Магия («волшебство», «колдовство», «ведовство», «чародейство», устаревшее «волхвование») — способность, благодаря которой с помощью внутренней (в основном психической) энергии можно управлять предметами и явлениями. Магия морально и этически нейтральна.
Магия является сверхъестественной силой, которая может изменять ткань реальности на фундаментальном уровне. Возможность использовать магию является наследственной чертой и передается потомкам от предков, что позволяет ведьмам и колдунам практиковать волшебство.
Основные свойства магии довольно просты — даже двухлетний ребенок может использовать некоторые её формы, которые у детей проявляются в стихийных магических выбросах, как правило, при сильных эмоциях или страхе. Присущая магии сила и огромный потенциал весьма соблазнительны для молодых неопытных умов и могут привести к различным злоупотреблениям. Именно по этой причине молодые ведьмы и колдуны в возрасте одиннадцати лет отправляются в Хогвартс или в другие магические школы, чтобы изучить свои способности, научиться искусству управления собственной магией и осознать всю глубину личной ответственности за её неправомерное использование. В Хогвартсе студенты обучаются различным магическим специальностям, а также изучают теорию магии и историю волшебного мира.
Магия недоступна маглам и сквибам, что и отличает их от волшебников. Такое ограничение вынуждает их использовать различные технические устройства, развивать науку и технологию. В том же смысле многие волшебники не способны использовать большинство магловских устройств и не знают основных принципов их работы. Например, такие совершенно обычные для маглов понятия, как электричество или электроника, вызывают у них глубокое недоумение и непонимание. И маглы, и волшебники рассматривают собственные возможности как совершенно обычные и абсолютно логичные, хотя при близком знакомстве с альтернативой они бы нашли это забавным, увлекательным и даже таинственным.
В соответствии с международным Статутом о секретности, принятым в 1689 году, волшебники должны скрывать свои магические способности от обычного мира, поэтому большинство маглов совершенно не подозревает о существовании волшебного мира. Магия, будучи рассекреченной в мире маглов, могла бы рассматриваться в качестве четвертой основной ветви науки, наряду с химией, биологией и физикой. Однако основным направлением современной магловской науки является изучение естественных физических законов окружающего мира, а магия, в силу своей сверхъестественности, таковой не является. Сложно даже представить, что произошло бы в подобном случае, ведь постулаты современной науки многим маглам кажутся нерушимыми.
Тёмная магия является прерогативой злых сил. Увлекаясь тёмными искусствами, многие волшебники окончательно теряют человечность и становятся настоящими преступниками. Именно поэтому в волшебном мире многие направления магической науки являются запрещенными, а за их использование можно «загреметь» в магическую тюрьму — Азкабан.
У людей умение или неумение творить магию определяется генетической наследственностью. У пары волшебников является нормой наличие у их детей волшебства, но у супружеской пары маглов это явление достаточно редкое. Связано это с тем, что ген магии, присутствующий в ДНК ведьм и колдунов, является доминантным. Сквибами называют людей, рожденных в волшебных семьях, но не способных творить магию. Это случается, когда у потомка волшебников такой ген по какой-то причине не проявляется, в результате чего он становится неспособным к волшебству.
Ведьма или волшебник, рожденные магловскими родителями, известны как маглорожденные. Это случается, когда семья маглов происходит от сквиба, у потомков которого ген магии вдруг становится активным много поколений спустя. Маглорожденных волшебников намного больше, чем сквибов, но это может быть связано с несопоставимыми масштабами популяций мира обычных людей и мира волшебства.
Для непосредственной реализации своих насущных магических желаний маги используют заклинания. Более сложные магические действия выполняются с помощью магических ритуалов.
Магические обряды могут включать в себя одно или несколько сложных заклинаний, которые, в отличие от обычных заклятий, не исчерпываются одной фразой и одним взмахом палочки. Одним из таких обрядов, например, является заклинание Надзор — некое, по-видимому, сигнальное заклинание, которое накладывается на несовершеннолетних (младше 17 лет) волшебников.
Существует два основных способа выполнять магические действия:
1. С применением волшебной палочки. Большинству магов для концентрации магической энергии в определённой точке необходима волшебная палочка, жезл или волшебный посох.
2. Без применения волшебной палочки. Существуют две разновидности такого вида магии:
— стихийная, когда волшебник выполняет действия непроизвольно. Чаще всего проявления стихийной магии свойственны детям до 11 лет в критических ситуациях, особенно когда есть угроза их жизни и здоровью. Далее дети идут в школу, где учатся применять волшебство при помощи волшебной палочки, и проявления стихийной магии становятся редкими.
— с применением волевых усилий, когда человек выполняет магическое действие сознательно. Очень немногие волшебники способны обходиться всего лишь пассами рук или даже просто взглядом, не говоря уже о виртуозах, которые способны творить чудеса, даже не отвлекаясь от обыденных дел.
Смог уменьшить безобразный свитер, который хотела на него надеть тётя Петуния, и свитер на него не налез.
Перекрасил парик учительницы из начальной школы.
Убегая от преследовавшей его банды Дадли Дурсля, неожиданно оказался на крыше школы.
Выпустил из террариума удава.
За одну ночь отрастил волосы.
Уже будучи третьекурсником, в гневе раздул тётю Мардж. Перед этим он взорвал бокал у неё руке.
В тот же день Гарри без помощи палочки открыл дверь чулана, где хранились его вещи.
Фред Уизли: в пятилетнем возрасте, разозлившись на Рона, превратил его плюшевого мишку в паука (есть вероятность, что данное магическое действие было произведено не стихийно, а сознательно).
Невилл Лонгботтом: упав из окна, не разбился, а как мячик поскакал по дорожке.
Ариана Дамблдор: в шестилетнем возрасте выполняла некие магические действия в саду. Её увидели магловские мальчишки и, пытаясь выведать секрет фокусов, слишком увлеклись. В результате Ариана потеряла разум, и это привело к целой череде трагедий в семье Дамблдоров.
Том Риддл: в одиннадцатилетнем возрасте признавался, что владеет телекинезом, может причинить человеку боль с помощью магии, заставлять животных выполнять какие-либо действия без дрессировки. Его действия не носили стихийный характер, он уже в детстве умел управлять своими способностями.
Так же, как и у Тома, в детстве у Лили проявления магии не были стихийными (скорее всего, у Лили, как у всех маленьких магов, были и всплески стихийной магии. Но это, к сожалению, осталось за кадром).
Раскачавшись на качелях, спрыгивала с высоты и плавно опускалась на землю.
Могла заставить шевелиться лепестки цветка.
Квиринус Квиррелл: с помощью щелчков пальцев заставил верёвку обмотать Гарри, а хлопнув в ладоши, заставил веревки упасть. В книге вообще не описываются случаи применения Квирреллом волшебной палочки.
Бармен Том: с помощью щелчка пальцами зажёг огонь в камине.
Альбус Дамблдор: хлопнув в ладоши, поменял оформление зала на пире в честь окончания учебного года.
Ремус Люпин: освещал купе в Хогвартс-экспрессе, держа в ладонях созданный им с помощью беспалочковой магии огонь.
Гарри Поттер: во время нападения дементоров на него и его кузена Дадли Дурсля Гарри потерял волшебную палочку. Шаря руками по земле, он машинально произнёс «Люмос!» и увидел, как из его палочки, лежащей неподалёку, появился волшебный свет. То есть палочка среагировала на заклинание, даже не будучи в руках у колдующего.
Волшебники, в большинстве своём считающие себя вершиной эволюции, с предубеждением относятся к другим волшебным расам и в гордыне своей относят их к разумным существам, а то и к животным, наделенным лишь проблесками разума. Между тем, магия разумных волшебных существ во многих случаях недоступна волшебникам. К разумным волшебным существам маги относят вампиров, вейл, великанов, гоблинов, домашних эльфов, кентавров, оборотней, русалок, тритонов и сфинксов. Также к ним можно отнести, вероятно, троллей и акромантулов.
Помимо умения колдовать, присущего ведьмам, вейлы обладают искусством очаровывать мужчин. Очень немногие из них способны этим чарам противостоять, особенно если вейла этого хочет. В состоянии гнева либо по собственному желанию вейла может превращаться во что-то, весьма схожее с гарпией. Остроклювая птичья голова, чешуйчатые крылья и способность бросаться огнем — отличительные признаки вейлы в этом состоянии.
Проявляется в основном в умении обрабатывать особым образом металлы. Сделанные гоблинами вещи зачастую отличаются выдающимися магическими свойствами.
Проявляется в способности эльфов к колдовству без волшебной палочки (эльфами могут использоваться как бытовые, так и не слишком травматичные боевые заклинания). Также эльфы могут игнорировать некоторые чары помех (они умеют трансгрессировать в местах, защищённых антитрансгрессионым заклятием).
Проявляется в основном в невосприимчивости великанов к некоторым видам магии и зельям. Известно, что на них не действует оглушающее заклятие и оборотное зелье.
О магии вампиров мало что известно. От союза вампира и волшебника могут родиться дети, такие факты известны. Возможно, такие дети обладают полноценными волшебными способностями. О способностях вампиров перемещаться в тенях, обладании сверхъестественной силой, превращении в летучих мышей также ничего неизвестно.
Она достаточно слабая, однако они великолепно разбираются в такой магической науке, как прорицания, в частности, в астрологии (гадание по движению небесных светил), хотя их представления об этой дисциплине несколько отличаются от человеческих. С 1996 года в Хогвартсе начал преподавать кентавр Флоренц, который прекрасно знаком с разнообразнейшими видами гаданий кентавров, о которых люди порой и не догадываются.
Когда магия вкладывается в предмет материального мира, он приобретает новые свойства, иногда совершенно невообразимые. Магия — вещь довольно опасная, и бездумное ее использование может привести к очень неприятным последствиям. Ведь возможно изменять не только структуру пространства, но и само время, то есть изменять фундаментальные законы мироздания. К таким опасным магическим изобретениям можно отнести, например, маховики времени.
Иногда магическая энергия помещается в определённый предмет, который начинает обладать несвойственными ему возможностями или даже обладать разумным поведением, как, например, крестражи Волдеморта. Предметы, содержащие мощную тёмную магическую энергию, называются тёмными артефактами. Однако, существуют светломагические и нейтральные артефакты, как, например, Распределяющая шляпа или порталы.
Магическая энергия, заключённая в предмете, может со временем выветриться (например, дезиллюминационные чары, наложенные на дорожный плащ и превращающие его в мантию-невидимку, постепенно слабеют), либо наоборот, набирать силу (обычно это касается тёмной магии и всевозможных тёмных проклятий).
Заколдовать можно как вещи, сделанные из неорганических материалов (волшебные предметы), так и из органики (например, волшебные сладости).
Волшебники и ведьмы приготавливают зелья, вкладывая в них свою магию. Без магии зелья не получатся.
Очевидно, психическая энергетика в той или иной степени присуща не только людям, но и вообще всем живым существам на планете. Поэтому часть животных и растений, концентрирующих эту энергию в достаточном количестве, могут обладать определёнными сверхъестественными свойствами. Это может проявляться как во внешнем виде волшебных существ и растений (те же драконы, кентавры и другие), так и в способностях индивидуумов, внешне неотличимых от своих немагических собратьев.