↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Он не знал своего имени. Даже удивительно, как по-разному в языках мира может звучать одно и то же слово и как быстро оно потом становится словом совсем другим. Как Джон превратился в Ивана, оттуда — в Иоганна... Он не помнил, откуда родом, не помнил даже, как выглядел раньше. Голова давно выгорела под солнцем цветущей Греции, глаза привычно щурились после кочевья по широким степям, где вольно гулял ветер.
— Эй, путник, — встречали его в деревнях и городах.
— Эй, — откликался он. И так и звал себя: Эй.
У Эя не было Родины. Смутные очертания зеленых холмов рассеялись с одним из китайских рассветов, и с тех пор его домом стал мир.
Он смотрел на неровно дышащее, как в лихорадке, море, будто изнуренное зноем. Он брел сквозь льды Антарктиды. Его лицо пожелтело после борьбы с климатом тропиков Южной Америки, а легкие не хотели знать самых тонких благовоний после воздуха Кавказа.
На Кавказе больше нет воздуха. В тропиках скоро зачахнет последнее дерево. И Эй будет последним, кто подарит небу человеческое слово: "прощай".
Вокруг расстилалась африканская саванна. Где-то между Кенией и Угандой, где точно — он сказать не мог. Знать это уже не было нужды. На востоке — или то был запад? — темнел оазис — рай в растрескавшемся аду, а сейчас — самый настоящий ад, ад не песков, но миражей. Отравленная вода медленно текла меж умирающих трав, зеленых, но уже безнадёжно больных.
Африка, колыбель человека, станет его могилой. Саму Африку уничтожили первой: неизвестная прежде лихорадка вспыхнула и разнеслась по материку быстрее австралийских пожаров. Людей не успевали хоронить, а потом их хоронить стало некому.
— Эта чума неспроста, — сказал тогда Джон, отец Джозефа. Ему не поверили, а ведь он, кажется, был прав... Людям нужна была свободная земля, чтобы спрятаться. Правда, никто не успел. Эй не знал. Эй смотрел.
Весь мир погиб позже: когда Япония запустила ядерный механизм. Много веков прошло с дня, как великий император, любимец Аматэрасу, отрекся от права звать ее матерью. Человек стремился к бессмертию — и синтоизм вновь отрастил голову.
— Человек не станет бессмертным, природа не допустит, — легко пожимала плечами мать Поля, Жюли. — Никто еще не становился, все виды изживали себя сами, — и прислушивалась к биению искусственного сердца.
Люди жили по двести лет и скоро могли бы научиться жить и до трехсот, лишь постоянно подновляя стареющий механизм. Так говорил Коичи, необычно высокий для японца мальчишка с горящими глазами. Его отец и занимался "подновлением" людей.
Коичи, пряча огонь за темной радужкой, умело делал вид, что любит слушать. Он задумчиво следил за пальцем, очерчивающим на карте изгиб мыса Доброй Надежды, переспрашивал о диковинных лягушках бразильских лесов. Но куда больше он любил говорить: про рисовые поля, про закат над озером, про дракона, что жил под землей и заставлял извергаться вулканы. Любил схватить за рукав и вытащить на улицу, широким жестом обвести неказистый переулок и сказать: "Вот мой дом, брат".
Последняя встреча с Коичи была другой. Они с Эем увиделись вновь спустя десять лет. Эй не хотел возвращаться в места, где уже бывал, но судьба сама завела его в эти края, и он решил поговорить с Коичи еще раз. Поговорил.
Глаза повзрослевшего Коичи по-прежнему пылали, но огнем мрачным, ровным. Таким огнем пылала сама Япония, объятая жаждой господства, несчастная и слепая в этой жажде. Маленькая Япония, ее одной из первых же и уничтожило взрывной волной.
Они с Коичи выпили. Еще раз. И еще. А потом Коичи подошел близко-близко — так, что стало неуютно, — и прошептал: "Наверное, мы ошиблись, брат. Но вот мой долг, брат".
Спустя неделю Уэльс был снесен под щебень.
— Вот мой долг, брат, — сказал непривычно серьезный Джозеф и покинул дом.
— Вот мой долг, брат, — стиснул плечо Поль, принимая у Жюли склянку с йодом.
— Вот мой долг, — повторял Эй за каждым из них. И оставался позади.
Долг Джозефа прятался в самом густом клочке тумана над Альбионом, долг Поля — в лавандовом дурмане, Коичи — в жерле Фудзиямы. А долг Эя рассеялся по миру.
— У человека не может не быть Родины, — говорил Джон, отец Джозефа, важно постукивая указательным пальцем по столу. — Тогда бы ему нечего было любить и ненавидеть.
И Эй любил. Эй смотрел. Он не помнил, был ли у его дома сад, шумело ли море по утрам в родной гавани, но он помнил гордость в голосе Коичи, когда тот обводил рукой свой неказистый людный переулок, помнил нежность в глазах Джозефа, когда тот глядел на грязные воды Темзы.
Хмурая тайга, где так легко сгинуть и так легко дышать. Бескрайняя золотая степь. Белое, как хлопок, северное небо. Тихие голоса влюбленных в свой край людей: толстогубых и курчавых, узкоглазых и безбородых, седых и совсем юных.
Для Эя не было стороны. Эй любил мир. Он смотрел, смотрел и любил...
И сейчас он стоял среди умирающей, отравленной серым небом саванны...
— ... ему нечего бы было ненавидеть.
И Эй ненавидел.
Не Японию, положившую начало этой, в общем-то, бескровной, просто скашивающей все живое войне. Эй любил ее, как сын любит мать. Ее любил Коичи — и ненавидел тех, кто желал встать на ее пути. Пусть понимал.
Не Джозефа, безжалостно сбросившего бомбу на тот самый переулок, которым так восхищался Коичи, и так же погибшего где-то в Шотландии. Эй любил его, как брат любит брата, как англичанин — англичанина. А Джозеф ненавидел Коичи и всех его собратьев. Радиоактивный туман над Гринвичем чем-то отличался от обычной густой пелены.
Не Поля, возненавидевшего чудесный край, первым встречающий Солнце, пусть Эй и не знал, как можно его ненавидеть. Зато он знал, как любить маковые поля Прованса.
Не ту горстку людей, что вместе с Эем чудом добрались до пропитанной ядом Африки и так быстро оставили его одного. Истощенные, больные, отрезанные от уже погибшего человечества, они мерли один за другим. Их предсмертной молитвой было: "Ненавижу". Никогда — "люблю".
Эй ненавидел...
Кого он ненавидел? Что ненавидел: песок, закрывший, наконец, проклятое серое небо?
Эй не любил: любить было нечего. Эй не ненавидел. Эй смотрел.
Эй смеялся.
— Не прощай! — поглотила песчаная буря.
— ... прощай... — выплюнула.
И замолкла. Погибшая Африка схоронила последнее человеческое слово.
Больше некому было смотреть.
Viara speciesавтор
|
|
flamarina
Огромное спасибо! Уф, конкурс удался. Это не смутное ощущение, автор действительно немного не успел дошлифовать текст, но после таких слов от вас прям хочется алмаз огранить. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
WMR
Показать полностью
Здравствуйте. Большое спасибо вам за отзыв. Про саммари: автор свято убеждён, что в данной конкретной работе (да и в целом, возможно) все человечество едино. У людей схожие убеждения, схожее представление о Родине и долге. Да, они живут в разных странах, да, они готовы пойти друг на друга, но во имя примерно одного и того же. Автор не хотел здесь разделять человечество. Поэтому позволил себе терминологическую вольность. Про сам текст: автор считает, что что читатель соберет - то и верно. Это не головоломка, которую можно решить или не решить. Это, если продолжать сравнивать с мозаикой, стекла, которые можно сложить в витраж, пейзаж или вообще произведение абстракционизма. Идею минимизации сюжета автор не совсем понимает. Вроде как здесь есть умирающая Африка и Эй-Агасфер. И несколько упоминаний прошлого, без которых бы потерялось, во-первых, некое подобие обоснуя, во-вторых - часть изначально вложенных сюда идей. И автору, честно говоря, кажется, что куда-то эти обрывки все же ведут. Вообще... Сначала работа должна была быть больше, но пришёл злой дедлайн и заставил зарисовывать. Пришлось совместить повествование с каким-то зарисовочным абстракционизмом. Шлифовать после дедлайна автор будет. Сам концепт его, пожалуй, устраивает. Спасибо. 2 |
А мне было понятно, что человечество здесь едино.
WMR Мне кажется, эта работа же не про сюжет. Оно про настроение, про смыслы, про ненависть... про дом. 3 |
WMR
Зачем? Тут единство формы и содержания на высоте. Сюжет для лучшего передачи всего остального. А не как обычно - герои и смысл работают на сюжет. 4 |
WMR
Опять же, не соглашусь. Император нужен для игры смысла. Для иллюстрации идеи бессмертия. 1 |
WMR
Будем ждать расширенную версию) но мне и эта нравится. Пока в этой номинации это мой фаворит)) 1 |
Мир погубят не вирусы, не сдвиги в небесной системе и не игры богов, мир погубят люди.
Сложный, но пронзительный текст. Спасибо. 2 |
Viara speciesавтор
|
|
WMR
Показать полностью
За критику извиняться не нужно :) Критика - штука полезная, если конструктивная. По сути вашей критики: Про японского императора - рассмотрено и принято. После дедлайна лучше сделаю отсылку к какому-нибудь реальному историческому событию, например, к лишению титула императора божественности после ВМВ. Так действительно будет гармоничнее - и без лишних пояснений. Про то, что непонятна идея единства человечества... Ну... Кажется, никому больше из читателей пояснения не потребовались. С автора не убудет сделать примечание, но всё-таки. "К слову, при таком подходе Ваш рассказ мог бы состоять вообще из двух фраз: "Человечество умирало. Эй смотрел" - а остальное пусть читатель придумывает)" - а вот это позвольте счесть некорректным замечанием :) Вы мне этой фразой, кстати говоря, "Кин-дза-дзу" напомнили. Автор нередко ее пересматривает, и там есть эпизод буквально на несколько секунд: герой собирает из обломков скрипку, ему протягивают еще один обломок, а он отмахивается: "Не поместилось". Вот поэтому я с вами и не соглашусь: из двух деталей (при условии, что их нужно задействовать обязательно, а вот другие можно и добавить) можно построить куда больше разных вещей, чем при обязательном использовании десяти деталей. Если бы автор перекладывал ответственность за написание рассказа на читателя, он бы не уделял деталям внимание вовсе. И нет, автор категорически против урезания сюжета. Это не картина-пейзаж "Последний день человечества", где за усталой фигурой Эя стоит история, которую никто никогда не расскажет, когда понять, что именно вкладывал художник в вид африканской саванны. В тех деталях, которые вы предлагаете убрать, есть суть, идея, обоснуй. И собрать эти детали в единое целое все же читатель способен. Автору же важно настроение, без того, что есть, невозможное. И нет, автор не собирается после деанона разворачивать эту историю. Итоговый концепт его устроил. А вот подшлифовать - да. Поэтому если вы укажете автору на конкретные торчащие хвосты в этой истории, он будет очень вам признателен. Автор очень рад вежливой дискуссии и аргументированной критике. Будет рад видеть вас - здесь или в личке после деанона. Может, автор и сам к вам придёт кое-что уточнить про шлифовку, если вы не будете против и вам будет что сказать. Большое спасибо. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Филоложка
Спасибо большое за чудесный отзыв! Человек, увы, вполне может погубить - и даже из самых высоких побуждений. |
Viara speciesавтор
|
|
Aliny4
Черт. Спасибо за такую прекрасную рекомендацию!!! Автору никогда не писали рекомендаций в стихах, а вы еще все так верно поняли... Про дом оно. Про дом. Isra, спасибо большое за реку! Хорошо бы человек вообще забыл о существовании "красной кнопки". 2 |
Анонимный автор
Ну, всё бывает в первый раз ) Я попыталась хоть часть вызванных вами эмоций передать. Или выразить. Вышло вот так... Спасибо вам. ❤ 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Aniana, большое спасибо за обзор!
"Что это было?" - вопрос хороший и часто задаваемый... На самом деле, автор невероятно счастлив, что вы дали тексту второй шанс... и третий, не ограничившись в обзоре чем-то в духе: "Что-то очень странное". Спасибо. И еще автору очень понравилось то, что вы здесь увидели. Он не может сказать, что это было именно то, что вкладывалось, но все-таки... Про дом - да. Про то, что для Эя жить - это идти. Про то, что оплота не будет. И автору очень радостно, что вы увидели здесь и надежду, хотя понятно, что не будет уже ничего. Видение интересное и какое-то... доброе. Автор рад. Спасибо огромное! GreenBlindPilot, "нет слов, одни эмоции" - наверное, лучшее, что мог услышать автор. Спасибо! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Jane W.
Ой, как вы хорошо про гражданина мира сказали! Эй очень любит Землю. И автор любит. И... Спасибо вам! 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Мурkа
Автор очень любит ваши обзоры и отзывы за искренность и точность. Спасибо, что пришли и на этот раз. Автор внезапно подумал о мире во всем мире не в контексте пресловутой пафосной фразочки, в которую не вкладывают ничего. Чтобы любить, не нужно ненавидеть. И дома это тоже касается. Ты любишь свой дом, он - свой... И покуситься на чужой дом - в конце концов покуситься на свой. Уничтожили: других, себя - всех... В конце концов, весь наш мир - большая экосистема. И беда в том, что человек единственный, кто может не захотеть в нее вписаться. Спасибо за такой правильный отзыв. 2 |
Viara species
Это вы! В смысле ты! С деаноном, дорогая. Голосовала за тебя, хотя я в этой же номинации. 1 |
Viara speciesавтор
|
|
Aliny4
Спасибо тебе. Ты волшебная. Ты и не представляешь, сколько меня сюда вложено и как важно, что кто-то все это прочувствовал. А такой голос еще дороже. 1 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|