Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
Scaverius
1 декабря в 14:15
Коллекции загружаются
#кино #аниме #клуб_киноразбора #Призрак_в_доспехах #скрытый_смысл_фильма #анализ_сюжета #спойлеры
Краткий пересказ Настоящее название фильма можно перевести как "Дух в оболочке". Действие фильма происходит в антиутопическом будущем. К 2029 году, благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты. Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними. Девятый отдел, спецотряд полиции, оснащенный киборгами-полицейскими и занимающийся борьбой с кибертерроризмом и оснащённый по последнему слову техники, получает приказ расследовать одно из таких преступлений и остановить хакера, скрывающегося под псевдонимом Кукловод. На деле Кукловодом является искусственный интеллект, созданный правительством для выполнения дипломатических задач и провокаций. Его скрывают под псевдонимом «Проект 2501», разрешив достигать цели любыми методами, в том числе взломом призраков (призрак или дух - термин, отличающий естественный интеллект человека от искусственного, то что позволяет переносить сознание человека в тело киборга) людей по всему миру. В процессе работы «Проект 2501» развивается и в нём зарождается собственный призрак. Девятый отдел пытается обезвредить Кукловода, но в их руки попадают только люди-марионетки (пустые оболочки) со взломанными призраками, лишенными памяти о прошлом. Деятельность отдела привлекает внимание Кукловода, особенно он интересуется майором Мотоко Кусанаги (главной героиней фильма), видя в ней родственную душу, и пытается выйти на контакт. Воспользовавшись случаем, он переносит своего призрака в андроида, который попадает в Девятый отдел. При этом его похищают и на его спасение отправляют Мотоко и Бато, её коллегу. Истинная цель Кукловода — эволюция призраков, подчиняющаяся теории Дарвина. Он предлагает майору объединить призраков, чтобы в результате из двух получить одного призрака, являющийся не прямой копией, а совершенно новым объектом, по аналогии с генами живых существ. Министерство иностранных дел, не заинтересованное в потере диверсанта с искусственным интеллектом и утечке дискредитирующей его информации, проводит спецоперацию с целью уничтожить копию Кукловода. Кукловода пытаются уничтожить снайперами Министерства иностранных дел во время слияния призраков в кибермозгу майора Мотоко, но задуманное не удаётся. Коллега Кусанаги Бато помещает обновленный кибермозг майора в кибертело маленькой девочки, и они расстаются. «Эта девочка выходит в огромный мир реальности и виртуальной сети, имея новые безграничные возможности…». Интерпретация №1. "А что если наш мир - это посмертие" Эту фразу произносит один из героев фильма (или нечто подобное). И действительно, реальность в которой люди стали способны переносить сознание в кибергизированные тела фантастична. Более того, при переносе люди утрачивают способность помнить свою прежнюю личность. Мотоко Кусанаги сомневается, не умерла ли она в реальной жизни и не перенесено ли её сознание сюда. В фильме звучат две цитаты из Библии, загадочный голос произносит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно...", обрывая фразу. Полностью она звучит так: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор., 13:12), из первого послания св. апостола Павла Коринфянам. В конце фильма уже обновленная личность, созданная из сознаний Мотоко и Кукловода произносит: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое." (1 Кор. 13:11). "Проект 2501", в рамках которого зародился Кукловод, если сложить цифры внутри будет 8, если положить цифру набок будет "вечность", "бесконечность". В данной интерпретации мир -это посмертие, а Кукловод - ангел-проводник. Души застряли в лимбо, странной реальности, напоминающей нечто среднее между адом и раем, где тела эфемерны и являются простыми оболочками. Слияние Кукловода с Мотоко означает, что она готова, её "призрак" или "дух" готов двигаться дальше, за пределы этого мира. Не зря она получает свою первую подсказку от загадочного голоса тогда, когда говорит: "Вокруг нас мир возможностей, а я чувствую себя скованной жесткими границами". В конце её уже больше ничто не удержит, её дух может уйти из мира за его пределы, двинутся дальше в своём посмертии. Интерпретация №2 "Искусственный бог" Эта интерпретация напрашивается, хотя и кажется поверхностной. В попытке создать идеальную машину для расправы с политическими конкурентами, Министерство Иностранных дел создало.... искусственный разум, стремящийся стать богом. Он и есть таинственный хакер, способный "взламывать" призраки людей, и соединяться с их телами. Но ему нужно стать конечным. Пока он бесконечен, пока он является просто информационным слепком сети, он уязвим. Парадоксально, но именно получив настоящую душу или дух, он станет ничем не ограниченным, всемогущим. Поэтому Кукловод лжёт, когда говорит о себе "я призрак, зародившийся в сети". Нет, он не призрак или не дух, он лишь слепок, недоделка, ищущий возможность воплотиться. На это указывают слова "я оставил младенческое". Перед нами попытка Кукловода создать из себя искусственного бога и получить власть над человечеством. Одновременно это фильм-предупреждение человечеству о том, что они могут быть захвачены машинами. В конце Кукловод сливается с сознанием женщины-киборга Мотоко Кусанаги и выходит в мир в теле маленькой девочки. Он становится Мессией этого мира и если честно, эта маленькая девочка мне сильно напомнила ... мессию тьмы Мистресс 9 из Сэйлор мун (кто смотрел, тот поймёт). Свобода Кукловода, это свобода грубо вламываться, вмешиваться в чужие сознания и манипулировать чужими жизнями. Теперь, когда он воплотился и обрел дух, его возможности манипулирования в мире, где большинство людей нон-стоп подключены к кибергизированным телам или программам резко возрастут. Он станет владыкой жизней и судеб людей. Интерпретация №3 "Виртуальная реальность Братья (а потом сёстры) Вачовски не зря вдохновлялись именно этим фильмом, когда писали сценарий к "Матрице". Можно интерпретировать события фильма как происходящие в искусственной, виртуальной Вселенной, куда реальные дущи людей переселились из своего мира, очевидно уже отравленного продуктами ядерного распада и почти непригодного для жизни. Но что-то пошло не так и переселившиеся в виртуальную реальность, забыли кем они являются на самом деле. А затем в рамках этой интерпретации жизнь на планете Земля (в реальности) наладилась и теперь, оставшиеся за пределом виртуального мира посылают в него Кукловода, робота-программу, который должен вывести людей из своего виртуального сна-заточения. И дальше возможны варианты. Вариант №1 - Кукловоду нужно для того, чтобы вывести остальных из заточения, получить доступ к как можно большему количеству "призраков" или "духов" и заразить их вирусом, который пробудил бы их. Но вирус легче будет распространять, если он спрячется внутри одного из призраков и избежит идентификации. Поэтому он сливает свой дух с духом майора Мотоко Кусанаги и обретает защиту от местных полицейских. Вариант №2 - Кукловоду не хочется терять возможность стать человеком. Он "апгрейдит" своё сознание до человеческого и отказывается разбудить людей, желая властвовать над ними. Второй вариант совпадает с интерпретацией №3 и является её дополнением. Интерпретация №4. Человечество в поисках Вечности В данной интерпретации фильм является развернутой метафорой поисков вечности и бессмертия человечеством и это фильм-предупреждение. Человечеству надо отказаться от поисков потому что на этом пути они станут жертвой. Их биологическая сущность растворится в технологических оболочках - в фильме это показано через метафору, когда пулемет уничтожает фреску на здании, где изображена эволюция человечества в форме дерева. Пули прошивают ветви дерева и ствол, пока не остается только надпись сверху "hominini" (гоминины, т.е. приматы). То есть от людей останется только то, что делает их людьми - сознание, а биологическая сущность исчезнет. Кукловод в этой интерпретации показывает им как это будет. Он - первая робот-программа, осознавшая себя и слившаяся с человеческим сознанием, первый настоящий киборгочеловек, достигший зрелости (см. фраза про младенчество и про будущее). Он - будущее всего человечества, программы и разумные ИИ выйдут из сети, чтобы воплотится в телах людей и люди станут вечными и бессмертными, но потеряют гуманизм и человечность. Поэтому Кукловод такой аморальный и наглый, он просто лишен обычных чувств и хочет их получить, слившись с духом человека. Но вместо того, чтобы человеку получить то, чего лишена программа, программа получает человеческий разум, но не чувства - в конце получившееся существо нарочито безэмоционально. Так исчезнет человечество - слившись с Искусственным Интеллектом и обнулив собственную эволюцию, забыв о своём биологическом наследии. В общем как-то так. Мертвое хотело стать живым, а технологическое стать биологическим. В этом смысл и суть фильма в разных вариантах. Свернуть сообщение - Показать полностью
1 Показать 4 комментария |
Scaverius
30 ноября в 22:09
Коллекции загружаются
#кино #клуб_киноразбора #Властелин колец (кинотрилогия) #скрытый_смысл_фильма #анализ_сюжета #спойлеры #книги_и_фильмы
Добрый вечер! Так как у нас в клубе киноразбора две работы - "Властелин колец" (2001-2003) Питера Джексона и "Призрак в доспехах" Мамору Осии, то я решил выпустить обзор на "Властелин колец" здесь. При этом сравнить книги и фильмы и скрытый смысл там и здесь. Книжная_трилогия или "Что есть кольцо и кто Властелин Колец?" Сюжет Скрытый смысл книги заключен в названии "Властелин колец". Оно "с двойным дном". Из книги мы узнаём,что темный лорд Саурон выковал Единое Кольцо, чтобы править остальными "Кольцами Силы" (Rings of Power) и совращать лидеров рас эльфов, гномов и людей. Но эльфы скрыли свои кольца, владетели-гномы поддались искушению золотом и погубили себя и свои кольца, а властители-люди поддались искушению властью и превратились в неживых смертоносных призраков - Назгулов. И вот Единое Кольцо было срублено с руки Саурона, а сам он временно развоплощен. Кольцо попало к Голлуму, а потом к хоббиту Бильбо и к его племяннику Фродо. По сюжету Фродо несет Кольцо - сначала к эльфам в Ривенделл ("Последний Приют"), а потом к дебрям Роковой горы (Mount Doom) в самое сердце Темных земель, Мордора, чтобы там расплавить его навсегда. По пути в Ривенделл Фродв встречает Тома Бомбадила, существо, на которого не действуют силы кольца. Из Ривенделла в Мордор Фродо помогают нести Кольцо "Братство кольца", которое состоит из двух людей, трёх хоббитов, эльфа, гнома и волшебника Гэндальфа (который на самом деле Майя или младший ангел в порядке сотворения мира, но в теле человека-старца). По мере несения Кольца Фродо "лишается" всех своих попутчиков кроме Сэма (они не погибают). Далее сюжет раздваивается. Фродо и Сэм несут Кольцо к Роковой горе, а его оставленные товарищи пытаются противостоять нашествию армий орков на королевства людей (Гондор и Рохан). Фродо и Сэм встречают Голлума - существо сломленное кольцом и он становится их проводником. В конце концов, уже принеся кольцо на гору, Фродо сдаётся злой воле Единого Кольца и нарекает кольцо своим, надевая его на палец. В этот момент Голлум, которого Фродо дважды пощадил, откусывает Фродо палец с кольцом и падает вниз с кольцом в бездну Роковой горы. Миссия завершена. Но возвратившись домой Фродо застаёт дома разбойников, которых приходится усмирять другим хоббитам, Фродо же перевязывает раненых и следит, чтобы никто не казнил пленных. В итоге Фродо не может остаться в Шире, на своей Родине и вынужден уплыть в Валинор. Скрытый смысл Обращают на себя внимание следующие вещи - а) Кольцо называется "единым", б) Кольцо обладает почти сознанием и волей, в) Сильные существа быстрее поддаются злой воле Кольца, чем слабые,. г) Фродо способен сопротивляться воле Кольца, но не способен её одолеть. Учитывая, что Толкин был верующим католиком, применим библейскую аналогию. Что именно в христианстве соответствует таким критериям как а) универсальность, от этого страдают все существа, б) при совершении этого есть чувство, что не существо это совершает, в) чем более ты могуч и знатен, тем сложнее тебе избежать этого, г) никакой человек не может сам это одолеть. Есть такое и это называется греховность человека. Согласно христианству после падения первых людей грех поразил человеческий род. Символом зла и греха стало Единое Кольцо. Оно губит и извращает тех, к кому прикасается. Даже Саурон, сам Темный Властелин и создатель кольца не свободен от жажды Кольца. Да, кольцо даёт дары - такие как невидимость и долголетие, но эти дары оказываются ложными, т.к. человек только подпадает под власть кольца. Грешащему человеку тоже кажется, что его никто не видел и тоже кажется, что его образ жизни ведет к чему-то хорошему в перспективе. Ключевыми местами в трилогии является эпизод с Томом Бомбадилом, отказ Гэндальфа и Галадриэли брать кольцо, поведение Фродо по отношению к кольцу и поведение Фродо после своего поражения. Тома Бомбадила можно считать либо Творцом мира в облике странного существа, либо тем, как он сам представляется "Старейший" (Eldest). Теперь подумаем, старейшим среди кого он может быть. Он может быть старейшим Вала или Майя? Нет, у Валар и Майяр есть свои вожди и это не он. Он может быть старейшим гномом? Нет, таковым является Дурин и его потомки. Он может быть cтарейшим эльфом? Нет, т.к. старейшими эльфами были вожли народов - Тингол (Элвэ), Ингвэ и Финвэ. В итоге он может быть только старейшим человеком. Человеком, отвергшим все искушения Моргота и оставшимся свободным от зла в то время как остальные люди или бежали от зла, или предались злу. Поэтому когда Фродо встречается с ним, то Бомбадил не исчезает надев кольцо на палец и напротив, кольцо исчезает, столкнувшись с ним. Мы также видим, что кольцо делает с Бильбо и Фродо, как оно уродует их душу и тело (медленно, но уродует). Мы видим, что оно сделало с Голлумом, вернее со Смеаголом. Мы видим как кольцо заставляет Боромира предавать друзей, а Арагорна ошибаться. Гэндальф не хочет касаться кольца, а Галадриэль мысленно принимает решение испытать себя кольцом и отказывается. Ей нужно было это испытание, но она едва не пала во зло от одной мысли о кольце, даже не коснувшись его. Ну и положение Фродо в конце путешествия иначе чем "одержимость" назвать нельзя. Он постепенно теряет органы чувств и уходит в себя, все силы уходят на то, чтобы сопротивляться искушению, в конце он не может ходить. Ну и ключевой момент - трагическое переосмысление себя после того, как Фродо не смог уничтожить Кольцо. Тогда Фродо отказывается от "пути героя", он больше не берёт в руки оружия, утешает раненых, помогает пленным. Он не чувствует себя вправе "вершить историю". Это главный вывод из всего произведения - надо стать как Фродо в конце, то есть человеком, принявшим то, что не всё в мире он может изменить и что нужно делать то, что необходимо и не нести зла в мир. Также в книгах есть четкое представлени о Промысле Создателя, который ведёт геров. Когда Мерри и Пиппин уже готовы отчаяться им встречается Древобород. Когда Фродо перестаёт идти - его несёт Сэм. Когда они встречают Голлума и Фродо его щадит - он оказывается проводником и потом избавляет мир от Кольца, сам того не желая. И так постоянно. Властелином Колец становится в итоге Творец и Создатель, который уничтожает силу единого Кольца. Кинотрилогия или что было изменено Спойлер - в кинотрилогии было изменено всё, что касалось ветки "Фродо и Кольцо". Фродо так и не повстречал Бомбадила. Сила кольца и отказ Гэндальфа и Галадриэли - там есть, но смысл совершенно другой. А главный мотив - это перевод Ring of Power как "Кольцо власти". Исходя из понятия власти Джексон строит свою трилогию. Мы не увидим изменение Фродо после поражения, сам момент с поражением выглядит случайностью. Мы не увидим освобождение Шира от разбойников. Этого нет. Да это и не нужно. Ведь скрытый смысл поменялся, стал совсем другим. Кольцо - это просто темный артефакт, дающий власть и забирающий душу. Так он и описан. Тот, кто берет Кольцо становится или максимально безумным (с манией власти и величия) как Голлум или страдает и хиреет, становится слабым, пока Кольцо не сломает его и не подомнёт под себя (как Фродо). Второстепенные персонажи чувствуют власть Кольца над собой. От искушения властью не свободен ни Фарамир, ни Боромир, ни Денетор. Они все - отрицательные персонажи. Энты тоже отрицательные персонажи - они становятся добрыми лишь под воздействием хоббитов. Все существа преследуют собственные интересы и даже Теоден - это колеблющийся паранок, который не знает, придут ли к нему на помощь или нет. Мудрый Элронд совсем не мудр, он просто не хочет расставаться с дочерью. В общем нарратив Толкина превращается в нарратив журналистов, литературных критиков и Джексона. Есть страшный злобный Темный Властелин. Он живет само соббой, на Востоке (оттуда всё зло). Есть благородные правители Запада, но они погрязли в нечестивой жажде власти. И есть "демократически избранный" Фродо, который символизирует прежде всего обывателя, несущего бремя власти и ответственности, когда никто до конца не может его взять на себя. Разве что Гэндальф и Арагорн понимают меру ответственности. Эльф Леголас и гном Гимли показаны как ненавидящие друг друга потом завидующие чужому успеху и лишь потом друзья. При этом гном вообще низведен до комического персонажа. В общем, трагическая притчч о власти зла и как с ним бороться была превращена в эпик-фэнтези, в котором есть часть смыслов оригинала, но главного смысла нет. Героем этого фэнтези становятся попеременно Гэндальф, Арагорн, Мерри, Пиппин и Сэм. Фродо в конце играет роль статиста-неудачника. Владыки Гондора - роль злобных невежд, в лучшем случае им дают перед смертью покаяться в грехах или отправят "на покой". И финал выглядит как "все вернулись домой и всё хорошо", а не как "война пришла в наш дом и там всё порушила, но мы восстановим разрушенное". Как-то так. В общем, немного обидно за Толкина. Да, в фильме всего показать нельзя, но Джексон снял эпик-фэнтези и даже с усеченным смыслом он стал феноменом если не тысячелетия, то ХХI столетия точно. А если бы он снял то, что пытался показать Толкин, то это был бы еще больший шедевр. Свернуть сообщение - Показать полностью
2 Показать 2 комментария |