↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
12 июня 2018
Aa Aa
Часть вторая: Ориджи по городской фантастике, другим мирам и драконам
...и немного читеров
#дэдлайн_фест #обзор

Продолжаем обозревать номинацию "Скорость мысли" (ориджи). С реалом мы разобрались в прошлый раз, так что теперь нам осталось фэнтези/фантастика. На закуску - ещё два "читера". Т.к. ориджей в "Читерах" больше нет, я выбрала фики по не-ГП фандомам, которые я не знаю. Погнали.

Городское фэнтези

1) Баю-бай
Короткий рассказ о детстве и мистике, которая возможно была, а возможно - не было. Забавная вещица, на самом деле. Аккуратная и верибельная, жутенькая по-своему и оставляющая вопросы. Я лично считаю, что мистика таки была =))
Подробнее рассказать не могу, ибо спойлер же.
Из приятных моментов: хотя описан явно российский быт, сделано это без передавливания и не раздражает (вчера мы уже говорили о том, что многие авторы так сделать не смогли, попортив всю малину отчаянной бытовухой совершенно гротескного разлива).
Однако, при этом рассказ простенький. Прочитать - хорошо, запомнить - вряд ли.
Субъективная оценка: 3,7

2) Быть ребёнком
Самая интересная часть этого фика - саммари. Потому что саммари от Урсулы Ле Гуин, а остальное от автора. Который немножко - имхо - переборщил с "жутенькими" деталями. Описание кукол вначале было хорошо задумано, но когда автор начал педалировать, то... как-то уже и не страшно стало.
Плюс, уж слишком явное желание этой кольцевой композицией и нарочито бытовыми делами, кредитами-свадьбами-ипотеками вложить в голову читателей некую "мораль". Прямолинейно. То ли автор дивно молод, то ли постарше, но по-прежнему относится к "бытовой" жизни с нарочитым подростковым (не детским, именно подростковым) презрением. Люди, которые пошли другим путём, на это не педалируют, они просто выбирают иную модель жизни. Ну это имхо.
В целом, текст ровный, без особенных проблем.
Субъективная оценка: 3,1.

3) Говорили тебе, не гуляй допоздна
Дивная история про оборотня. Вот ЭТО быт в хорошем смысле! Эта идея достойна Стругацких и прочих наших классиков городской и не очень фантастики. Люблю, когда явное фэнтези подаётся буднично. Ведь все мы понимаем: обрети мы вдруг магические способности - не станем мы "лиловоокими мечниками" и "дивными эльфами страны далёкой". Люди всегда "в целом напоминают прежних".
Вот и оборотни, существуй они на самом деле, для кого-то стали бы просто ещё одной бытовой подробностью. Кто-то перебравшего племянника из участка забирает, а кто-то загулявшего внучка-оборотня по болотам ищет. Чтобы дать подзатыльник, за то, что бабушку не слушает. И никакого пафоса =))
Рекомендую хотя бы зачесть, может кому не понравится, но... это уже будут фломастеры.
Субъективная оценка: 4,3

4) Лодка Харитона
И ещё один явный фаворит. В обязательном порядке читать любителям Питерской романтики и Питерской же мистики. Городское фэнтези классического типа, где в живую и очень-очень верибельную картину города, сотканную из миллионов полутонов, ювелирно вписана иная реальность. По-любому заслуживает прочтения.
История ценна также открытым финалом, забавной придумкой насчёт "лодки Харитона" и лёгким, быстрым языком.
Субъективная оценка: 4,6

5) Подари мне ночь
Интересная история. На любителя, правда. Роскошная картинка, похожая на тяжёлый бархатный полог с золотыми кистями. Чем-то отдаёт хорошими фиками по классическим фэнтези-фандомам от Сапковского до Толкина (именно фиками, не оригиналом). Древняя мистика и ностальгия по времени тьмы и магии, отступившей перед современным миром. Ну и некий оттенок философской усталости и грусти по ушедшему.
Интересная история для романтиков, циников будет раздражать, тех, кто не любит "красивости" (как кое-кто из оргов) - тоже будет раздражать, но я таки не циник, мне нравится.
Субъективная оценка: 4,3

6) Поиграй со мной
Гхм... Автор пытался в Стивена Кинга. У автора почти получилось. Присутствует также лёгкий налёт эротики, что обычно обеспечивает рейтинги. Однако.
Во-первых, начало событий как-то внезапно. Я не верю, что героиня, столкнувшись с тем, с чем она столкнулась, просто продолжила бы спокойно жить дальше, не подозревая, что скоро случится ерунда. Да она сразу бы с визгом и воплями убежала. И к психиатру записалась.
Во-вторых, конец немного смазан.
В-третьих, к концу понимаешь, что образ мужа главгероини несколько неопределённый. Он кто? Он равнодушный или забавный, скучный или... или какой? Непонятно. Кажется, автор так и не определился, что именно изначально не устраивало главгероиню в супруге.
Написано вроде ровно, но слишком много швов и несостыковок.
Субъективная оценка: 3,5

7) Соискатель
Написано хорошо, почти отлично. Но! Слишком коротко - это раз. От этого страдает логика - это два. Главгерой необходим агенству услуг и ритуалов - зачем? При их возможностях, с какого перепуга они гоняются за первым попавшимся агентом по продажам? Он даже не "лучший работник месяца" или что-то такое. Неужели они не могли навести о нём справки или ещё что?
Концовка (про учителя младших классов) довольно картонная.
Ощущение, что автор ну очень не успел, поэтому что написал, то написал, и побежал сдаваться редактору как есть.
По стилю напоминает раннего Лукьяненко или (извините, автор) Ольгу Громыко и Андрея Уланова.
Субъективная оценка: 3,4

Драконы, принцессы и прочие дела...
8) Драконья история
Это где-то было. Не помню. У Павла Шумила в промежутках между мечтами о гаремнике - точно было. А с кого он это украл... говорили, что с Хроник Эмбера, но я посмотрела в Википедии - там, вроде, про другое.
Короче. Мы имеем дело с "рыцарем" и "драконом", которые ведут беседу в условном ландшафте. Беседа имеет явно искусственный характер: такое впечатление, что изначально это была статья/заметка, где автор излагал своё отношение к реальности, а потом, вместо того, чтобы переработать своё видение в художественный текст, он эту статью просто разбил на реплики.
Во-всяком случае, менторством отдаёт. Равно как и набором типичных сословно-гендерных предубеждений, популярных в среде тех, кто слишком много играет в D&D.
Плюс к этому, как уже упоминалось, неоригинальная идея о том, что фэнтези мир на самом деле -
компьютерная симуляция. Причём где-то сломавшаяся, так что непонятно, что выйдет, когда её починят

Субъективная оценка: 2,1

9) На драконьих крыльях
Тоже драконы и принцессы, на этот раз вроде как поближе к ПЛиО. По крайней мере, отталкивающая фактура средневековья присутствует, равно как и "очарование заброшенных руин". Явно женский текст.
Сам по себе написан технично, ярко, ровно и красиво. Выдаёт руку далеко не новичка. Форма - в целом хороша, хотя вот это вот:
"Командир впервые за долгие годы почувствовал, что хочет позорно сбежать" - всё-таки штамповка.
По сути же у меня есть некоторая претензия к финалу. Я не верю в "переосмыслившего всё" короля, тем более - в их брата, тоже всё переосмыслившего. Это напоминает желание натянуть некое подобие хэппи-энда на попу сове, которая возмущается и хлопает крыльями. Если бы король умер от белой горячки, а вот брат - который, например, где-то путешествовал - вернулся во владения и наконец-то навёл порядок, я бы поверила больше. А так.... тот, кто довёл королевство до такого состояния, просто так назад не повернёт.
Лёгкий фап на книги и аллегорическая фигура обугленного каштана заставляют думать, что автор неравнодушен к "Джейн Эйр".
Если бы tesey не ушла с сайта, я бы решила, что это её рук дело.
Субъективная оценка: 3,9

Другие миры
И, наконец, ориджи по полностью автономным фэнтези-мирам. Маленькое лирическое отступление. Когда начинаешь читать новую серию книг, то часто от первой главы тянет застрелиться. Потому что со стороны выглядит это так: Варкалось, хливкие шарьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.
Кто, кого и зачем - вообще непонятно.
Но, начиная читать здоровенный "кирпич" вроде ПЛиО, успокаиваешь себя тем, что рано или поздно разберёшься - книга-то огромная, времени хватит. Приступая к чтению мини, максимум (пардон за глупый каламбур) на 17кб, понимаешь, что времени на раскачку нет, поэтому желательно не попасть на "эффект зелюка". Посмотрим, как с этим у наших конкурсантов:

10) Штурм
Трогательная история о девочке, оказавшейся в эпицентре большой политически-военной заварушки. Очень в духе ПЛиО, этому способствуют странным образом убитые жёны, бунтовщики, бастарды и факелы. "Эффекта зелюка" возникает но скромно, несмотря на обилие довольно пафосных (и тоже немножко плиошных) имён и фамилий.
Опять же, девочка довольно убедительна, её и правда жалко.
Из минусов - мотивация большинства героев, начиная с "короля" прописана на отвяжись, с нападающими тоже не всё ясно... я так поняла, у них какой-то специфический культ войны, способствующий всяким зверствам? Вероятно, да. Но всё это как-то туманно.
Субъективная оценка: 4 (все оценки по "Другим мирам" будут чуть выше, т.к лично я отдаю должное тому, что эти авторы построили мир с нуля).

11) Странное везение
А вот здесь "эффект зелюка" в полный рост. Кажется, дело было так: есть высшие силы, плетущие судьбу. Некоторые не в меру активные смертные им мешают. Поэтому их устраняют специальные войны с особым набором ништяков. Главгерой - воин на задании, сидит в засаде, но почему-то отвлекается на посторонние шумы. Ещё в этом мире: 1) дома свиданий находятся в лесной глуши; 2) существует ряд подземных призрачных миров, чьи обитатели иногда шляются в обычном мире. Но, всё, что я написала, немного неточно. Возможно, я что-то перепутала.
Таинственный второй персонаж появляется не просто ниоткуда, а, к сожалению, непонятно зачем. Ништяк при нём - типичный "бог из машины", а главгерой, до этого показанный крутым персонажем, неожиданно тупит. По сюжету, из-за ништяка. Но странно, что он настолько... гхм... неприспособлен к подобным ситуациям.
Диалог с ним обрывается на полуфразе, есть ощущение, что перед нами не оридж, а первая глава ориджа, потому что... А дальше-то что? Сплошные вопросы.
За незаконченность - минус, за эффект зелюка - минус. Однако, за интересный и довольно сложный (вроде бы) мир - плюс.
Кстати, автор зачем-то поставил главгероев в пейринг. Я не поняла - то ли это осколок идеи, на которую не хватило места, то ли автор не местный и решил, что так просто перечисляются персонажи. Потому что категория джен.
Субъективная оценка: 4,2

12) Ночные колокола
А вот это круто! Это невероятно круто. Мир во многом непонятен, но самое главное про него узнаёшь и понимаешь сразу. Никаких вопросов, никакого "эффекта зелюка". История о том, как важно не быть одному, о том, что люди становятся людьми только вместе с другими. Об одиночестве, надежде, страхах и колебании между автономией и сплочённостью. Некоторые ругают этот текст за некоторую суицидальность, но, во-первых, героиня - подросток, т.е. максималист, а во-вторых... от такой жизни суицидальные мысли могут ещё как появиться.
Тот случай, когда "ночь" не просто формальная тема, а действительно одно из главных "действующих лиц" повествования.
Напряжение держит, открытый финал радует. Хочется, чтобы у героев всё получилось.
Яркая картина Равнины - со всеми её деревьями, травой и бытом людей. Не знаю, как вы, а я прямо вижу этот мир.
Лично мне эта концепция немного напомнила верования арабских домусульманских кочевников, которые считали, что ночью в звёздное небо смотреть нельзя - иначе можно сойти с ума, а спящего должен охранять бодрствующий, чтобы духи со звёзд не украли его душу.
Финальная сцена немного напомнила таковую из фильма "Время", надо потом спросить автора, случайно ли это =)
Субъективная оценка: 4,7

13) Дочери ветра
Эффект зелюка не замечен. Интересный мир, ночь тоже очень к месту. Штормовое побережье так и видишь перед глазами. Главная героиня вызывает скорее симпатию.
Язык несколько тяжеловат и как будто перегружен образами, не знаю уж - специально так вышло, чтобы ощутить всю тяжесть океана на своих плечах - или просто у автора такая манера письма. Но в целом хорошо, есть ощущение нарастающей динамики, которая к концу текста набирает прямо-таки крейсерскую скорость. Использование магии - умеренное, наверное, можно было бы вообще без него, но почему бы и нет.
Главгероини - женщины. И ещё какие! За это от меня всегда бонус, да.
Ночь в повествовании, кстати, не одна, а две - вторая, по контрасту, летняя и наполненная эмоциями. Это усиливает контраст и позволяет заметить, что героини - не просто засушенный до состояния солёной трески узел обязанностей, а живые эмоциональные люди. Тоже в плюс.
Субъективная оценка: 4,5

======================

И немного читеров. Оба фандома мне неизвестны, поэтому - "какоридж":

14) Эксперимент
Психоделический текст, если я не ошибаюсь, о борьбе с самим собой. Взаимоотношения героев остались для меня слегка загадочными, но читается легко и ровно. Учитывая, что фандом - "Дом в котором", фик даже очень ничего. Вероятно, подписанным на фандом понравится. Судя по всему, болезненные отношения с артефактами - часть канона - и если так, то ощущения героя переданы хорошо. Динамика устойчивая, почти без провисаний. Эксперимент (несмотря на название) по сути не совсем эксперимент, ну да ладно.
Субъективная оценка: 3,9

15) Последние минуты "Ноордкроне"
Для меня - абсолютный "эффект зелюка", очень много имён, быстрая перекличка диалогов, гуща сражения, а я вообще почти не в курсе. Однако динамика на высоте. А последние абзацы, где действие уступило место размышлениям - вообще очень сильны и завершают текст на правильной и пронзительной ноте. Мне кажется, это хороший фик.
Субъективная оценка: 4,1
12 июня 2018
6 комментариев
Хм, а можете развернуть мысль про бытовуху?
Кажется, тут в блогах бродит какой-то консенсус про "русреал", который плох, и у вас в прошлом обзоре я тоже не раз видел "эта история могла бы произойти где угодно, но зачем-то приколотили к современности" как что-то плохое. Здесь отчего-то не в чести само стремление писать про понятный и знакомый окружающий мир, или же просто хромает исполнение?
Sithoid
Ну, про "современность" эта мысль у меня была не только в связи с русреалом. "25 записок для Мэри", например, про США, но без сигналки тоже бы - имхо, только имхо - смотрелось бы органичнее. Кто-то представил бы себе 50-е, кто-то 90-е - и все нашли бы в этом что-то своё. Мне кажется - опять же, это фломастеры - что так лучше, барашек в ящике всегда верибельнее.

Про русреал. Вот, понимаете, его особенность в том, что он не "рус" и не "реал".
Смотрите. Есть текст "Лодка Харитона" - там узнаваемые приметы времени, вполне себе. Но они реалистичны.
И даже в "Соискателе" - тоже.
В "Гудбай, Америка" с лихвой хватает местного колорита, но, почему-то - опять же, в этом перегиба, имхо, нет.

А есть тексты в которых этого с перебором. Это уже какой-то гротеск. Что-то типа "Особенностей национальной рыбалки" или снятой американцами "Красной жары": а как вы расслабляетесь? - Vodka!
Клинический пример такого перегиба - "Ночное чаепитие".

Да, так тоже бывает. Иногда. Но в целом это скорее гротеск.
Это то, что любят изображать иностранцы, когда снимают про Россию.
Ну ладно, им всё видится под странным углом. Но мы-то зачем это делаем?

И это может не быть так грубо, как в "Чаепитии". Это может быть просто неуклюжее построение слов, странная, слишком просторечная форма обращения или ещё что - но впечатление уже плывёт.
Это сложно объяснить, на самом деле...
Показать полностью
flamarina
Спасибо, так понятнее ) Действительно получается про чувство меры. Видимо, зависит от подхода - "Напишу из своих впечатлений" vs "Напихаю маркеров сеттинга, да поувесистее". "Америка" в этом плане очень показательная вышла )
"эффект зелюка"

У меня есть ощущение, что у данного тропа уже есть название, но мне не удаётся его вспомнить.
Кто все эти люди? + Экзотический лексикон?
rational_sith
Может быть =) Я только некоторые виды сюжетных тропов знаю, которые мне близки ))) Поэтому копаться в терминологии желания не было. Буду теперь знать, как оно называется ;))
rational_sith
Посмотре.ли вслед за твтропсом любит броские названия, так что у Фламарины есть все шансы стать новым кодификатором тропа ))
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть