↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к фанфику: Две жизни Дровосека


Viara species Онлайн
31 мая в 00:33 к фанфику Две жизни Дровосека
На память о забеге волонтера для конкурса "Самайнская жуть"

Примечания:
Начало фика — сразу после конца шестой части канона.
Железный Дровосек у нас персонаж чувствительный, и слёзы льёт часто)
Обращения к читателю — это по-волковски так)

Дорогой автор! Если мне, знающей канон, будут мешать обращения к читателю, то дело только в том, что вы неудачно их вставили, так что я буду ругаться.
Если меня, знающую канон, будет раздражать то, что Железный Дровосек все время слезы льет, значит, он слезы льет не к месту, так что я буду ругаться.
Так что не надо оправдываться, пока в вас еще не полетели шишки: вас это не спасет :)

Спойлер для автора (читать, если нервы уже отказывают):
Какие шишки... Здесь кактуса мало!
Акция "забег орга забега" во многом была придумана для того, чтобы заставить меня написать отзывы тем историям, которые в свое время так во мне отозвались, что слов я просто не нашла.
Я ревела над историей Дровосека тогда. Я реву над историей Дровосека сейчас. У меня сердце разрывается, автор! В первой части вы слишком жестоки.
Но это все равно просто чудо какое-то.

Итак, начинаю обзор!

Для тех, кто плохо помнит канонную историю Дровосека:
Дровосек был жевуном. Он был влюблен, его избранница отвечала ему взаимностью, и они уже собирались жениться, но злая тетка невесты Дровосека решила расстроить свадьбу и обратилась за помощью к злой колдунье Гингеме. Гингема заколдовала топор, и он отрубил Дровосеку сначала ноги, потом руки, а затем и голову. Но Дровосек не погиб: он был дружен с кузнецом, и тот раз за разом заменял ему отрубленные части тела железными. Но когда Дровосек стал полностью железным, он понял, что не может больше любить свою невесту, ведь у него нет сердца!
С тех пор обретение сердца стало его заветным желанием.
Он присоединился к Элли в ее путешествии в Изумрудный город, Гудвин дал ему шелковое сердце, а народ Фиолетовой страны, мигуны, позвали Дровосека на должность правителя, Дровосек согласился...
И все у Дровосека было хорошо!

Вам тоже кажется, что здесь пропущено нечто очень важное? К своему стыду, вынуждена признаться: зачитавшись книгами, я в свое время вообще не обратила на это внимание. А автор обратил!

Как можно догадаться из названия, эту историю можно поделить на две.

История Первая
Энни улетела, вернулась к Элли, и шелковое сердце подсказывает Дровосеку, что больше сестры не вернутся в Волшебную страну. Железный Дровосек возвращается в Фиолетовую страну и по пути заглядывает в Голубую страну, где живет его возлюбленная, та, ради которой он так желал обрести сердце. А та, конечно, уже вышла замуж за другого.

Я вот сейчас перечитываю эту историю - и в который раз плачу. Потому что дело даже не в том, что здесь написано: сюжет прост и незамысловат. Дело в том, как.
Дровосек возвращается в родную деревню, где он знает каждого и где каждый знает его. И он - чужак. Причем эта чуждость проявляется вовсе не во враждебности старых знакомых, не в том даже, что они не рады его видеть. Она - в маленьких болезненных деталях.
— Мелида? А где Виана? Ты же жила по соседству! — выпалил он и от волнения так стиснул золотое топорище, что на нём осталась вмятина.
Жевунья так и всплеснула руками.
— Дровосек! Ты вернулся!
Он коротко кивнул. В Когиде давно перестали звать его по имени — с тех пор, как заколдованный Гингемой топор отрубил ему вторую ногу.
А ведь с ног все только началось! Сначала ноги, потом руки, потом - голова... А они уже отказались от его имени.
Мелида его знает, помнит его, смотрит на него с сочувствием - но...
— Ты только ничего плохого не делай! Ей и… — вдруг испугалась Мелида. — Ты исчез, и никто не знал…
И глядя в её расширившиеся глаза, Дровосек вдруг словно увидел себя со стороны: железный великан с огромным сверкающим топором, который он с лёгкостью закинул на плечо, развернувшись к дому напротив.
Это больно. А еще Дровосек здесь очень... трогательный какой-то. Будто чудовище пытается не напугать детей и не понимает, как это сделать.
Это одиночество.
Эта история очень горькая, тоскливая - но очень... Дровосековская. Совершенно беззлобная.
Мелида, старая соседка, смотрящая на Дровосека с искренним сочувствием.
Виана, беззвучно плачущая, потому что он вернулся, наконец вернулся, но слишком поздно.
Нот, которого Виана когда-то называла братишкой и который теперь неуверенно застыл на пороге, потому что не знает:
приветствовать ли ему старого знакомого или спасать семью. Что было бы, в общем, бессмысленно.
Они все ведут себя... не то чтобы достойно, это не то слово - но очень по-человечески, по-доброму, так, как хороший человек поведет себя с когда-то любимым, но бывшим и уже незванным другом.
И слезы Дровосека едкие не только потому, что от них его снова разъедает ржавчина, но потому что он сам об этом мечтал. И все-таки он желает им счастья, потому что... ведь никто не виноват. Кроме самого Дровосека.
Потому что намостился он дорог и сам так боялся последствий возможных действий, что так ни на что и не решился. Сам себе злобный Буратино. Заслужил. Своими скитаниями, своим бегством - тем, что слишком боялся своего страха, чтобы решиться на поступок.
Да и на что он надеялся, бросив Виану на столько лет? Почти забыв ее - или пытаясь забыть - в круговерти приключений. Если он даже сейчас не до конца уверен, что привело его в знакомую деревню. А страх сбылся.

На самом деле, меня в этой истории убивает еще и то, что все вышло очень по-дурацки - и по-дровосековски. Потому что, увы, у меня нет ни малейших сомнений, что если бы возлюбленная Дровосека в каноне не решила хранить ему верность вечно (а мы не знаем, что она решила, да осталась ли жива вообще, спустя столько лет, но если да - то... нет, а чего ждать-то? У моря погоды?), то все было бы именно так.
Потому что история Дровосека - если бы, конечно, Волков не оставил конец этой романтической драмы за кадром; мне вообще кажется, что весь этот кошмар - косяк не столько Дровосека, сколько Волкова, а то столько страданий из-за этого сердца - и как сердце появилось - так все, любовь прошла, завяли помидоры, и вообще бес в ребро - давайте отправимся на поиски приключений... Мужчины, ага...
Прошу прощения. Так вот. История Дровосека - это история Рыцаря из средневековой баллады, влюбленного в Даму своего сердца, и эта история может закончиться только трагически, причем не потому, что этого требуют обстоятельства, а потому что так велит рыцарская натура.
Шестилетний ребенок, читающий "Волшебника Изумрудного города", понимает, что у самоотверженного чуткого Дровосека, который все время рискует заржаветь из-за собственных слез, со способностью чувствовать все в полном порядке. Этого не понимает только сам Дровосек.
И это же надо было так накрутить самого себя, чтобы уйти даже не из-за мысли, что его невеста, любившая живого человека, может не любить ходячий кусок железа, а из соображений, что раз у него теперь нет сердца, то и любить он не может.
Любить не может - и при этом больше всего мечтает веруться к возлюбленной уже с сердцем и наконец жениться на ней.
Дровосек вообще отличается сентиментальностью, склонностью к воспоминаниям и сожалениям, и...
И слабоволием. Таким, которое раздражало даже шестилетнюю меня.
Да. Он - тот самый человек, который вернет себе сердце и потом будет десятилетиями мостить дороги Фиолетовой страны, ввязываться в приключения и вообще изображать бурную деятельность только для того, чтобы не столкнуться с отказом, чувством собственной ненужности и одиночеством. Причем неважно, если в первые годы вероятность счастливого исхода еще достаточно велика, ведь проще заранее погрязнуть в сожалениях...
Прошу прощения, мне просто всегда обидно, когда люди сами себе так портят жизнь. И в этой истории мне очень больно - хоть и правда что посеешь, то и пожнешь. Но автор так описывает это горе, что даже понимание справедливости такого финала уже никак не утешает.

Он лежал, устремив бессонные глаза в темноту, и ждал. А утром он взял топор и пошёл рубить дрова — бесцельно и яростно. И на следующий день. И на следующий. Он ждал — чего-то... Дожди в Волшебной стране случались редко.
Если эти строчки наполняют душу тоскливым предчувствием чего-то страшного - потому что он, конечно же, думает, что несколько дней ничего не изменят, и он навестит потом Страшилу и Льва, только дождется... дождя, то следующий абзац меня доконал. Я плакса, и я знаю это, но я в первый раз ревела и сейчас, перечитывая для обзора, тоже реву.
Описание дождя здесь очень сильное.
Очередная капля как-то слишком громко ударила в металлическую голову. Другая попала прямо в глаз, и тот сразу же перестал видеть. Мир стал плоским и серым. А время растворилось в частоколе дождя. Смешалось прошлое и настоящее… Надо просто вернуть всё назад! Дровосек подождёт прихода Элли, а потом она спасёт его, он добудет у Гудвина сердце и сразу вернётся к невесте! <...> Дровосек знал, что стоять придётся долго — в ожидании Элли, которая никогда не придёт. Он встал поустойчивее и воздел топор.
У того самого дерева.
Так нельзя поступать с читателем, для которого "Волшебник Изумрудного города" - любимая сказка детства. Это пусть справедливый и логичный, но слишком взрослый конец, и... и я так не играю!
Хотя, конечно, первая история - уже завершенная, цельная, правильная и очень красивая.


ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть