↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Marlagram
16 февраля 2018
Aa Aa
#ворчания_псто , Гуманитарно-политического.
Цитаты из интервью, которое взял Е. Сенников у А. Филиппова, профессора НИУ ВШЭ, вроде бы философа. Или историка философии, хм. «У нас осталось в запасе несколько спокойных лет» (ссылка на подписной материал через подписчика, выложившего ссылку в сеть в жж).
Общее, которое многих тревожит, можно описать довольно простыми словами: идет культурно-политическое противодействие Западу, противодействие модерну – причем в самом широком смысле этого слова, без тонкостей.

Вот меня давно и упорно раздражает сближение понятий "Запад" и "Модерн". И размытие самого понятия модерна. Запад - он, зараза, крайне разнообразный. Но в большинстве своём классический модерн он перестал транслировать (в зависимости от конкретной группы "отраслей") давно, где-то от начала 40-вых до середины 80-х в совсем инертных областях. Тот эклектичный пост-пост-(пост)-модерн, который нонче с разнообразием и иррационализмом - он...
Но с другой стороны, в штампах восприятия и по объёму научных работ обобщённый "Запад" действительно больше всех на планете генерирует новые смыслы. Самые разнообразные, нда.
И вот в чем суть: раньше было более очевидно, что политическое соперничество стран может происходить даже тогда, когда многие ценности у них общие. Ценности общие, а интересы разные. Это нормально в политике.

А на мой взгляд - тут дело в повышении доступного "разрешения" и общей информационной связности. Всмотрелись - и то, что раньше было крайне трудно и долго выяснять неспециалисту, стало уже просто-таки выпирать. Потому что ценности, даже когда речь идёт на одном языке (условно английском) и обозначаются они одними и теми же словами, имеют тем не менее в разных странах и социально-культурных группах сильно разные смыслы и оттенки.
Конечно, свобода рациональной дискуссии, критическое отношение к авторитету и традиции, готовность признать собственную неправоту и поражение в споре, постоянное движение к новому через отказ от старого, иногда очень болезненный, – все это скорее чуждо тем, кто хочет нами командовать.

Так и вспоминаются серые и фиолетовые Геста.
Когда свобода рациональной дискуссии ограничивается не неким абстрактным консерватизмом, а вполне конкретными коммерческими соображениями - привет копирастам - это всё жет немножко другой коленкор. И куда более глобальный в смысле политических течений.
Критическое отношение к авторитету и традиции это конечно замечательно. Но вот критическое отношение к эмпирике - плевать на практические данные, теория не может быть не верна - особенно если дело касается этики и местами эстетики - оно как-то уж очень удручает. Как и горизонт планирования/учёта истории...
Ну а новое как самоцель - это уже совсем классическая дискуссия (флейм).
Только вот эта старая уютная борьба модерна и традиции далеко не все может объяснить в нашей сегодняшней жизни. Останемся, конечно, в рамках этих определений, иначе придется многое вводить дополнительно, но будем помнить об этой условности.

На мой взгляд, подобный редукционизм убивает смысл дискуссии в современных условиях.
В наше время нет инстанции, внятно репрезентирующей технический интеллект как часть универсального модерна. Нет никакой прямой связи между условным спектаклем Серебренникова и эффективностью нашего оружия.

Ну так. Связь осталась только крайне косвенная, через социально-иерархические игры. На мой личный взгляд, существенная часть современного искусства "не для всех" стремительно повторяет траекторию теологии в XVIII-XIX веках с поправкой на сжатие "исторического времени". Потому что существенную часть "гармонии" таки (совсем недавно) научились поверять алгеброй. Скажите спасибо Мордокниге в том числе. И естественно, немедленно стали использовать в коммерции, политике, войне - благо (с существенными техническими ограничениями, но) алгоритмы работают, повторяемость результатов при сохранении корректной оценки масштабов удовлетворительная.
Но ее нет, как нет и прямой моментальной связи между политической свободой и техническим прогрессом, и отсюда вытекает множество проблем.

А вот с этой стороны следовало бы копнуть куда глубже. Мало того, что нонешний технический прогресс похоже вот-вот позволит построить общество работающего тотального контроля - так ещё и скорость прогресса, за счёт сочетания социальных технологий и IT (в широком смысле) возможно сохранится даже без т. н. "культуры свободы" (во всяком случае, для большей части общества).
В самом радикальном виде это выглядит так. Интеллигент говорит интеллектуалу: «Ты сотрудничаешь с режимом, помогая ему продлить свое отвратительное существование, а без твоей интеллектуальной помощи репрессивная системы давно бы уже рухнула». А интеллектуал отвечает: «Она не рухнет, просто если мы не внесем свой интеллект, то она станет еще хуже. Если не рассчитать бюджет, все платежи остановятся, если искусство не будет давать утешения, люди еще сильнее озвереют, если профессора перестанут преподавать, дети все равно вырастут, но только без переданных им знаний». А интеллигент тут отвечает так: «Может быть, это работало бы в других странах, но наша страна настолько ужасна и бесчеловечна, что пусть лучше все погибнет».

Такой радикализм интеллигенции имеет довольно большую традицию – и последний аргумент интеллигента может быть довольно сильным в некоторые эпохи. Еще раз: каждый вопрос надо доводить именно до этого пункта: хотите лично вы, чтобы все погибло – и как можно скорее. Если да, будет один модус действий, если нет, тогда что?

А вот это - интересная постановка вопроса. Конечно, грубая проза выживания вида с одной стороны, и надежда на вертикальный прогресс и глубокий трансгуманизм с другой позволяют добавить измерений. Но сам вопрос - он всё же ценен и актуален.
Хотя, конечно, не стоит забывать про резко выросшую связность мира. А то ведь не про страну, а про планету так и тянет... Мизантропичненько так.
Многие уже забыли, но в 1993 году, после расстрела Верховного Совета, было инициировано закрытие консервативных журналов и тогда казалось, что либеральная идея победила окончательно не только политически, но и духовно.

Хм. Нда.
В Советском Союзе же нередко происходили конфликты – когда прагматизм сталкивался с идеологией. Например, в рамках идеологии необходимо было рекрутировать в партию большое количество выходцев из рабочих и крестьян, а потом интеллектуальному сословию, от которого зависел научно-технический прогресс, как-то объяснять почему его карьерные возможности блокированы этими людьми, или придумывать рабочие карьеры выходцам из аппарата, да мало ли что еще.

А на мой взгляд, это вечный сюжет. Что про экономическую политику, что про права ЛГБТ например. Физиология мозгов и система организации социума порождает (то, что можно при должной пристрастности назвать) идеологии очень активно - и не менее активно эмпирика реальности (в ощущениях) прагматично разрушает социально-культурные миражи. Обидно только, что форма слишком задевающая каждого конкретного индивидуума - войны там, экономические коллапсы.
16 февраля 2018
5 комментариев
Хвост. Хвост виляет собакой. Естественно, не бесплатно.
Ссылка мертва.
судя по цитатам - душная претенциозная хуйня, со смешиванием всего в один винегрет, попытка притянуть к очень местечковой злобе дня всемирно-историческое значение мощностью в 2,7 битв за Минас-Тирит.

Хотя от "профессора НИУ ВШЭ, вроде бы философа" — просто трипл комбо — чего еще-то ожидать. Конечно же, Запад, СССР, интеллигенция, культура.
Facensearo Сохранённая копия

А при переходе на личности - он ещё и политрук по первому образованию...
Что такое Мордокнига?
Asteroid
Facebook, вестимо.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть