↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Правовые дебри: о чём нужно знать писателю (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 53 Кб
Статус:
Заморожен
Предупреждения:
От первого лица (POV)
 
Проверено на грамотность
Здесь будут собраны статьи, где я разбираю различные тонкости законодательства, которые важно учитывать при написании художественных текстов.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

Пародия и карикатура как особые случаи свободного использования объектов авторских прав

Конституция России, вторя множеству уважаемых международных документов, гласит, что каждому человеку на территории России «гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества», и одновременно указывает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Таким образом, даже анализируя эти две нормы, можно увидеть давний конфликт интересов между лицами, занимающимися творческим трудом, и лицами, являющимися обладателями авторских прав на то или иное произведение, которое может послужить не только источником вдохновения для другого автора, но и основой для создания нового произведения.

Частным случаем создания своего произведения на основе чужого произведения является создание пародии или карикатуры на его основе.

Что такое «пародия»? В пункте 4 статьи 1274 ГК РФ закреплено: «Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения». Интересно, что несмотря на относительную распространенность судебных споров о пародиях и карикатурах, правило пункта 4 статьи 1274 ГК РФ остается единственным правилом, регулирующем их создание, причем оно никак законодателем не конкретизируется, а все особенности его применения закреплены или на уровне судебной практики, или на уровне доктрины.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 99 своего Постановления от 23 апреля 2019 года № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» относительно этого правила сделал лишь достаточно очевидное замечание: «В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, установленные статьей 152 ГК РФ)» и больше никаких разъяснений не привёл.

В нормативных актах не даётся определение понятию «пародия», следовательно, его толкование нужно искать в словарях и энциклопедиях. Так, в «Толковом словаре» С.И. Ожегова определено, что пародия — это «комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь», а в «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой (2005) указывается, что пародия — это «юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния».

В целом, суды, вынося решения по спору о пародиях, ориентируются на эти или похожие определения, и в российской судебной практике со временем выработались следующие критерии для квалификации произведения в качестве пародии.

Во-первых, в пародии должно однозначно угадываться оригинальное произведение или она должна основываться на нескольких однозначно определяемых оригинальных произведениях, а не ограничиваться использованием лишь их персонажей, отдельных сцен, сюжетных поворотов (в данном случае речь идет о плагиате).

Во-вторых, оригинальное произведение должно стать существенной частью пародии. Например, если речь идет о пародии на песню, то из двух составляющих — музыки и текста — одна должна остаться неизменной.

С литературными пародиями всё обстоит несколько сложнее, но эксперт-литературовед может определить, что одно произведение стало основой для другого произведения, исследовав его стиль, композицию, используемые автором грамматические структуры и т.п.

Кроме того, именно оригинальное произведение должно быть объектом пародии, пародия должна высмеивать именно его, а не некие абстрактные социальные явления. Это сближает пародию с критикой, а создание произведений в виде пародии может рассматриваться как форма правомерного цитирования оригинального произведения.

В-третьих, пародия должна быть смешной, то есть обладать комическим эффектом, причем этот эффект должен достигаться за счет повторения черт оригинального произведения, а автор пародии должен добиваться именно такого эффекта.

Наличие этого комического эффекта зачастую очень трудно установить, потому что суду сложно выразить в формулировках судебного решения то, в чем конкретно этот эффект заключается. Так, например, Б. обратилась в суд с иском к АО «Первый канал» о взыскании компенсации в связи с нарушением ее авторских, а также личных неимущественных прав, возложении обязанности опубликовать решение суда, мотивируя требования тем, что в телепередаче «Голубой Ургант», вышедшей в эфир Первого канала тридцатого декабря две тысячи восемнадцатого года, было использовано музыкальное произведение с текстом под названием «Одинокий голубь», автором которого является истец, в исполнении певицы, выступающей под псевдонимом Гречка. Суд, проанализировав все доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя его тем, что предновогодний выпуск телепередачи «Вечерний Ургант», вышедшей в эфир под названием «Голубой Ургант», как по своему названию, так и концепции представлял собой пародию на известные выпуски телепередачи «Голубой огонек». Концепция спорной телепередачи, по мнению суда, сводилась к созданию пародии на хорошо известные телеаудитории песни путем их адаптации к современной манере исполнения; исполнение же спорного произведения певицей, выступающей под псевдонимом Гречка, носило пародийный характер из-за надрывной манеры исполнения А. Ивановой, имитирующей непрофессиональное пение. Если же оригинальное произведение вообще не искажалось в целях достижения комического эффекта, его переработка не может являться пародией.

Искажаться для достижения комического эффекта может любая часть произведения, ставшего основой для пародии, и отсутствие согласия автора оригинального произведения на это правового значения не имеет.

В-четвёртых, пародия не должна коммерчески конкурировать с произведением, на основе которого она создана, и мешать автору оригинального произведения извлекать прибыль из его использования. Подобная позиция неоднократно высказывалась европейскими судами, но и там не было выработано чётких критериев, по которым можно определить, что пародия действительно не конкурирует с оригинальным произведением.

Что такое «карикатура»? Так же, как и в случае с определением понятия «пародия», определение понятия «карикатура» в тексте каких-либо нормативных актов отсутствует, и судам приходится ориентироваться на определения, которые приводятся в словарях и энциклопедиях. Например, в «Современной художественной энциклопедии» под ред. проф. А.П. Горкина (2007) карикатура определяется как «способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчеркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определенным общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям».

К критериям квалификации того или иного изображения в качестве карикатуры можно отнести следующие.

Во-первых, карикатурой может быть только произведение изобразительного искусства. Искусствоведы указывают, что понятие «карикатура» охватывает в основном изображения, но бывают и литературные карикатуры, то есть карикатуры в форме текстов. Какие именно карикатуры имел в виду законодатель при создании нормы пункта 4 статьи 1274 ГК РФ, неясно, но в судебной практике обычно рассматриваются споры относительно изображений, в частности, изображений, являющихся коллажами, то есть составленных из частей других изображений в одну карикатуру. Таким образом, на законодательном уровне допускаются свободное использование и переработка изображений для составления коллажей только в случае создания карикатуры.

Во-вторых, как и пародия, карикатура должна носить юмористический или сатирический характер. Отличие карикатуры от пародии заключается в том, что карикатура высмеивает не то произведение, на основе которого она создана, а общественно-политические или социально-экономические явления, события, поведение конкретных лиц и т.п. Создатель карикатуры должен преследовать именно эту цель (что-либо высмеять), а не цели извлечения выгоды, рекламы товаров и услуг или предвыборной агитации.

Этот юмористический эффект может быть оценен и как сам по себе, и в контексте произведения, в качестве иллюстрации к которому приведена карикатура. Так, например, ООО «Си Ди Лэнд контакт» — обладатель авторских прав на произведение изобразительного искусства под названием «Ждун» — обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к ИП Кутыгину Э.В. о взыскании денежной компенсации за нарушение своих авторских прав. В качестве третьего лица для участия в споре был привлечен Издательский дом «Аргументы и факты», так как в издаваемой им газете был опубликован фотоколлаж, в котором было использовано указанное изображение. Истец посчитал это нарушением своих авторских прав, так как данный фотоколлаж сам по себе не носил юмористический характер. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что считает фотоколлаж карикатурой, так как его нужно оценивать в контексте статьи газетной передовицы «Отгремели праздники... А ветераны по-прежнему ждут жилья…», после которой приведен этот коллаж. Также привлеченный к участию в деле эксперт указал, что в спорном коллаже есть признаки карикатуры: «осмеяние и острая сатирическая критика конкретных происходящих событий — «ожидания» ветеранами получения государственных льгот, в том числе и предоставления жилья; поскольку автор использует фотоколлаже комический персонаж «Ждун» в контексте статьи «Умер, не дождавшись новоселья», то концепция автора предполагается в критическом отношении к изображаемым событиям; предметом карикатуры является злободневное общественное событие, отраженное в сатирическом изображении объектов к нему причастных, в этом же проявляется неожиданное сопоставление ветерана с произведением изобразительного искусства «Ждун»; рассматриваемые события реальной жизни видятся художнику через призму не так давно прошедшего государственного Дня Победы, что в сочетании с произошедшими событиями дает трагикомический эффект».

Следует заметить, что созданные на основе других произведений как пародия, так и карикатура с правовой точки зрения не становятся «порочными» объектами авторских прав, они являются самостоятельными произведениями, и им предоставляется весь комплекс правовых возможностей для их охраны.

Таким образом, создание как пародий, так и карикатур является таким видом творчества, которому законодательно придан режим особого благоприятствования. И пародии, и карикатуры должны использоваться только для создания комического эффекта. Несмотря на распространенность судебных споров по поводу пародий и карикатур, правовое регулирование этого вида свободного использования объектов авторских прав является недостаточным, в результате чего суды вынуждены применять неправовые, оценочные критерии, что приводит к противоречиям в судебной практике.

Глава опубликована: 01.07.2021
И это еще не конец...
Отключить рекламу

Предыдущая глава
20 комментариев из 38
Три рубля Онлайн
Мне кажется, это цивилизованное разрешение всех проблем
А мне кажется, цитирование первоисточника в научно-популярной книге определённо должно относиться к добросовестному использованию.
Или где-нибудь в форумной дискуссии, например.
Это верно, просто подводные камни полезно знать. А выдача разрешений по заявкам - дело такое, в нее может вмешаться что угодно, от политических разногласий до личных антипатий.
Три рубля
В принципе, согласен. Просто это два разных вопроса - о том каким законодательство должно быть и как выкручиваться, не нарушая то, что есть. :)
KNSавтор Онлайн
Три рубля
Может, конечно, и среди друзей допустимо использование в "личных целях", но такого понятия как "друг" нигде в законе нет.

Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком". Видимо, речь идёт о воссоздании экземпляра произведения в любом виде, но запрещено именно копирование целиком.
KNSавтор Онлайн
Три рубля
Я ж достаточно чётко написала, что добросовестное использование _текстов_ допускается в довольно широких рамках с научными, критическими и т.п. целями. Рамки существенно сужаются, когда речь идёт о других типах произведений, особенно видео.
Три рубля Онлайн
Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком"
Как это нет?
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
<...>
4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания

Ст. 1273 ГК РФ

репродуцирование (репрографическое воспроизведение): Факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания, исключая воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования

ГОСТ Р 55386-2012
Не исключаю, что и точное определение факсимильного воспроизведения где-нибудь найдётся. ИМХО, очевидно, что речь идёт о, например, ксерокопировании, может быть о фотографировании (но мне кажется нет, это же электронная форма, если речь идёт о цифровом фотоаппарате), но вручную переписать или перепечатать произведение определённо можно.
Показать полностью
Три рубля Онлайн
Я ж достаточно чётко написала, что добросовестное использование _текстов_ допускается в довольно широких рамках с научными, критическими и т.п. целями
А если кто-то в интернетную дискуссию приносит цитату из научной монографии, то это какое использование?
KNSавтор Онлайн
Три рубля
Факсимильное воспроизведение, а не копирование.

Здесь просто есть классическая правовая путаница со словом "факсимильный". Я так понимаю, что вы под ним понимаете то, что копируется электронно, как это происходит при помощи факса, а в гражданском праве под этим понимается то, что копируется точно, без потерь. Произведение в форме текста не приравнивается к его печатному тексту, так как печатный текст – это лишь форма выражения произведения. Соответственно, факсимильным теоретически может быть и ручное переписывание произведения, если получается копия произведения без потерь. В законе, правда, упомянуты "технические средства", следовательно, подразумевается здесь запрет копирования произведения целиком с помощью любой техники – ксерокса, сканера, фотоаппарата, видеокамеры и т.д.

Но вообще, конечно, это пустое теоретизирование, и в практике этот вопрос дискуссионным не является, а сама проблема тоже особо остро не стоит. Ни одна же библиотека не контролирует, собрали ли вы у себя произведение целиком, скопировав в понедельник половину, а в пятницу – вторую половину, или нет. Было бы это проблемой, ввели бы электронную регистрацию копирований произведения и следили бы за этим.

И, кстати, ГОСТы к толкованию ГК РФ нельзя применять, потому что, во-первых, ГК РФ – акт намного более высокой силы, чем любой ГОСТ, а, во-вторых, ГОСТы относятся к сфере так называемого "технического регулирования", то есть к административному праву, а не к гражданскому. В разных отраслях права одинаковые термины могут, к сожалению, использоваться в разных значениях.

А дискуссия должна же преследовать "полемические цели", значит, цитирование монографий в ней допускается, если есть ссылка на автора, на источник, и кроме цитирования есть ещё текст, из которого можно увидеть цель использования цитаты. Но в целом форумы, комментарии и даже блоги пока находятся не совсем в правовом поле в контексте авторского права. Личные блоги потихоньку входят в это поле,
но с большими исключениями, а всё остальное – с большим трудом и, возможно, так туда и не войдёт.

И по поводу ответственности – всегда виноват тот, кто что-то выложил в свободный доступ, а уже потом все остальные.
Показать полностью
Три рубля Онлайн
в гражданском праве под этим понимается то, что копируется точно, без потерь
Да где же? Я не могу найти нигде подобного утверждения.
Та цитата, которую я дал из ГОСТа, изначально была в какой-то из предыдущих редакций 1275 статьи ГК. Теперь там нет этого текста, но я думаю, тут просто недосмотр, и опираться на этот текст в попытках понять, что же имелось в виду, можно.
Три рубля Онлайн
Изменения произошли позже: с 1 сентября 2015 г. в силу вступила новая редакция отдельных статей ГК, в которых было изменено определение «репродуцирования»: раньше оно включало в себя создание «бумажной» копии, а в нынешней редакции ГК репродуцированием признается вообще любое «факсимильное воспроизведение», в том числе электронное. Но для копирования в личных целях эти изменения несущественны.

http://www.antirao.ru/faq/ne-narushaet-li-avtorskih-prav-semka-stranic-knig-v-biblioteke

Вообще смысл выражения "факсимильное воспроизведение", пусть в законе нет определения, но так, как оно употребляется повсеместно, состоит в фотографически точном воспроизведении внешнего вида страниц. Фотография, ксерокопия, скан — факсимильное воспроизведение. А переписывание, перепечатывание и другие методы, которые сохраняют содержание текста, но не сохраняют того внешнего вида, в котором он был изначально — не факсимильное воспроизведение.
KNSавтор Онлайн
Три рубля
Давайте будем чуть ближе к реальным, а не теоретическим проблемам. Это всё-таки статья, а не научная монография. Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же.

А ради теоретической дискуссии о терминах я перелопачивать законодательство, судебную практику и доктрину не хочу, тем более, что в юридическом споре о терминах редко можно прийти к однозначному мнению, потому что одни термины определяются законом, а другие – доктриной и традициями. Доктрина бывает очень разной.

Само слово "факсимильный" появилось задолго до появления факса и использовалось (и сейчас используется) для обозначения штампа с подписью или какой-то другой надписью вроде "одобряю".
Три рубля Онлайн
KNS
Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же.
Да мне и фотографировать никто не мешает (-:
KNS
Огромное спасибо за ваш труд!
Теперь стало понятнее, какие статьи закона надо смотреть и как их понимать.

Очень повеселил пункт с РПФ.
И ещё из этого следует довольно парадоксальный вывод: фанфики с ООС персонажей и фанфики в жанрах RPF более законны, чем остальные. Более того, к RPF вообще трудно что-то предъявить — с точки зрения закона, это вполне чистые произведения, точно такие же, как и полностью оригинальные произведения.
Можно ли дать ещё пояснения на всякий случай? Например, на Битвах принимают фики с некоторыми ограничениями (российских персон нельзя. На фанфиксе же вообще нельзя). Конечно, это на грани и не совсем гут (не есть гут и просто фу в рейтинговых сценах, имхо), но иногда хочется. Возникает ли тогда проблема у автора с отслеживанием гражданства персоны? Например, если в фике-детективе по Знатокам ограбят, допустим, Жерара нашего Депардье?

И ещё одно маленькое пожелание. Думаю, многим было бы интересно, как поступить, если фик или его части сплагиатили:
- на другом ресурсе;
- в коммерческом произведении, изменив имена персонажей.
Показать полностью
KNSавтор Онлайн
Blumenkranz
По поводу RPF я вам ответила отдельной главой (вставила её четвёртой). А по поводу защиты нарушенных авторских прав я напишу отдельную главу, так как вопрос очень большой, но эта глава будет чуть позже.
KNS
Большое спасибо за то, что помогаете разобраться в юридических дебрях!

Буду с нетерпением ждать ещё одну главу.
(в фильме «Духless» в конце появляется легко узнаваемый, но никак не названный Путин и ничего, никаких последствий).
В этот момент я вспомнил Добби.
KNS
А вот вопрос про Рпф - но если персона узнаваема, однозначно идентифицируется именно как таковая, то возможно ли судебное преследование за порочащие репутацию описания, например? Ясно, что можно и отговориться со стороны автора, что все совпадения случайны (тогда это уже не Рпф, но не суть), но если этой оговорки нет, текст условно про Мишу Носочкина с точной уникальной атрибуцией, где нет сомнений, что это Миша, который живёт в домике у свалки, с такими-то приметами, полностью совпадающими?
Результат суда может быть нулевой, но теоретически же возможно?
KNSавтор Онлайн
Kaitrin
Теоретически всё возможно, почему нет.

Тут сразу оговорюсь - у нас отличаются понятия "честь", "достоинство" и "деловая репутация". Есть тонкость - "деловая репутация" - это репутация человека или компании в бизнесе, в хозяйственной деятельности. Обычно определить то, что причинён вред деловой репутации, не составляет труда, но почти невозможно определить размер этого вреда. Для этого у человека или компании деловая репутация должна была быть оценена до причинения вреда (есть специальные аудиторы, которые это делают), а потом оценить причинённый вред (аудиторы и это умеют). Соответственно, если человек вдруг не оценивал ранее свою деловую репутацию, то подавать иск о защите деловой репутации для него пустая затея.

Следовательно, перспективны иски только о защите своей чести, доброго имени, достоинства, но не деловой репутации (ну, вдруг, про нашу Мишу Носочкина написали, что он продаёт пироги с протухшим мясом).

Дальше - ну, хорошо, создатель художественного произведения вдруг не стал приводить все нужные дисклеймеры и оговорки и написал гадость про Мишу, и Мишу удалось со стопроцентной точностью идентифицировать.

Во-первых, за защитой своих прав должен обратиться сам Миша и только к автору произведения. Если Миша и/или автор умерли - увы.

Во-вторых, ладно, факт причинения морального вреда Мише мы доказали, потратив на это все запасы нашего юридического красноречия. Как будем доказывать размер компенсации? Как сказала одна наша судья: "А теперь давайте поговорим о том, на сколько наплакал ваш доверитель". Никаких методик определения размера такой компенсации нет. Ладно, мы отправим Мишу к психотерапевту, который напишет заключение, что Миша получил психическую травму, пропишет ему успокоительные и санаторно-курортное лечение, и мы привяжем размер компенсации морального вреда к этим расходам, но поверит ли нам суд - большой вопрос, ибо тут будет сомнение в причинно-следственной связи публикации порочащих сведений о Мише и его психической травмой. Скорее всего, Мише определят компенсацию в 1000-2000 рублей, да и всё. Если Миша хорошо вложится в адвоката, клеветника могут привлечь и к уголовной ответственности, но тут надо доказывать его прямой умысел (он точно знал, что сведения ложные, и специально их распространил), а ещё в уголовном процессе действует презумпция невиновности, то есть все сомнения толкуются в пользу обвиняемого... сложно.

Миша может требовать опровержения распространённых сведений. Оно производится в той же форме, что и распространение. Но хорошо: суд вынес такое решение, как мы с Мишей будем добиваться его исполнения? Требовать от автора, чтобы он опубликовал книжку с опровержением? А если у него нет на это денег? Подобные исполнительные листы лежат у приставов годами совершенно без какого-либо движения.

Всё это касается твоего вопроса о RPF. Если порочащие сведения о Мише распространены в СМИ, публицистическом издании, научном издании, то там действуют другие механизмы и применяются другие законы. Естественно, в этом случае Мише намного проще получить опровержение этих сведений и компенсацию морального вреда, хотя тоже небольшую.
Показать полностью
KNS
Спасибо за подробный ответ! То есть, как я понимаю, практически при желании можно, но только чтобы нервы автору потрепать, если он жив, и попортить ему справку о судимости или нет, если ему она нужна и если дело выгорит. Или чтобы сделать его сверхпопулярным, что не нужно. И если идти со всеми экспертизами, то шансы теоретически есть. Я понимаю, что морочиться этим никто не будет, мне просто интересно стало;))) спасибо ещё раз:)
Спасибо за новую главу о пародиях и карикатурах!
Получается, что практически 90 % фанфиков с метками Юмор можно считать самостоятельными, оригинальными произведениями? Если очень понадобится, конечно, а то мало ли там...
В принципе, это открывает новые перспективы.
Давайте просто правильно расставим метки и жанры!))
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх