Одноглазые великаны в балкарском и карачаевском фольклоре (своего рода родственники адыгских иныжей, абхазских адау, осетинских уаигов). Они жили в пещерах и занимались разведением коз. Злые и жестокие, эмегены отличались необыкновенной прожорливостью и особенно любили лакомиться человеческим мясом: поэтому людям, чтобы оградить себя от их нападения, приходилось вести с ними постоянную борьбу. Не отличаясь особым умом, эмегены легко поддавались обману человека, который благодаря своей хитрости часто побеждал их.
Эмегены были от одноглавых до тысячеглавых, а кровь их была ядовита. Отрубленные головы их имели свойство сейчас же прирастать к туловищу; точно такое же свойство имели и остальные части их тела. Поэтому, чтобы лишить жизни эмегена, отрубленную часть его тела следовало немедленно сжигать. Жизнь эмегенов зависела также и от разных предметов, как, например, от оселка, черной палочки сандалового дерева или пояса, носимых ими при себе; если эти предметы человеку удавалось уничтожить, то эмеген немедленно умирал.
Кроме того, эмегенам была не чужда и способность к смене облика. Так, в сказке "Черный орел" некий старый охотник спасает и отпускает на волю черного орла, который в благодарность одарил его богатством. Через некоторое время старика встречает трехголовый эмеген, от которого тот хочет откупиться своими богатствами. Эмеген отказывается от богатых даров и требует, чтобы старик выдал за него замуж свою дочь. Но старик и под страхом смерти отказывается променять свою дочь на золото и отказывает эмегену. Эмеген превращается в черного орла и выясняется, что он таким образом задумал испытать старика, что он дороже ценит: дочь или богатство.
Очевидно, образ "эмегенов" испытал на себе влияние как древнегреческого фольклора (что совсем не редкость для кавказских территорий), так и тюркской мифологии. Из первой он взял циклопическую основу великана-пастуха и гидровую многоглавость, а из последней — имя. В мифологии монгольских народов (а также тувинцев) "Эмегельджи" (варианты Эмгельчи, Эмеген, Эмегельджин) — это домашнее божество типа богини-матери, покровительницей детей, их счастья и здоровья. Но все эти функции карачаево-балкарским эмеген утеряны. Он выступает только в роли великана.