↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Кто не виновен в белоснежности песка?
Ответьте мне, бушующие волны.
Когда в груди — щемящая тоска,
А думы тёмные пустых смятений полны,
Я впитываю ваши голоса,
Скрывая взор в поблёкшей позолоте.
Тускнеет в пене солнца полоса,
И в сонме полыхающих полотен
Я вижу только снег на берегу.
Он бел, как непочатая страница.
Он пуст, и по странице я бегу,
Пытаясь тщетно прошлых чувств напиться.
Здесь нет песка, здесь есть лишь белый свет.
Здесь шёпот волн, баюкающий сладость
Степи и кипарисов сотни лет,
Мне повествует, как всё начиналось.
Во славу дней он золотом сверкал,
Он серебром сиял ночей прибрежных,
Но много лет назад иным он стал:
Бессильной пылью, пылью белоснежной.
Кто не виновен в белоснежности песка?
Ответьте мне, бушующие волны.
И вы, и солнце, время и луна —
Вы все безоговорочно виновны.
И я бегу по белому песку
В попытке прошлое своё схватить рукою.
Но не могу — на этом берегу
Придётся прошлому отдать перо покою.
Но прежде, чем безмолвие изречь,
Поведаю, как ярким звёздным летом
Мечтал я с другом море пересечь,
Но нам иную жизнь пригнало ветром.
* * *
Во власти лета, в звёздной тишине,
Любил я с другом сиживать на крыше.
Нам было по двенадцать полных лет,
И нам казалось, что природа дышит.
Манил нас шкаф на старом чердаке —
Мы в нём усердно Нарнию искали.
Манили море, поле, тёмный лес:
Нам чудилось, там книги оживали.
Мы ничего, конечно, не нашли,
Ведь волшебства не водится в природе,
Но с другом мы десятки миль прошли.
В любое лето при любой погоде
Мы выходили в пустоши и там,
В бескрайнем вереске запутавшись ногами,
Лежали, хлеб делили пополам,
Гонялись за мечтами-облаками.
Я помню лето и грозу в полях,
Которая часами бушевала.
Её мы наблюдали с чердака,
А чудилось нам, будто с перевала.
Во власти лета, на рассвете дней,
Читали мы совсем другие книги.
Нам было по семнадцать полных лет,
Давно для нас те сказки заменили
Трактаты умных об истории вещей,
О жизни в математике и прозе.
Учиться уезжали мы теперь
И виделись лишь летом. В дождь и грозы
Сидели мы опять на чердаке:
Я с костылём, а он в моряцкой форме.
Здесь разошлись дороги наших дней,
Хоть и хотел бы я с ним выйти в море.
Мне было девять или, может, пять —
Упал я с лестницы и стал хромым навечно.
Мой друг-герой не стал бросать меня,
Дружил он всем назло со мной увечным.
Мы вновь и вновь сквозь пыльное окно
Знакомые места не узнавали.
Казалось бы, всего пять лет прошло,
Но мир уже сто раз переменяли.
На месте пустоши теперь стоит завод,
Наш вереск в чёрно-сером дыме тонет.
В наш лес теперь так просто не зайдёшь —
Шоссе меж ним и городом проходит.
Над морем возвышается огромный порт,
Нет чаек и песок бессильно белый.
Наш мир уже давно совсем не тот,
Но нам обоим остаётся лето.
Над тёплой крышей яркий звёздный свет,
Над тихою рекой лежащий камень,
Чердак с грозой, загадочный рассвет
И наша дружба остаются с нами.
* * *
Неслись в закат года и поезда,
Над мирным летом грозно жизнь сияла.
Однажды мимо нас прошла война.
Того, что было, в краткий миг не стало.
В тот жаркий август не было грозы,
И я строчил страницу за страницей.
Давно закрыты были чердаки,
Но на чердак не нужно журналисту.
«Беги! Собьют! Скорей в подвал, скорей!»
Забыты книги, в мыслях новый номер.
Тем летом было суждено сгореть
И в сильный ливень очень-очень многим.
Вот только не было ни ливня, ни грозы.
Сухое лето, зной окутал город.
Я ждал от лета этого беды.
Беда пришла, холодная до боли.
Во власти лета, в душном полусне,
Читал письмо я, запоздавшее на месяц.
Мой друг расстался с жизнью на войне.
Я не был там, ведь с детства был увечен.
Быть может, если б были мы вдвоём,
То он бы спасся, выжил и вернулся.
Хотел бы я прикрыть его собой!
Но жизни ход иначе повернулся.
Ему исполнилось всего лишь двадцать лет.
А мне давно уже намного больше.
Я всё живу, а друга больше нет.
Но лето наше всё ещё со мною.
И я бегу по белому песку
В попытке прошлое своё схватить рукою.
Песок… Быть может, ведомо ему
Былое лето — яркое, с грозою,
Со звёздным вереском и старым чердаком,
Где с другом мы наш мир не узнавали,
Где шкаф вёл в Нарнию, где бегство облаков…
Услышь, мой друг! Я по тебе скучаю.
Пронзительно... Он обязательно вас услышит!
1 |
Мряу Пушистаяавтор
|
|
SeverinVioletta
У меня (наверное, к счастью) нет друга, которому можно было бы это адресовать, так что и слышать некому. Благодарю за прочувствованный отзыв! |
Анонимный автор
А я думала, что это посвящение. Очень точное попадание. Но, хорошо, что это просто фантазия. Увы, не всем так везёт. 1 |
Здравствуйте, дорогой автор!
Показать полностью
Самая сильная вещь из всех, что пока есть на этом конкурсе. Правильно соблюдённый размер, красивые образы, наконец, завершённый и пронзительный сюжет. У каждого свои любимые темы, но здесь трогательная дружба, неподвластная времени, красочные картины побережья и немного военной героики – стопроцентное попадание во вкусы читателя. Некоторые строки хочется отметить особо. Я вижу только снег на берегу. Очень красивое четверостишие. И море, и белая бумага – идеальные образы для метафор.Он бел, как непочатая страница. Он пуст, и по странице я бегу, Пытаясь тщетно прошлых чувств напиться. ...Но много лет назад иным он стал: Эти строки мне просто необъяснимо нравятся. На ум приходит и водяная пыль – деталь пейзажа, и пыль как символ бега времени и смерти.Бессильной пылью, пылью белоснежной. Её мы наблюдали с чердака, От этих строк так и уносит в детство. Наверное, каждый может вспомнить те метаморфозы, которые проделывало с окружающим миром буйное детское воображение.А чудилось нам, будто с перевала. Вообще взросление героев выписано красиво с композиционной точки зрения. Строки, упоминающие их возраст и начинающие две части стихотворения, перекликаются. Это радует глаз, как чёткий геометрический узор. Сидели мы опять на чердаке: Даже несмотря на последующее объяснение, я тут упорно вижу увечного воина (скорее всего, пехотинца), покинувшего службу после ранения, и приехавшего его навестить друга-моряка. Очаровательная картинка, которая никак не выгоняется из головы)Я с костылём, а он в моряцкой форме. Чердак с грозой, загадочный рассвет Эти строки могли бы стать достойным финальным аккордом, красивым и оптимистичным. Но внезапно начинается драма:И наша дружба остаются с нами. Тем летом было суждено сгореть Почему-то здесь, да ещё и после упоминания военной журналистики, у читателя произошёл резкий временной скачок. Если атмосфера предыдущих эпизодов существовала словно вне времени, но со слабым намёком на середину ХХ века, то тут возникли ассоциации с трагической современностью. И в сильный ливень очень-очень многим. Ему исполнилось всего лишь двадцать лет. Стёклышко в чистом виде, острым краем по сердцу. На этом месте поэма начинает напоминать рифмованное переложение чьего-то личного дневника или скорее даже мемуаров, написанных на склоне лет. Весьма символично.А мне давно уже намного больше. Ещё раз вам спасибо за такую чудесную работу! 1 |
Мряу Пушистаяавтор
|
|
Анитра
Показать полностью
Здравствуйте, дорогой читатель! Всегда приятно встретить дотошного любителя стихов. Даже несмотря на последующее объяснение, я тут упорно вижу увечного воина (скорее всего, пехотинца), покинувшего службу после ранения, и приехавшего его навестить друга-моряка. Автор знал, что эта ассоциация появится, но костыль возник в середине повествования, и объяснение не захотело складываться в более ранние строки. Хотя, пожалуй, в этом что-то есть — перекликается с концовкой и мечтами из ранних строк одновременно.Почему-то здесь, да ещё и после упоминания военной журналистики, у читателя произошёл резкий временной скачок. Если атмосфера предыдущих эпизодов существовала словно вне времени, но со слабым намёком на середину ХХ века, то тут возникли ассоциации с трагической современностью. Увы, это неизбежно, однако автор ориентировался — неожиданно — на Гидеона Спиллета, а это ещё середина XIX века.Вообще, в этих стихах собралось весьма эклектичное сочетание. Детство — это Энид Блайтон, Клайв Льюис, Жюль Верн. Юность — исторические романы. А вот взрослые сами становятся героями — тем же Гидеоном Спиллетом, но в условиях бомбардировок Лондона в сорок втором. Он, строго говоря, не военный журналист, а самый обычный, просто война пришла к нему домой. Автор любит романтизированный образ Англии начала XX века, с её Пуаро и вереском, его и рисовал. Но трагическая современность тоже слышна — просто потому, что её невозможно игнорировать. На этом месте поэма начинает напоминать рифмованное переложение чьего-то личного дневника или скорее даже мемуаров, написанных на склоне лет. Весьма символично. У автора с ноября лежали 32 первые строки. Когда захотелось продолжить, поставилась именно такая задача: нарисовать мемуары. Оставшиеся 88 строк — история, сложившаяся сама собой из тяжёлого слога Каверина и прочитанных за последние месяц статей о героях прошлого, которые, возможно, тоже читали Жюля Верна.Спасибо Вам за подробный разбор! 1 |
Анонимный автор
И вам спасибо за такое подробное пояснение! Буду перечитывать и искать всё вышеперечисленное. 1 |
Arandomork Онлайн
|
|
По стилю мне почему-то напомнило "Паломничество Чайлд-Гарольда". И английские пейзажи прям очень узнаются (по прочитанным книгам)).
1 |
Мряу Пушистаяавтор
|
|
Arandomork
Благодарю за отзыв! «Паломничество Чайлд-Гарольда» автор не читал, но рад, что у него получилось нарисовал английские пейзажи) 1 |
Очень красивое стихотворение))))
1 |
Мряу Пушистаяавтор
|
|
Алена 25
Спасибо) |
Очень красивое стихотворение! Уже какой раз слушаю. Спасибо большое за такое великолепное и грустное стихотворение! Вы можете быть поэтом! Автор спасибо!
1 |
Мряу Пушистаяавтор
|
|
Анонимный автор
Ну себя! 1 |
Мряу Пушистаяавтор
|
|
Jas Tina
Спасибо за отзыв! «Автор, я в восторге» тоже приятно услышать) 1 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|