↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#театр #балет #восторги #Чехов #классика #длиннопост

Сегодня, как уже упоминала Эльза Маркова День Театра! А благодаря посту Likoris, я нашла немало бесплатных онлайн трансляций из самых разных театров. А еще начала пересматривать и переслушивать свои любимые вещи. Вчера был день оперы "Тоска", а сегодня я поняла, что давненько не писала про балет)) И вот "Анюта"!

"Анюта" - один из моих любимых балетов. И совершенно восхитительный фильм-балет с блистательной Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, который также был балетмейстером этого спектакля. Я неоднократно видела этот балет, и нежно люблю его, но Максимову не превзошел никто. Даже то, что она уже не юна, не мешает ей (редчайший случай) выглядеть удивительно органично в роли юной Ани. Её миниатюрность, легкость, изящество, утонченность и шаловливое обаяние делают свое дело... она не величественная, она трогательная...
И несмотря на то, что в известном драматическом фильме 1954, обладателе золотой оливкой ветви, Анну талантливо играет актриса куда моложе и, возможно, с точки зрения исторических канонов красоты куда ближе к Анне, для меня Анной всегда будет только Максимова! Несказанно нежная, прелестная, и в финале именно её милая очаровательность создает тот самый контраст.

Балет поставлен по совершенно невероятному рассказу Чехова "Анна на шее" (если не читали, то тут будут спойлеры xD).
Обычная история, как часто бывает у Чехова, очаровательной девушки, вынужденной выйти замуж по расчету. Мать умерла. Отец, милейший и интеллигентный человек, однако бесконечно пьет, из-за чего и Анна, и главное, её младшие-братья школьники живут в нужде и практически впроголодь.
"Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами"
Ладно бы только не молодой и не красивый, но также ограниченный, сварливый, жадный и попрекающий куском хлеба. Так Аня и живет, пока однажды на своем первом большом балу не производит фурор...
Впрочем, речь не о рассказе - хотя я бы с удовольствием его обсудила, ибо он совершенно прекрасен в каждой строчке - и для меня Чехов в "Анне на шее", "Попрыгунье" и "Палате № 6" - это непревзойденная вершина гения лаконичной прозы! Наверное, кто-то бы (даже из классиков) на эту тему написал роман, но зачем?..

Наверное, самый знаменитый танец и самый прекрасный - это победная тарантелла Анюты на балу:
https://www.youtube.com/watch?v=5mxEVtx2qyY&list=RD5mxEVtx2qyY&start_radio=1&t=13
Лихость, легкость - всё это, словно веселая детская и по-детски жестокая, победная игра. Это бурлящие шампанским счастье и упоение юности.
Максимова не пытается быть в этой сцене неземной (как часто бывает в балетных образах) героиней - напротив она невероятно земная... слишком земная, почти бесёнок. Но земное притяжение на неё, кажется, не действует совсем. Благотворительный базар ловко вставлен в сцену танца, добавляя ему многогранности. Тарантелла Максимовой - это одна из первых сцен, с которых началась моя любовь к балету.

И грех было не отметить героя, который умудрился не потеряться даже на фоне невероятной Анюты - её муж Модест Алексеевич. Редкий случай совершенно восхитительно яркого отрицательного персонажа, который не обаятельный мерзавец, не мрачный злодей, не спорный антигерой, а который зауряден, смешон... и как же он ярок! Как точен!
И если у Чехова герой откровенно гадок, то тут он еще и смешон. Но смех этот горький. Можно смеяться, глядя на такой со стороны, когда же ты сам во власти подобного - совсем уже не смешно.
Совершенно шикарная сцена на службе. Когда артисты балета перевоплощаются в безликий, работающий, как тупой аппарат, чиновничий механизм, перебирающий бумажки, но полный надменности и подобострастия перед вышестоящими, сплетен и мелких дел. И в центре всего этого, как олицетворение, всего мелкого, пустого, самодовольного и подхалимского, сатирически подсвеченного - "ослепительный" Модест Алексеевич!
Мерлин мой! Прошло столько лет, а ничего не изменилось...
Это примерно 9-10 минута фильма.

Итак, Анна выиграла, наверное, она получила всё, что хотела - деньги, власть над мужчинами, веселье, наряды и возможность сказать ненавистному мужу: "Подите прочь, болван!". а он только холопски поклонился ей, как кланялся всем, кто был сильнее его. Но только мальчики-братья да и отец оказались брошены - и если про отца можно сказать сам виноват, хоть и пожалеть его, то дети... один Бог ведает, что будет с ними...
А Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и всё реже и реже бывала у своих.
Финал балета сделан более трогательным и неоднозначным. Правильно ли это? Не знаю.
Но в любом случае вернемся к балету - в нем есть еще немало жемчужин))

Например, куда менее известный, чем тарантелла, но, на мой взгляд, не менее образный танец Максимовой, из которого и вытекает та самая тарантелла - это танец в цыганском стиле. Медленный, тягуче печальный и одновременно немного театральный.

Интересен и образ Васильева (обычно такого красивого героя-любовника) в роли отца Анюта - его жалкая, забавная и горькая пьяная пляска на балу.

И момент с юношей-студентом. Искренняя любовная сцена, вставленная в балет... в оригинальном рассказе этого эпизода не было. Интересно выиграл ли от этого сюжет или проиграл?
С точки зрения танца, конечно, выиграл (очень трогательная сцена на фоне неброских, почти серых красок), а вот с точки зрения психологии сюжета...

Ну надеюсь, мой пост воодушевит кого-нибудь посмотреть этот шедевр, даже невзирая на откровенно неважное качество видео))

И давайте сегодня, в день театра вспомним тех, кто положил свою жизнь на служение искусству, кто дарил своему и следующим поколениям красоту - Антона Чехова и Екатерину Максимову. Пусть они будут счастливы там. Пусть Екатерина взлетит туда также легко, как она всегда взлетала над сценой!
А Владимиру Васильеву пожелаем крепкого здоровья и вдохновения для творческих свершений! Он приезжал к нам в прошлом году на театральный фестиваль - об этом я писала тут. Это не только талантливый, но удивительно интеллигентный человек.

И вдруг сегодня, в весенний день театра, настало время пересмотреть, перечитать и переслушать любимые произведения или открыть для себя что-то новое?..

Вдохновения всем и свободного времени, которое можно посвятить созерцанию прекрасного!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 2 комментария
#балет #театр #классика #восторги #длиннопост

У нас в Воронеже сейчас проходит Фестиваль балета к творческому юбилею Владимира Васильева. Прибыл и сам Маэстро! Что оказалось для меня очень приятной неожиданностью)) И да - композитор Молчанов тоже прибыл))
Один из моих любимых спектаклей это "Макбет". Он не так известен, как классические балеты, но как же он хорош! Мне захотелось поделиться - вдруг кто-то не видел.

Я была на этом балете трижды. Это скорее модерн, чем классика, как-то я привела туда человека далекого от балета... для неё это было несколько неожиданно.
Главная притягательность "Макбета" заключается в потрясающем единении музыки и танца - недаром Васильев и Молчанов работали вместе от начала и до конца. Танец как бы продолжение музыки и наоборот. Наверное, было бы странно сравнить музыку Молчанова с гениальными творениями того же Чайковского, но в слиянии с танцем она прекрасна!
Мрачный грохот барабанов, тёмные тона в начале, кровавые в кульминации и снова темные в финале.

"Макбет" притягателен ещё и тем, что он восхитительно символичен и при этом абсолютно лишен классического дуализма. Здесь нет Доброй" Белой и "Злой" Чёрной лебеди. Здесь история любви замешана на любви к власти.
Потрясающие зеркальные сцены: ночь любви Макбета и Леди Макбет после убийства Дункана и их совместный танец безумия с привкусом горькой и обреченной нежности в финале.
Здесь просто люди, которые проиграли себе же... своим теням и страстям. На протяжении спектакля ты не сочувствуешь никому и одновременно сочувствуешь всем.
Этим "Макбет", имхо, схож с другим балетом Васильева "Анютой" - тоже просто люди, тоже нет добра и зла, как таковых.
Но если "Анюта" - это бытовая драма, то "Макбет" - это трагедия.

А вдруг не было никакой Леди Макбет и Макбета искушает его собственное темное жадное первобытное начало? Которое потом же первое падает в бездну от осознания содеянного - ведь сначала Леди Макбет сходит с ума.
А были ли ведьмы? Или это лишь рок, к-ый искушает, коронует, а потом с хохотом вешает короля. Который утащит и героя, и злодея в темноту...

Ах да - ведьмы! Это отдельная, совершенно очаровательнейшая находка балета! Тонкие, стройные, звенящие, в лохмотьях, с костылями и хромающей походкой. С двумя лицами, одно из которых - оскаленный череп. То почти волшебные плясуньи, то сгорбленные старухи, то ломающиеся демонические сущности - вылезшие из Неблагого двора фей. Вот честно! Ведьмы балета произвели на меня куда большее впечатление, чем ведьмы самого Шекспира. Тут они не просто злодейки, но они - трикстеры, они - аморальная всесильная судьба, задирающая свою юбку.

Очень интересно вслушиваться, как музыка отражает саму себя в разных сценах и как преломляется.

В целом - это мрачно, это сильно, это ярко, это зло, это уродливо-прекрасно!

Ну а лично для меня "Макбет" у Шекспира любимое из того, что я читала.
И самые любимые слова литературы вообще:

Жизнь - это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти,
нет лишь смысла.


#Воронеж
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 9 комментариев
#кино #мнение #театр #восторги #длиннопост #размышления #балет

Пока все пишут про "Красавицу и Чудовище" (мне стало лень про неё писать), я лучше напишу про фильм "После тебя". Оговорюсь сразу, я очень люблю фильмы про искусство и да - я безумно люблю балет!
Мне странно, что я часто слышу, как ругают Безрукова, наверное, он стал немного мейнстримом, поэтому каждый раз идешь в кино и думаешь: "А вот он сейчас кааак провалится!" Только он не проваливается... ну как правило, некоторые ошибки не в счет. Он действительно талантливый. Очень.
И да, в этом фильме он не использует свою фирменную улыбку, его герой вообще практически не улыбается, разве что - ухмыляется.
«Чтобы сделать что-то, нужно или от рождения быть отчаянным, или чтобы обстоятельства стали отчаянными»
Дальше возможны спойлеры, хотя откровенные спойлеры я постараюсь скрыть.

Одно из главных, на мой взгляд, и неоспоримых достоинств фильма в том, что здесь герой удивительно цельный. Харизма, невыносимый характер и абсолютная, безоговорочная преданность искусству. Алексей Темников - плохой отец, не лучший сын и совершенно ужасный муж, он не умеет быть другом и любит (по словам почти всех окружающих) только себя. Вот только он гений. Впрочем, это не отменяет всего вышесказанного. Но мне кажется, что и себя он любит без отрыва от своего Божества, это Божество - Балет. И любит он только балет... безгранично и бесконечно!
На других уже ничего не остается.

И на самом деле просто прекрасно, что герой таким и остался до самого финала - никакого обеления.
Совсем. Не вставили сентиментальный финал и воссоединение семьи. Тёмникову никто не нужен. Никто... кроме балета. Даже дочь. Мне кажется, он видит в ней человека, к-ый мог бы его понять... хотя бы частично, но он не любит её, как отец любит дочь


Другим достоинством является пойманная атмосфера балета. Здесь его не так уж и много, меньше, чем могло бы быть. Чем было, например, в фильме "Фуэте", но там и снимались артисты балета Максимова и Васильев. И всё же, на мой взгляд, в "После тебя" сумели передать то самое.
Надо сказать, что выйдя из зала с подругой, я вспомнила "Чёрный лебедь" - вот там, имхо, эту атмосферу уловить не сумели (тему психоанализа тут трогать не буду).
А в "После тебя" же может и есть недостатки, но он весь - как единый спектакль, как один танец, как прыжок танцовщика над сценой... единый порыв и музыка.

Музыка - она прекрасна! Что тут ещё скажешь. Классики старались :) Заслуга же создателей фильма в том, что они прекрасно подобрали композицию к каждой сцене.

Финал. Он ослепителен! Он именно такой, какой и должен был быть.
Думаю, это можно было бы назвать счастливым финалом. Темников ушёл, как и хотел... на пике, в танце. И его смерть была лишь танцем. И его смерть послужила балету.
Финал закономерен - идет пафосная передача, люди говорят те сентиментальные слова, к-ые так ненавидел и презирал Темников, отчасти потому что ненавидел фальшь, отчасти потому что не умел любить кого-то помимо балета.
А на сцене идет его последнее творение... и наверное там, на тех небесах, в которые он, конечно, не верил, он счастлив. И он впервые улыбается...


В фильме много юмора, преимущественно за счет грубоватого и недоброго, но меткого сарказма ГГ - это добавляет оттенков. Конечно, Безруков - центр фильма, и глупо это отрицать, но остальные герои тоже играли вполне на уровне. И если не блистали, то уж точно не портили картину.

Трейлер:
https://www.youtube.com/watch?v=DB5-EUc1hxw

Думаю, этот фильм войдет в мои любимые. Хотя, возможно, сам Темников посчитал бы, что тут слишком много пафоса, как там было в его интервью, на вопрос журналистки:
- А вы любите балет?
- А вы любите минет?
- Чего?!..
- Такие вопросы не задают.


Не задают.


P.S. Он — как русалочка, что пришла обменять свой хвост на совершенно не нужные ей ноги, а заодно отдала и голос, а попроси у нее ведьма еще что-нибудь, отдала бы и это что-то, и другое, и третье...
(с) "Дом, в котором"
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 38
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть