↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
финикийский_торговец
26 сентября 2018
Aa Aa
#антология_мистики #вопрос #опрос #лавкрафт
Задумался тут. Вот то же Лавкрафт писал (по моему пониманию) далеко не всегда мистику. Половина работ у него скорее "фантастика", или хоррор+фантастика. Это не говоря о накладывающем на произведения свой отпечаток строго не мистического мировоззрения самого ГФЛ.

Это довольно странно, требовать от мистики чего-то четкого, но что хотелось бы услышать от блогожителей что же делает мистику - мистикой. Хоть какие-то формальные критерии.

Важно! Ответы, что это очевидно и понятно и так каждому, а я косплею Читателя1111 очевидно, мне и, думаю, потенциальным читателям обсуждения не очень интересны.
26 сентября 2018
20 комментариев из 28
для меня ключевые факторы мистики - страх и неизвестность

1. Персонажу действительно страшно. Он рискует своей жизнью (или иной сопоставимой ценностью) без всяких скидок. Любые попытки храбриться служат лишь прикрытием отчаяния. Любые шутки лишь немного оттягивают момент взгляда в глаза ужасной правде.

Читатель понимает что ВСЁ СЕРЬЁЗНО. Читатель до последней секунды ни имеет ни малейшей надежды что персонаж вытащит из рукава козырь. Ни роялей, ни сюжетной брони, ни крэка.

На читателя оказывается постоянное давление. Любая попытка ослабить это давление мгновенно убивает мистику и превращает текст в обычное фэнтези.

2. Персонаж не знает внутренней подоплёки происходящего, любые монстры, антагонисты и артефакты представляют из себя полный чёрный ящик. Любые попытки рационализировать происходящее упираются либо в неизвестность, либо в иррациональность, либо в экспоненциально растущую сложность.

Читатель не может нарисовать в своей голове игровое поле с чётко определёнными опасными и безопасными зонами, и инстикты читателя вынужденно переключаются в режим паранойи, подозревая всё и всех.

Как только у персонажей появляется какое-то объективное понимание ситуации, читательская параной исчезает и сюжет сразу перестаёт быть мистическим. Остётся просто ужастик с конкретными угрозами.
Показать полностью
nadeys
Интересно. Но мистика не обязана на мой взгляд быть завязанна на хоррор. Страх "неведомо" все же не столь всеобьемлющ.
Пока вижу только один общий знаменатель - неопределенность, неизвестность.
Но довольно сильная неизвестность может быть и в немистическом. Значит + пока "неестественность".
финикийский_торговец
неизвестность без страха это просто обычная загадка - фантастический/фэнтезийный детектив где персонаж просто идёт и пытается выяснить что за херня тут происходит

но всё меняется когда появляется угроза - не обязательно прям совсем смертельная, главное чтобы на кону было хоть что-то что жалко терять
На шпильке
Мистика - все таинственное, необъяснимое: либо потустороннее, либо неопознанное. Грубо говоря: все, отличное от реального! Ощущение страха вовсе необязательно. Достаточно чувства напряжения, неопределенности, таинственности, не имеющего рационального объяснения.
По номинациям:
Для всех ужастиков предусмотрена только одна номинация - квинтэссенция зла. Весь лавкрафт пойдет туда.
В первую номинацию пойдет только то, что связано с космосом и/или инопланетянам. Такое, как Интерстеллар, например. То есть научная фантастика должна быть фоном к мистике.
Мистика изначально – не просто тайна, а скрытое от непосвященных эзотерическое знание, связанное с духовностью и поисками Абсолюта / Бога. Оккультизм – что-то вроде «прикладного» использования мистических знаний («магия»), больше уже связанный с отношениями «человек / Природа», чем «человек / Абсолют». Как-то так...
А позже «мистика» стала пониматься очень расширительно, и значение слова размылось. Сегодня словарь Ожегова дает, соответственно, 2 значения (причем даже первое – уже «современное»):
1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.
2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.)
nordwind
В литературе разумеется (как "жанр"/тег), с оккультизмом я знаком ближе среднестатистического человека.
На шпильке
Очень грубо говоря. Ибо ничего отличного от реального нет по определению слова "реальное". Поэтому "нереальное" - вероятно реальное, т.е опять необъяснимое/необьясненное, "неопознанное". Если не понимать под "нереальным" нечто крайне непривычно, выходящее за пределы привычной "реальности" (что опять не самое лучшее использование слова).

"Потусторонние" в определение я бы добавлять не стал, поскольку только нерадивые студенты любят давать определения через самого себя.

Поэтому всю фразу можно редуцировать до: "высокая степень неопределенности" * "отсутствие в прошлом опыта такого взаимодействия" + желательно "так и не произошедшее сведедении ситуации к понятной и привычной".
Интерстеллар мистичен лишь по обертке, если начать разворачивать - все "реальное" в рамках фантдопущения. Мне как пример скорее "Начало" вспоминается.
финикийский_торговец
…с оккультизмом я знаком ближе среднестатистического человека...

Это круто – делитесь с народом при случае! (Ах черт - ну да, знание ж тайное *печаль*)
На шпильке
финикийский_торговец
можете трактовать как угодно) я дала свое определение как орг этого конкурса для того, чтобы разъяснить людям "о чем вообще писать". Если у вас будут трудности в определении номинации для вашего ориджа - обращайтесь в личку
nordwind
Я не практикую, просто имею специфические близкие знакомства (позволяющие лучше расшифровывать слова доступные "не посвященным", но не понятные им), достаточно читал на эту тему вооружившись таким пониманием. Но я не умею изящно рассказывать об этом.
nordwind
Добавлю, что мой интерес с оккультному связан с писательским - описывать магию не как разновидность технологии. Также это интересно - играть онтологией и эпистемологией в фантастике зная один из вариантов их "решения" отличный от "нормы". И последнее - это открывает с удачной стороны баги человеческого мышления.
На шпильке
Для всех ужастиков предусмотрена только одна номинация - квинтэссенция зла. Весь лавкрафт пойдет туда.
В первую номинацию пойдет только то, что связано с космосом и/или инопланетянам.

Так это совершенно не взаимоисключающие штуки. Ми-Го живут на Плутоне, вархаммеровцы летают в космосе через натуральный Ад (и не они одни), шкатулку Лемаршана использовали на космической станции.
Fluxius Secundus
Видимо, речь о кругах на полях и анальных зондах. Постойте... Для зондов отдельная номинация.
На шпильке
Fluxius Secundus
в таком случае, авторы смогут сами выбрать, чего у них больше: хоррора или космоса. Я бы это все в первую номинацию отнесла, но решать надо в каждом конкретном случае самим авторам, возможно, совместно с оргами.
Всегда есть вещи, которые попадают в две , а то и три номинации. Например, Отель у погибшего альпиниста - это Мрачный секрет или шепот звезд?) по идее и то и другое
финикийский_торговец
Про «баги мышления» - это очень точно.
А есть что-то из соответствующей литературы, что оказалось для вас полезнее / ближе всего? Или отовсюду инфа набиралась по крупице (со мной чаще всего так и бывает)?
nordwind
Отовсюду. В эзотерике иначе и не бывает. А полезнее и ближе - для каждого вопроса своя пачка книжек.
https://fanfics.me/message341627
Сформулировал тут среди прочего.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть