↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

А давненько я не писала о своей любимой Джейн Остин. Вот два предыдущих моих поста про неё: "О её творчестве в целом" и "О чем романы? О поиске идеальной любви, свадьбах или о деньгах".
Тема моего сегодняшнего поста: "Как в начале XIX века Джейн Остин написала роман про антигероиню, но никто не оценил".

Сразу оговорюсь, что я не филолог и тем более не специалист по творчеству несравненной мисс Остин, мои размышления - это всего лишь размышления читателя-дилетанта и горячей поклонницы.
Итак, "Эмма" - роман периода зрелого творчества Джейн Остин. Его первый тираж (2 тыс.) так и не был распродан. Впрочем, он удостоился нескольких хвалебных рецензий, автором одной из них стал сам Вальтер Скотт, так что с обобщением "никто не оценил" я, пожалуй, погорячилась. Но в целом, роман не был популярен ни тогда, и даже сейчас отношение к нему не столь однозначное, как к тому же роману "Гордость и предубеждение".
"Эмма" отличается тем, что книга весьма солидная по объему, весьма неспешная (даже для Остин) по атмосфере и, конечно, главной героиней. О именно о ней мне чаще всего встречались отзывы читателей в духе: "Ну как же она меня раздражала!" И это в современном мире, когда в каждой второй книге мы встречаем антигероев и даже откровенных злодеев, и никто не удивится, встретив роман, написанный от лица маньяка, например :)
Что уж говорить об эпохе двухсотлетней давности!

Забавно, что, во-первых, Остин отлично знала, какой образ создает, как-то она написала: "Я намерена выбрать героиню, которая не понравится никому, кроме меня самой".
И впрямь, её первые читатели, включая членов семьи, остались не в восторге от Эммы, а любимая племянница самой Остин Фанни Найт Эмму попросту "не выносила". Однако, надо отметить, что хотя и сейчас отношение читателей к Эмме спорное, становится больше тех, кто её любит. А я отношусь именно к таким, в моем сердце из всех остиновских героинь она уступает лишь обожаемой Лиззи Беннет, к-ой равных нет и не может быть! Остин бросила вызов обществу, написав такую героиню, как Эмма. Описывая свои разговоры, Остин забавлялась, когда кто-то верил в совершенных юных леди. Она ценила людей живых и настоящих - пусть и порою противоречивых и совершающих ошибки, и не всегда поступающих правильно, а уж тем более чувствующих правильно.
Конечно, вызов Остин, как и всё, что она делала, был тонким и интеллигентным, это не было откровенной провокацией времен литераторов XX века, разве что завуалированной весьма...

А во-вторых, в этом романе мы видим вторую насмешку от королевы английского сарказма - мисс Остин: ведь в истории есть совершенно идеальная, в духе времени, героиня: умная, прекрасная, талантливая, возвышенная и с непростою судьбой... Но гениальная Джейн делает эту умницу и красавицу по имени Джейн Фэрфакс героиней второго плана... едва ли не антагонисткой, а девушку, которой в любом бы другом произведении отдали роль соперницы, главной и заглавной героиней.
И вновь Остин с потрясающим умением предвосхитила тенденции будущего. Конечно, Эмма - совсем не злодейка и в целом-то неплохой и даже, рискну сказать, хороший человек... но до идеала ей далеко.
Осмелюсь тут высказать свое личное мнение: но как же ярко и живо она смотрится на фоне правильных и (да простят мне их поклонники) блеклых героинь "Мэнсфилд-парка" и "Доводов рассудка"!

Итак, у нас есть две героини:
Эмма богата, красива, здорова, из самой почтенной семьи их провинциального круга. Эмма отнюдь неглупа, но при этом порою совершает откровенные глупости. Она снобка, хотя периодически пытается с этим бороться, она не лишена капризности и самодовольства. Темпераментна и остра на язык. И явно считает, что вправе играть судьбами людей... в чем впоследствии раскаивается. Эмма настоящая! Она по-своему добрая, заботливая и любящая. Но какой могла вырасти молодая девушка, которую все считали бесспорной королевой общества и в окрестностях, и в собственной семье? У неё нет матери. А хотя её бывшая гувернантка - прекраснейшая женщина, к-ая воспитывала её, как родную. Всё же она вряд ли имела такую власть над ней, как имела бы настоящая мать. Её горячо любимый и любящий отец - скорее старый ребенок, о к-ом именно сама Эмма заботится. Эмма не хочет замуж и не горит желанием рожать детей. Легкий флирт ей импонирует больше, чем мечты о страстной любви из романов.
Эмме ничего не грозит - её положение в обществе и состояние непоколебимо, у неё есть свобода и близкие люди, а также привлекательность, способности и здоровье. Может быть именно поэтому Эмма так настойчиво и ищет, к чему бы приложить свои немалые силы? И ввязывается в историю с попыткой устроить брак Гарриет Смит.

Джейн Фэрфакс также красива (но иною - тонкой, почти болезненной... очень романтичной красотою, в отличие от здоровой красоты Эммы), умна, благовоспитанна и явно очень талантлива. Джейн бедна и вынуждена в скором времени, несмотря на слабое здоровье, стать гувернанткой. Кстати, это единственная героиня Остин, чье положение настолько отчаянное, что ей придется зарабатывать себе на кусок хлеба. Как бы не были скромны средства героинь других романов Остин, у них всё же есть средства, пусть и скудные, но есть. Даже Фанни Прайс (почти золушка) - компаньонка собственной родной тетки. Ей не грозит, как Джейн, лишиться места работы и остаться практически на улице.
А еще Джейн
тайно помолвлена с мужчиной, к-ый не может жениться на ней. И лишь смерть его тираничной тетки развязывает ему руки. Чем не настоящая история главной героини? Не чета Эмме, у к-ой всё гладко и спокойно xD

С другой стороны, на фоне куда более энергичных романов "Гордость и предубеждение" и "Чувство и чувствительность" более раннего периода творчества, роман "Эмма" многим кажется скучноватым и затянутым. И я тут изначально не была исключением. При первом прочтении он меня в целом не слишком впечатлил именно по этой причине. Но когда я стала его перечитывать - изумительная, почти ювелирная тонкость открылась мне в этой будничности, доведенной до апогея, в этих бесчисленных, почти неуловимых полутонах. Фирменный сарказм Остин тут столь изыскан, что в него надо вчитываться, чтобы осознать. И никакой! Ни малейшей однозначности! Темное и белое не просто меняются местами, они исчезают... абсолютно и полностью, сливаясь в поток оттенков.
Скотт хвалил "Эмму" как абсолютно новую форму романа, который "вместо роскошных сцен мира воображаемого" отличается "точным и потрясающим изображением того, что каждый день происходит рядом с читателем".
Увы, видимо, в многом подобное новаторство и сыграло роману в минус - уж слишком он был не похож на другие романы того времени. Но мы в современном мире можем оценить и неоднозначную героиню, соперница к-ой идеальна, и очарование реализма будничности, и прелесть подлинного психологизма.

Я знаю, что есть роман (по сути опубликованный фанфик) от лица Джейн Фэрфакс. С одной стороны, это очень интересно прочесть... но с другой, главная героиня, такая как Джейн Фэрфакс, это же так очевидно, так что не шаг ли это назад? После новаторства Остин во времена, когда еще не существовало никакого постмодернизма.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 39
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

И снова о Джейн Остин)) Тут был первый пост о её книгах в целом. Теперь настало время поговорить на тему, а о чем книги мисс Остин?
О поиске идеальной любви и свадьбах, как истинные любовные романы, или о деньгах? xD

В забавных комиксах о спойлерам к известным книгам есть и картинка, посвященная Остин, и выглядит она так:

И чисто фактически - это, конечно, правда. Далее будет много спойлеров)
Но действительно ли все героини Джейн Остин хотят замуж? Может старая дева реализует в своих историях свои несбывшиеся мечты?
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 37
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

Очень давно хотела сделать серию постов о творчестве моей нежно любимой Джейн Остин. Вдруг кому-то будет интересно обсудить или кто-то вдохновится на прочтение!
Потому что я неожиданно обнаружила, что многие из моих добрых интернет-знакомых, к-ым, как мне кажется, должны понравиться её книги, их не читали.
Так что в этом посте мое мнение о творчестве мисс Остин в целом и краткие впечатления о каждом из её шести романов - все я читала неоднократно, а самые любимые слушала и перечитывала много-много раз))

Для начала скажу, что Остин – это восхитительное сочетание психологизма, вдумчивого бытописания и простоты, тонкого юмора. Остин – тот редкий случай, когда книгу можно одновременно назвать и серьезной, и легкой. Остин с каждым прочтением раскрывается всё глубже. Некоторые считают её «дамским романом», только высокого уровня, и это отчасти правда. Правда, отчего-то лишь единицам писателей удается написать такой дамский роман. Другие называют её «легкой, миленькой», но то, что Остин без описаний войны, душевных болезней, разрушительных страстей и прочих радикальных ужасов удалось прописать человеческую душу и человеческие характеры, на мой взгляд, лишь подчеркивает её талант. Ведь порою раскрыть героя не на поле боя, а на скучном провинциальном чаепитии куда сложнее. При этом Остин утешает и умиротворяет. Остин изящно иронизирует над героями, над миром, над собой и над всеми нами.

Помимо вышеизложенного в её книгах также очень много быта. Её романы позволяют узнать, как жили тогда люди – пусть и очень узкая прослойка общества, зато знала её Остин идеально.
Чего не стоит ждать от её книг? В первую очередь экшна. Сюжеты просты и неспешны, поэтому в пересказе часто выглядят блеклыми – как правило, это несколько небольших сюжетных поворотов и один крупный. Вся соль в деталях! Во фразочках, взглядах, улыбках, ситуациях, размышлениях… вся соль в людях и их обыденной, каждодневной жизни. И это прекрасно!

«Гордость и предубеждение». Самый известный и признанный роман мисс Остин. Мой самый любимый. И, наверное, всё-таки если не самый лучший, то самый гармоничный из её творений. Тут всё в идеальных пропорциях: юмор, легкость, серьезность, сюжет, психология, герои. «Гордость и предубеждение» - это приятное чтение великой книги.
«Эмма» - длинный роман с нестандартной героиней, к-ая неидеальна, через взгляд к-ой всё и подается. Остин писала так тогда, когда это еще не было мейнстримом :) Когда я читала впервые «Эмму», она мне показалась слегка затянутой, теперь же это второй роман в моей личном топе. Эту историю надо распробовать)
«Нортенгерское аббатство» - по сути это во многом крутая пародия на дико популярные во времена молодости Остин «готишные» романы. Правда, как и все её романы, «Нортенгерское аббатство» написано столько тонко, что не все поняли в принципе его пародийность.
«Чувство и Чувствительность» - роман, к-ый принес мисс Остин известность. Пожалуй, в нем сильнее всего ощущается дух романтизма, а не реализма – хоть и прописанный «от противного», так сказать. Многие любят Элинор (чего она вполне заслуживает), хотя лично мне больше по душе Лиззи Беннет из «ГиП» и Эмма из одноименного романа.
«Мэнсфилд-парк» - а вот тут уже явно чувствуется дух викторианского романа, хотя само викторианство по сути еще не наступило.
«Доводы рассудка» - у меня непростое отношение к этому произведению, последнему в жизни мисс Остин. Мне кажется, что в нем явно чувствуется меланхолия, что была прежде так несвойственна Джейн Остин.
Разумеется, это ничтожно мало, в то время как каждое из её произведений заслуживает простынок и простынок текста. Но иначе я никогда не напишу этот пост)

Джейн Остин принесла в литературу реализм, когда и Диккенс, и Теккерей бегали в коротких штанишках, и даже Бальзак еще сидел на школьной скамье.


P.S. Если тема творчества Остин кого-то заинтересует, то у меня в планах еще два поста. На тему: почему в её романах так много говорят про деньги. И на тему: что мисс Остин, в чьих книгах так много о браке и в финале непременно свадьба, не была большой сентиментальной поклонницей брака и даже отчасти была чайлдфри, как мы сейчас бы сказали.

P.S. Второй пост об Остин
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 21
#кино #экранизации #Джейн_Остин #длиннопост

Посмотрела я тут новую "Эмму.", что 2020 г. О, мне есть что сказать! xD *мрачно*
Может, всё дело в том, что я безумно люблю мисс Остин, а "Эмма" одна из любимых моих книг у неё (сразу после "Гордости и предубеждения"), и менее горячие поклонники воспримут новый фильм иначе... Я была готова к неожиданным интерпретациям, и я нормально к ним отношусь - тем более что есть несколько экранизаций в классическом стиле. Но! Я всё равно не понимаю, откуда такой поток хвалебных отзывов, как от критиков, так и от зрителей?..
По-моему, режиссер забацала какой-то негармоничный винегрет. Для чего-то по-настоящему оригинального ей не хватило или смелости, или фантазии, однако и следовать канону она не захотела - в результате мы имеем попытку усидеть на двух стульях: угодить и поклонникам Остин и эпохи, и современному зрителю. Как и следовало ожидать - не получилось. Признаем честно, человек, к-ый не любит и находит скучными подобные фильмы, найдет скучной и новую "Эмму", и пара голых задниц главных героев не спасут его от этой скуки :) Человек, к-ый ценит остиновскую атмосферу (как я) будет неприятно поражен полным её отсутствием.
Начнем!

Имхо, главный недостаток фильма - это как раз отсутствие той самой остиновской атмосферы. Очень неспешной, спокойной, пронизанной тонким психологизмом и еще более тонким юмором. Книга настолько неспешная, что может показаться даже заунывной, но в этом и есть её прелесть, она восхитительно медитативна! Бытие провинциальных джентри созвучно этой медлительности, этим бесконечным разговорам, этой скудности на события, когда невольно каждый шаг становится предметом бурных обсуждений.
Что мы имеем в фильме? Герои носятся как заполошные и тараторят, словно продают герболайф, причем не только молодые Фрэнк Черчилл, Эмма и Гарриет, но и куда более почтенные мистер Найтли и даже мистер Вудхаус. Быстрый говор, резкие нелепые движения, неуместные гримасы... Автор хотел ускорить неспешность, сделать историю динамичнее и интереснее? Но вот ведь удивительно в экшен "Эмма" всё равно не превратилась, зато растеряла всю атмосферу.

А юмор! Что они сделали с превосходным фирменным юмором Остин! Тонким, словно лезвие, и столь же острым. Они его просто по большей части опошлили. Ха-ха-ха! Я ничего не имею против пошлого юмора, но для этого есть американские комедии, а Остин я люблю именно за утонченный юмор. Такое ощущение, что авторы считают современных зрителей идиотами, не способными понять иронию, если она не подкреплена какой-нибудь гримасой, нелепой ситуацией или обнаженкой... *челодлань* Что же вы о нас такого низкого мнения?

Теперь о героях. Их можно разделить на несколько групп:

1. Удачные и каноничные:
Таковых немного. Это, безусловно, неподражаемая миссис Элтон - она хороша, факт! Пожалуй, Джейн Фэрфакс, хотя её немного. И мистер Уэстон, а его совсем крохи.

2. Те, что вроде неплохи, но до первой группы не дотянули.
Миссис Уэстон - слишком дерганная, однако это можно списать на общую суматошность фильма.
Мисс Бейтс - в книге она настолько порою невыносима, что финальный срыв Эммы понятен, при всей его дерзости. Здесь же мисс Бейтс всего лишь слегка перегибает палку, а следовательно поступок Эммы выглядит поистине омерзительным и не имеющий оправданий. Вот так неточность во второстепенных героях смешает образ главной герои.
Гарриет - ей не всегда везет на кинообразы. Я видела Гарриет и похуже. Но в целом, в книге её глуповатость залакирована тактичностью и хорошими манерами, иначе бы Эмма с нею не сошлась, а мистер Найтли её бы не оценил. Тут она порою просто дурочка. К счастью, лишь изредка.

3. Удачные, но не каноничные:
Мистер Вудхауз в исполнении нежно мною любимого Билла Найи. Образ, без сомнения, великолепен! Очень яркий, забавный и при этом не лишенный благородства. Одна беда - из инфантильного, престарелого, добродушного книжного ипохондрика сделали яркого, эксцентричного мужчину, который даже не лишен определённой сексуальности :)
Мистер Найтли - он очень мил. Вот только совершенно не мистер Найтли. Этот образ подошел бы другим героям Остин - тому же Генри Тилни из "Нортенгентского аббатства". Слишком молод, романтичен, эмоционален. В книге Найтли на 16 лет старше Эммы, более того он отчасти являлся её воспитателем, он был тем взрослым, к-ый её контролировал, при таком инфантильном отце и мягкой гувернантке, мистер Найтли, не побоюсь этого слова, отчасти взял даже на себя функции отца. Он суров, сдержан, прагматичен и совершенно не романтичен. Тем интересен их союз. Здесь же мистер Найтли - типичный романтический герой. А еще мы лицезрели его обнаженным... впрочем это можно даже на общем фоне засчитать фильму в плюс xDD

Короче, образы хороши, но к канону имеют такое же отношение, как прекрасный Снейп-Казанова из фанфиков к Поттерианне))

4. Ужасные!
Мистер Элтон - который в первой половине книге должен быть как минимум очень приятным, если не очаровательным. В фильме мало того, что глуповат, невыносимо ушаст, так еще и корчит поистине чудовищные гримасы... я бы даже сказала рожи xD В некоторые моменты он выглядит настолько маньячным, что я бы на месте Эммы лучше пошла домой пешком в метель, чем села бы с ним в одну карету!
Фрэнк Черчилл - просто ни о чем. Один из самых обаятельных, привлекательных, веселых и ярких персонажей книги. Тот, к-ый затмевает всех мужчин их местности. Тот, к к-ому столь сильно ревнует мистер Найтли, да и мистер Элтон. В фильме вообще проходной персонаж... совершенно непонятно, что все так им восторгаются? Да и вообще режиссёр столько недвусмысленно тащится от мистера Найтли, которого из правильного, благородного, но слегка занудного мужика средних лет превратила в рок-звезду и юношу со взором горящим, что нафига тут этот Черчилл?!

5. Все остальные. Ну так себе... Включая, между прочим, главную и заглавную героиню! Одну из самых неоднозначных, невыносимых и обаятельных одновременно главных героинь Остин.

В целом, тонкий психологизм, точность в образах героев Остин ушли, а на смену ей... на смену ей авторы нового фильма почти ничего не смогли предложить (если не считать одного попадания в образ и пары недурных неканонов).

Неужели в фильме нет ничего хорошего? Зачем Сова ела этот кактус? Есть! Одно достоинство в фильме несомненно есть - это яркий и привлекательный визуал)) Прекрасные и (насколько я разбираюсь) исторически точные костюмы, красивейшие платья, приятные виды и интерьеры - сочные краски... Это безусловно авторам удалось. Но, увы, для меня не смогло искупить других недостатков фильма.

Где-то я читала, что режиссер фотограф и до "Эммы." клипы снимала. Вот если бы она сняла клип - было бы великолепно. Потому что самая лучшая сцена в фильме, имхо, - это был бал, где герои в красивых костюмах, красиво танцуют под красивую музыку и молчат! Или мюзикл, на худой конец. Я бы первая, как эстет, оценила бы на самом деле шикарный визуал. Но она взялась за фильм... за мисс Остин... за что?! xD
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 12 комментариев
#кино #книги #Джейн_Остин

На выходных все-таки добралась до фильма "Любовь и дружба", поставленному по небольшому эпистолярному роману моей обожаемой Джейн Остин.
Сначала надо отметить, что роман не совсем типичен для мисс Остин - он был написан довольно рано и, насколько мне известно, не публиковался при её жизни. Леди Сьюзен весьма необычная для Остин героиня - лично мне она напомнила другую героиню английской классики 19 века - Бекки Шарп из "Ярмарки тщеславия": умная, амбициозная, не обремененная особыми моральными принципами и охотно использующая людей в своих интересах авантюристка. После у мисс Остин уже не будет таких главных героинь (с леди Сьюзен сравнивают разве что героиню второго плана Мэри Крофорд да и то с оговорками).
Сьюзан Вернон довольно спорный образ, если не сказать отрицательный, хотя, конечно, весьма обаятельный. Другие главные героини Остин, хоть и не без недостатков, но однозначно положительные.
Интересно, что чем старше Остин становилась, тем больше внимания она уделяла морали. Так Фанни Прайс из "Мэнсфилд-парк" и Энн из "Доводы рассудка" настолько правильные с моральной точки зрения особы, что это даже немного раздражает. К счастью, Эмма (роман про неё тоже принадлежит к позднему периоду творчества) слегка разбавляет этот "бал нравственности".
На фоне всего этого леди Сьюзен выглядит почти "исчадием ада" xD
Это к вопросу о "невинности юности" :)))
Не удержалась, но я всегда считала, что именно в подростковом и юношеском возрасте людей особенно тянет на авантюристов и всякие готическо-декадансовые прелести, а вовсе не на истории о простоте и чистоте - последние как раз остаются больше для познавших жизнь взрослых. *И тут я могу сесть на своего любимого конька, но суровым усилием воли удержусь и вернусь к фильму*.

Фильм тоже довольно нетипичен для остиновских экранизаций - начиная от пышных нарядов, к-ые идут в разрез с привычными "остиновскими" платьями в стиле ампир (я не спец в моде, но платья фильма сильно отдают 18 веком, походу) и заканчивая образом леди Сьюзен, чью авантюрность усилили ещё сильнее, возможно, чтобы сделать героиню более близкой современному зрителю.
Кейт Бекинсейл весьма недурна в этой роли, хотя многие сетовали на лицо, к-ое вроде из-за пластики было недостаточно выразительным. Не могу сказать, что заметила что-то такое. Чересчур гримасничающие дворяне в исторических фильмах всегда мне казались странными, может, я и не права, но тогда, насколько я знаю, было принято "держать лицо". Поэтому даже открытые и эмоциональные люди не выражали слишком бурно своих чувств прилюдно. (И это одна из многих причин, почему я считаю экранизацию "Гордости и предубеждения" с Кирой Найтли непопаданием в атмосферу книги - их беготня довольно дикая, впрочем со свиньями в том фильме ничто не сравнится XD).
Таким образом, наверное, можно было бы сыграть тоньше и добавить оттенков, но в целом Бекинсейл мне понравилась, хотя без особых восторгов.
Другие герои были тоже неплохи. Дочь выглядела по-настоящему юной и невинной, а не актрисой, к-ая хочет таковою казаться. Реджинальд де Курси очаровательным молодым человеком, как ему и полагалось.
Пожалуй, отдельно отмечу подругу леди Сьюзен - как по мне, это менее умный и ловкий, но зато более тонкий и ненавязчивый вариант такой же женщины как и леди Сьюзен.
Ну и, разумеется, Стивена Фрая - ему досталась крошечная роль, но он просто блеснул в ней!) Превратив её из эпизода в значимую часть фильма.

В итоге фильм в меру динамичен, в меру тягуч. Довольно интересен. Фирменный юмор Остин добавляет особого тонкого очарования.
Актеры на своем месте, но блеснул, имхо, только Фрай.
Финал согласно жанру и предпочтениям мисс Остин.
И всё же атмосферы Джейн Остин не хватило - она присутствовала, но временами.

Смотреть, если захочется мягкой классической английской истории в стиле "романа нравов", с ноткой юмора и с красивыми платьями.


#классика #длиннопост
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 27
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть