↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Брандмейстер Битти хотел умереть. "Умереть, уснуть и видеть сны, быть может..." Он больше не мог и не хотел так жить. В этом страшном мире. Без Шекспира. Без бесед на крыльце. В мире, где лица без пор, без выражения, где стены телевизорные истошно вопят и никого не слушают. Где человек лишь салфетка, а предметы не имеют качества. Где человек питается лишь тенями. Где лиц не увидеть, ведь они нелепо растянуты на 200 футов. В мире без запаха книг, но с запахом керосина и гари.
Он бил Гая Монтега наотмашь, бил отчаянно, как человек, потерявший всякую веру в себя и мир вокруг. Он бил Монтега, чувствуя к себе отвращение. Ему было мерзко, но он бил и не мог остановиться. Бил так, будто это Гай Монтег виноват во всем. А потом злил его, выводил из себя, дразнил и молил, чтобы тот, наконец, нажал спусковой крючок. А ведь они могли бы быть настоящими друзьями. Как жаль... Битти не был оптимистом, как Монтег, он не верил, что можно всё исправить. Он не верил в успех борьбы, которую решился вести Монтег. А потому оставалось лишь одно: умереть. Выпросить эту смерть у Гая Монтега.
* * *
Он помнил первые украденные и прочитанные им книги.
И первый смех. Настоящий, человеческий, а не тот заученный, светский, отполированный до омерзения смех. Это был единственный настоящий смех в его жизни. Дикий, необузданный, ничем не сдерживаемый хохот! "...Кончив исповедь, он вытащил францисканца из исповедальни, сел на его место и, мощной рукой поставив монаха перед собой на колени, произнес: "Я открыл тебе свои грехи и ты не выйдешь отсюда, пока не откроешь мне своих!" — Говоря так, он упирался могучим своим коленом в грудь противника..." — Битти читал Вольтера.
И первые слезы. Он видел перед глазами следующее: "... — А что значит, приручить? — Приручить — это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы... узнать можно только те вещи, которые приручишь. Но у людей давно уже нет времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями..." — это был Экзюпери.
И ярость. Выхватив глазом строки девятнадцатого сонета Шекспира: "...В прах обрати земные существа и феникса сожги в его крови..." — О да, это единственное, что он в своей никчемной жизни умел: все обращать в прах и пепел! А узы? Мог ли он создать узы и удержать их? Нет, только уничтожать и сжигать.
И, наконец... Счастье! Он понял, что он чувствует! Мыслит! Существует! И он счастлив! Да, ощущая эту ярость и эти жгучие слезы можно быть счастливым! Ярость и слезы — это был катарсис!
От того безумного дня у него осталось твёрдое ощущение лишних глаз и ушей... Кто? Механический пёс? Кто-то вроде Клариссы или того старика Фабера, что пчелой жужжал в ухе Монтега?
Фабер, Кларисса... Наверно, всё дело в том, что в своё время брандмейстер не встретил на своём пути такой вот Клариссы или такого старика. Монтег — счастливчик! А Битти не везет на радостно жужжащих пчел. Ему вообще не везет.
* * *
Битти помнил свои собственные первые книги и сразу понял, когда его подчиненный стащил первую парочку. Брандмейстер сразу понял, какие именно книги. Он не бил тревогу. Он ждал. Он забавлялся. Ему было интересно. В жизни не так много встречалось того, что могло выдернуть его из энтропии этого черного сна. А еще... он... завидовал. Завидовал, видя, как кто-то другой находится на пороге открытий. Что кто-то другой в начале пути. Тогда как сам брандмейстер все давно открыл, прочитал, прошел и... разочаровался. И завидовал храбрости Монтега. Битти видел, что тот не отступится, не сдастся, не предаст, не струсит, как сделал это когда-то молодой пожарный, ныне брандмейстер.
* * *
Он помнил первую загнанную в ночной охоте крысу. Он помнил первую сожженную книгу. И первый сожженный дом. И... первого... человека...
Он — убийца. Ему не место на этой Земле.
* * *
Битти загорелся. И это было лучшим, что он испытал за долгие годы. Здесь, сейчас, в этой страшной агонии он жил, по-настоящему жил. Впервые. И оно стоило того. Быть может поэтому он не избрал более легкую смерть: настроить рецепторы механического пса на себя и умереть тихо и безболезненно. Что проще? Нет, ему понадобился этот пафос! Ведь в этом последнем ожесточенном споре, в этих ядовитых словах и интонациях он чувствовал себя живым! Глядя глаза в глаза своему противнику, вызывая огонь на себя, эти мгновения боли и страха — единственное что-то настоящее, что у него было когда-либо. Ведь Битти не имел даже родных. Реальных, а не этих чертовых кукол-"родственников" с телевизорных стен!
Более живым он был лишь тогда, когда держал в руках впервые украденных Вольтера, Экзюпери и Шекспира, в тот день, когда поезд сломался и Битти шел пешком через заброшенное поле и редкие деревья, сжав кулаки в кожаных карманах, зло сбивая солнечную пыль колючего сушняка. Когда вдруг по-детски плюхнулся в сухих зарослях пахучей травы и завыл, как телок... А вокруг всё было такое живое, настоящее, такое осязаемое! И то "что-то", спрятанное на груди у самого сердца, испуганно-доверчиво трепыхалось и странно льнуло к своему несостоявшемуся палачу. К своему спасителю. В тот день, когда дрожали руки, закладывая проржавевшим кленовым листом Шекспира, острой длинной травинкой Вольтера, а Экзюпери солнечным одуванчиком. Одуванчик... Что там эта девчонка болтала Монтегу про одуванчики? Провести им по подбородку... Какая глупость! И как же хотелось побыть немного глупым! Но это не для него. Да, для Битти точно не останется ни грамма пыльцы, ни грамма счастья... Ему не нужен был этот эксперимент, он знал результат и так. И на что ему такая жизнь? Он ведь не умел ловить дождь ртом, как эта маленькая сумасбродка... И не умел любить весь мир, как она. И верить в лучшее, и бороться, как Монтег. И давно разучился смеяться. Он не верил в глупую птицу Феникс. Он трус. И потому Битти мерзко предаст то, что было приручено им, то, что было спасено им же и с чем были созданы узы. Сам, своими руками устроит это аутодафе. А потом будет сдирать с себя кожу. Потом не сможет смотреть на себя в зеркало на эту малодушную рожу. "Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать..." Битти физически будет ощущать, как в ужасе и неверии и последней отчаянной надежде задрожат эти тоненькие беззащитные листочки. И ему суждено помнить это до конца.
А через много лет, привычно засунув эти воспоминания как можно дальше, вдохновенно читать лекцию ожидаемо занемогшему Монтегу. Отличная была лекция. Да. И, со снисходительной улыбкой, ободряюще похлопывать познавшего книги и прелесть беседы, и ужас убийства. Похлопывать по плечу на правах старшего, умудренного опытом, все это уже прошедшего и испытавшего с предложением и Монтегу забыть все эти глупости. Вот только почему-то, выходя из его дома, перед глазами, бабочками в раскаленном воздухе будут дрожать преданные некогда брандмейстером Простодушный, Лис и Маленький Принц, и прекрасная Роза, и Фонарщик, напоминая сквозь годы: "Ты лжец, убийца, предатель и трус!" Они явятся Битти, как жертвы "Ричарда III" явились тому в палатку в ночь перед последней битвой страшными обвиняющими призраками. Они придут, когда он будет думать, что все давно забыл и давно покончил с этим. В тот вечер брандмейстер Битти будет гонять по дорогам, плавя резину и надеясь не справиться на повороте. А ночью, не сумев прикончить себя, вновь будет охотиться на крыс, нервно смеясь, куря и сплевывая, затягиваясь глубже, надеясь, что навязчивая дурнота пройдет. Она не пройдет.
* * *
Небо, что украл огонь саламандры, вернулось на место. И было слышно, как звонко переливчатыми серебряными колокольцами не то плачут, не то смеются звезды. Как ветер доносит шуршанье одиноких золотых колосьев с заброшенных полей, нашептывая вечные грезы тому, кто так хотел умереть и видеть сны. И будет слышен шепот понимания очевидного, накрывшего сознание Монтега: "Битти хотел умереть!"
Муренаавтор
|
|
Stasya R, Спасибо огромное за рекомендацию!
|
Очень даже неплохая зарисовка. Я уже довольно смутно помню канон, но, даже несмотря на это, тут герою сопереживаешь стопроцентно.
|
Муренаавтор
|
|
Foxita
Очень даже неплохая зарисовка. Я уже довольно смутно помню канон, но, даже несмотря на это, тут герою сопереживаешь стопроцентно. Спасибо огромное за положительный отзыв! |
Как ориджинал у меня прочиталось очень плохо. Так плохо, что я пошла и прочитала оригинал: мнение резко изменилось :)
Показать полностью
Эта работа удачно гармонирует с авторским стилем повествования и хорошо вписывается в сам канон. Вот только мои впечатления и впечатления автора работы слегка разнятся в том, как мы поняли Битти. Мне этот персонаж показался настоящим ценителем прекрасного: кто бы ещё помнил столько много прочитанного и с таким удовольствием использовал это в жизни? Битти любит книги и это хорошо чувствуется. Он обрёл для себя отдушину, которой ни с кем не мог поделиться - он следовал правилам, он жил, как надобно. Но презирал мир, в котором существовал, или, может, просто чувствовал себя чужим со своими знаниями. Когда Монтэг "проснулся", прозрел, когда он стал понимать, чего лишают людей, когда увидел то, как и чем они живут - пустыми душами, думаю, Битти обрадовался. Нет, не тому, что теперь у него появится единомышленник, кто-то, с кем можно будет разделить боль. Битти увидел своё спасение. Мне кажется, если бы он просто хотел умереть, он бы мог сделать это давным-давно и как угодно. Но давайте вспомним момент, где они сожгли вместе с книгами женщину, потому что та отказалась уходить. Когда она раскрыла ладонь, продемонстрировав им спичку, Битти вместе с другими пожарниками резко отступил к выходу - он не хотел умирать вот так. Мне кажется, ему было важно сгореть так же, как те книги, которые он с упоением жёг, он хотел умереть от огня - точно таким же образом исчезнуть, как все эти страницы, полные знаний. И это должен был сделать тот, кто, как и он, мог чувствовать и осознавать, кто более не был равнодушным и слепым, и кого можно было забрать с собой - за компанию. Вряд ли Битти мог поверить в то, что Монтэг сможет спастись из той ситуации, в которой оказался. И, возвращаясь к началу своего отзыва, - мне не хватило от автора работы этих самых чувств, этого самого понимания. А ещё я сильно сомневаюсь, что Битти было так много известно о жизни Монтэга. Например, историю с одуванчиками. Да, записи велись, он имел к ним доступ, но одуванчики, да ещё в таком свете - нет. Это очень вряд ли. Всё вышеописанное - это сугубо моё видение, возможно, я понимаю неправильно. Кто-то, как и автор, может чувствовать Битти по-другому. Каждый читатель пусть сам для себя решит, каким ему видится персонаж. Тем, кто любит Брэдбери, эта работа понравится. Она прекрасно исполнена, автор смог передать ту самую атмосферу, которой пропитана книга. И мне понравилось, как переданы чувства самого Битти. Но те, кто не читал "451 градус по фаренгейту", вряд ли смогут оценить эту работу по достоинству. |
Ren Hauthier
Хоть и не мне, но: здорово, что Вы обратились к оригиналу! 1 |
Антон Владимирович Кайманский
Если бы я этого не сделала, я не смогла бы написать обзор. Потому что данная работа не читается без знания канона. Я никак не могла огорчить этим автора :) |
Муренаавтор
|
|
Ren Hauthier
Показать полностью
Спасибо огромное за такой развернутый, вдумчивый, конструктивный отзыв! Особенно за то, что "не могли огорчить автора" и обратились к канону)! Обращение читателя фанфика к оригиналу - это дорогого стоит! Спасибо так же за то, что ваш комментарий заставляет хорошенько думать над своим текстом. Этот вопрос касается вашего замечания по поводу того, что Битти хотел умереть именно от руки Монтэга, как от руки единомышленника и умереть вместе - очень интересная мысль! Вы мне ее подкинули и я теперь "буду ее думать" - как говорила Мартышка в "38 попугаях":). Что касается того, что он не хотел в принципе умирать и отпрянул от спички. Это нормальная реакция живого существа. Рефлекторная. Не считая подобных моментов, как мне кажется, умереть он, все-таки, хотел перманентно. Ведь есть люди, которые хотят умереть, делают попытки, бывают на краю, но не могут совершить последнего шага сами. Им нужен исполнитель (вспомните "Клуб самоубийц" Стивенсона или по нему наш фильм с О. Далем). Кстати, об этом явлении Битти говорит. Он рассказывает ведь о пожарных, которые не могут сами себя убить, но используют механического пса, настраивая его на себя. Поэтому, я не зря упомянула пса в этом контексте. И так же не зря дала объяснение тому, почему он сам не сделал так же, как те пожарные. Это, по-моему, вполне в логике того, о чем вы говорили. Кстати, о механическом псе. Возможно вы правы и момент с одуванчиком натянутый... Но. Я его обосновывала тем, что механический пес вел за Монтэгом слежку, дежурил у дверей. Может быть не только он. Кроме того, помните, что говорит предводитель подполья, когда они вместе с Монтэгом по мини-телевизору смотрят на то, как задерживают человека, выдавая его за Монтэга? Он говорит, что за такими чудаками наблюдают очень пристально. Специально для таких случаев. Наблюдают так, что знают их расписание до минуты, знают в деталях, чем они занимаются, с кем и о чем говорят. Я исходила из этих двух фактов. То же могло быть и с Монтэгом, учитывая, что он был "под колпаком". Но если второй аргумент в отношении Монтэга косвенный, то вот пес, дежуривший у его двери - это прямой аргумент в защиту осведомленности Битти. Что касается любви Битти к книгам. И то, с каким азартом он это использовал в жизни. Мне казалось, что я это показала, хотя и вскользь. В его воспоминании о том, как он вдохновенно читал Монтэгу лекцию. Во всяком случае, пыталась, хотя и не акцентировала внимание, да. Просто я сделала упор на его прошлое. Мне хотелось разобраться, как он впервые пришел к книгам. А его последующую любовь показала лишь мельком, пронесясь аллюром. Но теперь с вашим комментарием, быть может, опишу и это))... 2 |
Муренаавтор
|
|
Ren Hauthier
Автор, вы - молодец :) Вы реализовали очень здравую мысль, которая так удачно подана, что без неё канон теперь кажется неполным. Во всяком случае мне. И за это вам большое-большое спасибо :) За такие слова... Просто позвольте мне вас обнять))!!! |
Показалось, что тут автор несколько перебрал с пафосом. Судя по всему, это сказывается влияние канона. На мой взгляд, это не недостаток, но боюсь, что незнакомых с каноном читателей может оттолкнуть.
|
Муренаавтор
|
|
WMR
Возможно. Пафос - действительно мое больное место. Всю жизнь меня в него тычут. И всю жизнь борюсь. Но здесь, все-таки, канон тоже играет роль. Весьма серьезную. И тема с сюжетом, выбранные мной. Что ж, будем совершенствоваться. Спасибо за отзыв! |
Анонимный автор
Да я как раз и говорю, что тут пафос отчасти обусловлен каноном. И в целом канон в этой работе чувствуется. Что здорово) |
Муренаавтор
|
|
WMR
Спасибо)! |
Муренаавтор
|
|
Муркa
Вы умудрились обойти правила и выставить на конкурс стихотворение. Без рифм, без ритма (почти, иногда все-таки проглядывает), но только в стихах возможна такая надрывность, чистые, не спрятанные за сюжетом эмоции, яркая реакция на все происходящее - в первую очередь, происходящее внутри. Метания, мысли, оценка собственных поступков, надежда, парадоксальное “только умирая, почувствовать себя живым” - слишком все лирично, чтобы быть прозой. Вот уж не думала, что у меня проза в стихах вышла)! Как вы интересно увидели! Спасибо за такой неожиданный и чудесный отзыв, и позвольте вас обнять, и плюшек вам))!1 |
Муренаавтор
|
|
Муркa
И за обзор спасибочки)! 1 |
Всегда задумывалась, почему Битти так хотелось умереть. Пожалуй, ваша версия очень гармонично вписалась в мою недостающую картинку)) Так что огромное спасибо за пережитые эмоции. И за катарсис)
|
Муренаавтор
|
|
Adare
Ой, как же приятно быть человеком, который внёс новый штрих в чью-то картину или новый подходящий недостающий пазл мозаики и так отрадно знать, что мне посчастливилось чуть-чуть внести вклад в чью-то личную гармонию). Спасибо, что прочитали и что отозвались добрым словом)). Очень рада, что понравилось). |
Шикарно...
|
Просто офигенный фанфик.
|
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|