↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

На высоком берегу (гет)



Автор:
Бета:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Драма, Романтика
Размер:
Мини | 50 Кб
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Читать без знания канона можно, UST
 
Проверено на грамотность
Он - вечно что-то ищущий демон. Она - его ангел-хранитель и искра света в сгустившейся однажды мгле. И пусть кто-нибудь только посмеет сказать, что его ангел - падший...

Спецзадание: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят", "И пускай весь мир подождет".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

4.

Вечером следующего дня от Сони Раскольников узнает, что о вчерашнем происшествии судачат в городе.

— Оказывается, это дочка приезжего купца Степнова. И она, наверное, только с перепугу тебе все то наговорила. Потом, видно, успокоилась и поняла, что за зря. Многие говорят, что какой-то каторжный девицу от верной смерти спас, да только лица она его совсем не запомнила...

— Ты же не говорила никому про меня? — мягко перебивает он, принимая у нее из рук тарелку щей. Берет со стола хлеб, но смотрит на Соню.

— Ох, Роденька, я не посмела, — она садится напротив. — Одно — что могли же мне и не поверить, а другое — люди ведь разное говорят. Некоторые и дурное... Не посоветовавшись с тобой, не могла я решиться.

— Это хорошо, — он улыбается и, дотянувшись через маленький столик, дотрагивается до ее руки, — хорошо, что не сказала.

За едой Соня выглядит странной, то ли боится чего-то, то ли всё радуется. А когда он, собрав тарелки, несет их к рукомойнику, — не все же ей одной хлопотать, — она вдруг быстро, порывисто обнимает сзади.

— Что, Сонь? — тихо спрашивает он.

— Все хорошо. — Она прижимается щекой к его спине, примерно в том месте, где желтый ромб нашит — каторжника знак. — Просто девушку эту... купеческую дочку... Лизаветой зовут.

Тарелки он едва не роняет. Но все-таки аккуратно ставит их на табурет и только после этого поворачивается.

— А ты говорил: не узнать никак... — глядя в глаза, добавляет она шепотом.


* * *


— Вот-с, Елизавета Андреевна, здесь у нас изготавливается кирпич... — плац-майор светится самодовольством и подкручивает усы. На сопровождающую его девушку, впрочем, глядит с нескрываемым обожанием.

"Надо же, — равнодушно отмечает Раскольников, — стало быть, когда ошалелому скакуну наперерез кидался, я этому подлецу счастье устраивал... Да и пусть. Какая мне разница. Лизавета жива — и славно, а дальше не мое дело".

Неожиданно взгляд девушки задерживается на его лице, становится пристальным. Нет в ее взгляде ни надменности, ни омерзения. Былого ужаса тоже нет. Тем не менее, Раскольников предпочитает отвести глаза, отвернуться. Кто знает, что ей невзначай примерещится.

— Если желаете, можем зайти внутрь, взглянуть на сам, так сказать, производственный процесс. — Экскурсию своей разлюбезной проводит, не иначе. Мерзавец! Стой теперь перед ними, как какой диковинный экспонат в зверинце, фуражки в руках держи. Еще и в обеденный перерыв...

— Нет, Иван Арнольдович, благодарю. Пожалуй, я уже достаточно видела.

— И то верно, Елизавета Андреевна. Здесь грязно-с. Еще туфельки испачкаете. Так что и правда лучше не спешиваться. Изволите ехать обратно-с?

К вящему удовлетворению каторжан парочка разворачивает коней. Петляя между сложенных в штабели готовых крипичей, они едут медленно, и до того, как голоса их перестают быть различимыми, Раскольников слышит продолжение разговора:

— Вот вы сказали про грязь. Иван Арнольдович. А могу ли я полюбопытствовать?..

— Все, что угодно-с!

— Заметила я, что и люди здешние вид имеют весьма неприглядный. Все сплошь худы, немыты и одеты в неопрятные лохмотья. И мне подумалось: неужели нет никакой возможности это исправить?

— Помилуйте, Елизавета Андреевна! Возможность-то может быть и есть, но зачем же-с? Это преступники: душегубы, лиходеи, изменники! Народец этот не заслуживает лучшего, уж поверьте-с.

— Я вам верю, Иван Арнольдович, безусловно! — За расстоянием ее голос отчасти теряется: — Но ...мыслю... Жизнь сохранили... воспитательных целях?

— Точно так-с!

— ...гуманное ...ание... лучше?

— ...ангел. Сущий ангел!

"Да уж, — криво усмехается Раскольников, — сошлись ангел с демоном..."

И ведь как сошлись. Полгода спустя весь город наблюдает за громкой и пышной свадьбой. Даже каторжанам по настоянию молодой жены майора устраивают праздничный ужин.


* * *


Ангел с демоном. Раскольников видит ясно, что и про него с Сонечкой такое можно сказать. Она его ангел-хранитель, надежда и искра света в сгустившейся однажды непроглядной мгле. Он же — вечно что-то ищущий демон.

Искал занятие себе на вечера и на выходные и надумал писать книгу. Рассказать он задумал о каторжанах, жизни их, нравах и судьбах.

Истосковался Раскольников по мыслительному труду. Увлекся. А Соня, конечно же, стала первой его читательницей. Так у них появилась еще одна богатейшая тема для разговоров, а заодно — ниточка в будущее после каторги, которое теперь обретает все более внятные очертания.

Как нельзя удачнее вписываются в него и новости из Петербурга. Дуня сообщает, что им с Митей наконец удалось собрать капитал, достаточный для открытия еще одной типографии. Без всяких сомнений предприятие это будет в Омске. Пару месяцев только придется обождать до выпуска Полечки из гимназии. И у младших как раз начнутся каникулы. Так что на лето Вразумихины вместе с детьми Катерины Ивановны приедут. (Вот уж Соня обрадовалась!) Но поскольку хороших гимназий для Лиды и Коли в Омске нет, то к осени те вернутся в столицу. Полечка, скорее всего, захочет за ними присматривать и тоже уедет. Сами же Вразумихины планируют, если дело пойдет, остаться, а питерское издательство передать управляющему. Что до Родиной книги, коротенькие фрагменты из которой отправляла им Соня в письмах, то ее они издадут непременно при любых обстоятельствах, потому что выходит она замечательной.

Всё складывается наилучшим образом, но иногда одной тучи на безоблачном небе достаточно, чтобы разразилась гроза.


* * *


— Нет, он не заговаривал... Но он узнал меня, Роденька! Точно узнал и посмотрел еще так нехорошо. Что же будет?..

— Ну даже если узнал, так что? — прижимая Соню к груди, Раскольников пытается ее утешить. — Что он нам сделает? Просто держись от него подальше, в разговор не вступай, и только, — говорит он спокойно, но самому тоже муторно. Если Соня не обозналась и на почте ей встретился именно Лужин, то от этого негодяя любой низости жди.

Вся ненапрасность опасений обнаруживается в ближайшее же воскресенье самым отвратительным образом.

Не зря отговаривал он Сонечку от того, чтобы нести на примерку офицерским женам платья, что шьет она на заказ. Но она не хотела нарушать договоренность. И он не мог пойти с нею, поскольку праздное хождение по территории крепости каторжным, даже и "вольным", запрещено. Он не мог зайти с ней к клиенткам, а у казарм подождать бы не дали.

Не послушавшись уговоров, но пообещав не задерживаться, после полудня она уходит. Он пытается писать, но все время отвлекается, выглядывает в окно. Наконец, замечает, что в доме закончились дрова, и идет колоть: к ночи надо бы протопить печь.

В маленьком дворике, прикрытом от улицы двумя кустами боярышника, под стеной дома сложена поленница, рядом — колода. Расколов пару чурок и установив третью, Раскольников слышит приглушенные голоса, выпрямляется в полный рост и видит через кружево уже облитых багрянцем листьев спешащую чуть не бегом Соню и вьющегося рядом Лужина. Щеки Сони пылают, а перепуганные глаза полны слез.

Полный самых дурных ожиданий, Раскольников стремглав кидается через кусты и становится между женой и мерзавцем.

— Что тебе от нее нужно? — с самым озлобленным, угрожающим видом надвигается он на старого недруга.

— О, кого я вижу! — кривя маленький влажный рот в высокомерной ухмылке, Лужин выпячивает грудь вперед. — Несостоявшийся родственничек. Как меня, однако, бог отвел...

Он окидывает Раскольникова презрительным взглядом и неожиданно меняется в лице, пятится. Посмотрев туда же, куда оцепенело пялится Лужин, Раскольников видит зажатый в своей руке топор. Он просто не помнил о нем до сего момента, но тут почти бесконтрольная дьявольская улыбка овладевает его лицом.

— Еще раз спрашиваю: что тебе нужно от моей жены?

Пытаясь вернуть себе значительный вид, Лужин задирает подбородок, но одновременно нервическим жестом пытается ослабить щегольский атласный узел на шее, чем моментально портит себе игру.

— Жены-с! — тем не менее он язвит. — Как же, как же, осведомлен. Что ж, видимо, вас можно поздравить, поскольку несмотря на все, так сказать, обстоятельства, друг другу вы весьма подходящая пара, да-с.

— Так ты, чтобы поздравить, ее преследовал? — недобро щурясь, тихо спрашивает Раскольников.

— Что значит, преследовал! — Лужин возмущенно вскидывает бровь и омерзительно усмехается. Он смог-таки оправиться от испуга. — Я просто подошел поздороваться по старой памяти...

— Так поздоровался, что на ней лица нет? И едва не плачет она тоже поэтому?

— Родя, пойдем домой? — тихонько из-за спины зовет Соня.

А Лужин тем временем глумливо покачивает головой и любовно поправляет на руках перчатки:

— Да откуда ж мне знать? — пожимает он полными плечами. — Могу только предположить, что мог ненароком, совершенно без злого умысла, расстроить вашу супругу, высказав опасения насчет сохранности ее... тайны-с. А до того, к слову, я со всей искренностью выразил одобрение решению Софьи Семеновны покончить с тем постыдным ремеслом, коим она промышляла на момент нашей последней встречи. — В пылу желчного самолюбования подлец не замечает, как меняется взгляд и сжимаются губы собеседника. — Однако ж тут я и обеспокоился: а ну как обман раскроется? Странно, что Софья Семеновна не подумала о том сама-с. Шила-то в мешке не утаишь...

— Что ты сказал?!

— Роденька, не надо! Оставь его!

Брови Лужина, вскинутые в издевательски фальшивом сочувствии, ползут еще выше, и через мгновение его лицо выражает животный страх.

— Вы это... Это прекратите! Это что, угроза?! — то и дело поглядывая на топор, взвизгивает он и пятится: — Я вам соверше-енно не сове-етую!.. До конца жизни гнить будешь!

— Тебе это не поможет! — В один миг Раскольников действительно готов занести топор. Снова. На этот раз без малейших сомнений и дрожи в руках... Но в его локоть вцепляются слабые тонкие пальцы, а в следующий миг Лужин обо что-то запинается и падает. Прямо в оставленной вчерашним дождем грязи он суетливо сучит ножками, отползая на пару аршин.

— Какая же гнида, — злость сменяется омерзением. — Руки об тебя марать...

Раскольников уступает просьбам Сони и идет вместе с ней к дому.

— Я это так не оставлю! — несется им во след. — Сгною!..

Через четверть часа за Раскольниковым приходят.

В память впечатывается бледное как мел лицо Сони.


* * *


Допрос ведут плац-майор и капитан — начальник острога. Значит, коменданта нет в крепости, и майор за главного — не повезло так не повезло. У дверей двое конвойных. И у стола на стульчике сидит грязный и все еще трясущийся заявитель.

— Признаете ли вы, что набросились на господина Лужина с топором? — энергично и недобро вопрошает майор.

— Нет, не признаю.

— А то, что учинили ему скандал посреди улицы?

— Я только хотел узнать, что ему нужно от моей жены.

— Имели ли вы при себе в тот момент топор?

— Да... имел.

— С какой целью?

— Без цели. Я перед этим дрова колол... просто забыл положить...

— Врет он все! Врет! — взвивается со своего места Лужин. — Он точно намеревался меня зарубить!

— Для того, кого я намеревался зарубить! — с мгновенно вскипевшей злостью выплевывает Раскольников. — Вы неправдоподобно подвижны и говорливы!

— Видите! Ви-ди-те! — потрясает поднятым пальцем Лужин, а майор многозначительно хмыкает.

— Ну, пока что, — весомо замечает капитан, — я вижу только совершенно неуместную в его положении несдержанность обвиняемого. — Однако ж с его слов следует, что означенных вами намерений он не имел.

— Простите, ваше благородие. Именно так. Не имел.

— Да это же ложь! Он уже замахивался! Его жена его удержала...

— Я не замахивался. И все здесь присутствующие видели мою жену. Считаете, она могла бы меня удержать?

— А что ж?! — рявкает на него майор, ехидно прищуриваясь. — Неужели и мыслишки такой в вашем мозгу, — перебирая пальцами, он быстро проводит рукой по воздуху, — не пробежало, м-м?

С секунду Раскольников внимательно на него смотрит.

— А если бы и пробежало? — ровно говорит он. — Вы ведь, ваше высокоблагородие, тоже женаты. Неужели у вас никакой бы такой мыслишки не пробежало, если бы некто наподобие вот этого господина... предложил бы вашей супруге оказать ему за плату... услугу известного характера, а за отказ намекнул бы на то, что ее имя легко может быть опорочено слухами?

Майор белеет лицом, и несколько омертвелых мгновений Раскольников думает, что в сию минуту он совершил самоубийство. Но потом майор переводит дикий горящий взгляд на Лужина.

— Это правда?!

— Да помилуйте, а что такого? Понимаете, я знавал Софью Семеновну еще в Петербурге и в курсе того, какой образ жизни она там вела-с.

— Шта-а?! Он даже не отрицает! — свирепеет майор и лупит рукой по столу. — Каков подлец!

— Позвольте, по какому праву вы меня оскорбляете?! — снова поднимается Лужин. — Когда все мною сказанное здесь — чистейшая правда! У этой девицы был желтый билет!

— Лжешь! С этой женщиной жена моя дружит!

— В Петербурге этот господин виделся с Софьей Семеновной каких-нибудь пару-тройку раз, в один из которых уже пытался гнусно ее оклеветать. Но за те шесть с половиной лет, что она здесь, совершила ли она хоть что-нибудь предосудительное?

— В конце концов, вы можете сделать запрос в Петербург! Там могли сохраниться сведения...

— Ну, знаете ли... — рыкает майор и берет у зашедшего в комнату офицера несколько исписанных листов; принимается бегло их просматривать. — С какой стати нам делать запрос в Петербург по вопросу, который к делу отношения не имеет. Да и полный бред!.. Тогда как показания жены и соседей обвиняемого, — он слегка встряхивает полученными листами, — имеют самое прямое. И из них следует что вы, Петр Петрович... клеветник!

— Ка-ак? То есть вы хотите сказать, что, выбирая между добропорядочным человеком и кандальным каторжником, вы отдаете предпочтение последнему?!

— Как вы, однако, ставите вопрос, — с изумлением отмечает капитан. — Вы ведь, кажется, говорили, что вы юрист? В таком случае вам должно быть известно, что следствие проводится не в интересах какой-либо из сторон, а исключительно с целью восстановления справедливости.

— При том все свидетели, — подхватывает майор, — однозначно утверждают, что обвиняемый на вас не бросался! Топором не замахивался! И вообще в соприкосновение не вступал. Кроме того, один из соседей подтвердил, что видел, как обвиняемый незадолго до ссоры с вами колол дрова. Таким образом его показания подтверждаются — не ваши!

— Ну, знаете ли!..

— Полагаю, что знаю достаточно-с! — с угрозой перебивает майор. — Но если вам не угодно угомониться... — прервавшись на полуслове, он оборачивается к конвойному: — Задержанного на выход! Вопросов более нет. То бишь, свободен! — Пренебрежительным взмахом руки он возвращает Раскольникову веру в справедливость. — Так что мне надлежит знать?..

— Я буду жаловаться! — доносится из-за притворяемой двери.


* * *


Соня ждет у острожных ворот. На пустынной улице, в свете масляных фонарей она кажется особенно маленькой и хрупкой.

— Родя! — вскрикивает она и бросается ему на шею. — Тебя отпустили?!

— Отпустили.

— Не били?

— За что же меня бить, если я не виновен...

— Слава богу! Как же я боялась, Роденька, — обнимает его, а сама дрожит. И руки ледяные.

— Да ты совсем продрогла. Пойдем домой.

Невзирая на протесты, он снимает куртку и закутывает в нее Соню. Она же всю дорогу прижимается к его руке, иногда утыкается лицом ему в плечо и всхлипывает.

Дом их встречает холодом: печь-то так и осталась нетопленой.

Усадив измученную Соню к столу, Раскольников занимается дровами и топкой. А закончив, оборачивается, чтобы сказать какую-нибудь ободряющую бессмыслицу, наподобие: "Вот, скоро тепло станет..." — но Соня выглядит настолько несчастной, сидя перед зажженой свечой и смотря в одну точку, что он тут же обо всем ином забывает и присаживается рядом с ней на корточки.

— Что с тобой?

Она поворачивается, ласково гладит его по щеке и вдруг захлопывает лицо руками, плачет почти беззвучно, только плечи судорожно вздрагивают.

— Да что такое? Сонечка, что?

— Это никогда не закончится, — переполненным болью голосом шепчет она в свои ладони, — никогда не отпустит. Мне никогда не отмыться... Мой грех... Я заслужила, я грешница. Но сегодня из-за меня ты чуть было... Не могу! Не могу больше... Эта грязь... навсегда.

— Грязь? — он с силой отнимает от лица ее руки. — Только не на тебе! Да ты чище всех, кого я когда-либо знал!

В ответ ее личико совсем по детски беспомощно кривится:

— Не надо, Родя, зачем ты?.. Так же еще больней! Я же вижу, вижу, что ты сам мной брезгуешь! Вижу, что даже мои прикосновения тебе порой неприятны! Я все понимаю и не обижаюсь, но не говори мне...

— Брезгую?! — оправившись от первоначального изумления, он вскакивает и, схватив за плечи, заставляет встать и ее. — Брезгую?

Взъерошив волосы на необритой половине головы, он делает круг по комнате и снова становится перед Соней.

— Вот как ты думаешь?! — спрашивает он у ее перепуганных глаз. — А так ты что скажешь? — И, быстро наклонившись, целует ее в мягкие приоткрытые в испуге губы. — А так? — едва оторвавшись, он снова припадает к ее губам, на этот раз дольше и смелее. — Так я тоже, по-твоему, брезгую?! Эх, Соня!

В голове у него мутится и, несмотря на вихрь далеко не самых приятных мыслей, по телу разливается требовательная истома. Нужно срочно на воздух. Отдышаться. Остыть. Но Соня вдруг обнимает его за шею и, приподнявшись на цыпочки, целует сама.

Дальше все происходит стремительно. Они кидаются друг к другу в приступе отчаянной голодной нежности. Любовь кипит в них и изливается в объятиях, поцелуях, слезах. Он вытирает их с Сониных щек и чувствует на своих. В исступлении он шепчет ей:

— Ты моя! Моя! — и чувствует, как откликается она на ласку. Она рада ему, а значит, сдерживать себя нужды нет. И два дыхания сливаются воедино.

После, обнимая прильнувшую к его груди Соню, Раскольников думает о том, как до обидного сильно он заблуждался. Ведь в том, что между ними произошло, не было ни капли пошлости или грязи. Только нежность, светлое ликование и любовь. Да, любовь и, в некотором роде тоже... благословение.

Глава опубликована: 16.07.2023
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 104 (показать все)
Яроссаавтор Онлайн
Mentha Piperita
Конкурс завершен, медали розданы, а последние слоупоки только еще доползают со своим фидбэком. Прости, неделя выдалась напряженная.
Да ничего страшного, спасибо, что дошла!)))
Достоевщина тебе, ИМХО, удалась. Вроде раскаленно-пронзительное, как в каноне, но не скатывается в мелодрамность и истеричность. Раскольникова я бы не назвала демоном, не настолько он плох. Классное, кстати, обоснование, чем плоха его теория, очень складное.
Да, он не так плох... Но если не считать, что все демоны однозначно плохи, то может быть)) Во всяком случае сам он тут посчитал себя таким;)
Сонечка канонно ангелоподобна и беззащитна. Когда Соня и Раскольников оберегали друг друга от грязи и не решались перейти к нормальным отношениям - понимаю, что ничего смешного, но меня улыбнуло.
Честно говоря, я вообще боялась, что меня за эту линию засмеют. Но как ни пыталась, не смогла представить этих двоих радостно прыгающими в пучину плотских наслаждений в первую же брачную ночь. У них же тараканов...
И майор порадовал, и в нем что-то человеческое оказалось. Прикольно, как местные объединились против заезжего столичного засранца. Раскольников - проблемный, непокорный, но "свой", Сонечка - тоже, к ней все привязались, а Лужин, может, и дворянин, но чужой.
Отличное, кстати, объяснение! Городок маленький, практически община, а тут заезжий франт какой-то...
И у меня всю дорогу были ассоциации с местами, где я провела большую часть детства - с Севером. Красиво, но жить там сложно... но так красиво...
Не знала, что ты с Севера. А я все мечтаю побывать)))
Показать полностью
Яроссаавтор Онлайн
Lira Sirin
Я знала, что фик победит, когда только открыла в админке))
Правда?! Спасибо!!!
Я не была так уверена, хоть и люблю этот фик всей душой)))
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа.
Я люблю ПиН со школы, но в основном как прекрасный образчик психологического триллера. Психологизма. Атмосферы. Когда начинаешь чувствовать эмоции героев, их состояния, как свои. Когда начинаешь задумываться, а не съезжает ли у тебя крыша?
После этого фанфика я полюбила конкретных героев.
И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветы он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это -- смог принять -- защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника.
Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое.
Показать полностью
Яроссаавтор Онлайн
Zemi
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа.
Спасибо!!! Я тоже так считаю!
После этого фанфика я полюбила конкретных героев.
Мур-р-р)))
И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветты он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это, смог принять защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника.
Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое.
Нет-нет, все верно! Именно так и именно в таком порядке!
Для майора в приоритете любимая женщина, а потом уже все остальное. Но уже его способность так любить о многом говорит. И уже через нее действительно изменение отношение к каторжанам. Он упрям, сам себе, думаю, не так легко мог признаться в этих переменах. Но они были и в критический момент сыграли свою спасительную для Раскольникова роль!))) И опять-таки, да, отбросить давнюю вражду ради справедливости, чтобы ни стало триггером, тоже дорогого стоит и о многом говорит.
Показать полностью
Поздравляю с победой!)))
Яроссаавтор Онлайн
мисс Элинор
Спасибо!
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍
Яроссаавтор Онлайн
MinaTavr
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍
Вау!!! Спасибо!
Очень рада, что и вам нравится ФМД!
И за комплимент особое спасибо!
Risha Онлайн
Как я удачно зашла. Заглянула на минутку из любопытства, не ожидая ничего особенного.Было интересно,как всё будет выглядеть стилистически. Всё таки это прямо как «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира».Жаль,что голосование закончилось,я бы проголосовала всеми конечностями. Отсутствие двойных стандартов у автора,такая редкость.Никакого лицемерия. Простая сложность и сложная простота. Браво,Автор! Я с некоторых пор ленюсь читать серьёзную литературу,она заставляет трудиться,а я устала. Фанфики редко баламутят душу или напрягают. Но иногда… иногда случается что-то настоящее и помимо твоей воли заставляет вспомнить,что ты всё-таки мыслящее существо,а не поглотитель фастфуда.Спасибо.
Яроссаавтор Онлайн
Risha
Ах, какой прекрасный отзыв! Мне безмерно приятно, и я очень рада, что Вы зашли.
Спасибо!!!
Я призвалась поздно, но зато с огромным удовольствием.

Сравнивать ваш слог со слогом Достоевского не буду, да и незачем это. Могу лишь сказать, что история подхватила меня и унесла, как воды Иртыша. За кажущейся простотой стилизованного под старый говор изложения скрывалось столь многое! Щемящая нежность, восхищение, благодарность, любовь, дружба, справедливость. То, как Соня и Родя лелеяли друг друга в мыслях и на деле, то как трепетно думали друг о друге было отрадно читать, я улыбалась на каждом их маленьком моменте, на каждой незначительной, но столь теплой детали. В какой-то мере это было целительно для читательской души. Тема прощения и принятия себя во мне тоже живо откликнулась – и то, как щедро и тонко вы вплетали в этот процесс символизм сделало этот переход от мук к душевному покою одновременно и плавным и очень четким, таким, который не проглядишь, даже если читать по диагонали.

Каждый персонаж (кроме Лужина) здесь не обделен душевной красотой. И ваш "злодей" (не могу написать этого слова без кавычек в его отношении) Родион вызывает сочувствие и понимание. Даже майор, пусть поначалу и хотелось накормить его сапожными подметками, в конце проявил себя как человек честный и справедливый. Чувствуется влияние доброй Лизы – тут у вас вторая пара по типу "красавицы и чудовища" вышла.

Маленькие детали, вроде съеденного со скорлупой яйца въелись в память и обогатили текст неимоверно.

Для себя отметила момент, который очень ценю в произведениях – очень внимательное, эмпатичное, пусть и явно ошибочное, отношение Родиона к психологической травме Сони на почве ее сексуальной эксплуатации. И это меня в Родионе покорило окончательно – он не думает о себе и своих нуждах в тот момент. Раскольников не винит Соню за ее прошлое, подобно многим "Лужиным", которых читательница и в жизни на рубль ведро повидала, он видит в ней лишь чистоту и свет, и уже только этим в читательских глазах заслуживает уважение и сопереживание:

— Грязь? — он с силой отнимает от лица ее руки. — Только не на тебе! Да ты чище всех, кого я когда-либо знал!

В общем и целом, я пропиталась вашей работой как губка и вдохновилась тоже – хочу тоже что-то светлое создать теперь) А вдохновить другого автора – это явный признак мастерства)))

Спасибо за эту историю!
Показать полностью
Яроссаавтор Онлайн
Katedemort Krit
Я даже не знаю, как сейчас выразить свою эйфорию! Такой отзыв точно стоило подождать, сколько нужно, потому что он - чудо! Спасибо!
Безумно приятно видеть, такое восприятие своих персонажей читателем. Я тоже их такими вижу и люблю. И даже майора) Он поначалу появился тут как исключительно негативный персонаж. Но потом пришла Лиза, и майор вдруг начал меняться. И в итоге возникла эта вторая пара (и, скажу вам по секрету, они помимо прочего стали еще и подстраховкой по спецзаданию, если бы вдруг по основной паре оно недостаточно четко считывалось))
Спасибо вам за внимание к деталькам!
И в целом вы так красиво написали. "Подхватила, как воды Иртыша"! Моя душа поет))) Вообще, мне очень хотелось, чтобы кто-нибудь обратил внимание на реку. Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль. Я не стремилась отобразить это в тексте, и потому возможно оно совсем и не считывается, но ощущение было))
И я очень рада, что история доставила вам такие светлые переживания и вдохновила! Это правда здорово! (Хотя вы и так всегда пишете светлое и прекрасное))
Спасибо вам за отзыв и рекомендацию! Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым.
Показать полностью
Яросса

Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым.

Шлю вам воздушную обнимашку))) Вы и ваш рассказ сделали мое утро точно таким же))

Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль

Это чувствуется) И он и вправду там, абсолютно живой и активный, пусть и молчаливый.

вы и так всегда пишете светлое и прекрасное)

Спасибо)))
Здравствуйте, мой соперник!
Несу с забега волонтера, прошу прощения за объем и за некоторую бессвязность.
И просто знайте: проиграть вам - честь для меня. Если здесь вообще может быть проигравший.

Красавица и чудовище. Творчество Ф. М. Достоевского (Преступление и наказание)
На высоком берегу - Родион Раскольников/Соня Мармеладова. Постканон.

Сюжет:
Раскольников на каторге. Его мучают надежды, которым он не верит (но которым так хочется верить, ведь Соня, милая Соня...), его мучают сомнения, его мучает его теория о твари дрожащей и право имеющем, которая его все еще не оставила. Его мучает, в конце концов, раскаяние. Плац-майору он не по душе, поэтому и в справедливости мира Раскольников окончательно разуверился. А тут еще и Лужин объявился, Соне угрожает...
Но все разрешается благополучно, и герои наконец счастливы.

Язык:
С одной стороны, язык не "современный". Стиль - не современный.
С другой, это, конечно же, не язык Достоевского: тяжелый, костоломный, душный, как каменный мешок-Петербург раскаленным летом.
Язык мягкий, певучий, неторопливый, как перекатывающий свои воды Иртыш. Приятно прохладный.
И создающий ощущение какой-то... хрупкости. Нежности. Робости. Когда шаг вправо - отчаяние, шаг влево - счастье, а герои все ходят по тонкому льду...
Только зачем он - тонкий лед, - если все хорошо?
Или... не все?

Как мы помним, в своем романе Достоевский приводит Раскольникова к духовному перерождению и оставляет его: Достоевский теряет к нему интерес.
Я люблю Достоевского за болезненное, горячечное безумие, которое охватывает всех его героев, да что героев - города и реки.
Поэтому мой интерес к судьбе Раскольникова тоже угас с последними строчками романа. Достоевский обещает, что душа Раскольникова переродится. Что ж, так тому и быть, на том его и оставлю...
Автор же захотел узнать, что было после.
Итак, Раскольников на каторге. Он сомневается, мучается, боится, но в конце концов все в его жизни складывается, все испытания легко преодолеваются, счастье приходит, любовь побеждает.
Многие читатели возмущены тем, что все-то у Раскольникова в этой истории легко получается, очень уж ему везет. И в список "отпущенных" попадает, и плац-майор, испытывающий к Раскольникову неприязнь, не ведется на слова Лужина.
И вообще: всем сестрам по серьгам, счастье и флафф.
Я долго пыталась понять, что меня, так любящую Достоевского именно за безумие и страдание, в этой истории насторожило.
Счастье счастьем, но откуда тогда... повторюсь: ощущение какой-то невероятной хрупкости? Неуверенности? Робости?
Такой хрупкости, что читаешь про это "легко достающееся" счастье внимательно, бережно, затаив дыхание, боясь пропустить хоть слово.
Кажется, я поняла.
Все пытаюсь сформулировать...
Показать полностью
В "Преступлении и наказании", как, наверное, во всем творчестве Достоевского, очень сильна линия христианской философии. И в "Преступлении и наказании" выражено это, пожалуй, в мысли, что каждый сам определяет меру своего греха. И что наиболее суровое наказание за свой грех себе выносит сам грешник.
Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Он сам выбрал, как прожить свою жизнь, и дорога привела его к точке, когда жизнь ему просто... неинтересна. И страх смерти ничтожен перед бессмысленностью существования. Свидригайлов не верит в возрождение души, не верит в будущее. Верит он лишь в "темную баньку с пауками". В свой собственный ад.
Раскольников является с повинной, и это тоже его решение. Собственно, весь роман мы наблюдаем, как накапливающееся в нем напряжение, нервозность, борьба с собой к этому приводят.
Более того: преступление свое, за которое Раскольников считает себя достойным лишь каторги, он тоже определяет - сам. В глазах общественности его преступление - убийство старухи-процентщицы. Для самого Раскольникова его преступление - то, что он, тварь дрожащая, возомнил себя право имеющим и таким образом предал свою теорию.
Каждый сам решает, виноват ли он, если виноват, то в чем, что он за это заслуживает. Иногда это решение осознанное. Иногда - это просто ад в душе. Иногда - пустота.
Но Достоевский не позволяет ни одному внешнему несчастью обрушиться на Раскольникова, не смешивает внешнее с внутренним. Все - внутри, только внутри.

И в "На высоком берегу" - на мой взгляд - автор действует так же.
Испытания, которые он посылает Раскольникову и Соне, влияют на то, что у них внутри.
Предвзятость плац-майора - и в Раскольникове с новой силой вспыхивает неверие в справедливость.
Приезд Лужина - и будто наяву воплощаются Сонины страхи прошлого, которые никуда и не исчезали, просто не позволяли себе заговорить во весь голос. А Раскольников сам видит себя таким, каким его видели когда-то - вот он стоит с топором и думает, занести ли...
И с плац-майором, и с Лужиным все обходится слишком уж легко. Навели страху - и что дальше?
В том, как мне кажется, все и дело. Простота этих испытаний - тоже испытание. Испытание счастьем.
Страдать от угрызений совести, от стыда будет лишь человек, у которого есть совесть. Вину перед собой он искупает тогда, когда перестает страдать, когда перестает бояться. И только тогда душа его сможет возродиться.
Ведь кроме воскресших старых страхов эти испытания... не приносят ничего. И рассеиваются, как дым. Легко-легко.
"Вот, смотрите, - будто говорит героям автор. - Смотрите, как все хорошо, смотрите... Вы ведь мне верите?"

... и именно так происходит возрождение.
И показать я это попробую, пожалуй, через... теорию Раскольникова.
В начале "На высоком берегу" Раскольников - все еще мятущаяся, беспокойная душа. На него накатывает то отчаяние, то спокойствие, а иногда в этом спокойствии и отчаяние: пока он ждет, когда другие каторжане его убьют наконец, наконец прервут эту несчастную жизнь.
Потом воля в жизни снова в нем вспыхивает, яростная и крепкая.
В этом эпизоде мы видим, что свою теорию Раскольников не забросил, не отрекся от нее. В момент отчаяния, когда Раскольникову кажется, что мир жесток и несправедлив, он цепляется за нее, чтобы выжить. Он будет жить, потому что он имеет право жить, потому что он не тварь дрожащая, потому что восстал против системы, пусть и получил за это!.. Размышления эти темны и омерзительны. И как же странно сочетаются они с приходящим следом светлым образом Сони - ради которой Раскольников тоже хочет жить... Он будет жить - из убеждений темных и светлых одновременно.
Вот автор в первый раз дает героям надежду. Демьян неосторожно говорит Раскольникову, что он один из самых "благонадежных" стал, так что дадут ему, пожалуй, собственный маленький домик, сможет жениться на Соне-то...
Раскольников страдает, потому что хочет, надеется, но не верит. Ведь мир темен и мрачен. А как же плац-майор, который никогда не допустит!..
"Благонадежным" Раскольникова признают. И он женится на Соне.
Впервые его не обманула... надежда.
И она и дальше не отворачивается от него. Между ним и каторжанами наводятся легкие тонкие мостки, больше нет между ними той разницы, нет к Раскольникову той ненависти, потихоньку даже зарождаются уважение, доверие, симпатия.
Да и есть за что...
А Соня... Соня его любит. Соня его понимает - по-своему, но понимает. Принимает - со всеми его бесами. Знает, как их успокоить...

И вот его теория меняется. Преступление Раскольникова все еще в том, что он предал свою теорию... Но он впервые задумывается, почему именно он тварь дрожащая. Не потому что сил не хватило пойти до конца, не потому, что за то, что совершил, переживал душевные терзания, не потому что не сдюжил. Нет - потому что делал ради себя. Потому что не имел ни благой высшей цели, ради которой мог бы жертву принести, ни четкого плана. Потому что не идее следовал, а своему желанию. Потому что обратил идею свою - во зло. Применил ее - во зло.
И не в убийстве старухи он раскаивается, потому что так злом ее и считает, но в убийстве Лизаветы...
И вот идея Раскольникова приобретает уже немного другой оттенок. Высшая цель - самая благая - требует жертвы. Кто может жертвовать - право имеющий. Кем жертвуют - тварь дрожащая.
Теория все еще очень... спорная и неприятная. Но - говорю как человек, который много над этой теорией думал, - логичная. Прогресс во многом так и работает, как бы это ни было цинично.

Итак, Раскольников раскаивается в убийстве Лизаветы. "казнится". Соня же верит, что Лизавета не хотела бы ему таких страданий и простила бы его, да уже простила, с Небес-то...
Раскольников ей не верит. И даже видение, где Лизавета прощает его, считает плодом своих желаний.
А вскоре он спасает от верной гибели другую Лизавету. И не это ли знак, что ему дали шанс искупить вину?..
Впервые его не обманула... вера.
Сонина вера, ведь кому еще хватило бы сил верить за них двоих?

Наконец, Лужин. Лужин, который угрожает Соне - милой Соне! - что расскажет всем про ее "желтый билет", про всю грязь, что была в ее жизни! Раскольников вступается за нее. И Раскольникова ведут к тому самому проклятому предвзятому плац-майору, и слово его, каторжника, против слова Лужина, важного юриста, свободного человека...
Раскольников - не боится. На нем нет вины, он знает это. Но майор, майор...
Майор не любит Раскольникова, но правда - на его, Раскольникова, стороне. Майор выпускает его.
Впервые его не обманула... справедливость.

И последнее испытание - его и Сони.
Он не смеет прикоснуться к Соне, хоть она и его жена, ведь как может он, жестокий, грязный демон, оскорбить ее, светлого чистого ангела...
Соня же понимает, что он никогда не прикоснется к ней, ведь она грязная, нечистая...
Наконец все встает на свои места. Раскольников смотрит Соне в глаза и понимает, что его, грязного, нечистого демона, любят. Соня дрожит под его ласками и понимает, что она, грязная, нечистая - желанна. Что любят и ее.
Любовь не обманывает их.
И прощения, любви друг к другу наконец хватает, чтобы они сами простили себя.
Вот так происходит возрождение. Вот так счастье перестает быть испытанием.
А с теорией всей жизни Раскольникова происходит последняя метаморфоза.
Они стоят на высоком берегу, Иртыш лениво катит зеленоватые воды...
Раскольников не боится признаться себе, что любит эту жизнь, что... счастлив.
И каждая тварь дрожащая, жизни боящаяся, в будущее не верящая, угрызениями совести терзающаяся может стать право имеющей - искупив, отстрадав, полюбив, простив.
Имеющей право - на счастье.
Показать полностью
Но что я все о Раскольникове... Ведь в этой истории есть и Соня. Совершенно замечательная, добрая Соня.
Ведь это она... надеется за Раскольникова. Верит за Раскольникова. Именно ее надежда заставляет его надеяться, ее вера - верить.
И пример Сони только подтверждает мысль о собственном аде.
Всю историю "На берегу" Раскольников считает себя демоном, Соню - ангелом.
На Раскольникове - убийство. На Соне - то, что она вынуждена была продавать себя.
Раскольников не жалеет о содеянном. Соня - стыдится и кается всю жизнь.
Но стены Сониного ада не менее крепкие, чем стены ада Раскольникова. Просто для нее это - стыд. Страх, что прошлое откроется. Неуверенность, желанна ли она, любима ли она.
И искупление они находят вместе.

И как же бережны они друг к другу, как оба... стараются защитить друг друга от своего личного ада. От своей личной грязи. От своей боли, в конце концов.
И пусть Раскольников срывается на резкие слова, пусть Соня плачет...
Но она старается его понять и понимает. Он же, в отчаянии своем совсем теряя власть над собой... все-таки чудом останавливается и не позволяет себе выплюнуть ей в лицо совсем уж мерзость.
И раны друг друга они стараются не бередить. Так стараются, что причиняют друг другу новые страдания.
Но... все равно в конце концов понимают друг друга.
И это чудо взаимопонимания - действительно хрупкое и волшебное.

Для меня "На высоком берегу" - история-метаморфоза.
В ней каждый меняется. Входит в зеленоватый прохладный Иртыш и выходит другим человеком.
Раскольников, Соня...
Плац-майор. Сначала забравший у Раскольникова остатки веры в справедливость, в конце - эту веру вернувший. Майор, личность, казалось бы, не самая приятная - оказался открыт женскому влиянию, готов смотреть на мир чужими - пусть только любимыми - глазами.
И как бы ни были непохожи они с Раскольниковым...
Защищать свое, родное, любимое - они будут оба. Даже если для этого придется хотя бы раз отказаться от предубеждения и неприязни.

Любовь, конечно, заставляет человека измениться - хоть на время - хотя бы в проявлениях своей натуры. Но я вот думаю... А вдруг та перемена, что произошла с майором под влиянием этой, новой Лизаветы - тоже еще один, последний знак Раскольникову, что он прощен?

Любовь, конечно, заставляет человека измениться. Но всегда ли это любовь к женщине?
Надежда, вера, вера в справедливость по очереди возвращались к Раскольникову. Для себя он все равно до последнего "превращения", возрождения оставался вечно что-то ищущим демоном.
Но станет ли демон спасать тонущего щенка? Останавливать понесшую лошадь? Делиться едой с каторжанами и есть яйцо неочищенным - из соображений дружества?

Может быть, в тот злополучный миг, когда Раскольников схватился за свою теорию, чтобы вновь обрести волю к жизни, а перед глазами мелькнуло лицо Сони, вечно ищущий демон наконец нашел то, что искал?
Тот смысл жизни, который так и не смог найти Свидригайлов.

Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему.
Но душевный покой - это любовь к жизни.
И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение.

Спасибо, автор!

P. S. Середину текста надо перепроверить, нашла там несколько опечаток.
P. P. S. А может, после конкурса уже можно последнюю фразу убрать?.. Мне кажется, без нее все еще лучше.
P. P. P. S. Не знаю, так ли "возрождение" воплотил бы Достоевский, никогда не задумывалась, какова будет жизнь Раскольникова на каторге, но одно точно: ваша история сама по себе прекрасна.
Показать полностью
Viara species
Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему.
Но душевный покой - это любовь к жизни.
И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение.
Ты - гений. Яросса написала изумительную работу, но то, как о ней написала ты - это что-то волшебное. Я прямо плачу.
Яроссаавтор Онлайн
Viara species
Отдельно хотелось бы выразить свою благодарность и восторг относительно того, насколько внимательно и точно Вы описали эволюцию теории Раскольникова. А ведь в ней один из важнейших посылов этого фанфика.
И что меня еще поразило до глубины души, это выделенные Вами ступени обретения надежды, веры, веры в справедливость и наконец любви и счастья. И понимание самого счастья. Да счастье - в принятии себя и любви к жизни, одно обретается через другое и дарит покой, который есть точка отсчета - начало новой жизни после возрождения.
Еще раз огромное Вам спасибо!
Яросса уже не первый раз замечаю, что автор, который на словах не позиционирует себя как христианин ( или, во всяком случае, не выносит свои взгляды в народ), пишет глубоко христианские по духу тексты. Magnifique !
Яроссаавтор Онлайн
MinaTavr
Спасибо!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх