Как-то мне самой захотелось разобраться в этом вопросе, вот и написала статью)
Viara species Онлайн
Очень интересно, спасибо!)
Обычно кроссоверы сами собой сплетаются, никогда не задумываешься: почему именно так, а не иначе?
По видам кроссоверов, думаю, есть дополнение.
Параллельные прямые.
Что я имею в виду...
Вы находите параллель между двумя персонажами из разных миров и с позиции наблюдателя сверху, какой-то высшей силы наблюдаете, как эти линии параллельно развиваются.
Допустим, берете Гарри Поттера и Фродо Бэггинса и параллельно расписываете, как они меняются и развиваются под гнетом своего предназначения, делая упор на сходство (наверное, можно и на различия), выражая этим какую-то идею.
То есть не заселяете одного героя в другой мир, как в случаях один и два, не сводите героев на "нейтральной территории", как в третьем случае, а именно запараллеливаете.
Avada_36автор
Viara species
Спасибо, рада, что было интересно!
И спасибо за дополнение — не встречала такого варианта и он не приходил мне в голову, но почему бы и нет!
Классная статья про кроссоверы! Спасибо.
Только мне интересно, фанфик в котором взята только идея из другого мира, будет считаться кроссовером?
Например, в мире гп магия будет работать от варпа (как в мире вархаммера) - магия работать будет, но с условием, что чересчур увлёкшихся ею сожрут демоны и проникнут в мир.
Avada_36автор
Hiuz
Спасибо, рада, что статья понравилась)
Насчёт вашего вопроса — не знаю, наверное, всё же да.
Avada_36
Ну, на фб видел, что такие вещи ставят в кроссоверы
"ПРОБЛЕМА. Очень легко скатиться в повторы. Описывать одни и те же, уже знакомые читателям оригинала события, не привнося в них ничего нового и свежего, просто как будто под другим углом — а на самом деле, писать изложение".

Это проблема не только кроссоверов - такое часто встречается вообще, в особенности в работах по ГП. В самых тяжёлых случаях, произведение этим и ограничивается, но даже более амбициозные фики со своим полноценным сюжетом иногда страдают такой первой половиной. Совет авторам в данном случае - описывать "стандартные события" только если они приносят что-то новое.
Avada_36автор
LoneWolfEkb
"ПРОБЛЕМА. Очень легко скатиться в повторы. Описывать одни и те же, уже знакомые читателям оригинала события, не привнося в них ничего нового и свежего, просто как будто под другим углом — а на самом деле, писать изложение".

Это проблема не только кроссоверов - такое часто встречается вообще, в особенности в работах по ГП. В самых тяжёлых случаях, произведение этим и ограничивается, но даже более амбициозные фики со своим полноценным сюжетом иногда страдают такой первой половиной. Совет авторам в данном случае - описывать "стандартные события" только если они приносят что-то новое.
Согласна, это проблема и ретеллингов, и всего, что пишется в тесной связке с каноном.
Хорошая статья. Кратко и по делу)
Единственное, я бы ещё добавила небольшое уточнение: многое зависит от жанра. Если пишется юмористическая зарисовка, то убегающий от чудища Шерлок может оказаться хорошей находкой. Как и любовная история (гет - это же не обязательно сразу нца и пвп, история развития отношений может быть и с конфликтом, и с развитием и ростом персонажей, и всем тем, что делает интересными приключеньки). Тут уж от таланта автора зависит.

И вот ещё какая проблема есть с кроссоверами, весьма существенная. Столкнулась вот на нынешней Лиге.
Берём малоизвестный канон + широко известную Поттериану. И вот тут надо познакомить читателей с тем, малоизвестным каноном, и это знакомство может вылиться в краткий пересказ (как-то так у меня и получилось). Так вот, все не знакомые с редкофандомом читатели за этот пересказ благодарили - их ввели в историю, познакомили с персонажами, не заставили лезть в краткую и малоинформативную энциклопедию. А вот единственному читавшему повесть человеку первые главы "знакомства" не зашли. Вывод: такие "знакомства" надо делать изящнее и аккуратнее, но они нужны и даже могут привлечь "новичка" в редкофандом.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх